Профессионально значимые качества педагога

1. Понятие педагогической деятельности.

2. Структура педагогической деятельности. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

3. Педагогическое общение как основа профессиональной деятельности педагога.

4. Стратегии психологического воздействия.

5. Психологическая сущность педагогической оценки.

6. Профессионально значимые качества педагога.

7. Общие и специальные способности педагога.

Задания к практическому занятию:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: педагогическая деятельность, индивидуальный стиль педагогической деятельности, педагогическое общение, педагогическая оценка, педагогические способности.

2. Составить конспект:

Гурко, Г.П. Асаблівасці прафесійнай самасвядомасці педагогаў дашкольных устаноў з рознай спецыялізацыяй /Г.П. Гурко, Л.А. Панько // Весці БДПУ. - Серыя І. -2004. - №4. - С. 47-50.

Панько, Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения: Психология: пособие для педагогов дошк. учреждений: - 2-е изд. / Е.А. Панько. - Мн.: Зорны верасень, 2006. -264 с.

Вопросы для самоконтроля:

Какие виды педагогической деятельности вам известны?

Какова структура педагогической деятельности?

Назовите виды индивидуальных стилей педагогической деятельности.

Укажите компоненты педагогического общения.

Какие виды педагогической оценки вам известны?

Какие качества личности педагога являются профессионально значимыми?

Форма контроля: устный опрос, проверка конспектов.

Рекомендуемая литература:

1. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш.А. Амонашвили.– М.: Знание, 1980. –150 с.

2. Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С.Б. Елканов. – М.: Просвещение, 1989. – 198 с.

3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для пед. и психолог. направлений и спец. вузов/ И.А. Зимняя. - 2-е изд. - М.: Логос, 2002. - 384 с.

4. Кан-Калик, В.А.Учителю о педагогическом общении. Кн. для учителя / В.А. Кан-Калик. -М.,1987. - 190 с.

5. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. – СПб.-Рыбинск, 1993.- 173 с.

6. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. 2-е изд.- М.: Эльфа, 1996.

7. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192с.

8. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя /Л.М. Митина. - М.: Академия, 2004.- 320 с.

9. Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения / под ред. Е. А. Панько. - М.: Университетское, 2002. -207 с.

10. Панько, Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения: Психология: пособие для педагогов дошк. учреждений: – 2-е изд. / Е.А. Панько. – Мн.: Зорны верасень, 2006. -264 с.

11. Психология педагогического взаимодействия: учеб. пособие / Я.Л. Коломинский [ и др. ]; под ред. Я.Л. Коломинского. – СПб. : Речь, 2007. – 240 с.

12. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология. /А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 1999.- 416 с.

УПРАВЛЯЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Основные психические новообразования младенчества, раннего детства и дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения

1. Младенчество: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные новообразования возраста.

2. Особенности физического и психического развития в младенчестве.

3. Раннее детство: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные новообразования возраста.

4. Особенности психического развития в раннем детстве.

5. Дошкольный возраст: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные новообразования возраста.

6. Особенности психического развития в дошкольном возрасте.

7. Психологическая готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Цели:

1.Актуализировать представления обучающихся о психическом развитии.

2. Закрепить знания о различных возрастных периодах.

3. Определить значимые взаимосвязи между закономерностями психического развития.

Практические задания:

1. Подготовьте доклад «Психические новообразования в различные возрастные периоды».

2. Дайте сравнительную характеристику раннего детства и дошкольного возраста.

3. Дайте определение и охарактеризуйте понятие «ведущая деятельность».

4. Подготовьте доклад на тему «Особенности психического развития в дошкольном возрасте».

5. Приведите примеры различных видов готовности к обучению в школе.

Вопросы для самоконтроля:

1. Составьте схему «Периодизация психического развития»

2. Проанализируйте особенности физического и психического развития в младенчестве.

3. Опишите появление и развитие сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности дошкольника.

4. Дайте сравнительную характеристику социальной ситуации развития в различных возрастных периодах

Наши рекомендации