Лекция 22. ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Проблема преступности несовершеннолетних всегда актуальна для криминологии. Она достаточна специфична, касается судеб подрастающего поколения; от того, как она разрешается в настоящее время, во многом зависят состояние и тенденции преступности в будущем и даже более широко - нравственный климат в обществе.
К данному виду преступности относятся уголовно наказуемые деяния, совершаемые лицами в возрасте от 14 до 18 лет. По криминологическим характеристикам к ним примыкают общественно опасные действия лиц, не достигших возраста, с которого может наступать уголовная ответственность, а также «молодых взрослых».
В 1996 г. по сравнению с 1990 г. число зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними либо при их участии, а также выявленных подростков-преступников возросло на четверть (округленно). Динамика этих показателей опережала темп прироста населения в возрасте 14-17 лет в 3,5 раза1. В 2003 г. несовершеннолетними и при их соучастии совершено 145,3 тыс. преступлений, что составляет 9,6 % от всех раскрытых.
За последние годы наблюдается процесс «омоложения» преступности несовершеннолетних: криминальная активность 14-15-летних растет более быстрыми темпами, чем 16-17-летних.
По видам преступлений около 3/4 массива преступности подростков исчерпывается тремя составами: кражи (около 60%), грабежи (8-9%), хулиганство (около 7%). А, скажем, доли убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований составляют по каждому виду менее 1%. Несовершеннолетними постепенно осваиваются сравнительно новые разновидности преступлений, такие, как захваты заложников, вымогательство, торговля оружием и наркотиками, валютное мошенничество, компьютерные преступления и некоторые другие.
Среди выявляемых подростков-преступников каждый седьмой, а среди осужденных - каждый пятый ранее совершали преступления.
Устойчивая особенность противоправного поведения несовершеннолетних. - высокий уровень групповой преступности (почти 65%).
В последние годы отмечается усиление организованности преступности подростков.
Наблюдается рост вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность взрослыми, усиление виктимности подростков.
Если раньше преступность несовершеннолетних была в основном «уличной», то сейчас увеличивается доля преступлений, совершаемых ими в своих и чужих жилищах, общежитиях, по месту учебы, на транспорте.
Происходит нивелирование различий криминальной активности условных групп несовершеннолетних, выделяемых по признакам рода их занятий, но, как и прежде, уровень преступности является самым высоким среди неучащихся и неработающих подростков.
Доля несовершеннолетних преступников мужского пола достигает 90-95%.
В плане нравственно-психологическом личность несовершеннолетних преступников характеризуется рядом довольно существенных специфических признаков. Прежде всего, на их противоправном поведении, безусловно, сказываются возрастные особенности, такие, например, как повышенная внушаемость, склонность к социально-психологическому заражению, подражанию, юношеский негативизм, известная несформированность жизненных ориентации и установок, инфантильность эмоционально-волевой сферы. В сфере ведущих отношений личности преступники-подростки своим поведением часто подтверждают известную истину, гласящую, что лень - мать всех пороков: для большинства из них характерны отсутствие интереса к учебе и труду и соответственно значительное ослабление или полная утрата связей с учебными и трудовыми коллективами. В несравненно большей степени их привлекает сфера досуга, как правило, заполненного социально-негативным содержанием (бесцельное времяпрепровождение, тусовки в подъездах, подвалах, на улицах, чердаках, рок и тому подобная музыка, азартные игры, выпивки, употребление наркотиков, половая распущенность, болезненное реагирование на любые замечания взрослых, игра мускулами во взаимоотношениях со сверстниками из других компаний и т.д.).
Логическим продолжением этого «букета» антисоциальных (еще не преступных) занятий являются кражи и грабежи для того, чтобы добыть деньги для приобретения алкоголя и наркотиков, «на девочек», на покупку модной одежды, средств звукозаписи и кассет, хулиганские выходки ради самоутверждения в пьяном виде и т.д. Интересы в сфере техники, художественного творчества, занятия спортом (кроме примитивного накачивания мышц для того, чтобы постоять за себя) у несовершеннолетних правонарушителей фиксируются в 3-4 раза реже, чем у подростков с позитивной направленностью поведения.
Несовершеннолетние правонарушители, как правило, принимают за чистую монету так называемую уголовную романтику, не видят ее изнанки. Преступление для них нередко - просто акт смелости, в нем реализуется стремление самоутвердиться, показать себя взрослым, «настоящим мужчиной», покрасоваться перед сверстниками, знакомыми девушками. О последствиях своих противоправных действий, порой трагических, подростки зачастую не задумываются, чему способствует, прежде всего, сниженный интеллект. Мотивы собственных действий ими нередко приукрашиваются, «облагораживаются», в то время, как побуждения и поведение потерпевших очерняются, окрашиваются в резко негативные тона.
