Профессионально значимые качества преподавателя.

Для примера определения приоритетов личностного и профессионального развития педагога, а также эффективности его деятельности рассмотрим карту профессионально значимых ка­честв преподавателя (Таблица 1.).

Таблица 1.

Карта профессионально значимых качеств преподавателя

(по В.П.Симонову)

№ п/п Оптимальный уровень Допустимый уровень Критический уровень
Психологические черты личности как индивидуальности
1.1 Сильный уравновешенный тип нервной системы Сильный неуравновешенный тип нервной системы Слабый интерный тип нервной системы
1.2 Тенденции к лидерству Властность Деспотизм
1.3 Уверенность в себе Самоуверенность Самовлюбленность
1.4 Требовательность Непримиримость Жестокость
1.5 Добросердечие и отзывчивость Недостаточная самостоятельность Чрезмерный конформизм
1.6 Гипертимность Педантичность Возбудимость и демонстративность
1.7 Эмотивность Застреваемость Тревожность и дистимность
Преподаватель в структуре межличностных отношений
2.1 Преобладание демократического стиля общения Преобладание авторитарного стиля общения Преобладание либерального стиля общения
2.2 Только конструктивные конфликты по принципиальным вопросам Полное отсутствие конфликтов с учащимися и коллегами Постоянная деструктивная конфликтность по большинству вопросов
2.3 Стремление к сотрудничеству с коллегами Стремление к соперничеству с коллегами Постоянные приспособления и компромиссы
2.4 Нормальная самооценка Заниженная самооценка Завышенная самооценка
2.5 Уровень изоляции в коллективе, равный 0 Уровень изоляции в пределах 10% Уровень изоляции в коллективе более 10%
Профессиональные черты личности преподавателя
3.1 Широкая эрудиция и свободное изложение материала Знание только своего предмета Работа только по конспекту
3.2 Умение учитывать психологические и возрастные особенности учащихся Знание возрастной и педагогической психологии учащихся Отсутствие знаний по возрастной и педагогической психологии
3.3 Темп речи – 120-130 слов в минуту, четкая дикция, общая и специфическая грамотность Темп речи ниже 120 слов в минуту, «глухой» голос, отдельные оговорки с последующим исправлением Темп речи выше 150 слов в минуту, неразборчивость речи, «проглатывание» окончаний слов и т.п.
3.4 Элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты Стандартный внешний вид, отсутствие мимики и жестов Неряшливый внешний вид, чрезмерная жестикуляция и неадекватная мимика
3.5 Обращение к учащимся по имени Обращение к учащимся по фамилии Постоянное безадресное обращение к обучаемым
3.6 Мгновенная реакция на ситуацию, находчивость Чуть замедленные реакции и находчивость Отсутствие находчивости, слабая реакция
3.7 Умение четко формулировать конкретные цели Умение определять только общие цели Отсутствие умений четкого целеполагания
3.8 Умение организовать учебную работу всех учащихся сразу Умение организовать работу большинства учащихся Работа только с отдельными учащимися, при пассивности большинства
3.9 Проверяет степень понимания учебного материала всегда Проверяет степень понимания учебного материала периодически Никогда не проверяет степень понимания учебного материала в ходе объяснения
Эффективность профессиональной деятельности
4.1 Эффективность учебных занятий 85% и выше Эффективность учебных занятий 65-84% Эффективность учебных занятий 45-64%
4.2 Работа на высшем уровне требований Работа на среднем уровне требований Работа на низшем уровне требований
4.3 Фактический уровень обученности 64-100% Фактический уровень обученности 36-63% Фактический уровень обученности менее 36%
4.4 Рейтинг преподавателя 4,4 балла и выше Рейтинг преподавателя 3,8-4,3 Рейтинг преподавателя менее 3,8 балла
Количество баллов 98,7 6,5 4,3


Таким образом, мы видим, что профессиональные качества пе­дагога соотносятся со следующими заповедями его психолого-педа­гогической деятельности:

«Уважай в ученике человека, личность (что является конкрети­зацией золотого правила древности — относить к другим, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе)».

«Постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенст­вования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может разви­вать вкус и потребность к учению у других)».

«Передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваи­вать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании».

Эти заповеди отражают суть основного педагогического тезиса: «только личность воспитывает личность, только характер форми­рует характер».

Наши рекомендации