Принципы налогообложения, их характеристика.
Сущность налоговой системы Российской Федерации сформулирована в ст. 6 НК РФ: «Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность предусмотренных настоящим Кодексом федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства»[1].
Изучая сущности налогообложения и характера налоговой деятельности государства, определенный интерес представляет вопрос о принципах налогообложения.
Историческую известность получили принципы налогообложения, предложенные Адамом Смитом. Эти принципы, названные позднее «Декларацией прав налогоплательщика», получили эпитет «классических» и воспроизводятся ныне во всех учебниках по налогообложению.
Адам Смит назвал четыре основных принципа, а именно:
1) каждый должен участвовать в поддержке государства соразмерно своему доходу, которые он получает под охраной государства. В настоящее время данное положение трактуют как принцип справедливости (всеобщности и равномерности) налогообложения;
2) налог должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер уплачиваемого налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому. Это формирует принцип определенности налогообложения;
3) налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщиков. Этим выражается принцип удобства налогообложения;
4) в кассу государства должна поступать сумма, соразмерная той, которая убывает из кармана плательщика, т. е. сбор налогов должен производиться при минимальных издержках.
Можно выделить еще такого известного и выдающегося автора книг «Налоги и налогообложение» Юткину Татьяну Фёдоровну[2]. Она раскрыла принципы налогообложения.
Она делит принципы на классические и внутринациональные, подразделяемые ею на экономико-функциональные и организационно-правовые. На основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития конкретной страны.
Говоря об экономических принципах налогообложения, прежде всего следует отметить, что данные принципы не есть, как полагают некоторые экономисты, нечто объективное, существующее само по себе в недрах экономических отношений и действующее вне воли и сознания людей и государства.
Налог является установлением государства, поэтому он всегда несет в себе определенное субъективное начало. Устанавливая конкретный налог и формируя налоговую систему в целом, государство руководствуется определенными представлениями по поводу того, каким должен быть каждый налог и их совокупность, образующая налоговую систему. Эти представления в конечном счете и формируются в качестве принципов, которые государство закладывает при формировании системы налогообложения.
Рассмотрим основные принципы налогообложения в России. К числу экономических принципов можно отнести следующие принципы налогообложения:
1. Принцип экономической обоснованности налога. Обычно этот принцип увязывают с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса, согласно которому «налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».
В самом общем виде этот принцип означает недопустимость построения налогообложения, отрицательно сказывающегося на состоянии экономики или выступающего тормозом ее развития.
2. Принцип соответствия условий налогообложения требованиям рыночной экономики. Конституция определяет, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
Статья 74 Конституции также предусматривает, что «на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств». Кстати, правила, предусматривающие недопустимость установления налогов, препятствующих свободе перемещения товаров, встречаются в конституциях и некоторых зарубежных странах.
Согласно пункту 4 статьи 3 Налогового кодекса, «не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций».
Однако пункт 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, из которой и вытекает рассматриваемый принцип налогообложения, говорит не только о едином экономическом пространстве и свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, но также и о поддержке конкуренции, а также, свободе экономической деятельности. Поэтому и Налоговый кодекс говорит о недопущении установления налогов, которые ограничивают или создают препятствия экономической деятельности налогоплательщиков. Речь, разумеется, идет в первую очередь о тех из них, которые являются субъектами предпринимательской деятельности.
3. Принцип учета возможностей налогоплательщиков. Данный принцип сформулирован в Налоговом кодексе следующим образом: «При установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога» (пункт 1 статьи 3).
Некоторые авторы считают принцип справедливости, который был обозначен еще Адамом Смитом, самостоятельным и причем одним из важнейших принципов налогообложения. По их мнению, «согласно принципу справедливости, каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям».
Другие же авторы отнеслись к этому принципу довольно скептически. Так, А. М. Эрделевский полагает, что требование об определении способности налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости является слишком неопределенным и вряд ли пригодным для практического применения.[3]
Что же касается принципа учета возможностей налогоплательщика в том виде, в каком он сформулирован в Налоговом кодексе в настоящее время, то само его наличие следует признать безусловно прогрессивным и своевременным явлением нашего законодательства.
Принцип учета возможностей налогоплательщиков основывается на положениях пункта 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации, предусматривающего защиту частной собственности (а уплата налога всегда означает лишение лица его собственности), пункта 1 статьи 34 Конституции, обеспечивающего свободу предпринимательской деятельности и статьи 35 Конституции, направленной на защиту частной собственности. Эти статьи в своей совокупности должны оградить налогоплательщика от необоснованного налогообложения и чрезмерного налогового бремени.
4. Принцип всеобщности налогообложения. Этот принцип выражается в том, что все физические лица и организации, приобретая статус налогоплательщика, обязаны финансировать деятельность государства посредством передачи ему денежных средств в форме налога.
Принцип всеобщности налогообложения основывается на статье 57 Конституции Российской Федерации, предусматривающей обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Налоговый кодекс устанавливает такую обязанность уже в отношении «каждого лица», что охватывает собой и юридические лица.
