Ограничения права собственности на землю
Все ограничения базируются на ч.2 ст. 36 Конституции РФ: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Эта норма продублирована в п. 3 ст. 209 ГК РФ. Такое ограничение возможно в силу прямого указания в законе.
Общие ограничения предполагают обязанность всех землепользователей не совершать действия, которые нарушают интересы общества в целом и соседних землепользователей.
Специальными ограничениями являются установление особых правовых режимов земельных участков, занятых промышленными предприятиями, транспортом, курортами, ООТ и т.д.
В действующем законодательстве отсутствует разграничение понятий ограничение, обременение и пределы осуществления прав.
Пределы в отличие от ограничений указывают о наличии внешних границ права и помогают лучше понять его содержание. Такими пределами являются целевое назначение и разрешенное использование земельного участка.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ограничения (обременения) – это наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других).
Отличие ограничений от обременений: Ограничения выражаются в некотором уменьшении объема прав собственника, они всегда безвозмездны. Обременения являются возмездными и предполагают увеличение объема обязанностей по отношению к государству или третьим лицам, которые получили производные права на земельные участки. Обременения подлежат государственной регистрации.
Виды ограничений и обременений:
1. По содержанию:
а) Ограничение права пользования. Зависит от категории земли.
б) Ограничение распоряжения. Участки, изъятые из оборота и ограниченные в обороте, закреплены в ст. 27 ЗК РФ, а также ст. 56 ЗК РФ устанавливает основания для ограничения прав на землю.
2. По субъектам:
а) Ограничения права частной собственности;
б) Ограничения права государственной собственности, есть участки, которые могут находиться в исключительной государственной собственности;
в) Ограничение права муниципальной собственности. Реализация земельных участков муниципальными образованиями возможна только для целей этого муниципального образования и его населения.
3. По сроку:
а) Срочные;
б) Бессрочные. Например, установление постоянного сервитута.
4. По предмету правого регулирования:
а) Конституционно-правовые ограничения. Речь идет о ст. 36 Конституции РФ, но такие ограничения должны быть соразмерны в соответствии с ст. 55 Конституции РФ.
б) Градостроительные ограничения;
в) Земельно-правовые ограничения;
г) Эколого-правовые ограничения;
д) Гражданско-правовые ограничения.
В литературе существует еще один вид ограничений - возможность государства или муниципального образования изъять у собственника земельный участок для государственных или муниципальных нужд, однако формально такая возможность ограничений на правомочия собственника не налагает.
Понятие управления в сфере использования и охраны земель
В общем виде под управлением земельным фондом понимается исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти и органов МСУ в пределах их компетенции, направленная на публично правовое регулирование земельных отношений РФ в целях обеспечения рационального использования и охраны земель. Оно распространяется на всех участников земельных отношений, независимо от их организационно-правовых форм и видов прав на земельные участки.
Объектом управления являются отношения в сфере использования и охраны земель.
Различают несколько видов управления в сфере использования и охраны земель:общее, специальное и ведомственное (отраслевое) управление.
Общее управление.
Общее управление носит территориальный характер и касается всех правообладателей земельных участков, осуществляющих свою деятельность в пределах территории всей страны, субъекта РФ или муниципального образования.
Такое управление осуществляют органы общей компетенции, к которым относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах их компетенции
Специальное управление.
Его осуществляют специально уполномоченные органы государства в данной области, для которых выполнение соответствующих функций управления является главной задачей. Такое управление, как правило, не зависит от территориального размещения земельных участков и реализуется под контролем органов общего управления.
Ведомственное управление.
Его осуществляет ряд федеральных органов исполнительной власти в отношении земель, которые находятся, как правило, в федеральной государственной собственности. Регулирование охраны и использования земель не является для этих органов их основной задачей, чем они и отличаются от органов специальной компетенции. Этот вид управления распространяется, прежде всего, на подведомственные данным органам предприятия, учреждения и организации. К ним, в частности, можно отнести Министерство обороны РФ, Министерство транспорта РФ и некоторые другие.