Предмет теории государства и права: понятие, структура. Соотношение теории государства и права с неюридическими и юридическими гуманитарными науками.

В О П Р О С Ы

к государственному экзамену по «Теории государства и права» для студентов заочной формы обучения в 2017 году

1. Предмет теории государства и права: понятие, структура. Соотношение теории государства и права с неюридическими и юридическими гуманитарными науками.

2. Функции теории государства и права как науки: понятие, виды и их характеристика.

3. Методология теории государства и права: понятие и характеристика основных методов.

4. Социальные нормы первобытного общества. Признаки права, отличающие его

от социальных норм первобытного общества.

5. Характеристика основных теорий происхождения государства и права.

6. Понятие и признаки государства. Сущность государства.

7. Типы государств. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государств.

8. Функции государства: понятие, признаки и виды.

9. Характеристика внутренних функций современного государства.

10. Характеристика внешних функций современного государства.

11. Формы и методы реализации функций современного государства.

12. Форма правления: понятие, виды и их характеристика.

13. Форма государственного устройства: понятие, виды и их характеристика.

14. Государственно-правовой (политический) режим: понятие, виды и их характеристика.

15. Понятие и структура механизма государства.

16. Понятие, признаки и виды государственных органов.

17. Правовое государство: понятие и принципы. Проблемы формирования правового государства в России.

18. Понятие и элементы политической системы общества. Место государства в политической системе общества.

19. Понятие и признаки права. Сущность права.

20. Соотношение государства и права.

21. Принципы права: понятие, классификация, значение. Характеристика общеправовых принципов.

22. Функции права: понятие, признаки и виды.

23. Понятие формы (источника) права и характеристика ее видов.

24. Нормативные правовые акты как основная форма (источник) российского права.

25. Социальные нормы: понятие, признаки, функции, виды. Место права в системе нормативного регулирования общественных отношений.

26. Соотношение норм права и морали.

27. Правосознание: понятие, признаки и виды.

28. Структура правосознания: гносеологический и социологический подходы. 29. Правовая культура общества: понятие и основные показатели.

30. Правовое воспитание: понятие, формы, средства и методы. Система правового

воспитания.

31. Деформация правосознания: понятие, виды и их характеристика, социальная опасность.

32. Правотворчество: понятие, принципы и основные виды.

33. Закон: понятие, признаки, виды.

34. Стадии законотворческого процесса.

35. Подзаконные нормативные акты: понятие и виды.

36. Действие нормативных правовых актов во времени. Обратная сила закона. Переживание закона.

37. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

38. Юридическая техника: понятие, виды, значение, характеристика основных средств и приемов.

39. Понятие и признаки нормы права.

40. Структура юридической нормы и характеристика ее элементов.

41. Виды норм права и их характеристика.

42. Понятие и элементы системы российского права.

43. Предмет и метод правового регулирования как основания деления системы права на отрасли.

44. Отрасль права: понятие и виды. Краткая характеристика основных отраслей российского права.

45. Понятие и виды институтов права.

46. Система права, система законодательства, правовая система общества: соотношение понятий.

47. Систематизация нормативных правовых актов: понятие, виды, значение.

48. Инкорпорация нормативных правовых актов: понятие, виды и их характеристика.

49. Кодификация: понятие, виды и их характеристика.

50. Правовые отношения: понятие, признаки и юридические предпосылки возникновения.

51. Виды правоотношений и их характеристика.

52. Субъекты права: понятие и виды.

53. Правосубъектность индивида. Правовой статус личности.

54. Коллективные субъекты правоотношений. Компетенция. Государство в целом.

как субъект права.

55. Субъективное право: понятие, признаки, структура.

56. Юридическая обязанность: понятие, признаки и структура.

57. Объекты правоотношений: понятие, виды и их характеристика.

58. Юридические факты: понятие, виды и их характеристика.

59. Понятие и основные формы реализации норм права.

60. Применение норм права как форма их реализации: понятие, признаки, необходимость и место в системе иных форм реализации норм права.

61. Стадии процесса применения норм права. Требования к правоприменительной деятельности.

62. Пробелы в праве: понятие и виды. Институт аналогии в праве.

63. Акты применения норм права: понятие, признаки и виды. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.

64. Понятие, необходимость и значение толкования норм права.

65. Способы (приемы) толкования норм права.

