По теории государства и права
Содержание ответа | Оценка по 10- балльной шкале | Оценка по 5- балльной шкале |
Знания по предмету полностью отсутствуют. | 1 балл неудовлетворительно | Неудовлетворительно – 2 |
Экзаменуемый не знает до конца ни одного вопроса, путается в основных базовых понятиях теории государства и права, не в состоянии раскрыть содержание основных общетеоретических терминов. Практическое задание не выполнено. | 2 балла – очень плохо | |
Отдельные фрагментарные правильные мысли все же не позволяют поставить положительную оценку, поскольку в знаниях имеются существенные пробелы и курс в целом не усвоен. Практическое задание не выполнено или выполнено частично, объяснить порядок выполнения задания экзаменуемый не может. | 3 балла – плохо | |
Ответы на вопросы даны в целом правильно, однако неполно. Логика ответов недостаточно хорошо выстроена. Пропущен ряд важных деталей или, напротив, в ответе затрагивались посторонние вопросы. Базовая терминология в целом усвоена. Практическое задание не выполнено или выполнено частично, аргументация по выполнению задания не убедительна. | 4 балла – удовлетворительно | Удовлетворительно – 3 |
Ответы на вопросы даны в целом правильно, однако ряд серьезных дефектов логики и содержания ответов не позволяет поставить хорошую оценку. Базовая терминология усвоена хорошо. Практическое задание выполнено частично, аргументация по выполнению задания не убедительна. | 5 – весьма удовлетворительно | |
Вопросы раскрыты достаточно полно и правильно. Имеются недостатки при ответах на вопросы преподавателя. По знанию базовой терминологии замечаний нет. Практическое задание выполнено и объяснено. | 6 баллов – хорошо | Хорошо – 4 |
Вопросы раскрыты полно и правильно. Безупречное знание базовой терминологии. Однако отдельные дефекты логики и содержания ответов все же не позволяют оценить его на «отлично». Практическое задание выполнено и объяснено. | 7 баллов – очень хорошо | |
Вопросы раскрыты достаточно полно и правильно. Безупречное знание базовой терминологии, умение раскрыть содержание терминов. Практическое задание выполнено и объяснено. | 8 баллов – почти отлично | Отлично – 5 |
На все вопросы даны правильные и точные ответы. Показано знакомство с проблемами ТГП. Безупречное знание базовой терминологии, умение раскрыть и прокомментировать содержание терминов. Практическое задание выполнено и объяснено. | 9 баллов – отлично | |
Ответ отличает четкая логика и знание материала далеко за рамками обязательного курса. Точное понимание рамок каждого вопроса. Даны ссылки на первоисточники – монографии и статьи. Обоснована собственная позиция по отдельным проблемам ТГП. Ответ отличает безупречное знание базовой терминологии, умение «развернуть» термин в полноценный ответ по теме. Практическое задание выполнено и объяснено. | 10 баллов – блестяще |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ КОНСПЕКТА УЧЕБНОГО И НАУЧНОГО ТЕКТСА
Конспектирование относится к числу наиболее важных общеучебных умений. На него опирается весь учебный процесс, так как студентам постоянно приходится использовать для подготовки к занятиям конспектирование лекций преподавателя, учебного параграфа или дополнительной литературы.
Конспект нужен для того, чтобы:
– научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму;
– выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или научной задачи;
– создать модель проблемы (понятийную или структурную);
– упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;
В сужении, предельном сокращении, свертывании информации заключен главный смысл конспекта. Не зря в словарях не разночтений. Почти везде конспект определяется как краткое изложение, краткая запись.
Не любую краткую запись можно назвать конспектом Понятие конспект подразумевает объединение плана, выписок, тезисовили, по крайней мере, двух любых этих форм.
Главное требование к конспекту – запись должна быть систематической, логической, связной. Это – одно из основных требований, предъявляемых к конспекту по существу. Выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, – это не конспект.
Конспектом, написанным одним человеком, могут пользоваться другие – он более универсален, чем иные виды записей. По той же причине к правильно составленному конспекту можно с успехом обратиться через несколько лет после его подготовки. Одним словом, конспект – наиболее универсальный вид записей по сравнению с другими формами.
Особенности составления конспектов:
1) Беглый просмотр с целью определить полноту раскрытия темы; определение характера текста (теоретический или эмпирический, т.е. основанный на опыте); выявление степени сложности по наличию новых или непонятных терминов-понятий. Такое предварительное знакомство с текстом, а также учет собственных задач помогает осознанно выбрать вид конспектирования.
