Лекция 27. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При криминологическом анализе к данному виду преступности относятся не только преступления в сфере экономической деятельности, предусмотренные главой 22 УК РФ (незаконное и лжепредпринимательство, незаконная банковская деятельность, незаконное получение кредита, фальшивомонетничество, контрабанда, фиктивное и преднамеренное банкротство, уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей и др.), но и деяния, ответственность за которые наступает по статьям Кодекса, помещенным в другие его главы (21, 23, 28, 30), например, присвоение или растрата и др. Их объединяет мотивация (как правило, корыстная, хотя возможны и иные мотивы) и экономическая направленность. Именно как преступления экономической направленности называются они в официальных статистических сборниках1. В некоторых изданиях последних лет данный вид преступности обозначается понятием «преступления в сфере экономики» , что не совсем точно, т.к. в анализируемую при этом совокупность деяний заведомо не включаются кражи, грабежи, разбои и другие общеуголовные преступления, предусмотренные гл. 21 УК РФ, которая является составной частью раздела VIII УК «Преступления в сфере экономики». Эта нечеткость в трактовке уголовно-правовых понятий создает некоторую путаницу, затрудняющую анализ. Положение усугубляется тем, что именно в данной части уголовное законодательство претерпело весьма существенные изменения, и многие статистические показатели, действовавшие до 1997 г. (когда вступил в действие УК РФ 1996 г.), оказались несопоставимыми с теми, которые применяются в соответствии с этим Кодексом в настоящее время. С учетом изложенного при характеристике данного вида преступности есть смысл исходить из употребляемого в официальных статистических сборниках понятия преступлений экономической направленности. Многие из них являются для российского законодательства и правоохранительной практики новыми: соответствующие деяния впервые криминализированы в УК РФ 1996 г. При этом, когда говорится «многие», имеется в виду число составов (юридических конструкций) преступлений. В реальной же жизни, если принимать во внимание фактическое (и/или регистрируемое) количество преступлений экономической направленности, то массив данного вида преступности формируется в основном за счет традиционных, давно известных уголовно наказуемых деяний (присвоение или растрата, мошенничество, взяточничество и т.п.).
В 2003 г. зарегистрировано 376,7 тыс. преступлений экономической направленности. Специфическими и весьма выразительными показателями данного вида преступности являются крупные или особо крупные размеры либо причинение крупного материального ущерба. Преступлений экономической направленности, соответствующих этим признакам, было зарегистрировано в 2003 г. 35,9 тыс.
Среди преступлений данного вида, по данным уголовной статистики, преобладают присвоение или растрата, мошенничество экономической направленности и до того, как ст. 200 УК РФ утратила силу, - обман потребителей. В 2003 году зарегистрировано: 21,8 тыс. - фальшивомонетничества (изготовления или сбыта поддельных денег либо ценных бумаг), 3,7 тыс. - контрабанды, 2,1 тыс. - незаконного и лжепредпринимательства, 323 - незаконного получения кредита.
Наряду с названными преступлениями к уголовно наказуемым посягательствам экономической направленности относятся: преступления в сфере компьютерной информации, злоупотребление служебным положением, служебный подлог, незаконное участие в предпринимательской деятельности, выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, и др. По общему правилу эти деяния имеют корыстную мотивацию и самым тесным образом связаны с другими преступлениями рассматриваемого вида, например служебный подлог используется для совершения присвоения, финансового мошенничества, незаконное участие в предпринимательской деятельности сопряжено со взяточничеством и т.д.
Специфической характеристикой преступлений экономической направленности является их распределение по сферам экономики (видам экономической деятельности). Наиболее пораженными криминальными проявлениями являются финансово-кредитная система и внешнеэкономическая деятельность.
