Определение общей стратегии (стратегическое управление персоналом организации).
Правовое регулирование отношений в данной области осуществляется на различных уровнях.
В ТК РФ устанавливается, что коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40).
Кроме того, в коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:
— формы, системы и размеры оплаты труда;
— выплата пособий, компенсаций;
— механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
— занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
— рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
— улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
— соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
— экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
— гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
— оздоровление и отдых работников и членов их семей;
— частичная или полная оплата питания работников;
— контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
— отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
— другие вопросы, определенные сторонами.
Особо отметим, что в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
В приказе «Об утверждении профессионального стандарта „Специалист по управлению персоналом“» закрепляются трудовые функции в сфере определения общей стратегии, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что из себя, собственно, и представляет общая стратегия.
Стратегическое управление персоналом организации включает в себя три основных компонента: разработка системы стратегического управления персоналом организации; реализация системы стратегического управления персоналом организации; администрирование процессов и документооборота по стратегическому управлению персоналом организации.
Мы можем сделать вывод, что разработка системы стратегического управления персоналом организации включает в себя, в свою очередь, анализ успешных корпоративных практик по организации стратегического управления персоналом организации, организационного проектирования и взаимодействия подразделений; постановку стратегических целей в управлении персоналом; разработку корпоративной политики, планов, программ, процедур и технологий по управлению персоналом; разработку корпоративной культуры и социальной политики, систем мотивации, эффективности, оценки и развития персонала; формирование системы оплаты и организации труда; разработку организационной структуры, планирование потребности в персонале организации; разработку программ, принципов стандартизации, унификации, автоматизации процессов управления персоналом и безопасных условий труда; формирование бюджета на персонал, технологий аудита работы с персоналом и контроллинга.
В свою очередь, элементами реализации системы стратегического управления персоналом организации являются:
— планирование деятельности и разработка мероприятий по управлению персоналом для реализации стратегических целей организации;
— внедрение политик, планов, программ, процедур и технологий по управлению персоналом;
— построение организационной структуры с учетом плановой потребности в персонале и взаимодействия структурных подразделений организации;
— внедрение и поддержание корпоративной культуры и социальной политики, систем мотивации, эффективности, оценки и развития персонала;
— внедрение и поддержание системы организации труда и оплаты персонала;
— управление внедрением программ и принципов стандартизации, унификации, автоматизации процессов управления персоналом и безопасных условий труда;
— организация проведения аудита и контроллинга в управлении персоналом;
— постановка задач руководителям структурных подразделений, определение материально-технических ресурсов для их выполнения;
— анализ отчетности по управлению персоналом и выявление ресурсов по улучшению деятельности организации;
— согласование условий заключаемых договоров по вопросам управления персоналом;
— организация проведения закупочных процедур по вопросам управления персоналом и оформления сопутствующей документации по ним;
— формирование бюджета на персонал, технологий аудита работы с персоналом и контроллинга;
— применение к работникам мер поощрения и дисциплинарного взыскания.
Отметим, что администрирование процессов и документооборота по стратегическому управлению персоналом организации включает в себя:
1) анализ процессов документооборота, локальных документов по вопросам управления персоналом, бизнес-процессов организации, удовлетворенности персонала;
2) документационное оформление результатов управления персоналом, его аудита, работы структурных подразделений;
3) документационное и организационное сопровождение стратегического управления персоналом и работы структурных подразделений;
4) подготовку предложений по развитию систем управления персоналом, по необходимым корректирующим и превентивным мерам и по повышению эффективности работы структурных подразделений;
5) контроль процессов в области управления персоналом и работы структурных подразделений, сравнение и анализ процессов, результатов управленческих мероприятий, определение факторов, вызывающих отклонение от плановых показателей;
6) согласование и контроль договоров по вопросам и системам стратегического управления персоналом и работе структурных подразделений, организация процедур по их заключению;
7) подготовку результатов анализа соответствия организации и оплаты труда персонала успешным корпоративным практикам;
8) выполнение требований по хранению информации о результатах действия систем стратегического управления персоналом и работы структурных подразделений.
Большое значение в определении общей стратегии имеют локальные акты организаций, в которых данный процесс увязывается с политикой управления персоналом, что является общей закономерностью.
Однако существуют и отличия.
Так, основная цель политики управления человеческими ресурсами ПАО «Газпром»[22] — обеспечение максимальной отдачи от инвестиций в персонал на основе:
— обеспечения стабильного статуса «предпочтительного работодателя»;
— комплексной мотивации каждого работника к достижению целей компании;
— создания и развития объективной и эффективной системы оценки личного вклада каждого работника компании.
Важно и то, что политика управления человеческими ресурсами предусматривает обеспечение единых подходов в работе с персоналом с учетом региональной специфики. Основными принципами политики являются:
— максимальная гибкость компании в управлении персоналом;
— постоянное совершенствование методов управления человеческими ресурсами на основе внедрения современных персонал-технологий и автоматизированных систем управления;
— способность быстро и эффективно адаптироваться к изменениям социально-политических и внешних экономических факторов;
— профессионализм персонала. Формирование коллективов, состоящих из высококвалифицированных работников, стремящихся максимально реализовать свой потенциал в решении технических, экономических и социальных задач компании;
— эффективность в управлении человеческими ресурсами;
— непрерывность планирования процессов управления персоналом на основе регулярной оценки состояния человеческих ресурсов;
— прозрачность и открытость в управлении человеческими ресурсами;
— преемственность — сохранение позитивных традиций в управлении человеческими ресурсами компании.