2) Научно-исследовательская работа по переработке информации. Все начинается с повторного чтения и анализа. Анализ позволяет разделить текст на части, отделить одно положение от другого и выделить нужное.
3)Выделение главных мыслей текста – тезисов. Тезисом в зависимости от задач конспектирования может быть: понятие или категория и их определения, закон и его формулировка, факты и события и доказательства их истинности и т.д. Эти ведущие, главные позициимогут выписываться либо в технике цитирования, либо в произвольном стиле, своими словами. Цитировать принято в следующих случаях: для точной передачи мысли; для последующей ссылки на автора; для иллюстрации стиля мышления автора. Насколько часто можно цитировать в конспекте – вопрос открытый. По необходимости, но не очень много (исключение составляют текстуальные или цитатные конспекты).
Прежде всего, составляя конспект, обычно стремятся к форме связного пересказа, но делают это не в ущерб другим, более важным качествам конспекта – ясности и краткости. И тут важно заметить, что связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения, которую не следует заменять пространными словесными переходами.
С другой стороны, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры. Ведь утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и труднее запомнится.
Поэтому при составлении конспекта записывают не только основные положения. Не следует также избегать повторений, если они по-другому подводят к вопросу или дополнительно, более выразительно освещают его.
На страницах вашей записи может быть отражено отношение составителя к материалу. Но при этом следует организовать текст так, чтобы можно было впоследствии легко разобраться, где авторская, а где ваша личная трактовка вопроса.
Конспекты условно можно разделить на четыре типа:плановые, текстуальные (из цитат), свободные, тематические.
Плановый конспектлегко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения. При этом план или специально составляется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи.
Каждомувопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта.
При наличии навыка плановый конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Качество такого конспекта порой целиком зависит от качества плана, от того, насколько пункты плана будут не только раскрывать содержание, но и дополнять его по существу.
Однако работать с таким конспектом, если пройдет много времени с момента его написания, достаточно затруднительно, т. к. по нему не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источников. Существенную помощь здесь могут оказать вкладные листки или отметки в книге, сделанные в процессе чтения.
Самый простой конспект – схематический плановый конспект –составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.
Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном, из отрывков подлинника – цитат. Текстуальные выписки могут быть связаны между собой цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора. Текстуальный конспект– прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Текстуальные конспекты целесообразно применять при изучении научных трудов, литературной критики. Легко догадаться, что текстуальный конспект в большинстве случаев – пособие, используемое длительное время.
Хотя при создании текстуального конспекта и требуется определенное умение быстро и правильно выбирать основные цитаты (умение делать выписки), этот тип конспекта не является трудносоставимым, если оценивать его по той работе, которая затрачивается на написание его.
Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он не активизирует внимание и память. Бывает так, что учащийся или студент написал конспект, а материала глубоко не проанализировал, не запомнил содержания произведения, не усвоил его. Ему помешало автоматическое переписывание цитат.
Свободный конспект. Иногда текстуальный конспект при последующей разработке его или даже в процессе создания «переходит» в свободный конспект. Своеобразие свободного конспекта заключается в том, сто он представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов; часть его текста может быть снабжена планом.
Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Можно сказать, что свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный вид конспекта. Он в высшей степени способствует лучшему усвоению материала. Здесь вы на деле можете продемонстрировать свое умение активно использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки. Забота тут одна – понять, осмыслить, записать четко, логично. Над свободным конспектом приходится много работать – его не так-то легко составить.
Тематический конспектдает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Поэтому он получил название тематического. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он может не отображать содержания каждого из используемых произведений в целом.
Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.
Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.
Надо отметить возможность использования так называемого обзорного тематического конспекта. В этом случае составляется тематический обзор на определенную тему, с использованием одного или чаще нескольких источников.
К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как говорит само название, основное, чему посвящена вся запись, это становление хронологической последовательности событий на фоне отражения самих событий. В отличие от обзорного конспекта на эту же тему, хронологический конспект значительно более краткий.
Несколько советов по организации текста конспекта
Составление конспектов требует не это не только логики изложения, но и умелой организации текста, которая влияет и на содержание записи, и на удобство пользования ею. С некоторыми приемами вы уже познакомились на предыдущем уроке. Что касается конспектирования как вида записи, то в его процессе целесообразно использовать различные сигнальные знаки, увеличивающие информативность сжатого конспекта: стрелки, подчеркивания, линии выделение в рамку, восклицательный и вопросительный знаки, знак PS, означающий послесловие, т.е. написанное после, приписанное и т.д. Каждый может иметь свою систему знаков, с помощью которых оценивается информация не словесным, а условно символическим способом.
