Лекция 22. ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Проблема преступности несовершеннолетних всегда акту­альна для криминологии. Она достаточна специфична, касается су­деб подрастающего поколения; от того, как она разрешается в на­стоящее время, во многом зависят состояние и тенденции преступ­ности в будущем и даже более широко - нравственный климат в обществе.

К данному виду преступности относятся уголовно наказуемые деяния, совершаемые лицами в возрасте от 14 до 18 лет. По кри­минологическим характеристикам к ним примыкают общественно опасные действия лиц, не достигших возраста, с которого может наступать уголовная ответственность, а также «молодых взрослых».

В 1996 г. по сравнению с 1990 г. число зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними либо при их участии, а также выявленных подростков-преступников возросло на четверть (округленно). Динамика этих показателей опережала темп прироста населения в возрасте 14-17 лет в 3,5 раза1. В 2003 г. несо­вершеннолетними и при их соучастии совершено 145,3 тыс. престу­плений, что составляет 9,6 % от всех раскрытых.

За последние годы наблюдается процесс «омоложения» пре­ступности несовершеннолетних: криминальная активность 14-15-летних растет более быстрыми темпами, чем 16-17-летних.

По видам преступлений около 3/4 массива преступности подро­стков исчерпывается тремя составами: кражи (около 60%), грабежи (8-9%), хулиганство (около 7%). А, скажем, доли убийств, умыш­ленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований со­ставляют по каждому виду менее 1%. Несовершеннолетними посте­пенно осваиваются сравнительно новые разновидности преступле­ний, такие, как захваты заложников, вымогательство, торговля ору­жием и наркотиками, валютное мошенничество, компьютерные преступления и некоторые другие.

Среди выявляемых подростков-преступников каждый седьмой, а среди осужденных - каждый пятый ранее совершали преступле­ния.

Устойчивая особенность противоправного поведения несо­вершеннолетних. - высокий уровень групповой преступности (почти 65%).

В последние годы отмечается усиление организованности пре­ступности подростков.

Наблюдается рост вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность взрослыми, усиление виктимности подростков.

Если раньше преступность несовершеннолетних была в основ­ном «уличной», то сейчас увеличивается доля преступлений, совер­шаемых ими в своих и чужих жилищах, общежитиях, по месту уче­бы, на транспорте.

Происходит нивелирование различий криминальной активности условных групп несовершеннолетних, выделяемых по признакам рода их занятий, но, как и прежде, уровень преступности является самым высоким среди неучащихся и неработающих подростков.

Доля несовершеннолетних преступников мужского пола дости­гает 90-95%.

В плане нравственно-психологическом личность несовершеннолетних преступников характеризуется рядом довольно сущест­венных специфических признаков. Прежде всего, на их противо­правном поведении, безусловно, сказываются возрастные особен­ности, такие, например, как повышенная внушаемость, склонность к социально-психологическому заражению, подражанию, юноше­ский негативизм, известная несформированность жизненных ориен­тации и установок, инфантильность эмоционально-волевой сферы. В сфере ведущих отношений личности преступники-подростки сво­им поведением часто подтверждают известную истину, гласящую, что лень - мать всех пороков: для большинства из них характерны отсутствие интереса к учебе и труду и соответственно значитель­ное ослабление или полная утрата связей с учебными и трудовыми коллективами. В несравненно большей степени их привлекает сфера досуга, как правило, заполненного социально-негативным содержа­нием (бесцельное времяпрепровождение, тусовки в подъездах, под­валах, на улицах, чердаках, рок и тому подобная музыка, азартные игры, выпивки, употребление наркотиков, половая распущенность, болезненное реагирование на любые замечания взрослых, игра мус­кулами во взаимоотношениях со сверстниками из других компаний и т.д.).

Логическим продолжением этого «букета» антисоциальных (еще не преступных) занятий являются кражи и грабежи для того, чтобы добыть деньги для приобретения алкоголя и наркотиков, «на девочек», на покупку модной одежды, средств звукозаписи и кассет, хулиганские выходки ради самоутверждения в пьяном виде и т.д. Интересы в сфере техники, художественного творчества, занятия спортом (кроме примитивного накачивания мышц для того, чтобы постоять за себя) у несовершеннолетних правонарушителей фикси­руются в 3-4 раза реже, чем у подростков с позитивной направлен­ностью поведения.