Число регистрируемых преступлений экономической направленности и их удельный вес в структуре всей преступности, если брать весь период реформ, увеличиваются, причем довольно существенно. Так, если в 1992 г. их было выявлено около 130 тыс. (удельный вес 5%), в 1997 г. - 214 тыс. (удельный вес 9%), то в 2003 г., как указано выше, 376,7 тыс. (удельный вес 13,7%). В целом это положительная тенденция, отражающая некоторую активизацию борьбы с данными преступлениями. Однако надо иметь в виду, что анализ преступлений экономической направленности по материалам уголовной статистики является очень и очень приблизительным. Дело в том, что эти преступления имеют самый высокий, нередко откровенно зашкаливающий уровень латентности.
Например, Россию на старте реформ буквально захлестнули массовые неплатежи, связанные с предпринимательской деятельностью миллионов физических и юридических лиц. После долгих дискуссий соответствующие деяния (незаконное получение и нецелевое использование кредита, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности) были криминализированы. Уголовной статистикой ежегодно фиксируется несколько сотен этих преступлений (ст. 176, 177 УК РФ). И без специальных исследований уровня латентности преступности в финансово-кредитной сфере, на уровне обычного здравого смысла, очевидно, что «надводная» и «подводная» части криминального айсберга (числа регистрируемых и фактически совершаемых преступлений) здесь просто несопоставимы.
Примеров подобных расхождений можно было бы привести множество. В целом с учетом высочайшего уровня латентности рассматриваемых преступлений правомерен вывод о том, что их статистические показатели отражают не столько реальную картину криминальной пораженности экономических отношений, сколько направления, содержание и весьма скромные результаты усилий правоохранительных органов и, прежде всего, специализированных подразделений милиции по экономическим и налоговым преступлениям.
Коренным образом изменились в 1990-е годы качественные характеристики преступности экономической направленности. Она стала не только проникать, но и стремительно распространяться в сферах, криминальная пораженность которых ранее была минимальной. Это, прежде всего, относится к кредитно-финансовой системе, где в 1990-х годах выявлены особо крупные хищения денежных средств с использованием фальшивых авизо, подложных платежных документов, поддельных банковских гарантий и других приемов. Тогда возникло около тысячи финансовых компаний, которые, обещая баснословные дивиденды по денежным вкладам, получили от граждан почти 50 трлн. неденоминированных рублей, затем «благополучно» разорились и обманули 40 млн. человек, большинство которых остались не только без фантастических процентов, но и самих вкладов. У предприимчивых дельцов, создавших в полном смысле дикий рынок, оказались огромные суммы денег, вложенных доверчивыми людьми в фонды, компании (нередко заведомо фиктивные) под строительство жилых домов, коттеджей, приобретение автомашин, устройство на работу и отдых за рубежом.
Появились ранее неизвестные компьютерные хищения, финансовое мошенничество с использованием фальшивых пластиковых карточек. Получили массовое распространение факты «прокручивания» через коммерческие банки огромных сумм бюджетных средств с задержкой их использования по назначению (на выплату зарплаты, пенсий, пособий и т.п.).
В 1993-1994 гг. наблюдался резкий всплеск фальшивомонетничества, часто стала подделываться иностранная валюта, особенно доллары США.
Постоянно увеличивается массив налоговых преступлений и других правонарушений, связанных с укрытием доходов. По данным налоговой службы, треть зарегистрированных юридических лиц являются недоимщиками по отчислениям в государственный бюджет.
Характерной особенностью многих преступлений экономической направленности на этапе реформ (особенно на старте) стала их практическая легализация, связанная с опасным для общества процессом размывания граней между преступным и непреступным в сфере экономических отношений. При этом уникальность ситуации,
не имеющей аналогов в мире, определяется не только отдельными, хотя и очень впечатляющими аферами типа истории со знаменитой «ничейной» коробкой из-под ксерокса с более чем пятьюстами тысячами долларов США, обнаруженной в 1996 г. в Доме Правительства РФ. Масштабные преступления экономической направленности стали осуществляться систематически и по существу в открытую. Это, например, перекачка огромных сумм государственных денег в частные руки для так называемого обналичивания, производившаяся не по тайному сговору расхитителей и их пособников, а по массовым рекламным объявлениям в СМИ.
