Нормативное регулирование судебно-экспертной деятельности в РФ
Эксперт судебно-бухгалтерской экспертизы, его процессуальный статус
И компетенция
Судебный эксперт-бухгалтер – это лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном процессуальным законодательством для производства судебно-бухгалтерской экспертизы и дачи заключения. В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми для дачи заключения знаниями. Судебно-бухгалтерские экспертизы производятся экспертами государственных и негосударственных экспертных учреждений, сотрудниками неэкспертных организаций, частными экспертами либо иными специалистами.
Государственным судебным экспертом, производящим судебно-бухгалтерскую экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей, может быть только аттестованный сотрудник государственного судебно-экспертного учреждения, а именно судебно-экспертных учреждений Минюста России; экспертно-криминалистических подразделений МВД России; экспертных подразделений ФСБ России и других государственных судебно-экспертных учреждений, создаваемых в порядке, определенном Законом о государственной судебно-экспертной деятельности, федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Согласно ст. 85 ГПК судебный эксперт-бухгалтер обязан:
· принять к производству порученную ему судом экспертизу и провести полное исследование представленных материалов и документов;
· дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам и направить его в суд, назначивший экспертизу;
· явиться по вызову суда для личного участия в судебном заседании и ответить на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным им заключением.
В случае если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта либо материалы и документы непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения, эксперт обязан направить в суд, назначивший экспертизу, мотивированное сообщение в письменной форме о невозможности дать заключение. Та же позиция законодателя отражена в ст. 16 Закона о государственной судебно-экспертной деятельности.
Компетенция эксперта – это круг полномочий, права и обязанности эксперта, которые определены процессуальными кодексами и КоАП, комплекс знаний в области теории, методики и практики судебной экспертизы определенного рода, вида. Различают объективную компетенцию, т.е. объем знаний, которыми должен владеть эксперт, и субъективную – степень, в которой конкретный эксперт владеет этими знаниями. Субъективную компетенцию часто называют компетентностью эксперта. Она определяется его образовательным уровнем, специальной экспертной подготовкой, стажем экспертной работы, опытом в решении аналогичных экспертных задач, индивидуальными способностями. Согласно ст. 16 Закона о государственной судебно-экспертной деятельности компетентность государственного судебного эксперта проверяется и удостоверяется экспертно-квалификационными комиссиями.
Судебный эксперт независим в выборе методов, средств и методик экспертного исследования, необходимых, с его точки зрения, для изучения данных конкретных объектов экспертизы. Руководитель экспертного учреждения может рекомендовать эксперту воспользоваться определенным методом, однако право выбора остается за экспертом.
Воздействие на эксперта со стороны лиц, участвующих в деле, и иных лиц не допускается.
Система методов судебно-бухгалтерской экспертизы.
Требования к методике экспертного исследования
Методы экспертизы – это совокупность приемов, с помощью которых эксперт-бухгалтер изучает предмет судебно-бухгалтерской экспертизы. Методы судебно-бухгалтерской экспертизы можно условно разделить на общие и специальные. К общим относятся общенаучные методы, которые основываются на общепринятых подходах к исследованию.
Анализ – включает в себя изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные объекты. Каждая из выделенных частей анализируется отдельно в рамках единого целого, например исследование фактов по уголовному или гражданскому делу в рамках представленных перед экспертом вопросов.
Синтез – метод изучения объекта в его целостности, единстве и взаимосвязи его частей. В финансово-хозяйственном контроле синтез можно связать с анализом. Он позволяет соединить объекты, расчлененные в процессе анализа, установить их связь и познать предмет как единое целое, например составление заключения по вопросам экспертного исследования.
Индукция – прием исследования, представляющий собой умозаключение от частных факторов к общим выводам, т.е. вывод о состоянии объекта делается на основании исследования отдельных его сторон, например экспертиза документов, отражающих задолженность организации, проводится первоначально по данным аналитического учета, а затем – по данным синтетического учета.
Дедукция – исследование состояния объекта в целом и на основе логических рассуждений выведение выводов о его составных элементах, т.е. умозаключение от общего к частному, например, общая сумма убытка распределяется между материально-ответственными лицами по видам имущества и периодам возникновения.
Аналогия – познание одних объектов на основании их сходства с другими.
