Лекция 28. КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

К коррупционным преступлениям относятся уголовно нака­зуемые деяния, атрибутивным признаком которых является про­дажность государственных и иных служащих. За полученное или обещанное незаконное вознаграждение чиновник по сути торгует своим официальным статусом, продает свои полномочия, совершая в интересах подкупающего его лица служебные действия (бездейст­вие).

Основной массив преступности данного вида составляют дея­ния, уголовная ответственность за которые предусмотрена статьями УК РФ: 290 - получение взятки, 291 - дача взятки, 204 - коммерче­ский подкуп. К коррупционным преступлениям относятся также уголовно наказуемые деяния, при описании объективной стороны которых в законе в качестве одного из способов упоминается под­куп (ст.ст. 141, 183, 184, 309 УК РФ), провокация взятки либо ком­мерческого подкупа (ст. 304 УК РФ) и некоторые другие.

В уголовной статистике счет на тысячи идет лишь примени­тельно к деяниям, предусмотренным ст.ст. 204, 290, 291 УК РФ. Так, в 2003 г. было зарегистрировано фактов: коммерческого под­купа - 24 тыс., получения взятки - 4,4 тыс., дачи взятки - 2,9 тыс. (в 1997 г. соответственно-470, 3559, 2049).

Число остальных зарегистрированных преступлений данного вида измеряется ежегодно десятками или даже единицами, в от­дельные годы в статистике не отражается ни одного из них.

Общепризнано как среди специалистов, так и в общественном мнении, что для коррупционной преступности характерен очень вы­сокий уровень латентности. Об этом свидетельствуют самые разно­образные факты. Например, то, что коррупция буквально поразила судебную и правоохранительную сферы, признано по сути офици­ально[57]. Но при этом в стране ежегодно за взяточничество осужда­ются десятки, а иногда единицы судей и порядка 400 - 600 сотруд­ников правоохранительных органов.

Как показывают социологические опросы населения, до трех четвертей российских граждан в своей повседневной жизни сталкиваются с фактами взяточничества и коррупции. Можно, конечно, поэтому поводу делать какие угодно оговорки и самые различные no-j правки, например, на неизбежный субъективизм в социологически)! опросах, на возможную нечеткую правовую интерпретацию как исследователями, так и респондентами понятий взяточничества и коррупции и т.д. Но непреложным остается факт: если в стране с нaceлением около 150 млн. человек граждане дают такие ответы социологам, то счет случаев взяточничества в ней должен идти не на тысячи, а на десятки, скорее - на сотни тысяч. И не случайно, конечно, Россия в глазах зарубежного общественного мнения входит в первую десятку, а иногда и пятерку стран, наиболее пораженные коррупцией, в том числе взяточничеством.

Или такой красноречивый факт: деловитые японцы, озабоченные развитием экономических связей со своим северным соседом издали для бизнесменов специальный справочник, в котором подробно расписано, сколько надо платить каждому российскому чиновнику за «содействие»[58].

В настоящее время коррупция поразила все основные сферы] жизни общества. Наибольшее распространение она, по экспертные, и иным оценкам, получила в таких областях деятельности, как: государственные закупки, операции с земельными участками, сбор налогов, назначение на должности в органах власти и органах местного самоуправления, лицензирование и регистрация предпринимательской деятельности, получение кредитов, таможенное оформленние, строительство и ремонт за счет бюджетных средств, нотари­альное удостоверение сделок, принятие решений по уголовным де­лам, обучение вождению автомототранспорта и контроль за безо­пасностью дорожного движения, надзор за соблюдением специаль­ных правил (например, охоты, рыболовства), образовательные услуги (регистрация, аттестация и аккредитация негосударственных учебных заведений, поступление в престижные вузы, аттестация знаний и др.), формирование партийных избирательных списков'.

В этом же ряду следует назвать сферы медицинских услуг, атте­стования научных кадров, воинского учета и призыва на воинскую службу, регистрации по месту пребывания, шоу-бизнеса, массовых коммуникаций, всей административной юрисдикции, особенно свя­занной с контролем за потребительским рынком и торговлей, и не­которые другие.

