Профессионально значимые качества юриста

Работа сотрудника правоохранительных органов относится к тем видам деятельности, успех и достижения в которой более связаны с общим высоким развитием личности, чем со специальными способностями.

К общему высокому развитию личности относятся работоспособность и трудолюбие, глубина, широта и мобильность мышления, самостоятельность, целеустремленность, критичность, хорошая память, развитое воображение, острая наблюдательность.

К специальным способностям относятся высоко развитые отдельные психические свойства (например, развитый глазомер, богатство и точность зрительных восприятий и т. д.).

Чтобы быть хорошим следователем, не требуется специальных задатков. Неспособность к работе обусловлена особенностями воспитания, в ходе которого не были сформированы необходимые качества.

Существует пять основных факторов профессиональной пригодности:

1. Высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации. К качествам личности, формирующим указанный фактор, следует отнести высокий уровень правосознания, честность, гражданское мужество, совестливость, принципиальность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.

2. Нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности. Рассматриваемый фактор предполагает устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических и фрустрационных ситуациях, развитые адаптивные свойства (сила, уравновешенность, подвижность, активность, динамичность, пластичность нервных процессов).

3. Высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность. Сюда входят развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность, аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное, способность к рефлексии.

4. Коммуникативная компетентность.

Организаторские способности: инициативность, находчивость, распорядительность, настойчивость, самостоятельность и т. д.

Перечисленные профессиональные качества являются важнейшими, хотя и не исчерпывающими. Но сказанного вполне достаточно, чтобы можно было составить представление, каким разнообразием психологических свойств должен обладать сотрудник правоохранительных органов. Вместе с тем, как бы ни отличались друг от друга названные группы качеств, они органически взаимосвязаны друг с другом и представляют в личности сотрудника целостное единство.

Вопрос №40

Юрист - это специалист, сведущее лицо в юриспруденции, обладающее профессиональными правовыми знаниями и умеющее применять их в практической деятельности.

Для того чтобы успешно выполнять свои функции юрист должен отличаться рядом качеств, отвечать определенным требованиям. Можно выделить следующие ведущие качества, имеющие первостепенное значение в юридической работе:

- принципиальность, убежденность, правильное понимание своего общественного и государственного долга. От этих качеств зависит, главное - осуществление специальных функций этой работы: служение народу, обществу, социальному прогрессу;

- высокая деловая квалификация и профессиональное мастерство, т.е. овладение таким уровнем юридических знаний и профессионального умения, которое соответствует современной юридической науке, требованиям юридической практики. Юрист должен глубоко знать законодательство и юридическую практику, иметь развитое юридическое мышление, быть искусным мастером, до тонкости освоившим все секреты ведения юридических дел, выполнения своих профессиональных функций;

- высокий нравственный уровень в работе, в личной жизни. Деятельность юриста, его жизнь должны быть подчинены этическим нормам, нормам общей культуры, выработке таких качеств, как уважительное отношение к людям, честность, внимание к ним и т.д.

Осуществляя свои служебные функции, юристы касаются взаимоотношений между людьми, вторгаются в самые разные стороны жизни, но сущность их работы неизменна в одном: они всегда имеют дело с конкретным человеком.

Особенность юридической работы - это умение контактировать с людьми, способность быстро, непринужденно и в то же время вполне официально вступать в деловые и личные контакты, поэтому для юриста очень важно знание психологии людей, мотивов человеческих поступков, умение разгадать причины того или иного поведения человека и предсказывать ход его действий. Юридическая работа основана на требовательной доброте, душевной щедрости, на стремлении не жалеть себя в борьбе за личность человека, за его права.

Для хорошего юриста необходима также способность к математическому мышлению, т.к. его деятельность основывается на точных, строго фиксированных данных, показателях. Поэтому она и требует логически стройного, математического склада мышления. Практика показывает, что те люди, которые обладают этой способностью и склонностью, легче постигают юридические понятия и конструкции, свободнее оперируют ими, плодотворнее используют их в практической деятельности. правовой знание нравственный долг

Вместе с тем следует отметить и то, что профессия юриста это творческая профессия, выражающаяся в творческом применении знаний, направленных на строгое осуществление начал законности. Юристу в связи с этим нужен строгий, но настроенный на творческую волну ум, для того, чтобы разбираться в сложных жизненных ситуациях и выносить соответствующие этим ситуациям решения.

В обществе работа юриста оказывает на человека в целом положительное влияние. Высокие требования, предъявляемые к юристу, развивают в нем лучшие человеческие качества, делают его более строгим в поведении, воспитанным, вырабатывают у него привычку быть сдержанным.