66. Виды толкования норм права по субъекту.

67. Виды толкования норм права по объему.

68. Акты официального толкования норм права: понятие, признаки, классификация.

69. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды.

70. Понятие и признаки правонарушения.

71. Состав правонарушения: понятие и характеристика его элементов.

72. Виды правонарушений по российскому законодательству и их характеристика.

73. Государственное принуждение: понятие и виды.

74. Юридическая ответственность: позитивный и ретроспективный аспекты.

75. Виды юридической ответственности и их характеристика.

76. Цели, функции и принципы юридической ответственности.

77. Освобождение от юридической ответственности и ее исключение по российскому законодательству.

78. Законность: понятие и принципы. Соотношение законности и целесообразности.

79. Гарантии законности в Российском государстве: понятие, виды и их характеристика.

80. Правопорядок: понятие, принципы и структура. Соотношение правопорядка и законности.

81. Типология основных правовых систем современности. Особенности российской правовой системы.

Сущность государства

Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Применительно к государству определить его сущность – значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает. Сущность государства – достаточно устойчивая категория. Это не означает неизменности данного качества государства.

В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.

Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти, и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса. Говоря о марксистском подходе к сущности государства, надо иметь в виду, что характеристика государства как средства насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских государств.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно, сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Поскольку любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют нередко противоположные и даже антагонистические потребности и интересы, государство обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, опираясь в первую очередь на средства соглашения и компромисса. Такой компромисс не может удовлетворить всех и учесть все интересы, но он способен устранить противостояние групп и слоев населения и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления.

Рассматриваемый подход к сущности государства обладает несомненными достоинствами по сравнению с классовым. Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом. Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия. В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество до сих пор не придумало более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей.

Несмотря на диаметральную противоположность указанных двух подходов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга. В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала как, так называемой, классовости, т. е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладение государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения. Следовательно, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития.

С сущностью государства тесно связано такое понятие, как социальное назначение государства. Нередко их даже отождествляют, хотя они имеют несомненные различия. Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить, в чем состоит полезность государства для общества.

Главное предназначение государства состоит в служении обществу. В этих целях государство должно:

1) устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;

2) обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять эти столкновения и добиваться определенного социального компромисса;

3) обеспечить безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;

4) защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о социально слабых слоях и группах населения, т. е. быть социальным;

5) выступать интегрирующей общество силой, т. е. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения.

Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.

Сущность права

Сущность права – это главная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

1) любое право – прежде всего, регулятор (это формальная сторона права);

2) чьи интересы обслуживает данный регулятор (это содержательная сторона права).

Исходя из этого, можно выделить следующие подходы к пониманию сущности права:

1) классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. В данном случае право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов класса;

2) общесоциальный подход, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, социальными группами, слоями общества. Здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии.

Наряду с обозначенными подходами к пониманию сущности права можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смыслах.

Объективное право (или собственно право) – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право – это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно, т. к. непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности, например, право на жизнь, свободу, труд, образование и т. п., которые субъективны, т. к. связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право – это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах права, то субъективное право – это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Вместе с тем не следует забывать, что не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения, и обязанность государства – признавать и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений.

В заключении рассмотрения этого вопроса предлагаем вам самостоятельно изучить следующие теории правопонимания: естественно-правовую, историческую школу права, нормативистскую теорию права, психологическую теорию права, социологическую теорию права, марксистскую теорию права. При этом особое внимание следует обратить на достоинства и недостатки перечисленных теорий.

Виды социальных норм

По сфере регулирования и механизмам воздействия социальные нормы можно делить на следующие:

– религиозные нормы;

– моральные нормы;

– нормы права;

– обычаи;

– политические нормы;

– корпоративные нормы (нормы общественных организаций).

Обычаи – правила поведения общего характера, сложившиеся в результате длительной общественной практики и вошедшие в привычку.

Это исторически наиболее древняя группа норм, возникшая вместе с образованием самого общества. По своей природе обычаи консервативны, могут содержать предрассудки, пережитки прошлого. С одними обычаями государство вынуждено бороться (например, как инфантицид – убийство новорожденных детей в ряде доиндустриальных обществ, сати – обычай сожжения вдовы вместе с телом умершего мужа в Индии, похищение невесты на Кавказе и в Средней Азии), к другим относится безразлично (обычай уплаты калыма семье невесты), третьи признает, санкционирует (т. е. наделяет обязательной силой, обеспеченной возможностью применения государственного принуждения к нарушителям).