Существенные изменения в условиях переходного периода пре­терпела "технология" коррупции. Наряду с традиционными денеж­ными подношениями, вручением взяток в виде драгоценных метал­лов и украшений, продовольственных и промышленных товаров стал практиковаться подкуп в виде оплаты всевозможных псевдо­консультационных услуг, выплаты "черных" и "серых" комиссион­ных и гонораров, направления в заграничные командировки, пре­доставления возможности отдыха на престижных курортах, возве­дения коттеджей и в других изощренных формах.

Характеризуя лиц, совершающих коррупционные преступле­ния, необходимо прежде всего разделить их на две относительно самостоятельные группы: принимающих незаконное вознагражде­ние за услуги по службе (например, получатель взятки) и предос­тавляющих вознаграждение за те же услуги (например, лицо, даю­щее взятку).

В обоих случаях это могут быть люди самых разнообразных со­циальных ролей и статусов. Например, в первом - мелкий муници­пальный служащий или высокопоставленное должностное лицо фе­дерального уровня; во втором - так называемый олигарх, привык­ший покупать всё и всех, или старушка, измотанная чиновничьим произволом и отдающая последние сбережения за принадлежащие ей социальные льготы.

Большой социально-правовой смысл при характеристике кор­рупционеров имеет проводившиеся в дореволюционном российском законодательстве и сохранившиеся доныне в общественном мнении разграничение взяточничества (и коррупции, по современным пред­ставлениям) на мздоимство - получение лицом, состоящим на госу­дарственной или общественной службе, незаконного вознагражде­ния за совершение законных действий (бездействия) по службе и лихоимство - получение таким лицом незаконного вознаграждения за совершение по службе незаконных действий (бездействия). Если в первом случае речь идет о лицах, которые в своих корыстных уст­ремлениях способны все же остановиться у определенной черты (грани дозволенного законом),, а если говорить о взяткодателях, то порой просто вынужденных под давлением неблагоприятных об­стоятельств выкупать то, что им положено по закону; то во втором -о людях с устойчивой криминальной ориентацией, способных ради достижения личных целей, как говорится, на все, вплоть до совер­шения помимо непосредственно дачи-получения взятки любых пре­ступлений, включая тяжкие и особо тяжкие. Известны, например, случаи, когда должностные лица за взятки (причем небольшие) ока­зывали пособничество террористам.

Лица, совершающие коррупционные преступления, как прави­ло, нормально адаптированы в социальном плане, их личность не имеет характерных для других категорий преступников отклонений в худшую сторону по уровню образования, семейному положению и другим социально-демографическим признакам. Как правило, это социально зрелые, семейные, материально обеспеченные, образо­ванные, занимающие "приличные" должности люди.

Среди коррупционных преступников первой группы (взяткополучателей и т.п.) работники исполнительной власти составлять 41,1%, правоохранительных органов - 26,5%, контролирующих органов - 8,9%, таможенных органов - 3,2%, депутаты - 0,8%, иные категории- 19,5%'.

За последние годы отмечается тенденция к снижению среднего возраста коррупционных преступников обеих групп, однако он остается выше, чем у среднестатистического преступника. Выше средней среди данной категории преступников доля женщин (около 30%).

Ведущим мотивом противоправной деятельности коррупцио­неров является корысть. Наряду с этим они могут руководствовать­ся карьеристскими, престижными, гипертрофированными корпора­тивными и иными побуждениями.

Причины и условия коррупционной преступности имеют слож­ную природу. Прежде всего необходимо отметить многовековые традиции мздоимства и лихоимства в России. Их укоренению спо­собствовало отсутствие полноценного гражданского общества, десократических механизмов общественного контроля за властью и связанное с этим всесилие чиновничества. Неслучайно, именно в России возникло понятие капканной взятки, которая, как говорили в XIX веке, "берется до истощения, догола". Всеобщее, по меньшей мере, снисходительное отношение к коррупции и взяточничеству нашло отражение в народной мудрости, одно из положений которой гласит: "Не подмажешь - не поедешь".

Давние коррупционные традиции получили самую благоприят­ную почву для произрастания и распространения в реформируемой России, особенно на старте коренных преобразований в 1990-е го­ды. Этому способствовали разнообразные факторы социально-экономического, политического, духовно-нравственного и иного свойства.