То же самое можно сказать о тотально криминализированной внешнеэкономической деятельности, по результатам которой каждый второй доллар валютной выручки оседал за границей, а львиная доля денег, остававшихся в России, расходовалась на дачу взяток и другие неблаговидные цели.
Сильный криминальный заряд был изначально заложен в процесс приватизации, которую народ метко назвал «прихватизацией». Миллионы людей, получивших ваучеры, так и не дождались обещанных им автомобилей, а сравнительно небольшой круг предприимчивых дельцов, вписавшихся в дикий рынок, во многом созданный ими самими, приобрели в ходе приватизации за бесценок, за символическую плату почти всю собственность огромного государства. И, конечно, несколько десятков тысяч преступлений, связанных с подделками ваучеров, их мошенническим завладением и другими противоправными действиями в этой сфере, которые были зарегистрированы начиная с 1992 г., - это совершенно мизерная часть проявлений по существу узаконенной криминальной активности при разгосударствлении, передаче в руки частных собственников национального достояния страны, некогда считавшейся сверхдержавой.
Масштабными криминальными последствиями, связанными с появлением ранее неизвестных преступлений, сопровождались преобразования в сфере земельных отношений (массовый самовольный захват земельных участков, открытая торговля ими, в то время, как между ветвями законодательной и исполнительной властей на федеральном уровне дискутировался вопрос об узаконении купли-продажи земли; взяточничество чиновников, самовольно распоряжавшихся в корыстных целях земельными угодьями, лжефермерство и т.п.).
Характеристика личности преступников, совершающих в настоящее время уголовно наказуемые деяния экономической направленности, не может быть достаточно полной по причине недостаточности или отсутствия соответствующих статистических данных, материалов уголовных дел и других достоверных сведений, которые могут быть использованы в аналитических целях.
Сохраняет силу положение о том, что расхитители, взяточники и другие лица, совершающие эти преступления, довольно значительно отличаются по многим признакам как от законопослушных граждан, так и от других категорий правонарушителей. Как правило, это лица так называемого среднего возраста (старше 30 лет). Уровень их образования выше, чем в среднем у всех преступников. Многие преступления экономической направленности относятся к так называемой беловоротничковой преступности. Соответственно, среди лиц, привлекаемых к ответственности за эти преступления, чаще, чем в других случаях, встречаются люди, занимающие высокое социальное положение (собственники и управляющие крупных предприятий, высокопоставленные чиновники и т.п.). Субъектный состав рассматриваемых преступлений характеризуется примерно равным соотношением мужчин и женщин, т.е. криминальная активность женщин здесь намного выше средней.
В плане нравственно-психологическом для лиц, совершающих преступления экономической направленности, характерны корыстно-потребительская ориентация, нередко достигающая уровня своеобразного социального хищничества; стремление любой ценой к наживе, роскоши, обладанию благами и ценностями, которые не могут быть нажиты честным трудом. Во многих случаях в основе их противоправного поведения лежат потребности и интересы престижного свойства, а нередко и довольно скромные, но, тем не менее, противоправные притязания материального характера (например, при присвоениях, совершаемых наемной продавщицей, которая нередко эксплуатируется собственником сети магазинов или ларьков, или при даче индивидуальным предпринимателем мелких взяток за получение многочисленных справок от чиновников).
