Уровни, формы и органы социального партнерства в сфере труда. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
Уровни социального партнерства
7) Федеральный, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда
8) Межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сере труда в 2 и более субъектах РФ
9) Региональный уровень, на котором устанавливаются основы на уровне субъекта
10) Отраслевой уровень
11) Территориальный уровень
12) Локальный уровень
- Формы и органы социального партнерства в сфере труда. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).
Формы социального партнерства – способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Социальное партнерство осуществляется в формах:
1) Коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений к заключению коллективных договоров, соглашений;
2) Взаимных консультаций переговоров по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
3) Участия работников, их представителей в управлении организацией;
4) Участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Основные формы участия работников в управлении организацией закреплены в статье 53 ТК РФ.
Органы социального партнерства – постоянно или временно действующие органы, состоящие из представителей сторон (участников) социального партнерства как на двусторонней, так и на трехсторонней основе, призванные регулировать (участвовать в регулировании) социально-трудовые отношения.
Органами социального партнерства являются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, образованные на равноправной основе из наделенных полномочиями представителей сторон.
Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений образуются по решению сторон на всех уровнях социального партнерства. Эти комиссии образуются для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовке проектов коллективных договоров и соглашений, их заключения, а также для организации контроля за их выполнением.
РТК – постоянно действующий орган социального партнерства на федеральном уровне. Ее деятельность осуществляется в соответствии с ФЗ от 1 мая 1999 года.
РТК состоит из представителей общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства РФ, которые образуют соответствующие стороны комиссии. Каждое общероссийское объединение профсоюзов, общероссийское объединение работодателей, зарегистрированное в установленном порядке, вправе направить одного своего представителя в состав соответствующей стороны комиссии. По согласованию с другими членами своей стороны общероссийские объединения работодателей и общероссийские объединения профсоюзов могут увеличивать число своих представителей в комиссии. Представители сторон являются членами комиссии.Количество членов комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек. Основными целями комиссии является регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон. Комиссия работает в соответствии с регламентом. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовали все 3 стороны. Президентом РФ назначается координатор комиссии,который членом комиссии не является. Координатор организует деятельность комиссии, председательствует на его заседаниях, оказывает содействие в согласовании сторон. Деятельность каждой из сторон организует координатор стороны.
К специализированным органам социального партнерства относятся:
· координационные комитеты содействия занятости населения;
· комитеты (комиссии) по охране труда;
· комиссии по трудовым спорам;
· примирительные комиссии.
Во все эти органы входят представители работников и работодателей в равном количестве.
14. Коллективный договор: понятие, значение, стороны и содержание.
- Коллективный договор: понятие, значение, стороны, содержание.
Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей.
Стороны коллективного договора – работники и работодатель.
Значение коллективного договора:
· основной локальный нормативный акт, своеобразный «Трудовой кодекс организации»
· акт социального партнерства, позволяющий согласовать социально-экономические интересы работников и работодателей;
· форма привлечения работников к управлению организацией;
· правовой акт, позволяющий учесть специфику деятельности работодателя с учетом его организационно-правовой формы, формы собственности, финансовых возможностей.
Содержание коллективного договора определяется сторонами (ст. 41 ТК).Коллективный договор обладает смешанной правовой природой.
Информационные нормы – наиболее важные положения трудового законодательства (ТК), которые включаются в текст коллективного договора для информации, сведения работников.
Локальные нормы – разрабатываются непосредственно в организации. Нормативные положения коллективного договора:
· действуют в течение всего срока действия коллективного договора;
· адресованы персонально неопределенному кругу лиц, работающих у данного работодателя;
· применяются при наличии тех условий, которые установлены нормативным положением в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя, могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда более благоприятны по сравнению с установленным законодательством).
Организационные условия или положения – условия о сроке действия коллективного договора (ст. 43), о порядке внесения изменений и дополнений, об осуществлении контроля (ст. 51)
Обязательственные условия коллективного договора – конкретные обязательства сторон – действуют в течение срока, указанного в коллективном договоре, и погашаются исполнением; адресованы конкретному исполнителю.
В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам (ч. 2 ст. 41 ТК):
1) Формы, системы и размеры оплаты труда;
2) Выплата пособий и компенсаций;
3) Механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
4) Занятость, переобучение,условия высвобождения работников;
5) Рабочее время и время отдыха;
6) Улучшение условий и охрана труда работников, в том числе женщин и молодежи;
7) Частичная или полная оплата питания работников;
8) Отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
9) Другие вопросы, определенные сторонами.
Коллективные договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством, иными НПА. Если такие условия включены в коллективный договор, то они являются недействительными и применению не подлежат.