Частое рассмотрение конфликтных ситуаций, разнообразных антиобщественных поступков, с которыми сталкивается юрист, повышает в нем чувство ответственности, требовательности к себе как личности.

Вопрос 41.

Допрос в ходе предварительного следствия (в суде) является наиболее распространенным видом процессуального общения. С социально-психологической стороны допрос – динамичная разновидность профессионального общения, протекающего в особом режиме, характеризующемся рядом психологических особенностей, обусловленных процессуальным порядком его проведения, а также правовыми последствиями, связанными с его результатами.

В зависимости от коммуникативной ситуации, складывающейся во время допроса, различают допрос в конфликтной (со строгим и нестрогим соперничеством) и в бесконфликтной ситуации. С этой точки зрения всех допрашиваемых условно можно разделить на три основные категории лиц:

1) заинтересованные в положительных результатах расследования и вследствие этого оказывающие своими показаниями помощь правоохранительным органам в установлении истины по делу;

2) безразлично относящиеся к деятельности правоохранительных органов;

3) не заинтересованные в том, чтобы преступление было раскрыто, а истина – полностью установлена, и вследствие этого противодействующие усилиям правоохранительных органов.

Рассмотрим наиболее общие социально-психологические рекомендации, имеющие значение для установления психологического контакта с допрашиваемыми лицами.

Получение информации о личности допрашиваемого, его индивидуально-психологических особенностях. Допросу в ходе предварительного расследования, когда это вызывается необходимостью, предшествует сбор информации о личности допрашиваемого, его отношении к совершенному преступлению и другим обстоятельствам дела.

Особую помощь следователю в этих условиях может оказать использование следующих методов: анализ результатов деятельности изучаемого лица; беседа с теми, кто его хорошо знает; метод обобщения независимых характеристик; непосредственное и опосредованное наблюдение за ним, его поведением; сопоставление результатов наблюдения и другой полученной информации.

Вызов свидетеля на допрос. Основанием для принятия подобного решения служит информация о том, что субъект располагает (может располагать) определенными сведениями по делу. Другим фактором, влияющим на принятие данного решения, является характер следственной ситуации, определяющий необходимость его безотлагательного вызова. Оценка следователем информационных возможностей субъекта с учетом сложности следственной ситуации, когда на него воздействуют заинтересованные лица, может ускорить принятие подобного решения. Следователь, выбирая тот или иной способ вызова свидетеля (а иногда и сам являясь для его допроса туда, где тот работает или служит), может извлечь из этого определенные тактические преимущества. Они объективно создаются фактором внезапности, поскольку субъекту не оставляется времени для налаживания контактов с заинтересованными лицами в целях совместного принятия согласованных мер, направленных на сокрытие истины.

Пространственная организация общения во время допроса. Выбор следователем пространственных форм общения с допрашиваемым зависит от характера отношений (бывают конфликтные, бесконфликтные) и тактического замысла.

Объективно общая пространственная зона общения следователя с любым посетителем задается обстановкой кабинета, в котором происходит допрос. Однако встречаются различные варианты, в которых в той или иной мере проявляются закономерности восприятия людьми друг друга в процессе общения с учетом характера диалога – от подчеркнуто формализованного до психологически сближенного, когда приглашенному свидетелю предлагается сесть в непосредственной близости от рабочего стола следователя (в его персональной зоне общения).

В любом из вариантов следователь должен сохранять за собой статусно-доминирующее положение, инициативу изменения пространственной организации общения, связывая ее со своим тактическим замыслом.

Допрос – источник доказательств. При производстве допроса в распоряжении следователя находится огромное количество разрозненной информации, которую необходимо обобщить и систематизировать для того, чтобы восстановить картину преступления. Следователь всегда должен помнить о том, что каждый человек воспринимает информацию осознанно и подсознательно, а передать ее может только осознанно, а также то, что одни и те же слова могут передаваться различными людьми по-разному, в зависимости от их психических и интеллектуальных особенностей. Главная задача, которая стоит перед следователем при производстве допроса, – выявление объективной чувственной первоосновы по субъективным свидетельским показаниям, что возможно только при активном взаимодействии следователя с допрашиваемым и оказании последнему мнемической помощи, суть которой состоит в содействии восстановлению в памяти допрашиваемого забытого им материала. Такая помощь оказывается следователем на основе оживления смысловых и пространственно-временных связей и ассоциаций.