Для несовершеннолетних преступников весьма характерны завышенные самооценки, низкий уровень ответственности за свои поступки, отсутствие чувства стыда, дефицит совести, равнодушие к другим людям, их проблемам и заботам. Типичными чертами для многих подростков-правонарушителей является сниженный самоконтроль, эмоциональная неуравновешенность, упрямство, импульсивность, злобность, мстительность, агрессивность.
Социальную неадаптированностъ части несовершеннолетних преступников усиливают умственная отсталость, нервно-психические отклонения психопатического характера либо в виде последствий черепно-мозговых травм, инфекционных и других заболеваний.
Большинство несовершеннолетних преступников обладают устойчивыми привычками и стереотипами антиобщественного поведения: постоянно демонстрируют пренебрежение к общепринятым Нормам поведения, склонны к употреблению спиртных напитков, Наркотиков, а также к бродяжничеству, побегам из дома и воспитательных учреждений, являются конфликтными и нечестными людьми. Замыкаясь в круге общения с себе подобными, они, как правило, враждебно относятся к тем подросткам, которые хорошо учатся, соблюдают дисциплину, уважают старших по возрасту. Среди Несовершеннолетних правонарушителей стали чаще встречаться лица, в полной мере освоившие криминальный профессионализм, Нормы и антиценности преступной субкультуры.
Причины и условия преступности несовершеннолетних разнообразны, они включают в себя как давно известные криминогенные факторы, так и детерминанты, возникшие лишь в последнее время.
Применительно к годам реформ справедливо отмечается расширение социально-экономической базы преступности несовершеннолетних. Это, прежде всего, обнищание многих семей, возрождение детской и подростковой беспризорности, появление безработицы несовершеннолетних. Семья, которая едва сводит концы с концами, каждодневно борется за выживание, причем использует для этого морально далеко не безупречные, а порой и откровенно противоправные средства, перестает быть инструментом социализации. Она становится либо постоянно и сильно действующим источником Негативных влияний на нравственное формирование подростка, либо выталкивает его на улицу, в антиобщественную среду, в стихию «дикого» рынка, в частности, сферу полулегального или нелегального мелкого бизнеса. Большинство подростков, вынужденных заниматься мойкой автомашин, уборкой, погрузкой-разгрузкой товаров в коммерческих ларьках и магазинах, торговлей с рук в электропоездах, на улицах, в подземных переходах и т.д., начинают систематически пропускать занятия или совсем теряют связи с учебными коллективами. При этом они не только лишаются возможности приобретать знания, развиваться в интеллектуальном, культурном отношении, проводить досуг со сверстниками, но и сталкивается с разнообразными негативными явлениями, присущими экокомическому «подполью» (с фактами нечестности, обмана, недобросовестной конкуренции, вымогательства и т.п.).
В сложнейших условиях нравственного формирования и развития личности оказались подростки из семей безработных, беженцев, вынужденных переселенцев. Для тех подростков, которые остались в более или менее благополучных семьях, не порвали связей со школой, характерно как усиление отрицательного влияния традиционных, так и появление новых дефектов социализации в этих типах микросреды. Например, в школе - это «черный рынок», приторговывание спиртными напитками, наркотиками, порнографической продукцией, в семье - усиление алкоголизации, обострение конфликтных ситуаций как следствие перманентных жизненных неурядиц (угрозы потерять работу, остаться без средств к существованию и т.п.).
Имеются свои проблемы, негативно влияющие на нравственное формирование и развитие несовершеннолетних, и в благополучных в материальном отношении семьях. Это, например, проявления двойной морали родителей, живущих в непозволительной роскоши на средства, добытые противоправным путем, а порой и откровенное рвачество, алчность, бездуховность, нередко отсутствие теплоты во взаимоотношениях и сильное взаимное отчуждение.
Отрицательно влияет на нравственное формирование детей и подростков наблюдающееся в последнее время обострение извечной проблемы «отцов и детей». Некоторые несовершеннолетние оказываются в особо сложном положении, сталкиваясь с поляризацией идейно-нравственных позиций взрослых членов семьи, своеобразным конфликтом поколений и культур на этом уровне, когда, например, отец является преуспевающим предпринимателем со взглядами, ориентациями и привычками «новых русских», а дед, бабушка, тети, дяди, обладавшие в прошлом высоким социальным статусом, имеющие заслуги перед страной, сохранили приверженность стереотипам жизни советских людей, верность коммунистическим ценностям и идеалам. Это очень непростые ситуации, особенно для тех, у кого еще не сформировалось устойчивых убеждений, цельного мировоззрения. И некоторые подростки находят выход из них в отклоняющемся, а затем и противоправном, преступном поведении.