5. Принцип равенства налогообложения. Принцип равенства налогообложения предусмотрен пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса, где говорится, что законодательство о налогах и сборах основывается на равенстве налогообложения.
В дополнение к этому пункт 2 этой же статьи устанавливает, что налоги не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Равенство всех перед налоговым законом является частным проявлением общего конституционного принципа, предусмотренного статьей 19 Конституции Российской Федерации.
Принцип равенства налогообложения не тождественен принципу справедливости налогообложения, поскольку каждый из них исходит из собственных посылок.
6. Принцип максимальности налогообложения. Принцип максимальности налогообложения не упоминается ни в законодательстве, ни в литературе. Но фактически он применяется во все времена существования государства и налогообложения.
Сущность его проста: Государство посредством налогов стремится добыть себе как можно больше денег, исходя из предположения, что чем оно богаче, тем лучше как для него самого, так и для общества, поскольку богатое государство эффективней осуществляет свои функции и больше может дать обществу (больше вложить инвестиций в развитие экономики, значительней будут всякого рода государственные пенсии и пособия, лучше будет обеспечена общественная безопасность, лучше будет осуществляться правосудие и т. п.). Ограничителем данного принципа выступают, принцип налоговой платежеспособности (принцип учета возможностей налогоплательщика) и принцип экономической обоснованности налога.
Юридические принципы налогообложения получили более четкое освещение в налоговом законодательстве. В их числе можно назвать следующие принципы.
1. Принцип верховенства представительных органов при установлении и отмене налогов. Этот принцип вытекает из положений Конституции Российской Федерации, а также норм Налогового кодекса, предусматривающих, что право установления, введения, изменения и отмены налогов принадлежит представительным органам государственной власти. Таким образом, налоговое законодательство в основном представлено актами представительных органов государственной власти. Посредством этих актов устанавливаются и основные элементы налогообложения.
2. Принцип соответствия актов законодательства о налогах Конституции Российской Федерации. Данный принцип определяется пунктом 2 статьи 4 Конституции, согласно которому Конституция Российской Федерации имеет верховенство на всей территории Российской Федерации, и пунктом 1 статьи 15, устанавливающего, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Следовательно, акты налогового законодательства, противоречащие или иным образом не соответствующие Конституции Российской Федерации, не могут считаться правомерными.
Принцип конституционной законности нередко подменяется принципом целесообразности, когда финансовые интересы государства ставятся выше требований Конституции. Это имеет место не только в практике налоговой деятельности государства, но и при принятии актов налогового законодательства, включая Налоговый кодекс.
3. Принцип возникновения налогового обязательства лишь на основе законно установленного налога. Статья 57 Конституции Российской Федерации предусматривает, что только законно установленные налоги порождают обязанность их уплаты.
Данный принцип предусматривает, что налоги могут устанавливаться, вводиться, изменяться и отменяться только представительными органами государственной власти: федеральные налоги — Государственной Думой с одобрения Совета Федерации, региональные налоги — законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации с учетом положений, предусмотренных Налоговым кодексом, местные налоги — представительными органами местного самоуправления с учетом положений Налогового кодекса.
Частичным проявлением этого принципа является принцип верховенства Налогового кодекса в системе налогового законодательства. Это выражается в том, что:
1) Федеральные налоги и сборы устанавливаются, вводятся, изменяются и отменяются исключительно через Налоговый кодекс Российской Федерации.
2) Весь перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации определяется Налоговым кодексом.
3) Целый ряд условий налогообложения (или элементов налогов) устанавливается только в Налоговом кодексе.
4) Нормативные правовые акты о налогах и сборах, не соответствующие Налоговому кодексу, признаются в установленном законодательством порядке недействительными.
К этому примыкает и принцип приоритета налогового закона над неналоговым, который, правда, касается в основном федеральных налогов — эти налоги устанавливаются исключительно через Налоговый кодекс Российской Федерации.
4. Принцип установления всех элементов налога непосредственно в актах законодательства о налогах. Пункт 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает следующее: «При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения».
Данный принцип основывается на положениях статьи 57 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что лишь законно установленный налог порождает обязательство по его уплате. Налог, по которому не определены все элементы налогообложения, считается неустановленным.
В заключение данного принципа отметим, что, как отмечается в литературе, «отсутствие хотя бы одного элемента означает, что обязанности налогоплательщика по уплате налога не установлены. Следовательно, налогоплательщик вправе не платить данный налог».
5. Принцип отрицания обратной силы налоговых законов, ухудшающих положение граждан. Статья 57 Конституции Российской Федерации предусматривает, что «законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».
Соответственно этому Налоговый кодекс устанавливает, что акты законодательства, устанавливающие новые налоги, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
6. Принцип соблюдения конституционных прав граждан при установлении налогов. Статья 2 Конституции Российской Федерации торжественно провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Соответственно этому Налоговый кодекс предусматривает: «Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав».