Моделирование – изучение самого объекта и создание модели, которая содержит существенные черты и признаки оригинала. В судебно-бухгалтерской экспертизе применяются стандарты (модели) проведения исследования.
Абстрагирование – прием мысленного отвлечения от конкретных объектов к отвлеченным понятиям, например на основании оценки системы контроля трудовой дисциплины в отдельных подразделениях делаются выводы об организации.
Конкретизация – исследование объектов во всей их разносторонности, многообразии, например выявление в процессе контроля конкретных расходов по местам их образования – подразделениям организации.
Системный анализ – изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему, т.е. можно дать оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование, например ущерб организации нанесен лицами, которые находятся в определенных правоотношениях.
Функционально-стоимостной анализ – изучение объекта на стадии инженерной или технологической организации производства, например проектирование и оценка экономической эффективности технологических процессов и качества выпускаемой продукции.
К специальным методам судебно-бухгалтерской экспертизы относятся расчетно-аналитические и документальные методы.
Расчетно-аналитические методы включают аналитические процедуры, используемые экспертом-бухгалтером в экспертном производстве. При проведении судебно-бухгалтерской экспертизы расчетно-аналитические методы сочетаются с документальными методическими приемами.
Экономический анализ – система приемов раскрытия и определения причинно-следственных связей, обусловивших конфликтную ситуацию в хозяйственных операциях, которая в результате стала объектом расследования правоохранительными органами, например, определяются отклонения фактических показателей от плановых, факты приписок значений, необоснованной экономии ресурсов, влияние факторов на результативный показатель.
Статистические расчеты – методы статистической науки, которые позволяют определить количественные величины и качественные характеристики исследуемых объектов, отсутствующие в бухгалтерских документах (первичных, учетных регистрах и отчетности). Использование этого метода в судебно-бухгалтерской экспертизе позволяет определить индекс показателей, значение интегральных величин, коэффициент эффективности использования оборудования, производственных площадей, трудовых и финансовых ресурсов, а также значение показателей платежеспособности и рентабельности деятельности экономического субъекта.
Экономико-математический метод применяется при установлении интенсивности влияния факторов на результаты финансово-хозяйственной деятельности с целью оптимизации функционирования организации.
Проверка арифметических расчетов (пересчет) представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение экспертом самостоятельных расчетов, например проверка правильности расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Метод проверки соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций (инспектирование) позволяет эксперту-бухгалтеру проконтролировать порядок организации учетных работ в организации.
Устный опрос лиц, участвующих в деле, может осуществляться на протяжении всего экспертного производства. Эксперт вправе получать уточняющие сведения у следователя и суда, которые получают устные объяснения у информированных лиц.
При проведении экспертизы могут использоваться следующие специальные методы исследования:
· статистические расчеты при исчислении упущенной выгоды с учетом индекса инфляции;
· пересчет при контрольном расчете суммы заработной платы, которую следовало заплатить работнику с учетом порядка расчета оплаты труда, применяемого в организации; проверка документов при исследовании локальных и первичных документов на их соответствие трудовому законодательству и унифицированным формам;
· запрос и подтверждение при расчете упущенной выгоды с учетом индекса инфляции, подтвержденного органами статистики;
· прослеживание документов при проверке правильности исчисления заработной платы, определения суммы оклада, премий, пособий по временной нетрудоспособности, отпускных, доплат, обязательных и инициативных удержаний из заработной платы с учетом трудового законодательства.
Бухгалтерские и аналитические процедуры
Судебно-бухгалтерские процедуры – это система методического воздействия на субъекты и объекты хозяйственной деятельности, которое осуществляется правоохранительными органами и экспертами-бухгалтерами при проведении экспертного исследования. В качестве субъектов контроля выступают носители прав и обязанностей – юридические и физические лица, проходящие по гражданскому или уголовному делу. Объекты контроля – это вопросы и предметы, на которые направлена деятельность субъектов экспертизы.
