Защита брендов: стратегия, системы, методы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По магистерской программе

Магистр права в сфере интеллектуальной собственности

Направление подготовки: юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная

Москва

Программа одобрена на заседании кафедры интеллектуальных прав

«30» августа 2017 года, протокол № 1

Автор:

Ворожевич А.С. – кандидат юридических наук, преподаватель кафедры интеллектуальных прав

Рецензенты:

Новоселова Л.А. – доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой интеллектуальных прав

Ворожевич А.С.

Защита брендов: стратегия, системы, методы: рабочая программа/ А.С. Ворожевич. - М.: Издательский центр Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2017. — 37 с.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) магистр)

© Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017

Оглавление

1. Цели освоения учебной дисциплины.. 4

2. Место учебной дисциплины в структуре ОП.. 8

3. Структура и содержание учебной дисциплины.. 8

3.1.1. Тематический план для очной формы обучения. 8

3.1.2. Тематический план для очно - заочной формы обучения. 10

3.1.3. Тематический план для заочной формы обучения. 12

3.2. Содержание дисциплины (программа курса) 14

3.3. Лекции (2 часа для всех форм обучения) 15

3.4.1. Практические занятия для студентов очной формы обучения (всего 12 часов) 15

3.4.2. Практические занятия для очно-заочной формы обучения (всего 12 часов) 18

3.4.3. Практические занятия для студентов заочной формы обучения (всего 10 часов) 20

3.5. Самостоятельная работа студента. 23

4. Образовательные технологии. 23

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов 25

6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины: 27

7. Учебно-методическое обеспечение. 30

8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.. 37

1. Цели освоения учебной дисциплины

Целями освоения учебной дисциплины «Защита брендов: стратегия, системы, методы» являются:

- получение студентами магистратуры углубленных научных и практических правовых знаний в одной из важнейших областей права интеллектуальной собственности - сфере защиты брендов, - направленных на формирование и развитие умений и навыков юридического анализа, обобщения, разрешения и прогнозирования различных, в том числе нестандартных, правовых ситуаций;

- подготовка студента к профессиональной деятельности, связанной с разработкой и реализацией правовых норм, обеспечением законности и правопорядка, проведением научных исследований в сфере защиты брендов.

Указанная цель достигается путем решения следующих задач:

1) в области обучения:

– освоить основные вопросы, связанные с методами и стратегиями защиты брендов, изучить действующее законодательство применительно к учебной дисциплине и возможные пути его развития, систематизировать правоприменительную практику, выявляя характерные черты разрешения типовых проблем.

2) в области воспитания:

–сформировать потребность в саморазвитии, самосовершенствовании, культуру мышления, повысить уровень правосознания, сформировать этику юриста;

3) в области развития:

– развить организаторские способности студента, необходимые для обеспечения правовой защиты брендов, аналитические качества для решения споров сфере интеллектуальных прав в работе судьей, а также общие способности для занятия научной и педагогической деятельностью.

Магистр в рамках учебной дисциплины «Защита брендов: стратегия, системы, методы» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

а) правотворческая;

б) правоприменительная;

в) правоохранительная;

г) экспертно-консультационная;

д) организационно-управленческая;

е) научно-исследовательская;

ж) педагогическая.

В результате освоения учебной дисциплины «Защита брендов: стратегия, системы, методы» обучающийся должен:

1) Знать:

- общее понятие бренда, его соотношения с понятиями «объекты интеллектуальной собственности», «средства индивидуализации», «товарные знаки»; понятие «деловая репутация» (гудвилл);

- механизмы и стратегии получения брендом необходимой правовой охраны;

- правовые средства и стратегии защиты брендов;

- способы получения прав на чужой бренд;

- стратегии оспаривания действительности правовой охраны товарного знака;

- особенности споров о досрочном прекращении правовой охраны чужого товарного знака;

- особенности правовой охраны известных товарных знаков;

- механизмы защиты деловой репутации (гудвилл) при нарушении прав на средства индивидуализации.

2) Уметь:

- составлять проекты исковых заявлений, отзывов на иск и иных документов, связанные с защитой прав на бренды;

- квалифицированно применять нормативные правовые акты в сфере прав на средство индивидуализации, реализовывать соответствующие нормы гражданского права в профессиональной деятельности;

-выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка в сфере использования брендов;

-квалифицированно толковать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере защиты брендов;

- проводить юридическую экспертизу избранной компании стратегии защиты бренда, комплексную оценку (due diligence) интеллектуальной собственности компании;

- давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам защиты брендов;

-анализировать решения судов по спорам, связанным с защитой брендов.

