Вопрос 7. Право собственности общественных организаций и других юридических лиц.
Общественные организации являются одним из видов объединений граждан. Их правовой статус регламентируется нормами Закона Украины «Об объединении граждан». Статья 3 этого Закона определяет, что общественной организацией признаются объединения граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других общих интересов. Статья 21 Закона Украины «Об объединении граждан» устанавливает, что общественные организации могут иметь в собственности средства и другое имущество, необходимое для осуществления уставной деятельности. Общественные организации приобретают право собственности на денежные средства и иное имущество, переданное им учредителями, членами ( участниками) или государством, на имущество, приобретенное из вступительных и членских взносов, пожертвованное гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также на имущество, приобретенное за счет собственных средств или на других основаниях, не запрещенных законом. Общественные организации также имеют право на имущество и средства, приобретенные в результате хозяйственной и другой коммерческой деятельности созданных ими хозрасчетных учреждений и организаций, основанных предприятий. Средства и иное имущество общественных организаций, в том числе тех, которые ликвидируются, не могут перераспределяться между ее членами и используются для выполнения уставных задач или на благотворительные цели, а в случаях, установленных законом, по решению суда направляются в доход государства.
Отношения собственности религиозных организаций раскрываются в разделе III Закона Украины «О свободе совести и религиозные организации». Статья 18 данного Закона устанавливает, что религиозные организации владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, которое принадлежит им на праве собственности. В собственности религиозных организаций могут быть здания, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, транспорт, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности. Религиозные организации имеют право собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное государством, а также приобретенное на других основаниях, предусмотренных законодательством. В собственности религиозных организаций может быть имущество, которое находится за пределами Украины.
Религиозные организации вправе обращаться за добровольными финансовыми и другими пожертвованиями и получать их. Финансовые и имущественные пожертвования, как и другие доходы религиозных организаций не облагаются налогом (за исключением ввозной пошлины, таможенных и акцизных сборов и налога на добавленную стоимость с товаров, которые ввозятся ( пересылаются ) на таможенную территорию Украины ).
Таким образом, кооперативы, религиозные и общественные организации являются собственниками имущества, которое им передается учредителями и участниками. В кооперативах учредители и участники сохраняют право на долю ( пай ) и имеют право на получение прибыли или других материальных выгод от деятельности таких юридических лиц. В общественных и религиозных организациях их члены не сохраняют за собой право на внесение при их создании взносы, не имеют права на получение прибыли ( дохода), пропорционального к внесенного вклада и на получение своего вклада после ликвидации общественной или религиозной организации.
Тема №14. Право собственности народа. Право государственной
И коммунальной собственности
План
1. Общие положения о праве собственности народа и его конституционное закрепление.
2. Право государственной собственности. Управление объектами государственной собственности.
3. Право коммунальной собственности.
4. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления.
Вопрос 1. Общие положения о праве собственности народа и его конституционное закрепление.
Право собственности народа закреплено в статье 324 ГК Украины. В ней предусмотрено, что земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности народа. От имени народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, установленных Конституцией Украины. Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом.
В этой норме воспроизведены положения ст. 13 Конституции Украины относительно определения правового режима земли и других природных ресурсов в пределах территории Украины, а также природных ресурсов ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны государства, основных принципов осуществления права собственности и использования земли и других природных ресурсов, принадлежащих народу на праве собственности. Появление этой статьи в ГК Украины детерминированная объективными и субъективными факторами, которые непосредственно влияют на определение правового режима земли и других природных ресурсов, практику законотворчества и применения норм гражданского, земельного, природоресурсного и экологического законодательства в сфере осуществления права собственности на землю и другие природные ресурсы. Среди таких факторов, в частности, можно назвать: а) изменение сути и характера общественных отношений в сфере использования земли и других природных ресурсов, исключительно на публичных публично-частные; б) закрепление в статье 13 Конституции Украины императивов относительно осуществления права собственности народа на землю и другие природные ресурсы, а также по использованию природных объектов права собственности народа; в) отсутствие в ЗК Украины норм относительно права собственности на землю народа; г) постепенная смена устоявшихся в доктрине гражданского права, а также в земельно-эколого-правовой науке представлений, идей, подходов относительно соотношения и взаимодействия гражданского, земельного, природоресурсного, экологического законодательства в сфере правового обеспечения использования земли и других природных ресурсов в пределах территории Украины; д) потребности в решении существующих практических проблем правового обеспечения баланса публичных и частных интересов в сфере использования природных объектов права собственности народа; е) потребности в защите имущественных, территориальных, природоресурсных, экологических проблем во взаимоотношениях с другими субъектами международного права и тому подобное.