Каждый методический прием имеет присущие ему контрольно-экспертные процедуры. Они делятся на следующие виды:
· организационные, связанные с назначением экспертов-бухгалтеров, оформлением задания на проведение экспертизы, определением перечня вопросов, поставленных на разрешение судебно-бухгалтерской экспертизы, подготовкой рабочего места бухгалтера-эксперта, подбором перечня объектов и методических приемов осуществления экспертного исследования;
· моделирующие, позволяющие построить организационно-информационную модель контролируемого объекта, оптимизировать проведение проверки по временным и качественным характеристикам, определить информационную базу и приемы контроля (например, построение модели экспертного исследования по гражданскому делу сокрытия налогооблагаемой прибыли);
· нормативно-правовые, заключающиеся в проверке соответствия функционирования объекта контроля законам, положениям, инструкциям (например, соответствие правил выплаты дивидендов по видам акций законодательству);
· расчетные, связанные с проверкой достоверности количественных и стоимостных измерителей хозяйственных операций, расчетов и показателей финансово-хозяйственной деятельности организации (например, расчет суммы необоснованной экономии сырьевого набора при производстве блюд организациями общественного питания);
· счетно-вычислительные, применяемые при проверке количественных характеристик объектов контроля (например, определение продажной цены товара по данным первичного бухучета);
· логические, основанные на применении приемов логики (умозаключения) в процессе контроля (например, логические рассуждения относительно причин возникновения брака продукции);
· сравнительно-сопоставимые, позволяющие выявить различные отклонения контролируемого объекта и его параметров от аналогов, утвержденных образцов, нормативов (например, соответствие нормативов расхода сырья и материалов на производство определенного вида продукции, действующим технологическим условиям);
· аналитические, включающие как часть расчетные, счетно-вычислительные, сравнительно-сопоставимые процедуры и др., подразумевающие анализ и оценку полученной экспертом-бухгалтером информации, выяснение причин недостатков, искажений и нарушений в организации бухучета (например, оценка показателей ликвидности баланса, динамических рядов величин, темпов роста и прироста значений, эффективности производственной и финансовой деятельности).
При проведении судебно-бухгалтерской экспертизы эксперт использует и исследует различные документы, которые содержат информацию, необходимую для разрешения вопросов, поставленных правоохранительными органами. Эти документы являются источниками информации и одновременно доказательствами для эксперта и правоохранительных органов при рассмотрении и решении дела.
Документы формируют информационное обеспечение судебно-бухгалтерской экспертизы, которое следует исследовать эксперту для подготовки ответов на поставленные вопросы.
Источники информации делятся на следующие группы:
· нормативно-правовые документы – кодифицированные и прочие, законы, постановления, положения, приказы, инструкции, методические указания и рекомендации, письма. Перечень нормативных документов, которые использует эксперт при проверке, может изменяться в зависимости от содержания дела. Знание и использование нормативных документов в экспертном исследовании является обязательным условием экспертного производства, так как выводы эксперта должны быть объективными и обоснованными;
· внутренние нормативные документы организации, регулирующие организацию бухучета. К ним, в частности, относятся коллективный договор, положения об оплате труда, о премировании и материальном стимулировании, правила внутреннего трудового распорядка, учетная политика для целей бухучета и для целей налогового учета с приложениями, инструкции, письма, положения головной (основной) организации;
· первичные учетные документы, которые подтверждают факт выполнения хозяйственной операции, поэтому используются в экспертизе как основной источник доказательств по делу. На этапе изучения материалов дела по каждому вопросу эксперт определяет те первичные документы, которые подлежат экспертизе;
· регистры аналитического и синтетического учета по счетам, позволяющие проследить организацию бухучета, процессы хозяйственной деятельности и хозяйственные операции. В методике проведения судебно-бухгалтерской экспертизы конкретизируются учетные регистры по каждому счету бухучета, который касается предмета экспертного исследования.
Требования к методике экспертного исследования
На судебно-бухгалтерскую экспертизу распространяются общие требования к методике ведения судебно-экспертной деятельности, которые содержатся в Законе о государственной судебно-экспертной деятельности.
Соблюдение законности при осуществлении судебно-бухгалтерской экспертизы. Судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции РФ и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу экспертной деятельности. Нарушение закона при осуществлении судебно-бухгалтерской экспертизы недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством.
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении судебно-бухгалтерской экспертизы. Судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Независимость эксперта. При производстве судебной экспертизы эксперт независим. Он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований, в соответствии со своими специальными знаниями.
