Основные изменения в уголовном праве и процессе

Социальные противоречия в капиталистическом обществе привели к резкому росту преступности в буржуазных странах. Значительный рост преступности проявился:

  • в увеличении общеуголовной преступности;
  • широком распространении организованной преступности (гангстеризм, рэкет);
  • в наркобизнесе;
  • в преступности "белых воротничков";
  • росте детской и подростковой преступности.

Буржуазные страны больше внимания стали уделять выработке новой Всеобъемлющей уголовной политики. Она формируется в плане:

  • осуществление целого комплекса социально-экономических и воспитательных программ, преследующих криминолого-профилактические цели;
  • в меньшей степени усиления мер уголовно-правового принуждения.

С целью "реадаптации" преступников создаются:

  • реформатории (исправительные тюрьмы);
  • специальные детские исправительные учреждения;
  • запрещаются некоторые жестокие наказания, в ряде стран (Англии, Франции, Италии и др.) отменяется смертная казнь;
  • механизм подавления социально-обездоленных участников различных

движений социального протеста и организаторов несанкционированных забастовок и т.д.

Меняется техника составления уголовных законов, совершенствуется их структура.

В Англии Закон об уголовном праве 1967 г. упразднил средневековое деление преступлений на фелонии (особо тяжкие преступления против личности: убийства, изнасилование, имущественное преступление; грабеж, поджог и т.д.) и мисдиминор (мелкие уголовные преступления: подлог и лжесвидетельство и др.).

Реформа уголовного права ФРГ 1975 г. отказалась от трехчленной классификации преступных деяний, сохранив лишь их деление на "преступление" и "проступки".

Происходит расширение круга действий, рассматриваемых в уголовном законодательстве в качестве преступлений и проступков.

Появляются:

  • новые виды экономических и должностных преступлений;
  • уголовные преступления, связанные с загрязнением окружающей среды, несоблюдением транспортных и дорожных правил, торговля наркотиками и т.д.

Расширяется состав субъектов уголовной ответственности: наказанию подлежат не только физические, но и юридические лица (компании, корпорации), наряду с их должностными лицами подвергаются уголовным штрафам за нарушение налогового, трудового, антитрестовского законодательства и т.д.

Происходит декриминализация - исключение некоторых незначительных преступлений из уголовного производства: (законом 1975 г. во Франции отменена уголовная ответственность за супружескую измену, в ФРГ Законом 1973 г. - за сводничество, порнографию, проституцию и т.д.).

Ряд уголовных кодексов и законов, принятых после 1917 г., в той или иной мере отказывается от постулата: ¦нет преступления без указания на то в законе, что позволяет полицейским и судебным органам расширять, в случае необходимости, масштабы уголовной репрессии?,

Более того, законодательство буржуазных стран предусматривает возможность применения к привычным преступникам, т.е. рецидивистам дополнительного наказания: применение превентивного заключения, продление сроков заключения (Англия закон 1948 г., законы 1967 и 1973 гг., Швейцария закон 1937 г.).

В законодательство вносится понятие опасного или предделиктного состояние лица (бродяги, проститутки, наркоманы), к которым допускаются репрессивные санкции - "меры безопасности", "меры социальной защиты", - в виде продления сроков лишения свободы и т.д. Особо широкое распространение эти институты получили в условиях фашистских диктаторских режимов (например: в Италии - Кодекс полиции безопасности 1926 г., УК - 1932 г.; в Германии - Закон об опасных привычных преступниках 1933г.). В США и Англии в судебной практике использовались доктрины "явной и наличной опасности" и "опасной тенденции".

Законодательство о политических преступлениях. Тенденция отхода от точного определения преступлений в уголовном законодательстве наиболее опасном виде проявился в сфере т.н. политической преступности. В условиях режимов фашистского, тоталитарного и авторитарного толка закона о политических преступлениях становились инструментом откровенной расправы с оппозиционными политическими партиями и демократическими движения.

В Японии Закон об охране общественного порядка 1925 г. в ст. 1 участие в обществе с целью "изменения установленных конституцией государственного строя или формы правления или частной собственности". Пропаганда таких идей наказывались длительными сроками тюремного заключения. А с 1928 г. закон "об опасных мыслях" ввел смертную казнь за антиправительственную пропаганду и деятельность.