Сокращению конспекта, свертыванию информации способствуют также использование аббревиатур, т.е. сокращенных слов и словосочетаний, использование вместо слов знаков. Например, вместо слов «равенство», «подобие», «сходство», можно использовать знак равенства «=», вместо слов «больше, меньше» – математические знаки «<,> » и т. д.
Таким образом,в результате особой техники переработки конспектируемого текста создается новый документ с новой логикой изложения содержания, с новыми связями, новой формой предъявления информации. Это и есть конспект.
Глоссарий
Автономия территориальная – форма самоуправления на определенной территории в рамках унитарного или федеративного государства. Предполагает более широкие полномочия и возможности для реализации специфических интересов ее населения (представительство в центральных органах государства, специальные формы защиты прав и интересов, в том числе при утверждении бюджета и принятии своих нормативных правовых актов). Характеризуется созданием в территориях собственных органов государственной власти (с ограниченными полномочиями), представительством в высших органах законодательной власти, наличием собственной системы законодательства (иногда конституции), являющейся частью национально-правовой системы, значительной самостоятельностью в решении экономических проблем, наличием разветвленных международных связей.
Акт применения права –правовой акт, содержащий индивидуально-конкретное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения юридического дела.
Акт толкования права (интерпретационный акт) –акты разъяснения правовых норм с целью их единообразного понимания и применения.
Аналогия закона – это применение к общественным отношениям прямо не урегулированным действующим законодательством правовых норм, регулирующих сходные отношения.
Аналогия права – это применение права, исходя из общих его общих начал (принципов) и его общего смысла.
Бланкетный способ изложения правовой нормы – способ изложения правовой нормы, при котором элементы правовой нормы содержаться в различных нормативных правовых актах.
Верховенство закона –правовая доктрина, согласно которой никто не выше закона, все равны перед законом, и никто не может быть наказан государством иначе как за нарушение закона и в установленном законом порядке.
Вина – это психическое отношение субъекта правонарушения к совершенному деянию и его результатам.
Вменяемость –способность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.
Внешние функции государства –основные направления его деятельности, посредством которых решаются межгосударственные проблемы затрагивающие границу государства, либо за ее пределами.
Внутренние функции государства –это основные направления деятельности государства по управлению жизнью общества.
Вождество –форма племенной организации в эпоху разложения первобытнообщинного строя. Управление племенем или союзом племен осуществляется родоплеменной или военной верхушкой во главе с наследственными вождями.
Гарантии прав личности –это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод.
Гипотеза нормы права – это структурный элемент нормы права, указывающий на условия ее реализации.
Глава государства –человек или орган государственной власти, обладающий исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях.
Государственная власть – это право и возможность государства и его органов распоряжаться жизнедеятельностью общества, его граждан и их объединений, направлять и контролировать, подчинять своей воле.
Государственное принуждение – это комплекс мер, а также деятельность уполномоченных государственных органов по принуждению лица к исполнению лежащей на нем обязанности.
Государственный орган – это составной элемент механизма государства, имеющий в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению определенной сферой общественной жизни и взаимодействующая с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое.
Государственный режим – совокупность способов и методов осуществления политической власти с учетом особенностей конкретного государства.
Государственный суверенитет – свойство государства, предполагающее его независимость во внутренней и внешней политике.
Государство – это универсальная политическая организация в обществе, обусловленная его социальной асимметрией и необходимостью выполнения общих интересов, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом управления и принуждения.
Государство унитарное –форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.
Гражданское общество –это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.
Гражданство –устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
Гуманитарные науки –науки, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
Дееспособность – способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему субъективные права и юридические обязанности.
Дееспособность неполная –дееспособность, при обладании которой гражданин вправе своими действиями осуществлять не любые правомерные действия, а лишь некоторые, прямо указанные в законе. Неполной дееспособностью обладают несовершеннолетние лица, объем полномочий которых прямо зависит от их возраста. Гражданское законодательство различает две группы таких лиц: а) несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; б) малолетние в возрасте до 14 лет.
Действия – юридические факты, как порождение волевого поведения людей.
Деликтоспособность – способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.
Демократическое государство –государство, организация и деятельность которого направлена на признание и обеспечение суверенитета (полновластия) народа, прав и свобод человека и гражданина.
Диспозитивный метод правового регулирования – это дозволительный, разрешительный метод, предполагающий равенство участников правоотношений, отсутствие между ними отношений власти и подчинения.
