Опрос № 3. Социальное партнерство в сфере труда, система и формы социального партнерства.

Социальное партнерство — сложное общественное явление, понимание которого в разных аспектах (общественно-политическом, экономическом, правовом и др.) приводит к формулированию его различных понятий.

Социальное партнерство в сфере труда (ТК РФ) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ч. 1 ст. 23 ТК РФ).

Если формулировать юридическое понятие социального партнерства, то к понятию, приведенному в ТК РФ, необходимо добавить следующее.

Урегулированные нормами трудового законодательства взаимоотношения между субъектами социального партнерства — работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления становятся правоотношениями социального партнерства.

Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают:

1) работники;

2) работодатели;

3) представители работников;

4) представители работодателей;

5) органы государственной (исполнительной) власти;

6) органы местного самоуправления.

Правовое положение каждого из них отличается принадлежащими им в сфере социального партнерства правами и лежащими на них обязанностями.

Работники и работодатели — стороны социального партнерства, действующие через своих полномочных представителей, уполномоченных в установленном порядке (см. ст. 25 ТК РФ), являющихся участниками отношений социального партнерства. Они действуют от имени и в интересах представляемой стороны.

Также участниками отношений по социальному партнерству выступают органы государственной власти (точнее — исполнительной власти) и органы местного самоуправления (также исполнительные).

Органы исполнительной власти представляют государство в отношениях социального партнерства. В этом своем качестве они выполняют определенную задачу: отстаивают интересы государства, общества, субъекта РФ при решении вопросов, связанных с регулированием на социально-партнерской основе трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Органы местного самоуправления, будучи участниками отношений социального партнерства, выражают и отстаивают в этих отношениях интересы муниципального образования.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (см. ч. 2 ст. 23 ТК РФ).

Поскольку, представитель действует от имени представляемого и в его интересах, он самостоятельной стороной социального партнерства не является.

Государство в лице правотворческих органов определяет правовое положение сторон и участников отношений социального партнерства, порядок реализации их прав и осуществления обязанностей, т.е. регулирует нормами права эти отношения.

Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей — установление минимальных социально-трудовых гарантий, предоставляя все больший простор для регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений на основе социального партнерства. В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечения согласования их интересов в сфере труда.

Правовые нормы, регулирующие отношения социального партнерства, в своей совокупности составляют институт трудового права, частью которого является субинститут коллективного договора и соглашений.

Система взаимосвязанных норм о социальном партнерстве, содержащихся в ТК РФ, иных федеральных законах, законах субъектов РФ, подзаконных актах, составляет правовую основу социального партнерства в сфере труда.

Повышение роли и значения социального партнерства как способа регулирования трудовых отношений потребовало укрепления и расширения его правовой основы. В результате в ТК РФ впервые включен развернутый раздел II «Социальное партнерство в сфере труда». Причем он предшествует другим разделам кодекса, содержащим конкретные предписания относительно государственного регулирования трудовых отношений и их регулирования с помощью социального партнерства.

Этот раздел содержит наиболее существенные положения о правовом регулировании отношений социального партнерства, которые, как и ряд других общественных отношений, входят в предмет трудового права (см. ст. 1 ТК РФ).

Социальное партнерство, являясь основой для договорного регулирования трудовых отношений с помощью коллективных договоров и соглашений, входит в метод трудового права как одна из его неотъемлемых черт.

Среди принципов правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений также названо социальное партнерство (см. ст. 2 ТК).

Основными принципами социального партнерства являются:

- равноправие сторон;

- уважение и учет интересов сторон;

- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

- соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- полномочность представителей сторон;

- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

- обязательность выполнения принятых коллективных договоров, соглашений;

- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Социальное партнерство как система взаимоотношений между работниками и работодателями осуществляется в различных формах, основные из которых перечислены в ст. 27 ТК РФ.

Формами социального партнерства являются:

- коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

- взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работника и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- участие работников, их представителей в управлении организацией;

- участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Формами выражения социального партнерства и его результатом являются коллективные договоры и соглашения.

Органами социального партнерства признаны и являются, в первую очередь, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ст. 35 ТК РФ). Они созданы для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, контроля за их исполнением. В этом их основная задача.

Комиссии создаются по решению сторон на равноправной основе на всех уровнях социального партнерства из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон — работников и работодателей.

Членами комиссий являются конкретные лица, выделенные каждой из сторон социального партнерства. Выделение и уполномочие представителей должно быть надлежаще оформлено — приказом (распоряжением) работодателя, объединения работодателей, решением профсоюзного органа, решением собрания (конференции) работников в случаях когда их представляет не профсоюз, а иной представитель.

Органы социального партнерства (как и само социальное партнерство) подразделяются по уровням: в организации (локальный уровень), на уровне территории, региона, отрасли (отраслей), общероссийском уровне. Создание федеральных округов привело к появлению межрегионального уровня социального партнерства.