Многие из причин, условий преступности экономической направленности уже рассмотрены в предыдущих разделах. Очевидно, например, что экономические детерминанты преступности в целом (см. лекцию 7) в отношении уголовно наказуемых деяний данного вида действуют прямо и непосредственно в то время, как примемтельно к другим разновидностям криминального поведения, Haпример, насильственным преступлениям, они срабатывают опосредованно, через ряд промежуточных звеньев. Во многом совпадает генезис преступлений экономической направленности и преступлений против собственности. Наконец, сама суть преступлений экономической направленности на этапе реформ, их беспрецедентный размах, тенденции, количественные и в особенности качественные криминологические характеристики, изложенные выше, уже во многом объясняют истоки, корни, уникальный механизм детерминации этой части преступности. Возможно, это звучит несколько парадоксально с учетом предельной фактической сложности проблемы, но многие причины и условия рассматриваемых преступлений в настоящее время, как говорится, лежат на поверхности и хорошо видны невооруженным глазом.
Обычно анализ причин и условий преступности требует проникновения в глубинные пласты экономических, политических и других общественных отношений, изучения скрытых явлений и процессов, распутывания сложных клубков и переплетений самых различных связей и противоречий. В данном же случае, когда речь идет о масштабных финансовых аферах, проводимых в открытую по объявлениям в СМИ (включая рекламу на государственном телевидении); когда в научных трактатах бесстрастно констатируется как массовое явление «расхищение государственной собственности легальным (выделено мною - А.А.) путем»[55] и т.д. и т.п., многое в генезисе рассматриваемых преступлений становится достаточно очевидным и ясным без специальных исследований, на уровне элементарного здравого смысла.
Конечно, ряд, включающий всю причинно-следственную цепочку, по существу, бесконечен, и узаконение государством криминальных методов и форм экономических преобразований, в свою очередь, требует объяснения, анализа исходных первичных детерминант сложившегося положения. Но это удел не криминологов, а философов, историков, политологов, социологов и других специалистов. Они должны дать ответы на такие вопросы: почему и как возникло такое государство, к какому типу политической организации общества оно относится, чьи интересы выражает, кто в нем господствует и т.д. Оставаясь же в пределах криминологической проблематики, достаточно констатировать: экономические реформы (именно они, т.е. их направленность, суть, содержание и формы проведения, а не просто издержки, теневые стороны, негативные побочные результаты) привели к тому, что в России, начиная с 1990-х годов, сложились экономические диспропорции и противоречия, которые по своей глубине, всеохватывающему характеру, степени развития и силе действия имеют беспрецедентные последствия криминального свойства. Это касается как фактических экономических отношений, так и экономического сознания общества переходного периода.
Что касается деформаций экономических отношений, то помимо рассмотренных имеется множество других, которые уже не только достигли критических отметок, но и миновали их. Например, по оценкам специалистов, такой важный экономический показатель, как доля импортных продуктов питания в середине 1990-х годов составляла в России 47% при предельно критическом значении в мировой практике 30-40%; доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности должна быть не менее 45%, в то время как в России она была равна всего лишь 12%.
В первом случае эти «ножницы» влекли стратегическую зависимость жизнедеятельности страны от импорта, от воли, а иногда и капризов зарубежных партнеров; во втором - колониально-сырьевую структуру экономики1. Такое положение послужило экономической основой, углубленной базой криминализации внешнеэкономической деятельности, которая стала осуществляться не столько по нормальным, соответствующим интересам всего общества правилам и стандартам, сколько по «законам» преступного мира, его организованных сообществ.
Валовой внутренний продукт за период с 1990 по 1996 г.г. уменьшился почти в 2 раза[56]. Отсюда существенное искажение соотношения индустриально-аграрного и торгово-спекулятивного капиталов в пользу последнего, который дает возможность быстро зарабатывать большие и очень большие деньги самыми кратчайшими путями, в том числе часто противозаконными и заведомо преступными.
На протяжении ряда лет страна месяцами жила без утвержденного государственного бюджета, принятый бюджет имел громадный дефицит и к тому же не выполнялся. Государство, которое оказалось способным после 1991 г. за короткий срок по существу ликвидировать немалые сбережения миллионов граждан, долгое время не могла обеспечить нормальное функционирование финансовой системы, в частности, наладить если не полный, то хотя бы удовлетворительный сбор налогов, таможенных и прочих платежей. Эти и другие серьезные сбои в финансово-кредитной системе стали основой ее сильной криминализации.
