Экономическая характеристика организации
ЗАО «Тандер» (управляющая компания сети магазинов ОАО «Магнит») основана в 1994 г. как оптовый поставщик бытовой химии и косметики, а с 1997 г. приступила к освоению продовольственного сегмента рынка, став одним из пяти крупнейших дистрибьюторов в России.
В 2000 г. руководство приняло решение о реорганизации работы розничного направления. Все магазины переводят в формат дискаунтера и объединяются под брендом ОАО «Магнит».
Сеть магазинов ОАО «Магнит» - ведущая розничная сеть по торговле продуктами питания в России.
Розничная сеть ОАО «Магнит» работает для повышения благосостояния своих клиентов, предлагая им качественные товары (продукты питания) повседневного спроса по доступным ценам.
Компания ориентирована на покупателей с различным уровнем доходов и поэтому ведет свою деятельность в четырех форматах: магазин «у дома», гипермаркет, магазин «Магнит Семейный» и магазин косметики.
ЗАО «Тандер» магазин ОАО «Магнит» работает на продовольственном рынке с 2000 года. Все это время предприятие развивалось и продолжает развиваться, превращаясь в стабильную и эффективную организацию, способную конкурировать на рынке в области продажи как продовольственных так и не продовольственных товаров, ориентированную на требования клиентов и высокое качество продукции. За все время работы торговое предприятие ЗАО «Тандер» магазин ОАО«Магнит» зарекомендовало себя как надежный партнер, стабильная в финансовом отношении фирма.
ОАО «Магнит» - лидер среди российских продуктовых ретейлеров по выручке и количеству магазинов. Всего на конец 2016 года у компании было 14059 магазинов. Из них 10521 в формате «Магазин у дома», 431 гипермаркетов, 194 супермаркета «Магнит Семейный» и 3107 магазинов дрогери.
Магазины розничной сети ЗАО «Тандер» магазин ОАО «Магнит» открываются как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах. Около двух третей магазинов компании работает в городах с населением менее 500 000 человек.
Для более качественного хранения продуктов и оптимизации поставки их в магазины, в компании создана дистрибьюторская сеть, включающая 25 распределительных центров.
Сеть магазинов ОАО «Магнит» является ведущей розничной компанией по объему продаж в России. Выручка компании в последние 11 лет была низкой. А за 2014-2016 годы увеличилась на 13%. Оборот сети ОАО «Магнит» в 2016 году впервые превысил триллион рублей и составил 1,069 трлн рублей.
Кроме того, розничная сеть ОАО «Магнит» является одним из крупнейших работодателей в России. На сегодняшний день общая численность сотрудников компании составляет около 271 369 человек. Компании неоднократно присуждалось звание «Привлекательный работодатель года».
Большое внимание уделяется сотрудничеству с местными производителями и поставщиками, что позволяет оперативно решать вопросы обеспечения сетей магазинов свежими товарами местного производства.
Общество является юридическим лицом по действующему законодательству, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, содержащую его полное наименование, расчетный и валютный банковские счета.
Местонахождение: 428000, г. Чебоксары, ул. Гражданская.
Головное предприятие: 428000, г. Чебоксары, ул. Гражданская.
Режим работы магазина с 9:00 до 21:00 без перерыва на обед и без выходных.
Наиболее интенсивный поток покупателей приходится на временные рамки с 11:00 до 15:00 и с 17:00 до 18:00, то есть на обеденное время и конец рабочего дня.
Цель ЗАО «Тандер» магазин ОАО «Магнит» заключается не только в получение максимальной прибыли, но и в том, чтобы активно развиваться и выжить в условиях рынка для того, чтобы быть конкурентоспособными.
Миссия предприятия: «Мы работаем для повышения благосостояния наших покупателей, сокращая их расходы на покупку качественных товаров повседневного спроса, бережно относясь к ресурсам компании, улучшая технологию и достойно вознаграждая сотрудников».
Численность работников состоит из 25-ти человек. Организационная структура ОАО «Магнит» состоит из директора, бухгалтера и юриста. А так же из начальника охраны, администратора и старшего кладовщика. (рис 1)
Рисунок 1- Организационная структура ПАО «Магнит».
Склады представляют собой важнейшие подразделения торговых предприятий. Они предназначены для накопления и хранения товарных запасов, комплектования торгового ассортимента товаров и составляют основной комплекс сооружений предприятий оптовой торговли, а также значительную часть материально-технической базы розничной торговли. Кроме того, товарные склады могут функционировать и как самостоятельные структуры (организации), выполняющие весь комплекс торгово-технологических операций, связанных с поступлением, хранением и отпуском товаров оптовым покупателям.
Проведем экономический анализ деятельности ПАО «Магнит» на основании бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах деятельности. Основные показатели деятельности ПАО «Магнит» за 2015 - 2016 гг. представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Основные финансовые, экономические показатели предприятия за 2015-2016 гг.
Показатели | Год | Абсолютное изменение (+,-) | Темп изменения, в % | |
1. Выручка | 107,5 | |||
2. Себестоимость продаж | -153 | 99,7 | ||
3. Валовая прибыль | 108,9 | |||
4. Коммерческие расходы | - | - | - | - |
5. Прибыль (убыток) от продаж | ||||
6. Прочие доходы | 281,5 | |||
7. Прочие расходы | 101,2 | |||
8. Прибыль (убыток) до налогообложения | -7486 | 80,6 | ||
9. Чистая прибыль | -7751 | 79,3 |
По данным таблицы мы видим следующие изменения на предприятии:
- По итогам 2016 года предприятие получило выручку в размере 370517тыс. руб. Это стало выше показателя предыдущего года на 25913 тыс. руб. или почти на 7,5%;
- Из-за уменьшения объёма продукции снизилась себестоимость продаж на 153руб.