Диспозиция правовой нормы – это структурный элемент правовой нормы, содержащий само правило поведения.
Договор с нормативным содержанием – соглашение двух или более субъектов, содержащее общеобязательные юридические нормы, адресованные неопределенному кругу лиц.
Дозволение –это выражающийся посредством юридических норм способ правового регулирования, заключающийся в предоставлении субъекту в очерченных законом рамках свободы выбора варианта поведения, стимулирующий его правовую активность, творческие и созидательные качества, способствующий наиболее полному удовлетворению интересов личности, общества и государства.
Закон –акт высшего органа государственной власти, принимаемый в особом порядке и регулирующий основные, наиболее важные общественные
отношения.
Законность – это строгое и неукоснительное соблюдение, исполнение и применение правовых норм, а также надлежащее использование предусмотренных в них прав (свобод) гражданами и иными субъектами права.
Законодательная инициатива –стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определяется национальным законодательством, при этом внесение предложения в законодательное учреждение таковым субъектом влечёт за собой обязанность рассмотреть данное предложение в соответствии с установленной процедурой.
Законотворчество –деятельность представительного (законодательного) органа государственной власти, связанную с выявлением потребности в законодательном регулировании, разработкой и принятием нормативного правового акта. Особенности законотворчества в том, что оно: а) связано с принятием особого вида правового акта – закона; б) осуществляется высшими представительными органами власти; в) должно строго соответствовать установленным законом процедурам.
Императивный метод правового регулирования – это метод обязывания, предполагающий субординацию между участниками правоотношений.
Индивидуальный правовой акт – властное правовое предписание, обращенное к конкретному лицу или определенному кругу лиц.
Инкорпорация – это способ систематизации действующих нормативных правовых актов путем объединения в сборники или собрания правовых актов в хронологическом, алфавитном или ином порядке.
Инкорпорация официальная –осуществляется от имени и по поручению либо санкции правотворческого органа, который утверждает, либо иным способом официально одобряет подготовленное собрание законодательства.
Инкорпорация неофициальная –осуществляется ведомствами, организациями, государством либо частными отдельными лицами, но не имеющими специально предоставленных правотворческим органом полномочий издавать собрание законодательства и осуществляющая по собственной инициативе.
Инкорпорация официозная –издание собрания, сборника законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами, причем правотворческий орган специально не утверждает и не одобряет такое собрание поэтому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер.
Институт права – это устойчивая, сравнительно небольшая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений.
Исполнение права – форма реализации обязывающих норм субъектом, осуществляющим возложенные на него юридические обязанности.
Использование права – такая форма реализации права, при которой субъект использует возможности, предоставляемые ему юридической нормой, т.е. осуществляет свои права.
Источник права – это способ выражения и закрепления правовой нормы в зависимости от ее происхождения.
Клерикальное государство –форма организации государственной власти, при которой церковная иерархия через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на политику государства и все сферы общественной жизни.
Кодификация – форма систематизации нормативных правовых актов, при которой происходит коренная переработка нормативного материала, объединение его в новые, единые, внутренне систематизированные нормативные правовые акты.
Коллизия правовых норм – расхождение содержания двух или более действующих правовых норм по одному и тому же вопросу.
Компаративистика –отрасль (раздел) правоведения (юридической науки), изучающая правовые системы различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий.
Компетенция государственного органа – совокупность прав и обязанностей государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, закрепленная нормативными правовыми актами.
Консолидация –форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативных правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативный правовой акт.
Конфедерация –союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий.
Легальность власти –политический порядок, опирающийся на законное право, подкрепленное соответствующими рационально-оправданными санкциями.
Легитимность власти –признание обществом данной власти и ее права на управление.
Материальное право – совокупность правовых норм, которые обеспечивают регулятивные и охранительные функции права.
Местное самоуправление –государственное разрешение населению решать некоторые вопросы местного значения, с учетом интересов всех жителей местной территории
Метод науки –совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения научных задач.
Методология –система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу науки.
Метод правового регулирования – это приемы, способы юридического воздействия на общественные отношения.
Механизм государства – система специальных органов, учреждений и методов, посредством которых осуществляется государственное управление обществом.
Механизм правового регулирования – это система правовых средств, посредством которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общество.
Монархия –форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу – монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.
Монархия абсолютная –монархия, предполагающая неограниченную власть монарха.
Монархия дуалистическая –вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.