Среди обстоятельств, способствующих совершению преступлений экономической направленности, по-прежнему видное место занимает бесхозяйственность. Разумеется, это «завоевание социализма» в значительной мере видоизменилось, приобрело в условиях перехода к рынку новые формы и проявления. Особенно заметно негативное влияние бесхозяйственности в производственных секторах экономики. Новыми хозяевами предприятий и даже целых отраслей промышленности зачастую становились бывшие младшие научные сотрудники, рядовые инженеры, не имеющие необходимых для управления производством знаний и опыта, а порой и криминальные элементы. Зачастую их меньше всего интересовали организация производства, подбор грамотных специалистов, техническое перевооружение, внедрение передовых технологий. Главная или даже единственная их забота - получение максимальной прибыли любой ценой, в том числе путем выгодной реализации основных и оборотных средств, распродажи оборудования, сдачи помещений в аренду. В начале 1990-х годов сорванный подобным образом «куш» можно было выгодно «прокрутить» в банке, за короткий срок разбогатеть и, таким образом «сняв пенки», вообще бросить производство на произвол судьбы. Особенно если подворачивалась возможность заняться еще более прибыльным делом. Наемные работники на такую «организацию» дела новыми хозяевами отвечали адекватно: еще большей, чем в прежние времена, «растащиловкой», даже актами вандализма и т.д.
Бесхозяйственность в аграрном секторе привела к тому, что имущество большинства сельскохозяйственных предприятий было растащено, и они вообще перестали функционировать.
Сохраняет свое криминогенное действие и такой фактор, как неэффективность деятельности правоохранительных и контролирующих органов по выявлению и предупреждению преступлений экономической направленности. К сожалению, в настоящее время приходится констатировать не только низкий профессионализм, некомпетентность, отсутствие оперативности и наступательное™ в работе, но и усиление коррумпированности этих органов. Достоверно установленные факты продажности сотрудников этих органов относительно малочисленны, но ряд данных указывает на их довольно высокую латентность. К тому же надо учитывать, что даже единичные случаи предательства интересов службы имеют особо неблагоприятные, далеко идущие криминальные последствия. Под прикрытием подкупленных сотрудников налоговой инспекции, подразделений по экономическим и налоговым преступлениям противоправная деятельность экономической направленности приобретает как бы локально узаконенный, систематический и масштабный характер, преступники получают возможность длительное время действовать безнаказанно и причинять особо крупный ущерб, многократно окупающий средства, затраченные на взятки представителям правоохранительных органов.
Общеизвестна криминогенная роль пробелов и других изъянов правового регулирования. С началом реформ сфера экономики, возможно, как никакая другая, требовала разработки, оперативного внедрения и эффективного использования правовых средств для закрытия многочисленных брешей, образовавшихся в результате перехода к рыночным отношениям. Но своевременно этого сделано не было, и, результат, стихия рынка приобрела много качеств криминального свойства.
Обращаясь к явлениям сознания, духовно-нравственной сферы, детерминирующим преступность экономической направленности, необходимо признать, что население России оказалось в социально-психологическом отношении не подготовленным к резким, осуществляемым форсированными методами экономическим преобразованиям с их сильным криминогенным потенциалом. Ситуацию в экономике надо расценивать как крайне неблагоприятную, при которой экономические, исторические и иные объективные в своей основе обстоятельства и условия, с одной стороны, и субъективные факторы, связанные с явлениями общественного сознания, психологии, - с другой, как говорится, нашли друг друга, оказались тесно взаимосвязанными, действующими по принципу своеобразной кооперации, взаимных дополнений, поддержки и стимуляции. Положение осложнялось тем, что к традиционным дефектам экономической психологии, в основном сохранившимся, например, сложившемуся на протяжении веков неуважительному отношению к чужой собственности, добавилось немало новых. Это прежде всего культ наживы практически любой ценой, фактическое узаконение противоправных способов обогащения, усиление влияния на обыденное сознание ктезомании (мании богатства), в соответствии с которой деньги, материальные ценности признаются высшей ценностью, достоинство и статус человека определяется в первую очередь тем, чем он владеет. Усилились проявления правового нигилизма в сфере действия экономического сознания.