Припоминание может быть:

• автоматическим, когда быстро припоминают то, что хорошо помнят;

• когнитивным, на которое необходимо определенное напряжение или усиление:

• рефлективным, когда для припоминания необходимо размышление.

В целях мобилизации памяти допрашиваемого следователь применяет один из следующих мнемических приемов:

– возможность свободного рассказа;

– его повторение с различных стадий повествования (с середины или конца события);

– предъявление вещественных доказательств, которые находятся в определенной связи с забытым фактом;

– допрос на месте происшествия;

– ознакомление допрашиваемого с показаниями других лиц и т. п.

Следователь может помочь припомнить забытое, сопоставляя уже полученные от допрашиваемого сведения и активизируя осмысленное припоминание событий. При этом необходимо учитывать, что к непреднамеренно сложным показаниям обычно склонны лица эмоциональные и легковозбудимые.

Оказывая допрашиваемому мнемическую помощь, следователь должен учитывать тип памяти этого лица, способность к смысловым ассоциациям и образности восприятия, а также его возрастные особенности. Ведь очевидно: чем младше ребенок, тем больше ему могут быть непонятны какие-то явления. Необходимо помнить и о том, что в зависимости от типа высшей нервной деятельности у допрашиваемого лица могут возникнуть определенные затруднения в припоминании. Так, если лицо находится в перевозбужденном состоянии, то проведение допроса следует прервать или вовсе отложить.

При оценке показаний допрашиваемого и определении их истинности следует обращать внимание на:

– логическую связь сообщаемых сведений и их непротиворечивость или же, наоборот, противоречивость;

– соответствие или несоответствие сообщаемых сведений другим доказательствам;

– общие психофизические особенности допрашиваемого.

Для правильной оценки показаний о продолжительности сложных событий следователь должен разделить их на эпизоды или части, выявить продолжительность каждого из них с дальнейшим определением общей продолжительности всего события.

Что же касается показаний, связанных с установлением размера, цвета, формы, то следователь должен точно установить место расположения очевидца определенных событий и физические условия их восприятия.

Вопрос 42.

При осуществлении правосудия особенность установления истины заключается в том, что исследованию подлежат факты, действия, события, происходившие в прошлом. Восстанавливаются они прежде всего с использованием свидетельских показаний лиц, которые их непосредственно наблюдали или имели о них сведения, полученные из иных источников.

Согласно ст. 72 УПК РФ «в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу». Однако не может допрашиваться в качестве свидетеля «лицо, которое в силу своих физических или психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания».

Часть 3 ст. 79 УПК предусматривает обязательное проведение экспертизы для определения психического или физического состояния потерпевшего или свидетеля в случаях, когда возникает сомнение в их способности давать показания о соответствующих обстоятельствах.

Способность давать показания – это обусловленная развитием и особенностями личности способность правильно воспринимать сущность интересующих следствие событий, запомнить их и описать, не поддаваясь внешнему влиянию.

Здесь очевидна важность использования специальных психологических познаний, прежде всего в форме судебно-психологической экспертизы. Наибольшее значение такие экспертные исследования приобретают при необходимости оценки способности давать показания детьми и подростками. Согласно закону, малолетних следует допрашивать в качестве свидетелей в тех случаях, когда существенные для дела обстоятельства не могут быть установлены другим путем. На практике, однако, такая необходимость возникает нередко: приходится допрашивать, например, малолетних потерпевших по половым преступлениям, в некоторых случаях являющихся единственными очевидцами преступления.

Приходится констатировать распространенность двух крайних подходов к показаниям детей: либо переоценка их реальных возможностей, либо полное отрицание способности ребенка правильно воспринимать события и сообщать о них. В большинстве случаев лишь эксперт-психолог может дать правильную оценку интересующим следствие способностям детей.

Свидетельские показания, как описание явлений прошлого, представляют собой весьма сложный процесс, который относится к области психической деятельности лица, дающего показания. При оценке полноты и точности свидетельских показаний существенную роль играет анализ психологических процессов восприятия, запоминания и воспроизведения конкретными свидетелями фактических данных, существенных для дела; необходимо иметь в виду и разницу в их способности давать показания. Эта способность может зависеть не только от полноценности их органов чувств, уровня развития, продуктивности и надежности памяти, качеств мышления, индивидуального жизненного опыта, запаса знаний, интересов, личностных особенностей, но и в значительной мере от их отношения к самому происшествию. Существенно влияет на свидетельские показания содержание и структура самого явления, подлежащего восприятию, оценке, запоминанию и воспроизведению, условия, при которых это явление происходило.