Монархия ограниченная –монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями.
Монархия парламентарная –вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию.
Мононорма –обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: нравственности, права, этикета.
Наука –сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.
Неосторожность – как форма вины, бывает двух видов: 1) самонадеянность – лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их; 2) небрежность – лицо не предвидит общественно вредных последствий своего поведения, но может и должно их предвидеть.
Неолитическая революция –переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве.
Народный суверенитет –это право народа на самоопределение, свободное установление политического статуса.
Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное силой государственного принуждения.
Норма-дефиниция – норма права, содержащая определения юридических категорий, понятий.
Норма корпоративная –правила поведения, установленные или сложившиеся внутри некоторой организации и распространяющиеся, как правило, только на членов этой организации.
Норма морали –правила поведения, выработанные обществом в форме представлений о добре и зле, чести и достоинстве, справедливости и несправедливости.
Норма религиозная –разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Назначением религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения выступает мерилом «хорошего» поведения.
Норма социальная –общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп.
Норма техническая –это правила обращения с объектами предметного, материально-вещественного мира.
Нормативное регулирование –особая форма деятельности общества, направленная на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих правил (норм) поведения людей, с целью упорядочения их отношений и достижения стабильности в обществе.
Нормативный правовой акт – это письменный, официальный документ, принятый в определенной законом форме и процедуре, направленный на возникновение, изменение или отмену обязательных правовых предписаний, рассчитанный на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии.
Нормотворчество –научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию (изданию) либо отмене официальных источников права.
Обряд –совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.
Общедозволительный тип правового регулирования –основывается на общем дозволении и выражается формулой: «Разрешено все, кроме того, что запрещено».
Общественный порядок – 1) порядок общественных отношений, складывающийся в результате действия совокупности всех социальных норм; 2) охрана личности и ее прав, нравственности и общественного спокойствия в быту и общественных местах.
Обычай –правило поведения в обществе, сложившееся вследствие его применения в течение длительного времени.
Объект науки –явления внешнего объективного мира, существующие независимо от человеческого сознания.
Объект правонарушения – это общественные отношения, охраняемые законом, на которые посягает правонарушитель.
Объект правоотношения – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности; то, по поводу чего возникают правоотношения.
Объективная сторона правонарушения – внешние признаки правонарушения, в которых человеческое поведение проявляет себя в объективной действительности.
Объективно-противоправное деяние –деяние, хотя и внешне попадающее под признаки правонарушения, но не влекущее юридической ответственности (противоправное деяние недееспособного лица (невменяемого или малолетнего) и безвинное действие).
Обязывание –способ правового регулирования, возложение на лицо обязанности совершить определенные действия.
Орган местного самоуправления –выборные и др. органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (в РФ).
Отраслевые юридические науки –юридические науки, в рамках которых осуществляется исследованием, как правило, одной области, или сферы государственно-правовой действительности.
Отрасль права – совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область, сферу общественных отношений.
Отсылочный способ изложения правовой нормы – способ изложения правовой нормы, при котором элементы правовой нормы содержатся в различных статьях одного нормативного правового акта.
Племя –форма политической организации (полития), одноуровневая вождеству, но отличающаяся от последнего консенсуальным типом политического лидерства, в то время как вождество характеризуется авторитарным типом политического лидерства.
Подзаконный нормативный правовой акт –нормативный акт компетентного государственного органа, изданный на основе и во исполнение закона.
Подотрасль права –это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определенного вида.
Политическая система общества – это организационное выражение всей совокупности государственных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны.
Политическая система общества демократическая – основывается на приоритете прав личности, на контроле общества над властью.
Политическая система обществалиберальная – форма общественно-политического устройства на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан.
Политическая система общества авторитарная – занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении. При этом авторитарный режим не стремится навязывать обществу четко разработанную идеологию, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении и действиях, мирится с существованием оппозиции.
Политическая система общества тоталитарная – форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека.
Политическая система общества теократическая – политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства
Политический режим – это способ функционирования политической системы, способ осуществления государственной власти.
Полномочия государственного органа – совокупность правомочий государственного органа в пределах его компетенции.
Потестарная власть – это форма социальной власти в догосударствснном обществе, особенностью которой являлось осуществление ее всеми членами рода без создания и участия специальных органов, занятых управлением на постоянной профессиональной основе, заключающаяся в наделении властными функциями избираемых народным собранием вождей, власть которых основывалась только на их личных качествах и достоинствах, авторитете, силе, уме и опыте.
Права человека