На федеральном уровне создана постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от. 1 мая 1999 г.[41] РТК создана для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта Генерального соглашения. В нее входят представители федеральных органов государственной власти (Правительства РФ), общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, которые составляют соответствующие стороны РТК. Координатор Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений назначается Указом Президента РФ.

Порядок обеспечения условий для участия органов социального партнерства в указанной деятельности устанавливается ТК РФ, другими законами и иными нормативными. правовыми актами, соглашениями. В частности, в ТК РФ (ч. 2 ст. 351) предусмотрено, что проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам, объединениям профсоюзов и объединениям работодателей) органами, принимающими эти акты.

Вопрос № 4. Коллективные договоры как форма социального партнерства

Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий трудовые отношения и заключаемый работниками организации (филиала, предста­вительства) с работодателем.

Соглашение — это также правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключается на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии.

Государство признает коллективные договоры и соглашения и придает им юридическую силу. Нормы трудового законодательства устанавливают правовые основы разработки, заключения и выполнения их в целях содействия договорному регулированию социально-трудовых отношений и согласо­ванию социально-экономических интересов работников и работодателей независимо от организационно-правовых форм предприятий, организаций и учреждений и видов собственности.

Основным нормативным актом, регулирующим коллективно-договорный процесс в РФ, является Закон РФ «О коллективных договорах и согла­шениях»,

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» содержит норму о недопустимости всякого вмешательства, способного ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуще­ствлению со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений, работодателей при заключении, пересмотре и выполнении коллективных договоров и соглашений.

Условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для работо­дателей, на которых они распространяются. Запрещается включать в трудовые договоры условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями (ст. 3 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях»).

Таким образом, российское законодательство закрепило принцип международного трудового права «о неотменяемости условий коллективного договора», регулирующий соотношение коллективно-договорных согла­шений и индивидуальных трудовых договоров и изложенный в Рекомендации МОТ№ 91 «О коллективных договорах» (1951 г.).5

Современная коллективно-договорная практика в России основывается на главных принципах, определенных законом.

Принцип соблюдения норм законодательства предполагает законо­послушность сторон коллективных договоров и соглашений под страхом признания недействительным заключенного ими правового акта или его отдельных положений и ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств.

Принцип полномочности представителей сторон означает обладание ими правами, предоставленными на ведение переговоров, заключение и подписание коллективных договоров или соответствующих соглашений.

Равноправие сторон и добровольность принятия обязательств являются общими принципами заключения договоров и поэтому распространяются на процедуру ведения переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений.

Принцип свободы выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений, формально означает возможность для сторон свободно определять содержание договора или соглашения, не нарушая обязательные (императивные) нормы законов и иных нормативных предписаний, т. е. содержание договоров и соглашений, свободно определенное сторонами, должно быть при этом правомерным.

Реальность обеспечения принимаемых обязательств — принцип, соблюдение которого особенно актуально на данной стадии развития нашей экономики. Нереальные, декларативные и абстрактные условия коллективных договоров и соглашений не принесут никакой пользы, а их материальные условия должны быть экономически выполнимыми.

И, наконец, принцип систематичности контроля и неотвратимости ответственности способствует исполнению коллективных договоров и соглашений надлежащим образом и в полном соответствии с их содержанием.

Соблюдение основных принципов заключения коллективных договоров и соглашений дает гарантии их действенности. Коллективные договоры и соглашения как специфические правовые акты выполняют несколько взаимосвязанных и взаимодействующих функций.(защитная, нормотворческая(Выполняя нормотворческую функцию, коллективные договоры и соглашения улучшают нормы законов и подзаконных актов, восполняют пробелы в законодательстве,) , социального партнерства)

Во-вторых, это — функция социального партнерства. Момент заклю­чения коллективного договора и соглашения означает удачное завершение переговорного процесса и достижение сторонами компромисса, что в определенной степени становится залогом стабильности и социального мира и, в конечном итоге, средством достижения согласия в обществе. Налажи­вание рыночного механизма, проведение непопулярных реформ, а также работа предприятий и целых отраслей в условиях возросшей конкуренции вызвали в России недовольство у большого числа наших граждан, привели к росту забастовок и коллективных трудовых конфликтов. В этих условиях социальное партнерство на всех уровнях и в разнообразных формах помогает сглаживать трудовые конфликты и разногласия между работниками и работодателями, а на самом высоком уровне и в государстве. Коллективно-договорная практика становится главным звеном социального партнерства.

Сторонами коллективных договоров и соглашений выступают, с одной стороны, работники, с другой — работодатель или работодатели. Рыночная экономика тесно связывает работодателя и наемных работников и предпо­лагает наличие между ними договорных отношений, будь то индивидуально-трудовые или коллективно-трудовые отношения.

Коллективный договор заключается с одним работодателем. Стороной соглашений могут быть работодатели, объединенные по разным критериям, — отраслевому, территориальному, профессиональному. Работники в коллективно-договорном процессе выступают через своих представителей. Давая понятие представителей работников, законодатель прежде всего указал профсоюзы, т. е. органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами.

Наши рекомендации