По оценкам экспертов, сформировался значительный (до 1/5 трудоспособного населения) слой предпринимателей, для которых криминальное или предкриминальное поведение стало нормой. Без условно, социальными хищниками оказались создатели финансовы пирамид, обманувшие десятки миллионов граждан. Но в этом феномене есть и другая сторона медали - вопиющая экономически безграмотность людей, позарившихся на обещанные дивиденды денежным вкладам в размере 500-1000% годовых, которых не может быть, как говорится, по определению.
В целом мораль стяжательства, корыстно-потребительская, рваческая психология, как субъективные причины и условия большинства преступлений корыстной направленности, получили в условиях переходного периода небывалый простор и размах действия.
Хотя многие из рассмотренных негативных явлений и процессов в последние годы (начиная с 1999-2000 гг.) были блокированы, а частично устранены, необходимо отметить, что они, как обладающие глубокой корневой системой и большой инерционностью, до сих пор в значительной мере определяют высокую степень криминализации экономических и связанных с ними отношений.
Предупреждение рассматриваемых преступлений — сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер.
При выработке и принятии решений по вопросам экономической политики необходимо прогнозировать возможные криминогенные последствия и заранее предпринимать меры, предотвращающие либо нейтрализующие их наступление. Интересам противодействия криминализации базовых экономических отношений должны отвечать как общеэкономические, так и специальные меры защиты от противоправных посягательств. Важно обеспечить разумное дистанцирование государственного и частного секторов экономики, нейтрализовать условия, способствующие перекачке с корыстной целью государственных средств в частнопредпринимательские структуры; изменить пропорции торгово-спекулятивного и индустриально-аграрного капиталов в пользу последнего; максимально стимулировать предпринимательское поведение, соответствующее интересам потребителей; неукоснительно применять жесткие меры ответственности за использование недобросовестных приемов конкуренции, дискредитацию партнеров по экономической и финансовой деятельности, клановые проявления монополизма, как правило, связанные с коррупцией; создать условия для постепенного вытеснения из сферы производства и распределения криминальных методов регулирования экономических отношений. Настало время дать правовую оценку результатов приватизации объектов, имеющих стратегическое значение для экономической безопасности страны.
Законодательными, организационно-управленческими решениями государство должно создать невыносимые условия для криминального бизнеса. Составной частью разработки и реализации антикризисных программ являются меры, направленные на нейтрализацию, блокирование, а в дальнейшем и устранение факторов, способствующих криминализации экономики. Поощрение государством добросовестного труда как основного источника жизненных благ, установление режима максимального благоприятствования для честного, законного предпринимательства, усиление государственно-
правовой защиты всех форм правомерно приобретенной собственности необходимо сочетать с соответствующими мерами по недопущению получения сверхприбылей противоправными способами, усилению ответственности за невыполнение экономических обязательств, несоблюдение финансово-кредитной, платежной и договорной дисциплины.
Следует обеспечить жесткий контроль за всеми источниками пополнения бюджета, каналами движения и расходования бюджетных средств, в целях пресечения массовых злоупотреблений в финансово-кредитной сфере завершить переход исключительно на казначейскую систему обслуживания федерального, региональных и местных бюджетов с переводом подавляющего большинства денежных расчетов в учреждения Центрального банка России.