Моральные нормы – правила общего характера, основанные на представлениях о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и несправедливости, служащие мерилом оценки деятельности индивидов.

Мораль несет в основном оценочную нагрузку.

Религиозные нормы – правила, определяющие порядок исполнения религиозных обрядов и культов, регулирующие отношения верующих между собой, отношения верующих с неверующими, представителями иных религиозных конфессий.

По своему характеру религиозные нормы могут быть предписывающими определенные положительные действия (совершение покаяния, отправление определенных религиозных обрядов – совершение намаза, соблюдение поста и т. д.) или, напротив, запрещающими определенные поступки (библейские заповеди «не убий», «не укради»; запрет женщинам входить в мечеть с непокрытой головой в исламе).

Специфичны средства обеспечения религиозных норм: обещание награды (зачастую – ожидаемой в потустороннем мире, после смерти человека) или кары от сверхъестественных сил.

Корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в объ-единениях, организациях, регулирующие отношения между их членами. По формальным признакам корпоративные нормы близки к юридическим, как правило, формализованы, принимаются по определенной процедуре, могут быть систематизированы, несоблюдение этих норм влечет определенные санкции.

Говоря о связи корпоративных и правовых норм, необходимо отметить, что правовые нормы (содержащиеся в Конституции и федеральных законах – «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях» и т. д.) корректируют нормы общественных объединений, очерчивают их рамки.

Политические нормы – нормы, определяющие поведение субъектов политической жизни, отношения, возникающие по поводу обладания государственной властью. Нормы данной разновидности могут закрепляться в различных политических декларациях, программных документах политических организаций. Они служат основой для достижения определенных целей в политике, нередко предусматривают вариантность поведения субъектов в реализации их возможностей, отличаются декларативным характером.

Виды правосознания

Один из критериев оценки правосознания – уровень отражения им окружающей правовой действительности. Принято различать три уровня правосознания: обыденный, практический (профессиональный) и научный (теоретический).

Обыденное правосознание свойственно основной массе населения, формируется в ходе повседневной жизни граждан. Данный тип правосознания базируется на информации, полученной из личного опыта, из СМИ, на бытовом уровне.

Профессиональное (практическое) правосознание складывается в ходе осуществления практической юридической деятельности, после соответствующей профессиональной подготовки (например, при обучении в юридическом вузе), предполагает достаточно глубокие, детализированные знания о действующих правовых нормах, наличие навыков их применения при разрешении конкретных юридических дел.

Научное (теоретическое) правосознание характерно для научных работников, исследователей, предполагает углубленные, систематизированные знания о праве.

По субъектам (носителям) правосознание можно разделять на индивидуальное и коллективное (общественное и групповое).

Носителями общественного правосознания является общество в целом. К групповому правосознанию относится, в частности, правосознание классовое. Правосознание господствующего класса – одна из основных движущих сил развития правовой системы общества. Также выделяются типы правосознания, характерные для отдельных профессиональных групп, в частности, правосознание сотрудников правоохранительных органов, правосознание предпринимателей и т. п.

Индивидуальное правосознание – «элементарная частица», лежащая в основе правосознания общества. Условия жизни каждого человека своеобразны, в силу чего правосознание отдельных индивидов неповторимо.

Виды правовых институтов

Правовые институты делятся по отраслям права:

1) на гражданские;

2) уголовные;

3) административные;

4) финансовые и т. д.

Как много отраслей, так же много и соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов является самым общим критерием их разделения. По этому же признаку они классифицируются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей.

Простой институт в основном небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный, или комплексный, институт является относительно крупным, так как имеет в своем составе более мелкие автономные образования, которые называют субинститутами. Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные – на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).

Институт права – это совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права. Эти правовые нормы обладают самостоятельностью и автономией, так как регулируют независимые друг от друга, но возникающие в одной отрасли права самостоятельные вопросы.

Система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени:

1) структура отдельного нормативного предписания;

2) структура правового института;

3) структура правовой отрасли;

4) структура права в целом.