Определенный вакуум воспитательных воздействий на детей, подростков (а также молодых людей) возник после ликвидации пионерских и комсомольских организаций, а новые, соответствующие изменившимся условиям формы общественных движений и объединений, охватывающие подрастающее поколение, создаются медленно. В то же время имеют место факты вовлечения несовершеннолетних в межэтнические конфликты, в религиозные секты, различные экстремистские организации, проповедующие моральный и правовой нигилизм, вседозволенность, национальную, расовую и религиозную вражду и т.п.
В силу возрастных особенностей несовершеннолетние в большей степени, чем взрослые, подвержены криминогенным воздействиям, связанным с такими негативными явлениями в духовно-нравственной сфере, как тотальная агрессия худших образцов «массовой культуры», распространение порнографии, пропаганда насилия, жестокости, культа наживы в средствах массовой информации.
В условиях рынка многие подростки, в том числе и нуждающиеся в целенаправленной коррекции поведения, оказались в лучшем случае предоставленными самим себе. Ослаб воспитательно-профилактический потенциал не только семьи, школы, но и других общественных и государственных институтов, во многих местах перестали действовать специализировавшиеся на работе с несовершеннолетними клубы, секции, кружки, спортивные, военно-спортивные лагеря и отряды, другие центры организованного досуга, трудовой, физической, нравственной закалки и направленного формирования личности подростков.
Характер преступности несовершеннолетних и ее детерминации таков, что в борьбе с ней во главу угла должны ставиться не меры уголовной репрессии, а превентивные подходы. Российское общество нуждается в тщательно проработанной, рассчитанной на перспективу концепции государственной Политики предупреждения преступности несовершеннолетних.Первостепенное значение имеют нейтрализация, блокирование, ограничение действия экономических причин и условий данного вида преступности, ресурсное обеспечение ее предупреждения.
Необходимо развитие сети и активизация работы институтов общесоциального предупреждения (таких, как государственные муниципальные и частные образовательные учреждения, отделы по делам семьи и детей, комитеты по делам молодежи, служба занятости и социальной защиты), а также структур, сориентированных на первичное специальное предупреждение правонарушений подростков (социально-реабилитационной службы, кризисных центров, занимающихся проблемами семейного насилия, помощи детям, оставшимся без попечения родителей, коррекционных воспитательно-образовательных учреждений открытого типа, приютов, объединений родителей по месту жительства и учебы детей).
Следует наладить, с учетом изменившихся социально-экономических условий, бесперебойное функционирование качественно новой системы трудового воспитания. Подросткам должны быть предоставлены все возможности для систематического участия в посильном, хорошо оплачиваемом труде как на государственных, муниципальных, так и частных предприятиях.
В 1990-е годы под влиянием конъюнктурно-политических, а порой и откровенно демагогических соображений и лозунгов было по существу сведено на нет военно-патриотическое воспитание подростков и молодежи. Между тем, с учетом того, что подавляющее число несовершеннолетних преступников являются лицами мужского пола, это направление воспитательной работы имеет особое антикриминогенное значение. Конечно, организация, содержание и методика военно-патриотического воспитания в настоящее время требуют существенных изменений, модернизации, приспособления к новым реалиям, но отказываться от него только потому, что им, возможно, чрезмерно увлекались в советское время, нет никаких оснований.
Важное средство профилактики правонарушений несовершеннолетних - их правовое просвещение и воспитание. Актуальными задачами являются повышение профессионализма этой работы, подготовка квалифицированных кадров педагогов для ее проведения, обеспечение активного участия в ней ученых-юристов, сотрудников правоохранительных органов.
Доведение правовой информации до несовершеннолетних должно начинаться как можно раньше, осуществляться более доходчиво, с учетом особенностей детской и подростковой психологии, в эмоционально привлекательных формах.
Необходимо возродить оправдавшие себя и создать новые центры организованного досуга детей и подростков, наполненного социально полезным содержанием, способствующего их гармоничному физическому, психическому, нравственному развитию. В этих целях использовать не только возможности государства, но и коммерческих структур, фондов милосердия, благотворительных организаций, общественных объединений и движений, религиозных конфессий. Установить жесткий контроль за использованием как бюджетных, так и внебюджетных средств, предназначенных для организации досуга несовершеннолетних. Государству следует всячески поддерживать физических и юридических лиц, вкладывающих свои деньги в дело помощи подросткам, оказавшимся в неблагоприятных жизненных условиях, малообеспеченным семьям, специальным учебно-воспитательным учреждениям, детским домам.