В первом десятилетии реформ страна продвигалась по пути строительства не столько рыночной экономики (которой, в ее ны­нешнем виде, еще весьма далеко до общепринятых мировых стандартов), сколько рыночного общества, в котором едва ли не все продается и покупается - не только то, что является товаром в изна­чальном смысле этого слова, но и многое другое, например, недра и стратегически важные промышленные объекты, "хлебные" должно­сти, экзаменационные отметки и дипломы о высшем образовании, воинские, специальные и почетные звания, заключения медкомис­сий, водительские удостоверения, лицензии, процессуальные реше­ния по судебным делам и т.д., и т.п.

Невиданному распространению коррупции в реформируемой России способствовала общая криминализация экономических от­ношений в условиях псевдокапитализации (создания "дикого" рын­ка) и имитации демократических преобразований. Мощным им­пульсом для тотальной коррупции стала откровенно жульническая приватизация, в процессе которой коррупционные отношения чи­новничества с новыми собственниками, скупавшими целые заводы и научно-производственные комплексы по ценам двухкомнатных квартир, были по сути возведены в норму и даже узаконены. На фо­не демагогических разглагольствований о саморегуляции рынка резко возросла численность государственно-управленческих струк­тур и их персонала, "кормящегося" выдачей разрешений, лицензий, квот, удостоверении, согласовании, утверждении, предписании и другими служебными действиями.

Ситуация осложнялась пробельностью, рассогласованностью, противоречивостью, запутанностью, частыми изменениями норма­тивно-правового материача, регулирующего деятельность аппарата управления, что создавало условия для чиновничьего произвола, "обмена" власти, служебных полномочий на деньги.

Большое криминальное значение имеет отсутствие необходи­мой прозрачности в деятельности рыночных (зачастую квазирыноч­ных) механизмов, а также органов власти и управления, слабый кон­троль за ними со стороны формирующегося гражданского общества.

Говоря об обстоятельствах, способствующих распространению коррупции, нельзя также не упомянуть низкий уровень оплаты тру­да государственных и муниципальных служащих, побуждающий их к изысканию дополнительных источников доходов, в том числе за счет взяточничества и других коррупционных преступлений. Чи­новникам стало легче реализовать свои корыстные устремления в условиях, когда появился достаточно обширный слой богатых и сверхбогатых людей, имеющих возможность и готовых решать свои производственные, финансовые, юридические, корпоративные, лич­ные и иные проблемы с помощью подкупа.

Коррупция интенсивно продуцируется организованной пре­ступностью.

Усилению коррупции, росту числа коррупционных преступлений способствуют разнообразные факторы идеологического, духовно-нравственного характера. Это, прежде всего, ослабление моральных регуляторов поведения людей, широкое распространение нравствен­но-правового нигилизма, культа денег и наживы любым путем.

В самые первые годы коренных преобразований в обществен­ное сознание упорно внедрялось представление о том, что корруп­ция неизбежна, по сути оправдана в рыночных отношениях. При­чем авторами таких воззрений выступали представители новой по­литической и управленческой элиты, у которых слово и дело не рас­ходилось (достаточно, например, вспомнить о стотысячном в долла­ровом исчислении "гонораре" за еще ненаписанную книгу, получен­ном одним из крупных государственных деятелей того времени). В результате явление коррупции приобрело устойчивую социальную и идеологическую базу, "фундаментом которой является ее частичное морально-ценностное оправдание или признание обществом"1.

Наконец, распространению коррупции, превращению ее в одну из основных угроз национальной безопасности способствуют раз­нообразные факторы правового характера. Это, прежде всего, от­сутствие необходимой законодательной базы превентивного проти­водействия коррупции.

За годы реформ было разработано около 10 проектов комплекс­ных (междисциплинарных) законов о борьбе с коррупцией, к их рассмотрению федеральные законодатели обращались неоднократ­но, но не один из них в окончательном виде не принят.

Законодательство о государственной, муниципальной службе страдает множеством изъянов, создающих лазейки для коррупцио­неров. Не практикуется криминологическая (антикоррупционная) экспертиза принимаемых законов.

Действующие антикоррупционные законы, включая нормы Уголовного кодекса РФ, применяются неэффективно, далеко не во всех случаях, когда для этого имеются соответствующие основания и поводы, острие репрессии направлено в основном на так называе­мую низовую коррупцию. В целом сложилась ситуация, при кото­рой невозможно рассчитывать на энергичное противодействие рас­сматриваемым преступлениям со стороны правоохранительных ор­ганов, так как они сами оказались сильно пораженными коррупцией.