Основаниями назначения психологической экспертизы могут служить малолетний возраст свидетеля, низкий уровень интеллектуального развития, неразвитая речь, несоответствие показаний ребенка (подростка) иным материалам дела, их противоречивость, существенные изменения от допроса к допросу, склонность к фантазированию, повышенная внушаемость, подозрения о возможном влиянии со стороны заинтересованных лиц и другое.

Сомнения в способности свидетеля правильно воспринимать обстоятельства, важные для расследования, могут возникать также в связи:

с особыми условиями восприятия (экстремальность ситуации, внезапность и быстрота событий, одновременное воздействие большого числа раздражителей и др.);

со спецификой психического состояния свидетеля (аффекта, стресса, растерянности и др.);

с информацией о возможном влиянии на свидетеля или потерпевшего лиц, заинтересованных в исходе дела;

с противоречиями в показаниях, данных в разное время; принципиальным несовпадением содержания показаний с другими материалами дела;

с особым содержанием воспринимаемых событий (например, способность дошкольника, бывшего очевидцем убийства, понимать смысл, содержание ситуации, то есть то, что произошло именно убийство).

Судебно-психологическая экспертиза устанавливает новые фактические данные о психологических особенностях лиц, дающих показания; комплекс психических свойств человека, достаточный (или недостаточный) для полного и адекватного (правильного) отражения конкретных материальных или идеальных явлений. Они могут быть использованы, в числе прочих доказательств, при оценке достоверности показаний.

Особое значение экспертиза такого рода приобретает при проверке способности детей и подростков давать показания в случаях их отставания в психическом развитии, в том числе не связанном с психическим заболеванием, а обусловленном педагогической запущенностью, иными социальными причинами. Если же речь идет о психозах, достаточно редких в детском возрасте или о тяжелых формах слабоумия, других тяжелых патологических состояниях, следует назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу (И.А. Кудрявцев, М.В.Морозова и др.).

Дети с задержками психического развития обладают способностью слышать, видеть, запоминать те или иные события, но отличаются механической памятью, лучше помнят детали, не всегда понимая суть происходящего. Важно учитывать, что эти дети легко внушаемы, быстро соглашаются с высказанной точкой зрения. Поэтому их показания тем достовернее, чем меньше было наводящих вопросов при допросе, чем конкретнее предмет допроса.

Нередко оказываются «негодными» свидетелями дети, обладающие богатой фантазией, поскольку они легко поддаются самообману, и затем могут говорить неправду, веря в собственную правдивость. Приходится учитывать и возможность дачи ложных показаний обусловленных тщеславием, стремлением ребенка привлечь к себе внимание, особо «отличиться»; а также местью и ненавистью к обвиняемому, желанием наказать «плохого взрослого» (отчима, педагога); попытками разрешить сложную семейную ситуацию (избавиться от отчима и пр.).

Необходимо оговориться, что мы не разделяем принципа, утвержденного старым немецким уголовным правом: «Если не годится свидетель, негодным является и его показание». Оценка личности не тождественна оценке ее показаний, хотя, безусловно, должна учитываться в рамках проведения экспертизы.

Таким образом, для решения вопроса о способности малолетнего или несовершеннолетнего свидетеля давать показания необходимо исследовать: а) особенности его психического развития (памяти, внимания, речи, мышления); б) особенности личности (склонность к фантазированию, внушаемости и др.); в) способности запоминать, последовательно излагать информацию, сходную с интересующей следствие; г) способность понимать суть и значение происходящего, а также д) психическое состояние свидетеля и е) некоторые особенности событий, о которых он должен давать показания.

Согласно ст. 158 УПК допрос свидетеля должен начинаться с предложения «рассказать все ему известное об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван на допрос; после рассказа свидетеля следователь может задавать ему вопросы. Наводящие вопросы не допускаются». При этом по окончании свободного рассказа могут быть заданы уточняющие, дополняющие, детализирующие вопросы.

Показания свидетелей облечены в словесную форму, поэтому одним из важнейших признаков способности давать правильные показания является достаточный для полного и точного изложения воспринятой и сохраненной информации уровень владения речью.

При оценке свидетельских показаний детей необходимо иметь в виду, что в большинстве случаев у них лучше развита диалогическая речь, по сравнению с монологической; они не всегда в состоянии связанно, последовательно и подробно изложить суть и детали интересующего следствие события; дети стремятся отвечать односложно, нередко не вдумываясь в содержание вопроса. Выходом из этой ситуации часто становится то, что допрос проводится в форме вопросов и ответов. Однако, с учетом повышенной внушаемости этих лиц, содержание вопросов наталкивает их на определенный, «желательный» ответ, что может привести к неадекватному толкованию событий.