В Италии Закон 1926 г. "О защите государства" восстановил отменную по УК 1889 г. смертную казнь за государственные преступления (за посягательство на главу правительства, вооруженное выступление против государственных властей). Умысел к совершению таких преступлений карался тюремным заключением от 15 до 20 лет.

УК 1931 г. сохранил эти положения, в ст. 8 дал определение политического преступления "политическим считается всякое преступление нарушающее политический интерес государства или политическое право гражданина".

В Германии законодательство о политических преступлениях носило открыто террористических характер ("Закон о защите народа и государства" от 18.02.1933 г., "Закон от измены и мятежных происков" от 28.02.1933 г. и т.д.). Только за первые 3 года пребывания у власти фашисты арестовали по политическим, расовым и религиозным признакам около 1 млн. человек.

В Англии за 1929-1933 гг. в связи с обострением политической борьбы и волнениями было проведено политических процессов больше, чем за предыдущие 140 лет. Был применен Акт о возбуждении мятежа 1797 г., а в 1934 г. был принят новый Закон о мятеже. В основном репрессии обрушились на коммунистов, пацифистов, революционных агитаторов. В связи с событиями в Северной Ирландии было применено чрезвычайное законодательство, в рамках которого в 1974-1978 гг. были приняты специальные акты об ограничении терроризма, которые применялись против забастовщиков, демонстрантов, инициаторов расовых столкновений.

В США в 20-е годы проводилась кампания "травли красных". В 194г. был принят Закон Смита (Закон о регистрации иностранцев). После окончания II Мировой войны в обстановке "холодной войны" и антикоммунистической истерии свыше 100 руководителей КП США были брошены в тюрьмы не за какие-либо действия, а за политические взгляды. В 1950 г. был принят Закон о внутренней безопасности (Закон Маккарена-Вуда) и в дополнение к нему в 1954 г. Закон о контроле над коммунистической деятельностью, открыто направленные против компартии и других прогрессивных организаций. Но не конституционность этих законов не встретила поддержки в Верховном Суде США.

В 1968 г. был принят Закон о контроле над преступностью на улицах, которых позволял рассматривать в качестве мятежа некоторые виды групповых выступлений протеста, а также пересечение границ между штатами.

В ФРГ еще в 1951 г. были приняты дополнения к УК, предусматривающие ряд составов преступлений, такие как: "посягательство на конституционный строй", "изменническая деятельность", "угрожающий государству саботаж" и т.д. Они получили известность как "политическое уголовное право".

На основании этого и других Законов в 1956 г. была запрещена деятельность КПГ, а также ряд других организаций.

В 1976 г. в ряде "антитеррористических" законах была принята поправка к УК ФРГ. За распространение материалов и публичные выступления антиконституционного характера предусматривалась уголовная ответственность. Закон применялся даже против участников движения протеста за удаление американских ракет и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История новейшего времени с точки зрения государственно-правового развития характеризуется значительными изменениями, прежде всего современного буржуазного права - происходит эволюция всей правовой системы. Обновления, происшедшие в праве стран запада, особенно во второй половине ХХ в. затронули как его форму, так и его содержание, так и форму. Придавая праву возможность активно воздействовать на общественную жизнь. Право новейшего времени отражает:

  • процессы развития самого капитализма, вступившего в пост индустриальную фазу, когда право активно используется для решения общественных задач;
  • все углубляющиеся связи экономического характера, интеграционные процессы в сфере экономики и политики;
  • унификацию права, прежде всего тех отраслей, которые регулируют имущественные отношения, имеющие содержанием гражданское право.

В странах Запада достаточно четко выделяются дальнейшее развитие двух правовых систем: англосаксонское романо-германское.

В праве ряда западноевропейских стран все отчетливее проявляется влияние новых тенденций, связанных с инкорпорацией актов международно-правового характера, способствующей дальнейшему развитию процессов интеграционного характера в сфере экономики и политики.

Наши рекомендации