Согласно статье 13 Основного закона государства, в ГК Украины закрепляется исчерпывающий перечень природных объектов права собственности народа. В частности, в пределах территории Украины к ним относятся: а) земля; б) недра земли; в) атмосферный воздух; г) водные и другие природные ресурсы. За пределами Украины к таким объектам отнесены природные ресурсы континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, на которые распространяется юрисдикция Украины как самостоятельного суверенного государства. Каждый из названных природных объектов права собственности народа имеет особый правовой режим, который определяется нормами земельного, природоресурсного, экологического законодательства Украины, законодательными и международно-правовыми актами относительно континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны. При этом ни в Конституции, ни в ГК Украины, ни в Земельном кодексе и других законодательных актах Украины не дается определение понятия "земля как объект права собственности народа". В украинской науке земельного права проведено комплексное исследование юридической природы права собственности на землю народа. в котором раскрываются основные доктринальные подходы к определению земли и других природных ресурсов как объектов права собственности народа. В юридическом значении земля как объект права собственности народа - это расположенный над недрами, территориально ограничен границами Украины, целостный, неподвижный поверхностный почвенный и занят водоемами слой земной коры, который является основой ландшафта и пространственным базисом для гармоничного распределения мест расселения, деятельности людей, объектов природно-заповедного фонда с учетом экономических, социальных, экологических и других интересов общества, принадлежит народу на праве собственности, и является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства. Применяя буквальный, логический, этимологический, сопоставительный и другие способы толкования норм комментируемой статьи ГК Украины, можно утверждать, что в юридическом смысле земля как объект права собственности народа не включает в себя недра, водные объекты, лес и другие природные ресурсы. В национальном природоресурсному законодательстве даются определения понятий "недра", "лес", "воды", "растительный и животный мир", сформулированы определения объектов природно-заповедного фонда. В частности, согласно Кодексу Украины о недрах, недра - это часть земной коры, расположенной под поверхностью суши и дном водоемов, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. По Конституции Украины недра являются самостоятельным объектом права собственности народа так же, как и водные и другие природные ресурсы. Учитывая такой подход законодателя к разграничению земли и других природных объектов права собственности народа, понятие "земля как объект права собственности народа" должно рассматриваться, прежде всего, как поверхностный слой земной коры, расположенный над недрами. При этом земная поверхность над недрами включает в себя не лишь почвенный покров со всеми его біогеоценозом, но и земную поверхность, занятую водными объектами. В экосистеме Земля для других природных ресурсов, которые тоже являются объектами права собственности народа, является основой природного ландшафта.
В этой статье также воспроизводится юридическая модель двухуровневой конструкции осуществления права собственности народа на природные объекты, суть которой заключается в том, что земля и другие природные ресурсы в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны являются объектом права собственности народа, который является самостоятельным субъектом права собственности на землю и может в определенных Основным законом формах и пределах непосредственно осуществлять правомочия владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсам, или же от имени народа права собственника на природные объекты могут осуществлять уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления. Народ как субъект права собственности на природные объекты согласно преамбулы Конституции Украины составляют граждане Украины всех национальностей. Он является самостоятельным субъектом права собственности на землю и другие природные ресурсы, который владеет, пользуется и распоряжается ими в пределах территории Украины, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны. а принадлежащее ему право является: а) абсолютным, неизменным, постоянным, определяющим для установления правового режима других природных ресурсов; б) не может быть ограничено какими-то законами Украины; в) предусматривает получение абсолютной и относительной прибавочной стоимости (капитала), что должно присваиваться через общественные формы распределения с соблюдением пропорций прогрессивного развития общества; г) осуществляет исключительное право распоряжение землей путем изменения территории Украины, отчуждения, обмена ее частиц с другими субъектами международного права, не позволяет размещение военных баз иностранных государств на территории Украины. От имени народа права собственника на природные объекты осуществляют исключительно органы государственной власти и местного самоуправления в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, с сохранением постоянства и неизменности права собственности на землю и другие природные ресурсы народу в пределах территории Украины, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны без внесения изменений в Основной закон государства.
В ГК Украины закреплены конституционные императивы относительно возможности и допустимости использования гражданами и юридическими лицами природных объектов права собственности народа для удовлетворения собственных потребностей. При этом Конституция Украины не исключает возможности осуществления гражданами Украины, а также юридическими лицами права собственности на землю и другие природные ресурсы путем использования природных объектов права собственности народа не только на праве общего природопользования, но и на юридическом титуле права собственности на конкретный земельный участок или другие природные ресурсы для удовлетворения личных потребностей и интересов исключительно в соответствии с законом. В то же время, иностранные физические и юридические лица могут иметь в собственности земельные участки при условии законодательного закрепления такого права в законе. При этом Верховная Рада Украины может вообще запретить иностранным лицам приобретать в собственность земельные участки на территории Украины. Подобные ограничения в отношении осуществления прав тех или иных субъектов могут быть установлены законом и для других природных объектов права собственности народа.