Несовершеннолетние правонарушители, как правило, при­нимают за чистую монету так называемую уголовную романтику, не видят ее изнанки. Преступление для них нередко - просто акт сме­лости, в нем реализуется стремление самоутвердиться, показать себя взрослым, «настоящим мужчиной», покрасоваться перед свер­стниками, знакомыми девушками. О последствиях своих противо­правных действий, порой трагических, подростки зачастую не заду­мываются, чему способствует, прежде всего, сниженный интеллект. Мотивы собственных действий ими нередко приукрашиваются, «облагораживаются», в то время, как побуждения и поведение по­терпевших очерняются, окрашиваются в резко негативные тона.

Для несовершеннолетних преступников весьма характерны за­вышенные самооценки, низкий уровень ответственности за свои по­ступки, отсутствие чувства стыда, дефицит совести, равнодушие к другим людям, их проблемам и заботам. Типичными чертами для многих подростков-правонарушителей является сниженный само­контроль, эмоциональная неуравновешенность, упрямство, импуль­сивность, злобность, мстительность, агрессивность.

Социальную неадаптированностъ части несовершеннолетних преступников усиливают умственная отсталость, нервно-пси­хические отклонения психопатического характера либо в виде по­следствий черепно-мозговых травм, инфекционных и других забо­леваний.

Большинство несовершеннолетних преступников обладают ус­тойчивыми привычками и стереотипами антиобщественного пове­дения: постоянно демонстрируют пренебрежение к общепринятым Нормам поведения, склонны к употреблению спиртных напитков, Наркотиков, а также к бродяжничеству, побегам из дома и воспита­тельных учреждений, являются конфликтными и нечестными людь­ми. Замыкаясь в круге общения с себе подобными, они, как правило, враждебно относятся к тем подросткам, которые хорошо учатся, соблюдают дисциплину, уважают старших по возрасту. Среди Несовершеннолетних правонарушителей стали чаще встречаться лица, в полной мере освоившие криминальный профессионализм, Нормы и антиценности преступной субкультуры.

Причины и условия преступности несовершеннолетних разно­образны, они включают в себя как давно известные криминогенные факторы, так и детерминанты, возникшие лишь в последнее время.

Применительно к годам реформ справедливо отмечается расширение социально-экономической базы преступности несовершен­нолетних. Это, прежде всего, обнищание многих семей, возрожде­ние детской и подростковой беспризорности, появление безработицы несовершеннолетних. Семья, которая едва сводит концы с концами, каждодневно борется за выживание, причем использует для этого морально далеко не безупречные, а порой и откровенно про­тивоправные средства, перестает быть инструментом социализации. Она становится либо постоянно и сильно действующим источником Негативных влияний на нравственное формирование подростка, ли­бо выталкивает его на улицу, в антиобщественную среду, в стихию «дикого» рынка, в частности, сферу полулегального или нелегального мелкого бизнеса. Большинство подростков, вынужденных заниматься мойкой автомашин, уборкой, погрузкой-разгрузкой то­варов в коммерческих ларьках и магазинах, торговлей с рук в элек­тропоездах, на улицах, в подземных переходах и т.д., начинают сис­тематически пропускать занятия или совсем теряют связи с учеб­ными коллективами. При этом они не только лишаются возможно­сти приобретать знания, развиваться в интеллектуальном, культур­ном отношении, проводить досуг со сверстниками, но и сталкива­ется с разнообразными негативными явлениями, присущими экокомическому «подполью» (с фактами нечестности, обмана, недоб­росовестной конкуренции, вымогательства и т.п.).