Центральным звеном в системе органов и учреждений, занятых профилактикой правонарушений подростков, должны стать комиссии по делам несовершеннолетних. Необходимо укрепить их материально-техническую базу, улучшить кадровое и иное ресурсное обеспечение, создать условия для того, чтобы комиссии занимались не только рассмотрением множества дел, материалов о конкретных правонарушениях, но стали бы реальными координаторами, полноценными организаторами многогранной комплексной криминологической профилактики на данном направлении. Это особенно важно сейчас, когда от профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и интересов фактически самоустраняются многие государственные структуры, ранее активно участвовавшие в этой работе, в том числе органы образования, здравоохранения, социального обеспечения.
Нуждаются в совершенствовании тактика, методы и приемы воспитательно-профилактического воздействия на детей и подростков. Разъяснение прописных истин, примитивные увещевания, чрезмерная назидательность и морализование, не приносившие ощутимых результатов и в прошлом, меньше всего могут рассчитывать на успех сейчас, когда произошли существенные изменения в образе жизни и сознании людей, в системе их моральных ориентиров и ценностей. Требуется внедрение в практику воспитательно-профилактической работы надежных психолого-педагогических методик диагностики личности подростков и дефектов микросреды, максимальная индивидуализация подхода к ним на основе применения широкого спектра средств и способов целенаправленного воздействия, обеспечивающих их успешную социализацию и ресоциализацию, недопущение правонарушений (их рецидива). Нельзя допускать эффекта стигматизации ранее судимых и всех «трудных» подростков, ситуаций, при которых те, кто должен каждодневно заниматься ими, вести напряженную работу по коррекции отклоняющегося поведения, первым делом стремятся избавиться от «подопечных», сбыть свой педагогический брак в другие ведомства, особенно в милицию, учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и иные отдаленные места.
В воспитательно-профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями, которые нередко сами чувствуют себя изгоями, никому не нужными неисправимыми людьми, надо всегда исходить из «оптимистической гипотезы», всячески стремиться к опоре на положительное, которое имеется в личности самых запущенных в нравственно-педагогическом отношении подростков.
Имеются значительные резервы для более активного и эффективного использования сугубо правовых средств защиты интересов детей и подростков, предупреждения их виктимизации, а также правонарушений с их стороны. Необходимо расширять практику применения к несовершеннолетним, совершившим впервые преступления небольшой или средней тяжести, принудительных мер воспитательного характера, предусмотренных ст. 90 УК РФ: предупреждения; передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированных государственных органов; возложения обязанности загладить причиненный вред; ограничения досуга и установления особых требований к поведению; а также помещения, с освобождением от наказания, в специальные воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения (ст. 92 УК).
Установленные факты вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений (ст. 150 УК), как правило, влекут адекватное реагирование со стороны правоохранительных органов. Однако ряд данных указывает на то, что фактически этих преступлений совершается намного больше, но вследствие недостатков в работе милиции, слабого прокурорского надзора и по другим причинам определенная их часть остается невыявленной. Высокий уровень латентности характерен для вовлечения несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятия бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 15 ] УК).
Необходимо обеспечить применение такого уголовно-правового средства предупреждения правонарушений подростков, как ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних (ст. 156 УК).
Как показывает опыт, несовершеннолетние нередко совершают преступления в виде ответной реакции на насильственные действия, направленные против них (или угрожающие им). В этой связи следует более активно использовать все правовые (в том числе уголовно-правовые) средства борьбы с насилием в отношении детей и подростков.
Основной объем работы по предупреждению преступлений и других правонарушений несовершеннолетних выполняют специализирующиеся на данной линии работы подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних (ПДН). Эти подразделения выявляют подростков, от которых, судя по их противоправным и антиобщественным действиям (совершению административных правонарушений, прежней судимости и т.п.), можно ожидать совершения преступлений, и ставят их на профилактический учет, являющийся специфической формой социального контроля. Наряду с оказанием непосредственного воспитательно-профилактического воздействия на таких подростков путем проведения с ними профилактических бесед, разъяснения смысла и значения моральных правовых норм, педагогического предостережения и другими методами сотрудники ПДН проводят большую работу по оздоровлению их социальной микросреды, устранению вредных влияний со стороны семьи, сверстников, вовлечению в социально полезные занятия. ПДН работают в тесном взаимодействии со школой, органами общего и профессионального образования, здравоохранения, комиссиями по делам несовершеннолетних и другими субъектами криминологической профилактики как специализированными, так и неспециализированными. Их деятельность имеет сугубо профилактическую направленность, совершение подростками, находящимися на учете, преступлений расценивается по общему правилу как серьезный «брак» в работе данных подразделений.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы состояние и динамика преступности несовершеннолетних?
2. Какие преступления чаще всего совершаются несовершеннолетними?
3. Перечислите особенности личности несовершеннолетних
преступников.
4. Каковы причины и условия преступности несовершеннолетних?
5. Раскройте содержание общесоциальных и специально-
криминологических мер предупреждения преступности несовершеннолетних.