Все эти уровни скоординированные, логически и функционально предполагают существование друг друга. Вместе они составляют очень сложную конструкцию, которая формирует отрасль права и наполняет ее необходимым для регулирования содержанием, дающим возможность решить задачи, встающие в процессе урегулирования отношений.

Стадии процесса применения норм права. Требования к правоприменительной деятельности.

Применение норм права не является простым однозначным действием. Оно представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из пяти логически последовательных стадий. Наиболее четко они прослеживаются при применении норм уголовного права, когда речь идет о преступлениях.

Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания).

Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.

Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы.

Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия).

Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их содержания до заинтересованных лиц и органов).

На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу. Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т. д.). Важно установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению. Еще римские юристы рекомендовали руководствоваться здесь следующей формулой: что – где – когда – кто – как – почему. Ответив на все эти вопросы, следователь может получить более или менее ясную картину случившегося, т. е. установить фактическую основу дела.

Поиск истины – труднейшая задача, особенно по сложным преступлениям, подготовленным и совершенным профессионалами (например, заказные убийства, дела о коррупции, грабежах, разбоях, хищениях, рэкете). При этом истина должна быть абсолютной, а не относительной, по крайней мере, к этому надо стремиться.

Под абсолютной объективной истиной в данном случае понимается полное соответствие выводов следствия или суда фактическим, реальным обстоятельствам, тому, что произошло в действительности.

На второй стадии – при выборе нормы – совершенным действиям дается юридическая квалификация. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего пра­вовую норму. Например, необходимо решить, какое преступление совершено – умышленное или неосторожное, если установлен умысел, то какой – прямой или косвенный (эвентуальный). Неосторожность тоже бывает двух видов – самонадеянность (легкомыслие) и небрежность. В зависимости от этого избираются разные нормы или их части. Все это представляет собой логическую операцию подведения конкретной ситуации под надлежащую норму закона.

Данная стадия требует не меньшей ответственности и внимательности, чем первая. Квалификация должна быть точной, адекватной и бесспорной. Ошибки здесь крайне нежелательны, ибо это отражается на судьбе обвиняемого (тяжесть содеянного, разные санкции, сроки и вид наказания и т. д.). Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения, иными словами, юридической основы дела. Отсутствие хотя бы одного признака состава преступления влечет за собой прекращение уголовного преследования.

Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).

Что касается коллизий и пробелов, которые могут встретиться в правоприменении, то наука и практика выработали следующие правила их преодоления:

– если противоречат друг другу акты одного и того же органа, но изданные в разное время, то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: «Позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится»;

– если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой (например, закон и указ, указ и правительственное постановление), т. е. принимается во внимание иерархия нормативных правовых актов и отдельных норм;

– если расходятся общефедеральный акт и акт субъекта Федерации, то применяется первый (в пределах предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения – ст. 76 Конституции РФ);

– в случае противоречия между федеральным актом и актом субъекта РФ, изданным в пределах его компетенции, приоритет имеет последний (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ);

– если обнаружен пробел в праве (отсутствие нужной нормы), то решается вопрос о применении правовой аналогии в ее двух видах – аналогии закона и аналогии права.

На четвертой стадии в результате проведения всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по граждан­скому делу).

Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина. И только сейчас, когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось.

В целом применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным. Только в таком единстве оно может быть эффективным, достигать своих целей, приносить пользу. Древнеримский мыслитель, политический деятель, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон считал, что судья – это говорящий закон, а закон – немой судья. Поэтому важно, чтобы закон и суд не расходились, а дополняли друг друга.

Недопустимо также в данном процессе противопоставление законности и целесообразности (политической, идеологической, прагматической и т. д.).

Основные требования к применению права

Законность. Это требование означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности), прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, действовать в рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе. Немаловажное значение имеет также неукоснительное соблюдение предусмотренного законом порядка рассмотрения дела и вынесения решения установленной формы акта применения права.

Если по делу уже вынесено законное решение компетентного органа, новое вторичное решение недопустимо, пока предыдущее не отменено или не изменено в соответствующем порядке.

Законность требует, чтобы правовые нормы применялись всегда, когда налицо обстоятельства, предусмотренные нормой. Нерегулярное, от случая к случаю применение права, приостановка под любым предлогом (устарелость, несоответствие местным условиям и т. д.) действия нормы лицом или органом, не уполномоченным на то законом, противоречат законности. До тех пор, пока норма не отменена, не изменена и не приостановлена в установленном законом порядке либо не заменена позже изданным актом по тому же вопросу, она действует и является обязательной для правоприменительного органа.