Подчеркнем и то, что основными взаимосвязанными составляющими политики управления человеческими ресурсами являются следующие направления:
— подбор, оценка и использование персонала;
— обучение и развитие;
— мотивация и вознаграждение;
— социальная политика;
— корпоративные коммуникации.
Стратегические задачи в области управления персоналом ПАО «Татнефть»[23] состоят в следующем:
— повышение эффективности управления посредством проведения активной политики, развития корпоративной культуры и внедрения современных стандартов в систему управления персоналом компании;
— совершенствование планирования управления персоналом в соответствии со стратегией компании и тенденциями бизнес-среды, в первую очередь в вопросах подбора и подготовки руководителей и высококвалифицированных специалистов;
— развитие подходов и совершенствование технологий управления персоналом для достижения максимальных результатов при минимальных издержках;
— создание интегрированной системы непрерывного образования, расширение деятельности корпоративных учебных центров. Обеспечение системного подхода к подготовке, повышению квалификации, переподготовке сотрудников компании;
— совершенствование работы с молодыми сотрудниками и молодежными организациями, создание корпоративной программы управления талантами;
— развитие и повышение эффективности системы коммуникации между департаментами, службами и подразделениями компании.
Следует отметить, что основная цель политики управления персоналом «ЛУКойл»[24] — получить максимальную отдачу от инвестиций в персонал через построение системы, которая:
— мотивирует каждого работника к достижению целей компании;
— способна объективно оценить степень достижения результатов;
— справедливо вознаграждает и поощряет за их достижение.
Подчеркнем, что основными составляющими политики управления персоналом «ЛУКойла» являются пять взаимосвязанных областей:
— повышение результативности работы на всех уровнях;
— привлечение на работу в компанию «лучших из лучших» и обеспечение эффективного использования их возможностей и потенциала;
— обучение и развитие, планирование кадрового потенциала;
— создание эффективной системы общего вознаграждения;
— построение эффективной и динамичной организации, ее непрерывное развитие.
В ПАО «Сбербанк» исключительно своеобразно сформулировали стратегию управления персоналом. Она является элементом «Стратегии развития направлений обеспечения и поддержки бизнеса» и представляет собой весьма «поэтичное» и неформальное изложение целей и принципов в данной области:
«— будет создана система проактивного подбора и профессиональной ориентации молодежи на работу в Банке, налажено взаимодействие с вузами и прочими учебными заведениями для эффективного удовлетворения растущих потребностей бизнеса;
— ключевым элементом системы профессионального развития в Банке станет система дистанционного обучения, использующая интернет- и социальные технологии и доступная круглосуточно с любого компьютера или мобильного устройства;
— у работников появится возможность проактивного управления собственной карьерой и профессиональным развитием, в том числе через автоматизированные ресурсы;
— мы адаптируем инструменты подбора, мотивации и обучения сотрудников под специфические потребности разных категорий персонала и направлений бизнеса;
— мы совершенствуем систему мотивации и создадим в ее рамках механизмы долгосрочной мотивации для ключевых руководителей, а также реализуем отдельные элементы долгосрочной мотивации для широкого круга сотрудников Банка;
— мы завершим автоматизацию кадровых процессов, резко улучшив функциональные возможности систем, удобство и потребительские качества их интерфейсов»[25].
Отметим и стратегию управления персоналом «Аэрофлота», кадровая политика которого направлена на реализацию концепции стратегического развития компании, целью которого является трансформация в глобального сетевого перевозчика с лидирующими позициями по качеству сервиса, использованию инноваций и объему внутренних и международных перевозок, а также достижение конкурентного преимущества в области наличия квалифицированных кадров[26].
Подчеркнем, что важнейшими функциями управления персоналом в связи с возросшей ролью человеческого фактора в современном производстве являются:
— разработка и реализация стратегий в области управления и развития персонала в соответствии со стратегическими целями и задачами общества;
— создание атмосферы, в которой каждый сотрудник общества ощущает свою причастность к общему делу и ответственность за результат своей деятельности.
Обратим внимание на то, что цель кадровой политики «Аэрофлота» — формирование особой, присущей компании эффективной системы взаимоотношений как одной из основных составляющих конкурентных преимуществ «Аэрофлота», достижение экономической эффективности по всем направлениям работы с персоналом на основе всестороннего учета факторов, влияющих на мотивацию работника к наиболее полному раскрытию своего потенциала.
Существенно, что для достижения этой цели департамент управления персоналом проводит работу по направлениям:
— обеспечение сотрудникам привлекательных возможностей профессионального развития;
— привлечение на работу в компанию наиболее квалифицированных кадров с потенциалом профессионального роста;
— обеспечение эффективной социальной политики и защиты, в том числе после выхода на пенсию.
Интересно и то, что основными направлениями деятельности в сфере работы с персоналом являются:
— укомплектование летных и кабинных экипажей воздушных судов для успешного выполнения производственной программы компании;
— подготовка персонала для работы на новых типах воздушных судов;
— обеспечение социальной поддержки персонала;
— проведение оценки эффективности труда.