- Чистая прибыль снизилась на 78,4%.
Мы видим, что в 2016 г. производственная деятельность предприятия увеличилась, экономическая ситуация на ПАО «Магнит» улучшилась.
В таблице 3 представлена структура баланса ПАО «Магнит».
Виды активов | 2015г. | 2016г. | Абсолютное изменение (+,-) | Темп изменений, % | ||
Тыс.руб | Уд.вес, % | Тыс.руб | Уд.вес, % | Тыс.руб | ||
Актив | ||||||
1.Внеоборотные активы: 1.1.Основные средства | 98,1 | 98,2 | 95,03 | |||
2.Оборотные активы: 2.1.Запасы | 0,04 | 0,75 | -19 | 148,7 | ||
2.2.Дебиторская задолженность | 0,20 | 0,16 | 84,4 | |||
2.3.Денежные средства | 0,90 | 0,37 | -144 | 199,3 | ||
Итого активов | 100,0 | 100,0 | 94,85 |
Продолжение таблицы 3 структура баланса ПАО «Магнит»
Виды активов | 2015г. | 2016г. | Абсолю-ое изменение (+,-) | Темп изменений, % | |||
Тыс. руб | Уд.вес, % | Тыс. руб | Уд.вес, % | Тыс. руб | |||
Пассив | |||||||
1.Капитал и резервы: 1.1. Уставный капитал | 0,40 | 0,88 | - | - | |||
1.2. Добавочный капитал | 17,57 | 39,18 | - | - | |||
1.3. Нераспределенная прибыль | 13,55 | 19,82 | 65,5 | ||||
2. Краткосрочные обязательства: 2.1.Заемные средства | 11,05 | 28,94 | -4600 | 1,17 | |||
2.2.Кредиторская задолженность | 57.41 | 11,16 | 8,73 | ||||
Итого пассивов | 100,0 | 100,0 | 44,8 | ||||
На основании показателей бухгалтерского баланса можно сделать следующие выводы. Основной удельный вес в активах ПАО «Магнит» как в 2015 г. так и в 2016 г. занимают основные средства, в 2015 г. они составили 98,1%, а в 2016 г. – 98,2%, т.е. основной удельный вес имущества предприятия составляют внеоборотные активы.
В 2015 г. запасы составляли 0,04%, а в 2016 г. они увеличились и составляют 0,75% .
Уменьшилась дебиторская задолженность. В 2015 г. она составляла 0,20%, а в 2016 г. 0,16%
В пассивной части баланса как в 2015 г., так и в 2016 г., преобладает добавочный капитал. В 2016 г. произошло увеличение краткосрочных обязательств на 4600 тыс. руб.
Кредиторская задолженность за 2016г. снизилась на 125217 тыс.руб.
Рассчитаем коэффициенты, характеризующие финансовое состояние предприятия и представим их в таблице 4.
Таблица 4 – Оценка показателей платежеспособности ПАО «Магнит» за 2016год.
Показатели | Нормативное значение | На 31.12.2015г. | На 31.12.2016г. | Абсолютное изменение (+,-) |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,2-0,5 | 0,4 | 0,5 | -0,1 |
Коэффициент текущей ликвидности | 1,5- 2,5 | 1,4 | 1,2 | 0,2 |
Коэффициент финансовой устойчивости | >0,7 | 0,2 | 0,1 | 0,1 |
Коэффициент срочной ликвидности | 0,7-1 | 0,9 | 0,3 | 0,6 |
(1)
Кабл 2015г. = =0,4
Кабл 2016г. = = 0,5
(2)
Ктл 2015г. = = 1,4
Ктл 2016г. = = 1,2
(3)
Кфу 2015г. = = 0,2
Кфу 2016г. = = 0,1
(4)
Ксрл 2015г. = = 0,9
Ксрл 2016г. = = 0,3
Коэффициент абсолютной ликвидности отражает долю текущих обязательств, покрываемых за счет денежных средств и финансовых вложений. В 2016г. показатель стал выше нормативного значения, а это означает способность организации погасить свои текущие обязательства за счет ликвидных оборотных активов.
Коэффициент текущей ликвидности в 2016 г. составил 1,2. Значение показателя ниже нормы говорит о вероятных трудностях в погашении организацией своих текущих обязательств.
Коэффициент финансовой устойчивости показывает, какая часть актива финансируется за счет устойчивых источников, то есть долю тех источников финансирования, которые организация может использовать в своей деятельности длительное время. Наш показатель ниже рекомендуемого значения, что говорит о слабой финансовой устойчивости предприятия.
При значении коэффициента срочной ликвидности менее 1 ликвидные активы не покрывают краткосрочные обязательства, а значит существует риск потери платежеспособности, что является негативным сигналом для инвесторов. Коэффициента срочной ликвидности на 2016 г. составил 0,3.
В 2016 г. на предприятии ПАО «Магнит» выявлены негативные тенденции развития, экономическое положение организации ухудшилось.