Наряду с этим необходимо:
- наладить действенный государственный контроль за оборотом
земли и всей крупной недвижимости;
- обеспечить эффективное функционирование налоговой системы как ключевого элемента создания благоприятных условий для
частного предпринимательства и активизации инвестиционных
процессов в сочетании с фискальными и правоохранительными мерами по пресечению массовых налоговых правонарушений, причиняющих огромный ущерб обществу и государству;
- отменить неоправданные налоговые, таможенные и иные
льготы, порождающие смычку на корыстной основе государственных чиновников и предпринимателей;
- принять меры по ограничению наличного денежного об
ращения, которое создает благоприятные условия для многочисленных злоупотреблений;
- в законодательном порядке обязать субъектов финансовой
деятельности документально фиксировать каждую крупную денежную операцию (в пределах четко очерченных лимитов);
- обеспечить бесперебойное функционирование механизма реального контроля за доходами и расходами физических и юридических лиц, предусмотрев повышение ответственности за непредоставление деклараций, уклонение от налогообложения, любые фор
мы сокрытия фактически получаемых доходов;
- усовершенствовать систему бухгалтерского учета, аудита и
контроля в соответствии с международными стандартами;
- принять правовые и организационные меры по ограничению
выпуска денежных суррогатов, а также возможностей юридических
лиц открывать множество счетов в банках, уклоняться от уплаты
налогов путем выдачи и обращения векселей;
- обеспечить по уголовным делам беспрепятственный доступ
правоохранительных органов к сведениям, составляющим коммерческую и банковскую тайны, к информации об участниках рынка
ценных бумаг;
- при проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства
поставить надежные заслоны злоупотреблениям, связанным с куплей-продажей, залогом жилья, кредитованием его строительства и
эксплуатации, дотированием малоимущих слоев населения;
- усилить государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, устранить ее чрезмерную либерализацию, создающую благоприятные условия для противоправного вывоза за
рубеж цветных металлов, нефтепродуктов, других материалов и сырья стратегического назначения;
- осуществить комплекс мер по защите потребительского рынка
от проникновения фальсифицированных и некачественных товаров.
В интересах предупреждения преступлений рассматриваемого вида необходимо в полной мере реализовать превентивный потенциал Уголовного кодекса, обеспечить неукоснительное применение его норм об ответственности как за традиционные, так и относительно новые уголовно наказуемые деяния экономической направленности. Активизации предупреждения этих преступлений не только уголовно-правовыми, но и иными правовыми средствами способствовало бы скорейшее принятие комплексных (междисциплинарных) законов о происхождении собственности, противодействии коррупции и других.
Культурно-воспитательные меры предупреждения данных преступлений должны способствовать преодолению стереотипов старого экономического сознания в виде иждивенческих настроений, безынициативности, привычек, связанных с равенством в бедности, с одной стороны, и эффективному противостоянию культу наживы любой ценой, вседозволенности в экономическом поведении — с другой.
По мере компьютеризации, внедрения в управление экономикой и финансами новых информационных и других технологий все большее значение приобретают технические меры предупреждения преступлений экономической направленности (разработка и использование научно-технических средств и методов обнаружения поддельных документов, экспресс-методик для анализа качества товаров и т.д.).
Определенную роль в предупреждении преступлений экономической направленности играет виктимологическая профилактика, например, информирование покупателей о свойствах товаров и способах их фальсификации, приемах их распознавания, об уловках, применяемых преступниками.
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите уголовно наказуемые деяния, относящиеся к
преступлениям экономической направленности.
2. Каковы состояние и динамика преступлений экономической
направленности?
3. Какие новые разновидности преступлений экономической
направленности появились в 1990-х годах?
4. Каков уровень латентности преступлений экономической направленности?
5. Дайте характеристику личности преступников, совершающих
уголовно наказуемые деяния экономической направленности.
6. Каковы причины и условия преступлений экономической направленности?
7. Раскройте содержание общесоциальных и специальнокриминологических мер предупреждения преступлений экономической
направленности.