Предупреждение коррупционных преступлений на общесоци­альном уровне предполагает решение ряда крупных вопросов в эко­номической, политической и социальной сферах жизни общества. К ним, прежде всего, относятся снижение уровня криминализации эко­номики, сокращение и сведение к минимуму ее теневого сектора, переход на цивилизованные нормы рыночного хозяйствования. Вы­раженная в последнее время политическая воля к бескомпромиссному противостоянию коррупции должна быть подкреплена конкретными действиями. В частности, руководство страны должно решительно от­казаться от услуг людей, которые запятнали себя причастностью к коррупционным скандалам, имевшим место в 1990-х годах, и до сих пор входят в политическую и управленческую элиту.

Необходимо наладить эффективный парламентский контроль за высшими должностными лицами государства. Деятельность гос­аппарата на всех уровнях, муниципальных учреждений, всех слу­жащих, уполномоченных осуществлять публичные функции, долж­на стать, за редкими исключениями, прямо оговоренными в законе (например, обеспечение сохранности государственной или коммер­ческой тайны), открытой, прозрачной для гражданского общества, для общественного контроля.

Эффективным средством антикоррупционной защиты экономи­ческих отношений, ограничения произвола чиновников является проведение закупок товаров, предоставления услуг по государст­венным заказам через подлинно открытые конкурсы.

Ограничению коррупции способствует снижение администра­тивного давления на предпринимателей, сокращение в экономике, финансах, сфере услуг разрешительного принципа с заменой его на уведомительный.

Значимы в плане предупреждения коррупционных преступлений и такие меры, как сокращение аппарата управления, уменьшение численности государственных и муниципальных служащих, сочетае­мые с улучшением оплаты труда и усилением ответственности.

Интересы предупреждения коррупционных преступлений тре­буют осуществления ряда мер правового характера. Это, прежде всего, безотлагательное принятие комплексного, междисциплинар­ного закона о противодействии коррупции. Он не зря именуется иногда криминологическим, поскольку, судя по имеющимся зако­нопроектам, острие этого закона направлено в первую очередь на выявление и устранение (нейтрализацию, блокирование) правовыми средствами и методами причин и условий коррупционных преступ­лений, их недопущение путем разрешения коррупционно опасных ситуаций, воздействия на лиц, склонных к коррупционным право­нарушениям.

Необходимо, в первую очередь применительно к сферам, наи­более пораженным коррупцией, разработать, законодательно закре­пить и внедрить в повседневную практику антикоррупционные стандарты, в которых предусмотреть соответствующие гарантии, ограничения и запреты для должностных лиц и всех служащих, вы­полняющих публичные функции.

Должна стать обязательной антикоррупционная экспертиза на­мечаемых к принятию законов (как разновидность криминологиче­ской экспертизы).

Полномочия, компетенция, права и обязанности государствен­ных и муниципальных служащих необходимо прописывать, как правило, в законах прямого действия с необходимой полнотой и четкостью, с тем, чтобы исключалась возможность двусмысленного толкования правовых норм и не оставалось простора для чинов­ничьего произвола.

Большое предупредительное значение имеют оперативно-профилактические меры, а также тщательный ведомственный и подведомственный контроль, прокурорский надзор за точным со­блюдением норм и правил, регламентирующих все виды государст­венной и муниципальной службы.

Многого в предупреждении коррупционных преступлений можно добиться путем своевременного, полного и адекватного реа­гирования на коррупционные правонарушения непреступного ха­рактера (административные, дисциплинарные проступки и т.д.).

В предупреждении коррупции в правоохранительных органах заметную роль играют имеющиеся в них службы собственной безо­пасности.

Используя возможности правового воспитания и просвещения, необходимо решительно отвергнуть попытки легализовать корруп­цию, представить ее как нормальное явление, своего рода атрибут рыночных отношений; показывать несостоятельность взглядов о моральной допустимости подкупа служащих в целях решения стоящих перед людьми проблем.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие преступления относятся к коррупционным?

2. В каких сферах жизни общества наиболее распространена
коррупция?

3. Дайте характеристику лиц, совершающих коррупционные
преступления.

4.Каковы причины и условия коррупционных преступлений?

5. Раскройте содержание мер предупреждения коррупционных
преступлений.


Наши рекомендации