К этому примыкает требование Налогового кодекса, запрещающее установление налоговой, ограничивающих или создающих препятствия осуществлению не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
7. Принцип правовой определенности налогового обязательства. Этот принцип реализует себя в нескольких моментах:
1) В обеспечении информированности налогоплательщиков о состоянии налогового законодательства, что в первую очередь выражается в установлении процедуры обязательной публикации налоговых законов. Конституция Российской Федерации устанавливает следующее: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (пункт 3 статьи 15 Конституции).
2) Налоговый кодекс устанавливает, что «акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить».
Организационные принципы налогообложения определяют формирование налоговой системы государства и ее строение. Организационные принципы, как правило, прямо не обозначены в законодательстве, и их можно вывести лишь на основе его анализа.
В качестве организационных принципов налогообложения, которые реально используются в Российской Федерации, можно назвать следующие:
1. Принцип налогового федерализма. Поскольку Россия является федеративным государством, то ее налоговой системе объективно присущ принцип налогового федерализма. Этот принцип проявляет себя в следующих моментах.
1) Налоговая система Российской Федерации, наряду с федеральными налогами, знает налоги субъектов Федерации, которые именуются Налоговым кодексом «региональными налогами». При этом, согласно статьи 71 Конституции, федеральные налоги находятся в ведении Российской Федерации.
2) Согласно статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
3) Субъекты Федерации обладают определенными правами в области налогообложения. Выражается это, в частности, в том, что региональные налоги вводятся в действие на территории субъекта Федерации решением самого этого субъекта. Он же устанавливает и ряд элементов данного налога. При этом субъекты Федерации действуют на основании принципа равенства прав в принятии собственного налогового законодательства, что вытекает из статьи 5 Конституции Российской Федерации.
4) Применительно к бюджетной системе федеральные налоги являются доходным источником федерального бюджета, а региональные налоги — бюджетов субъектов Российской Федерации (статьи 50 и 55 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Налоговый кодекс определил эти принципы, имея в виду прежде всего, что регулировать явления, обозначенные им качестве «основных принципов налогообложения», будет сам Кодекс, т. е. федеральный центр. Причем перечень этих принципов является открытым, поскольку оговорен словами «в том числе».
В числе этих принципов названы следующие:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
2. Принцип единства налоговой системы. Несмотря на то, что налоговая система Российской Федерации состоит из трех видов налогов: федеральных, региональных и местных, эта система характеризуется единством, поскольку весь перечень налогов, который является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, определен одним правовым актом — Налоговым кодексом.
3. Принцип налоговой централизации. Принцип налоговой централизации выражается в следующем:
1) в соответствии с пунктом 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения устанавливаются федеральным законом, т. е. федеральным центром;
2) налоговая система Российской Федерации определена федеральным центром в Налоговом кодексе, утвержденном федеральным законом;
3) все элементы федеральных налогов и основная часть элементов региональных и местных налогов установлены федеральным центром в федеральных законах;
4) распределение налогов в качестве доходных источников между различными звеньями бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Бюджетным кодексом Российской Федерации, т. е. правовым актом федерального центра. Причем налогов, которые обозначены в Налоговом кодексе в качестве региональных и местных налогов, явно недостаточно для покрытия расходов соответственно бюджетов субъектов Федерации и местного самоуправления. Поэтому для сбалансирования этих бюджетов требуются всякого рода дотации, субвенции и субсидии из федерального бюджета. Иначе говоря, налоговая и бюджетные системы сконструированы федеральным центром посредством принятия своих законов таким образом, чтобы постоянно держать регионы в финансовой зависимости от этого центра;
5) основным нормативным правовым актом, который регулирует (причем, весьма тщательно и подробно) налоговые отношения, является федеральный акт в виде Налогового кодекса Российской Федерации;
6) система налоговых органов Российской Федерации является единой централизованной системой федерального подчинения. Налоговые органы в субъектах Федерации являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а не органами этих субъектов, т.е. собственных налоговых органов субъекты федерации по существу не имеют.
4. Принцип множественности налогов. «Золотой мечтой», можно сказать, человечества является применение единого налога: ясного — в понимании, простого – в исчислении, доходного — в размере.
Множественность налогов выгодна государству, поскольку она обеспечивает, во-первых, более широкий круг налогоплательщиков, во-вторых, охватывает больший круг денежных источников налогоплательщиков, в-третьих, дает государству более значительные денежные средства, в-четвертых, обеспечивает календарную равномерность поступления денежных средств в доход государства. Отсюда стремление государства «добраться» до каждого потенциального налогоплательщика, охватив налогами как можно больше объектов обложения.
Налоговый кодекс значительно уменьшил количество налогов по сравнению с ранее действующим законодательством. Однако их количество по-прежнему остается весьма велико и по крайней мере об едином налоге говорить не приходится.
5. Принцип эластичности налогов. Смысл его заключается в том, что государство может повышать или понижать ставки налогов в зависимости от своих текущих потребностей.
Принцип эластичности налогов не зафиксирован в налоговом законодательстве. Отметим также, что он противоречит другому принципу налогообложения, которого постоянно требует общественность — принципу стабильности налогов.