В сложнейших условиях нравственного формирования и разви­тия личности оказались подростки из семей безработных, беженцев, вынужденных переселенцев. Для тех подростков, которые остались в более или менее благополучных семьях, не порвали связей со школой, характерно как усиление отрицательного влияния традици­онных, так и появление новых дефектов социализации в этих типах микросреды. Например, в школе - это «черный рынок», приторго­вывание спиртными напитками, наркотиками, порнографической продукцией, в семье - усиление алкоголизации, обострение кон­фликтных ситуаций как следствие перманентных жизненных неуря­диц (угрозы потерять работу, остаться без средств к существованию и т.п.).

Имеются свои проблемы, негативно влияющие на нравственное формирование и развитие несовершеннолетних, и в благополучных в материальном отношении семьях. Это, например, проявления двойной морали родителей, живущих в непозволительной роскоши на средства, добытые противоправным путем, а порой и откровен­ное рвачество, алчность, бездуховность, нередко отсутствие тепло­ты во взаимоотношениях и сильное взаимное отчуждение.

Отрицательно влияет на нравственное формирование детей и подростков наблюдающееся в последнее время обострение извечной проблемы «отцов и детей». Некоторые несовершеннолетние оказы­ваются в особо сложном положении, сталкиваясь с поляризацией идейно-нравственных позиций взрослых членов семьи, своеобраз­ным конфликтом поколений и культур на этом уровне, когда, на­пример, отец является преуспевающим предпринимателем со взгля­дами, ориентациями и привычками «новых русских», а дед, бабуш­ка, тети, дяди, обладавшие в прошлом высоким социальным стату­сом, имеющие заслуги перед страной, сохранили приверженность стереотипам жизни советских людей, верность коммунистическим ценностям и идеалам. Это очень непростые ситуации, особенно для тех, у кого еще не сформировалось устойчивых убеждений, цельно­го мировоззрения. И некоторые подростки находят выход из них в отклоняющемся, а затем и противоправном, преступном поведении.

Определенный вакуум воспитательных воздействий на детей, подростков (а также молодых людей) возник после ликвидации пионерских и комсомольских организаций, а новые, соответствую­щие изменившимся условиям формы общественных движений и объединений, охватывающие подрастающее поколение, создаются медленно. В то же время имеют место факты вовлечения несовер­шеннолетних в межэтнические конфликты, в религиозные секты, различные экстремистские организации, проповедующие мораль­ный и правовой нигилизм, вседозволенность, национальную, расо­вую и религиозную вражду и т.п.

В силу возрастных особенностей несовершеннолетние в боль­шей степени, чем взрослые, подвержены криминогенным воздейст­виям, связанным с такими негативными явлениями в духовно-нравственной сфере, как тотальная агрессия худших образцов «массо­вой культуры», распространение порнографии, пропаганда насилия, жестокости, культа наживы в средствах массовой информации.

В условиях рынка многие подростки, в том числе и нуж­дающиеся в целенаправленной коррекции поведения, оказались в лучшем случае предоставленными самим себе. Ослаб воспитатель­но-профилактический потенциал не только семьи, школы, но и дру­гих общественных и государственных институтов, во многих местах перестали действовать специализировавшиеся на работе с несовер­шеннолетними клубы, секции, кружки, спортивные, военно-спортивные лагеря и отряды, другие центры организованного досу­га, трудовой, физической, нравственной закалки и направленного формирования личности подростков.

Характер преступности несовершеннолетних и ее детерминации таков, что в борьбе с ней во главу угла должны ставиться не меры уголовной репрессии, а превентивные подходы. Российское общест­во нуждается в тщательно проработанной, рассчитанной на пер­спективу концепции государственной Политики предупреждения преступности несовершеннолетних.Первостепенное значение имеют нейтрализация, блокирование, ограничение действия эконо­мических причин и условий данного вида преступности, ресурсное обеспечение ее предупреждения.

Необходимо развитие сети и активизация работы институтов общесоциального предупреждения (таких, как государственные муниципальные и частные образовательные учреждения, отделы по делам семьи и детей, комитеты по делам молодежи, служба занято­сти и социальной защиты), а также структур, сориентированных на первичное специальное предупреждение правонарушений подрост­ков (социально-реабилитационной службы, кризисных центров, за­нимающихся проблемами семейного насилия, помощи детям, ос­тавшимся без попечения родителей, коррекционных воспитательно-образовательных учреждений открытого типа, приютов, объедине­ний родителей по месту жительства и учебы детей).