3) Владеть:

-способностями самостоятельной разработки проектов нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие отношения в сфере брендов;

-навыками разработки стратегий правовой защиты бренда;

- навыками, необходимыми для получения прав на коммерчески привлекательный бренд, как «свободный», так и занятый иными участниками рынка;

- опытом анализа материалов судебной практики по вопросам защиты бренда; выработки правовой позиции по спорам в соответствующей сфере; составления проектов исковых заявлений, отзывов на иск;

-навыками критической оценки теоретических концепций в области защиты бренда, способностью квалифицированно проводить научные исследования в данной области.

Магистр в рамках учебной дисциплины «Защита брендов: стратегия, системы, методы» готовится к решению следующих профессиональных задач:

а) правотворческая деятельность:

деятельность по разработке проектов нормативных правовых актов, содержащих нормы, направленные на регулирование отношений в сфере правовой охраны брендов;

б) правоприменительная деятельность:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений по вопросам защиты брендов;

составление юридических документов, оформляющих правовые отношения и юридические действия в сфере получения, осуществления и защиты прав на бренды.

в) правоохранительная деятельность:

защитой прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и организаций на бренды.

г) экспертно-консультационная деятельность:

оказание юридической помощи, консультирование по вопросам правовой охраны и защиты брендов.

д) организационно-управленческая деятельность:

осуществление организационно-управленческих функций в сфере правовой охраны брендов; отношений, возникающих при получении исключительных прав на бренды; защите нарушенных прав и интересов в отношении брендов; недобросовестной конкуренции.

е) научно-исследовательская деятельность:

проведение научных исследований по проблемам цивилистического учения о защите брендов как раздела науки права интеллектуальной собственности и участие в проведении научных исследований в указанной сфере;

ж) педагогическая деятельность:

преподавание юридических дисциплин в рамках проблематики защиты бренда,

осуществление правового воспитания.

В результате изучения учебной дисциплины «Защита брендов: стратегия, системы, методы» выпускникдолжен обладатьследующимиобщекультурными компетенциями (ОК):

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

В результате изучения учебной дисциплины «Защита брендов: стратегия, системы, методы» выпускникдолжен обладатьследующими профессиональными компетенциями (ПК):способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4); способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5); способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7); способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8); способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10); способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11); способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12); способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

В результате изучения учебной дисциплины «Защита брендов: стратегия, системы, методы» выпускникдолжен обладатьследующими дополнительными профессиональными компетенциями (ДПК):способностью осуществлять правовое сопровождение процесса создания различных результатов интеллектуальной деятельности (ДПК-1); способностью формирования комплекса правовых средств по охране интеллектуальной собственности в отдельных сферах экономической деятельности с учетом специфики правового режима различных результатов интеллектуального труда (ДПК-4);способностью определения надлежащей стратегии и выбора способов защиты интеллектуальных прав в случае их нарушения (ДПК-5); готовностью к юридической работе по защите интеллектуальных прав в административном и судебном порядке, а также в рамках процедуры медиации (ДПК-6);

2. Место учебной дисциплины в структуре ОП

Учебная дисциплина «Защита брендов: стратегия, системы, методы» входит в магистерскую программу «Магистр права в сфере интеллектуальной собственности» и относится к профессиональному циклу, дисциплинам по выбору.

Приступая к изучению учебной дисциплины «Защита брендов: стратегия, системы, методы», студент должен понимать значение таких понятий как «интеллектуальные права», «средства индивидуализации», «лицензионное соглашение», «правообладатель», «товарные знаки», «коммерческие обозначения», «фирменные наименования», «компенсация», «форма, порядок и способы защиты субъектного права», «недобросовестная конкуренция»; знать, в каком порядке и посредством каких способов осуществляется защита нарушенных исключительных прав, ориентироваться в судебной практике.

Содержательно-логические связиучебной дисциплины

Учебные дисциплины, на которые опирается содержание данной учебной дисциплины Учебные дисциплины, для которых содержание данной учебной дисциплины выступает опорой
- Актуальные проблемы права интеллектуальной собственности; - Правовая охрана средств индивидуализации.   - Юрисдикционные формы защиты интеллектуальных прав.  

3. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость учебной дисциплины «Защита брендов: стратегия, системы, методы» составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

3.1. Тематические планы

3.1.1. Тематический план для очной формы обучения

Учебная дисциплина изучается в течение одного семестра.

Форма промежуточной аттестации – зачет.

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины Семестр Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля
лекции практические занятия СРС
1. Понятие бренда: экономический и правовой аспект. Защита брендов: общий обзор.       - Лекция-дискуссия, презентация, интерактивное занятие Устный опрос, решение казусов, решение практических заданий.
2. Установление правовой охраны бренда: правовые средства, стратегии -   Презентация, интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание Тестирование, решение казусов, решение практических заданий.
3. Стратегии и методы правовой защиты бренда в случае его использования иным лицом   -     Презентация, интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческие задания, дискуссия   Тестирование, устный опрос, решение казусов, решение практических заданий.
4. Завладение «чужим брендом»: стратегии нападения и защиты   - Презентация, интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание, деловая игра Тестирование, решение казусов, решение практических заданий. Контрольная работа
5. Злоупотребление правами на товарный знак. Защита связанной с брендом деловой репутации (гудвилл).   - Интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание Тестирование, устный опрос, решение казусов, решение практических заданий.
6. Недобросовестная конкуренция при использовании брендов. -   Презентация, интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание Тестирование, решение казусов, решение практических заданий.
  ВСЕГО      

3.1.2. Тематический план для очно - заочной формы обучения

Учебная дисциплина изучается в течение одного семестра.

Форма промежуточной аттестации – зачет.

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины Семестр Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля
лекции практические занятия СРС
1. Понятие бренда: экономический и правовой аспект. Защита брендов: общий обзор.       - Лекция-дискуссия, презентация, интерактивное занятие Устный опрос, решение казусов, решение практических заданий.
2. Установление правовой охраны бренда: правовые средства, стратегии - Интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание Тестирование, решение казусов, решение практических заданий.
3. Стратегии и методы правовой защиты бренда в случае его использования иным лицом   - Презентация, интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческие задания, дискуссия   Тестирование, устный опрос, решение казусов, решение практических заданий.
4. Завладение «чужим брендом»: стратегии нападения и защиты   - Презентация, интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание, деловая игра Тестирование, решение казусов, решение практических заданий. Контрольная работа
5. Злоупотребление правами на товарный знак. Защита связанной с брендом деловой репутации (гудвилл).   - Интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание Тестирование, устный опрос, решение казусов, решение практических заданий.
6. Недобросовестная конкуренция при использовании брендов. -   Презентация, интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание Тестирование, решение казусов, решение практических заданий.
  ВСЕГО      

3.1.3. Тематический план для заочной формы обучения

Учебная дисциплина изучается в течение одного семестра.

Форма промежуточной аттестации – зачет.

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины Семестр Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля
лекции практические занятия СРС
1. Понятие бренда: экономический и правовой аспект. Защита брендов: общий обзор.       - Лекция-дискуссия, презентация, интерактивное занятие Устный опрос, решение казусов, решение практических заданий.
2. Установление правовой охраны бренда: правовые средства, стратегии -     Интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание Тестирование, решение казусов, решение практических заданий.
3. Стратегии и методы правовой защиты бренда в случае его использования иным лицом   - Презентация, интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческие задания, дискуссия   Тестирование, устный опрос, решение казусов, решение практических заданий.
4. Завладение «чужим брендом»: стратегии нападения и защиты   - Презентация, интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание, деловая игра Тестирование, решение казусов, решение практических заданий. Контрольная работа
5. Злоупотребление правами на товарный знак. Защита связанной с брендом деловой репутации (гудвилл).   - Интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study, творческое задание Тестирование, устный опрос, решение казусов, решение практических заданий.
6. Недобросовестная конкуренция при использовании брендов. - Интерактивное занятие, обобщение судебной практики, работа в малых группах, case study Тестирование, решение казусов, решение практических заданий.
  ВСЕГО      

Трудоемкость зачета 4 часа.

3.2. Содержание дисциплины (программа курса)

Наши рекомендации