Объективность, всесторонность и полнота исследований. Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Профессиональная компетентность. Аудиторы не должны преувеличивать свои знания и опыт.
Профессиональную компетентность можно разделить на два самостоятельных этапа: 1) достижение профессиональной компетентности и 2) поддержание профессиональной компетентности на должном уровне.
Конфиденциальность. Экперты обязаны соблюдать конфиденциальность информации о хозяйственной деятельности организации, полученной в процессе предоставления профессиональных услуг. Аудиторы обязаны обеспечивать соблюдение принципа конфиденциальности сотрудниками, работающими под их руководством, и лицами, оказывающими услуги и консультации.
Правила процессуального законодательства определяют пределы компетенции эксперта-бухгалтера при постановке вопросов на его разрешение. Компетенция эксперта-бухгалтера связана с предметом судебно-бухгалтерской экспертизы и зависит от объема материалов, на основе которых строится его заключение.
Процесс экспертного производства представляет собой рассмотрение и разрешение вопросов, являющихся компетенцией эксперта-бухгалтера:
· относящиеся к определению остатков материально-производственных запасов, денежных средств и основных средств, периодов оприходования ценностей и денежных средств, к установлению материально-ответственных лиц;
· помогающие установить сумму ущерба, причиненного действиями определенных лиц, проходящих по делу, относящиеся к проверке правильности постановки бухучета определенных хозяйственных операций в организации, достоверности этого учета;
· связанные с постановкой перед экспертом-бухгалтером заданий по производству сложных расчетов, основанных на заключениях экспертов других специальностей, показаниях свидетелей и других материалах следственного дела;
· связанные со сбором документов бухучета, имеющих значение для дела, с выяснением значений нарушений, допущенных счетным работником, с проверкой исполнения требований налогового законодательства и с исследованием договоров гражданско-правового характера.
Заключение судебно-бухгалтерской экспертизы, его структура
И методика составления
На стадии обобщения и реализации результатов экспертизы проводится группировка и систематизация материалов и информации, полученных в процессе экспертного исследования, и составляется заключение эксперта-бухгалтера.
Процесс производства судебной экспертизы заканчивается оформлением исследования в виде заключения эксперта. Это письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом. На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его (ст. 25 Закона о государственной судебно-экспертной деятельности). Если судебная экспертиза производилась в государственном или негосударственном судебно-экспертном учреждении, подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью этого учреждения. Подпись частного эксперта по усмотрению лица или органа, назначивших судебную экспертизу, может быть заверена.
Законодатель регламентирует содержание заключения судебного эксперта лишь в самых общих чертах. В соответствии со ст. 23 Закона о государственной судебно-экспертной деятельности в заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:
· время и место производства судебной экспертизы;
· основания производства судебной экспертизы;
· сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;
· сведения о судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;
· предупреждение эксперта в соответствии с законодательством об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
· вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;
· объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;
· сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;
· содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
· оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
Вводная часть заключения эксперта-бухгалтера отражает информацию, относящуюся к организационной стадии процесса судебно-бухгалтерской экспертизы. В исследовательской части заключения обычно подробно описываются процесс исследования и его результаты, а также дается научное объяснение установленным фактам. Если экспертиза была комплексной или в ходе ее выполнялись комплексные исследования, исследовательская часть завершается так называемой синтезирующей частью. В ней эксперты, являющиеся специалистами в разных родах или методах экспертизы, обобщают раздельно полученную информацию для формулирования общего ответа на поставленный вопрос. В последней части заключения излагаются выводы, т.е. даются ответы на вопросы, поставленные на разрешение экспертизы. При невозможности решения какого-либо вопроса эксперт должен в исследовательской части заключения указать причины отказа. Выводы об обстоятельствах, по которым следователем не были поставлены вопросы и которые эксперт приводит в рамках экспертной инициативы, излагаются в конце заключения.
Выводы эксперта должны излагаться в той последовательности, в которой вопросы поставлены органом, поручившим задание. При этом каждый вывод должен содержать выявленные факты, а также связь этих фактов с нарушением каких-либо правовых норм. В том случае если такая связь имеется, эксперт должен указать, какой именно нормативный документ нарушен, за какой период, описать обстоятельства, способствовавшие выявленному нарушению.