Следует наладить, с учетом изменившихся социально-экономи­ческих условий, бесперебойное функционирование качественно но­вой системы трудового воспитания. Подросткам должны быть пре­доставлены все возможности для систематического участия в по­сильном, хорошо оплачиваемом труде как на государственных, му­ниципальных, так и частных предприятиях.

В 1990-е годы под влиянием конъюнктурно-политических, а порой и откровенно демагогических соображений и лозунгов было по существу сведено на нет военно-патриотическое воспитание подростков и молодежи. Между тем, с учетом того, что подавляю­щее число несовершеннолетних преступников являются лицами мужского пола, это направление воспитательной работы имеет осо­бое антикриминогенное значение. Конечно, организация, содержа­ние и методика военно-патриотического воспитания в настоящее время требуют существенных изменений, модернизации, приспо­собления к новым реалиям, но отказываться от него только потому, что им, возможно, чрезмерно увлекались в советское время, нет ни­каких оснований.

Важное средство профилактики правонарушений несовер­шеннолетних - их правовое просвещение и воспитание. Акту­альными задачами являются повышение профессионализма этой работы, подготовка квалифицированных кадров педагогов для ее проведения, обеспечение активного участия в ней ученых-юристов, сотрудников правоохранительных органов.

Доведение правовой информации до несовершеннолетних должно начинаться как можно раньше, осуществляться более доходчиво, с учетом особенностей детской и подростковой психологии, в эмо­ционально привлекательных формах.

Необходимо возродить оправдавшие себя и создать новые цен­тры организованного досуга детей и подростков, наполненного со­циально полезным содержанием, способствующего их гармонично­му физическому, психическому, нравственному развитию. В этих целях использовать не только возможности государства, но и ком­мерческих структур, фондов милосердия, благотворительных организаций, общественных объединений и движений, религиозных конфессий. Установить жесткий контроль за использованием как бюджетных, так и внебюджетных средств, предназначенных для организации досуга несовершеннолетних. Государству следует вся­чески поддерживать физических и юридических лиц, вкладываю­щих свои деньги в дело помощи подросткам, оказавшимся в небла­гоприятных жизненных условиях, малообеспеченным семьям, спе­циальным учебно-воспитательным учреждениям, детским домам.

Центральным звеном в системе органов и учреждений, занятых профилактикой правонарушений подростков, должны стать комис­сии по делам несовершеннолетних. Необходимо укрепить их мате­риально-техническую базу, улучшить кадровое и иное ресурсное обеспечение, создать условия для того, чтобы комиссии занимались не только рассмотрением множества дел, материалов о конкретных правонарушениях, но стали бы реальными координаторами, полно­ценными организаторами многогранной комплексной криминоло­гической профилактики на данном направлении. Это особенно важ­но сейчас, когда от профилактики безнадзорности и правонаруше­ний несовершеннолетних, защиты их прав и интересов фактически самоустраняются многие государственные структуры, ранее актив­но участвовавшие в этой работе, в том числе органы образования, здравоохранения, социального обеспечения.

Нуждаются в совершенствовании тактика, методы и приемы воспитательно-профилактического воздействия на детей и подрост­ков. Разъяснение прописных истин, примитивные увещевания, чрезмерная назидательность и морализование, не приносившие ощутимых результатов и в прошлом, меньше всего могут рассчиты­вать на успех сейчас, когда произошли существенные изменения в образе жизни и сознании людей, в системе их моральных ориенти­ров и ценностей. Требуется внедрение в практику воспитательно-профилактической работы надежных психолого-педагогических методик диагностики личности подростков и дефектов микросреды, максимальная индивидуализация подхода к ним на основе примене­ния широкого спектра средств и способов целенаправленного воз­действия, обеспечивающих их успешную социализацию и ресоциализацию, недопущение правонарушений (их рецидива). Нельзя до­пускать эффекта стигматизации ранее судимых и всех «трудных» подростков, ситуаций, при которых те, кто должен каждодневно за­ниматься ими, вести напряженную работу по коррекции отклоняю­щегося поведения, первым делом стремятся избавиться от «подо­печных», сбыть свой педагогический брак в другие ведомства, осо­бенно в милицию, учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и иные отдаленные места.