В этой связи еще в двадцатые годы профессор А.Р.Лурия писал: «Трудно представить себе, до какой степени глубокое влияние оказывает на показания допрашиваемого активный расспрос, которому он подвергается со стороны следователя или сторон в суде; лишь после внимательного психологического исследования начинаешь понимать, как глубоко отражается форма вопросов на характере и содержании показаний».

Поэтому при допросе несовершеннолетних и особенно малолетних свидетелей особое значение приобретает участие психолога (ст.159 и 285 УПК). В связи с существенной спецификой допроса детей, законом предусмотрено в этих случаях участие специалиста: тактические приемы допроса должны строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка-свидетеля. Имеющийся в детской психологии обширный материал может быть использован специалистом-психологом для построения адекватной тактики допроса малолетнего.

При правильной организации и квалифицированном проведении допросов детей возможно получение достаточно полных, надежных и объективных показаний даже об относительно сложных фактах, в том числе о событиях, понимание которых представляет для ребенка большую сложность. Малолетние обычно точно фиксируют многие детали, но не всегда могут передать общую картину события, особенно, если она выходит за рамки их понимания и интересов. Поэтому важно не выделять из числа других наиболее существенные и интересующие следствие вопросы, не показывать заинтересованность в получении ответа на них.

В рамках проведения судебно-психологической экспертизы этого вида можно выделить четыре основные задачи, стоящие перед экспертом: 1) установление способности правильно воспринимать отдельные действия, поступки, факты и давать о них показания; 2) установление способности правильно понимать смысл и содержание событий, ситуаций, действий, разговоров и давать о них показания; 3) анализ факторов, влияющих на формирование свидетельских показаний; 4) анализ самих этих показаний с точки зрения психологических признаков их достоверности.

В связи с тем, что решение в рамках судебно-психологической экспертизы первой и второй задачи нашли свое достаточно подробное отражение в литературе остановимся на тех проблемах, которые возникают перед экспертом при необходимости решения двух последних задач.

Факторы, влияющие на формирование показаний.

Формирование свидетельских показаний проходит следующие стадии:

А. Восприятие события.

Значимыми для эксперта-психолога здесь являются:

ситуация восприятия (особенности воспринимаемой информации и условий, при которых происходило запечатление);

психологические и личностные свойства воспринимающе­го (динамика протекания его психических процес­сов; возрастные, индивидуальные особенности ощущений, восприятия, во­ображения, мышления и пр.);

психическое состояния воспринимающего (аффективное, стрессовое, просоночное и пр.)

Б. Сохранение воспринятого в памяти.

Объекты экспертного анализа – факторы, способные повлиять на точность и прочность сохранения воспринятого в памяти:

условия хранения информации (длительность, наличие прямых или косвенных внушающих воздействий и пр.);

особенности психики и личности несовершеннолетнего сви­детеля, обусловливающие специфику переработки воспринятой информации (степень развития и характерные особенности мнестической и мыслительной функции, склонность к фантазированию, повышенная внушаемость и пр.);

В. Воспроизведение сохраненной в памяти информации.

Объектами исследования выступают:

психические состояния допрашиваемого;

психическое развитие и личностные свойства несовершеннолетнего (уровень развития речи, внушаемость и пр.);

условия проведения допросов.

Проводимый по данной схеме экспертный анализ свидетельских показаний позволяет реконструировать имевшую место ситуацию и личностный смысл воспринимаемых свидетелем событий, психическое состояние последнего. Эксперт при этом оценивает способность свидетеля решать перцептивные, мнестические и вербальные задачи, с учетом присущих последнему устойчивых пси­хологических свойств и временных психических состояний. Но необходимо иметь в виду, что не все правильно воспринятое, в дальнейшем сохраняется и точно воспроизводится.

В процессе сохранения воспринятой информации, особенно личностно значимой, происходит ее переработка, в результате которой при воспроизведении воспоминаний они соответствуют содержанию памяти, но не всегда адекватны первоначальной информации. В этой связи большое значение имеет установление таких психологических особенностей испытуемого, как повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, склонность заполнять пробелы памяти образами воображения, эмоциональная неустойчивость, а также исследование условий сохранения и воспроизведения информации (например, влияние заинтересованных в деле лиц, непроизвольное внушение при проведении допроса).

Наши рекомендации