Экспертные выводы по определенности подразделяются на категорические и вероятные (предположительные). Категорические – это достоверный вывод о факте независимо от условий его существования. Если эксперт не находит оснований для категорического заключения, выводы носят вероятный, т.е. предположительный характер. Вероятный вывод представляет собой обоснованное предположение (гипотезу) эксперта об устанавливаемом факте и обычно отражает неполную внутреннюю психологическую убежденность в достоверности аргументов, среднестатистическую доказанность факта, невозможность достижения полного знания.
Заключение эксперта подлежит оценке следователем, дознавателем, прокурором, судом, лицом или органом, рассматривающим дело об административном правонарушении.
В соответствии с нормами процессуального права каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности – достаточности для разрешения дела. Следовательно, заключение эксперта по уголовному делу должно быть оценено следственными органами с четырех позиций: 1) относимости по отношению к расследуемому делу; 2) допустимости в сравнении с другими доказательствами; 3) достоверности на соответствие действительности; 4) достаточности с позиций разрешения дела.
В гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве заключение эксперта-бухгалтера оценивается аналогичным образом. Суд может оценить его по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании заключения и имеющихся в деле доказательств. При этом судебные органы исходят из принципа «никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы».
Определение полноты заключения эксперта: заключение должно содержать информацию об исследовании объекта экспертизы со всех возможных сторон. При этом следует использовать разнообразную информационную базу или бухгалтерские документы. Эксперт может применить несколько традиционных методик проверки.
Наличие нескольких вариантов исследования вопроса позволит оценить полноту результатов экспертизы. Научная обоснованность: эксперт должен опираться на специальные методы исследования. При этом следует указать метод, прием или процедуру, которые использовались при проведении экспертизы. Следует избегать нетрадиционных и сомнительных приемов. Также выводы могут быть обоснованы аналитическими расчетами. Ценность заключения возрастает при параллельном применении аналитических и документальных приемов проверки.
Результатом оценки заключения эксперта-бухгалтера может быть признание его:
· полным, научно обоснованным и пригодным для использования в доказывании в полном объеме;
· недостаточно ясным или неполным, требующим дополнительного исследования некоторых объектов. В этом случае назначается дополнительная экспертиза;
· необоснованным, вызывающим сомнение в его правильности. В этом случае мотивированным определением или постановлением назначается повторная экспертиза.
Суд или следователь могут не согласиться с выводами эксперта и, не назначая повторной экспертизы, решить дело на основании других доказательств, если они в совокупности позволяют сделать истинный вывод о действительных фактических обстоятельствах по делу.
Дополнительная и повторная судебно-бухгалтерская экспертизы проводятся по решению следственных или судебных органов. Правила их назначения и проведения регулируются процессуальным законодательством. Соответствующие статьи имеются в УК, ГК и АПК. Дополнительная и повторная экспертизы во всех процессуальных нормативных документах назначаются и проводятся аналогичным образом. В уголовном судопроизводстве дополнительная и повторная экспертизы назначаются на основании постановления следователя (дознавателя). Повторная судебная экспертиза назначается судом, следователем, дознавателем или прокурором. Назначая повторную экспертизу, они в определении (постановлении) должны мотивировать свое решение, указав:
· какие положения первичной экспертизы являются необоснованными;
· наличие каких обстоятельств ставит под сомнение достоверность выводов;
· в чем выражается противоречивость заключения;
· насколько и почему несовершенны использованные при исследовании научные методы.
В распоряжение эксперта-бухгалтера, которому поручается проведение повторной экспертизы, предоставляются материалы первичной экспертизы и заключение, а также, при необходимости, полученные дополнительные документы.
Проведение повторной экспертизы поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
Нормативное регулирование судебно-экспертной деятельности в РФ
Основа: Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ". Закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется различными видами процессуального законодательства.
Ключевые положения законодательства
Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также - эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы.
Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
Правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство в сфере охраны здоровья, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.
Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.
Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.
Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.
Исследования проводятся также в отношении живых лиц (далее также - лицо).
При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме.
Повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику государственным судебно-экспертным учреждением или экспертом.
В случае, если транспортировка объекта исследований в государственное судебно-экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.
Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы.
Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.
Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Организация и производство судебной экспертизы в медицинских организациях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. В указанных организациях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.
Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.
Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой Материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.
Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обяз