В воспитательно-профилактической работе с несовершеннолет­ними правонарушителями, которые нередко сами чувствуют себя изгоями, никому не нужными неисправимыми людьми, надо всегда исходить из «оптимистической гипотезы», всячески стремиться к опоре на положительное, которое имеется в личности самых запу­щенных в нравственно-педагогическом отношении подростков.

Имеются значительные резервы для более активного и эф­фективного использования сугубо правовых средств защиты инте­ресов детей и подростков, предупреждения их виктимизации, а так­же правонарушений с их стороны. Необходимо расширять практику применения к несовершеннолетним, совершившим впервые престу­пления небольшой или средней тяжести, принудительных мер вос­питательного характера, предусмотренных ст. 90 УК РФ: преду­преждения; передачи под надзор родителей или лиц, их заменяю­щих, либо специализированных государственных органов; возложе­ния обязанности загладить причиненный вред; ограничения досуга и установления особых требований к поведению; а также помеще­ния, с освобождением от наказания, в специальные воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения (ст. 92 УК).

Установленные факты вовлечения несовершеннолетних в со­вершение преступлений (ст. 150 УК), как правило, влекут адекват­ное реагирование со стороны правоохранительных органов. Однако ряд данных указывает на то, что фактически этих преступлений со­вершается намного больше, но вследствие недостатков в работе ми­лиции, слабого прокурорского надзора и по другим причинам определенная их часть остается невыявленной. Высокий уровень латентности характерен для вовлечения несовершеннолетних в системати­ческое употребление спиртных напитков, одурманивающих ве­ществ, в занятия бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 15 ] УК).

Необходимо обеспечить применение такого уголовно-правового средства предупреждения правонарушений подростков, как ответ­ственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовер­шеннолетних (ст. 156 УК).

Как показывает опыт, несовершеннолетние нередко совершают преступления в виде ответной реакции на насильственные действия, направленные против них (или угрожающие им). В этой связи сле­дует более активно использовать все правовые (в том числе уголов­но-правовые) средства борьбы с насилием в отношении детей и подростков.

Основной объем работы по предупреждению преступлений и других правонарушений несовершеннолетних выполняют специали­зирующиеся на данной линии работы подразделения органов внут­ренних дел по делам несовершеннолетних (ПДН). Эти подразделе­ния выявляют подростков, от которых, судя по их противоправным и антиобщественным действиям (совершению административных правонарушений, прежней судимости и т.п.), можно ожидать со­вершения преступлений, и ставят их на профилактический учет, яв­ляющийся специфической формой социального контроля. Наряду с оказанием непосредственного воспитательно-профилактического воздействия на таких подростков путем проведения с ними профи­лактических бесед, разъяснения смысла и значения моральных пра­вовых норм, педагогического предостережения и другими методами сотрудники ПДН проводят большую работу по оздоровлению их социальной микросреды, устранению вредных влияний со стороны семьи, сверстников, вовлечению в социально полезные занятия. ПДН работают в тесном взаимодействии со школой, органами об­щего и профессионального образования, здравоохранения, комис­сиями по делам несовершеннолетних и другими субъектами крими­нологической профилактики как специализированными, так и не­специализированными. Их деятельность имеет сугубо профилакти­ческую направленность, совершение подростками, находящимися на учете, преступлений расценивается по общему правилу как серь­езный «брак» в работе данных подразделений.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы состояние и динамика преступности несовер­шеннолетних?

2. Какие преступления чаще всего совершаются несовер­шеннолетними?

3. Перечислите особенности личности несовершеннолетних
преступников.

4. Каковы причины и условия преступности несовершен­нолетних?

5. Раскройте содержание общесоциальных и специально-
криминологических мер предупреждения преступности несо­вершеннолетних.


Наши рекомендации