Обоснованность. Это требование означает, что: а) должны быть выявлены все относящиеся к делу факты; б) такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными; в) все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты. Обоснованность требует, чтобы обстоятельства дела были подтверждены проверенными, достоверными доказательствами.

Целесообразность. Проблема целесообразности в праве имеет два аспекта.

С одной стороны, нормативный акт, с точки зрения законодателя, сам по себе целесообразен, содержит оптимальные требования по регулированию общественных отношений. Следование ему есть наиболее целесообразное решение вопроса, достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. Недопустимо прикрывать нарушение законности ссылками на целесообразность.

С другой стороны, целесообразность – это соответствие деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления нормы в кон­кретной жизненной ситуации. В норме права в силу ее общего характера невозможно предусмотреть все разнообразие конкретных случаев, но она дает возможность исполнителю учитывать их. Как правило, норма предусматривает определенные пределы для усмотрения при решении того или иного дела (определенные границы в рамках одного решения, возможность выбора между различными решениями, возможность как применить норму, так и воздержаться от применения). В пределах содержания нормы следует выбрать решение, наиболее полно и правильно отражающее смысл закона и цели правового регулирования. При этом, чем больше норма дает возможностей для проявления инициативы и самодеятельности, тем большее значение приобретает это требование.

Орган или должностное лицо, применяющее право, единообразно и неуклонно исполняя юридические предписания, должны в то же время действовать инициативно, максимально учитывая особенности места и времени исполнения, разумно распределяя силы и средства, расставляя кадры и т. д. Решение конкретных дел без учета их политической и моральной характеристики, индивидуальных особенностей, без учета социальной значимости применяемой нормы порождает юридический формализм и глубоко чуждо природе демократии, духу права, принципам деятельности государственно­го аппарата.

Справедливость. Это требование к актам применения права, отражающее идею о социальной справедливости демократического общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица, применяющего право, а также окружающих в том, что принятое решение согласуется с принципами морали, общечеловеческими ценностями, отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений. Справедливость акта применения права предполагает соответствие принятого решения общественному мнению, согласованность его содержания с моральными убеждениями людей и общества в целом.

От того, насколько морально оправдано решение компетентного органа, во многом зависит его воспитательное воздействие. Работа государственного аппарата не может замыкаться в рамках юридической значимости фактов, формальной стороны дела. Нравственная сторона, моральная оценка случая, подлежащего разрешению, должны обязательно учитываться при применении права.

Требование справедливости предполагает также беспристрастность лица или органа, применяющего право, объективный подход к исследованию обстоятельств дела, к участвующим в нем лицам, к окончательному решению.

Характеристика.

Гарантии законности – это объективные и субъективные условия, а также специальные юридические средства и способы, посредством которых обеспечивается законность. Другими словами, это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение норм права, защиту прав граждан и интересов общества и государства.

Гарантии законности принято подразделять на общие и специально юридические.

В состав общих гарантий законности входят:

1) экономические (обеспечение равноправного статуса разных форм собственности, установление и охрана частной собственности и свободного предпринимательства, устойчивая денежная система и налоговая политика, полная и своевременная оплата труда и др.);

2) политические (развитие и совершенствование демократических институтов, разделение властей и их сотрудничество, гласность, многопартийность и др.);

3) идеологические (высокий уровень правосознания, широкая пропаганда правовых знаний, создание атмосферы законопослушания людей, повышение авторитета права, воплощение в теоретических исследованиях демократических, гуманных правовых идей и концепций и др.);

4) социальные (высокий жизненный уровень населения, забота о социально незащищенных слоях общества, обеспечение и охрана прав и свобод личности и др.).

Кроме того, существуют и специальные юридические гарантии законности. Это исчерпывающее и эффективное регулирование всех отношений, которые нуждаются в юридической регламентации; совершенствование законодательства и улучшение его технического уровня; установление специальных институтов и процедур, обеспечивающих законность в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, презумпция невиновности, независимость суда и др.); установление тщательно разработанных процессуальных норм при рассмотрении уголовных, гражданских и других норм; точное определение мер ответственности (юридических санкций) за правонарушения; четкая и эффективная деятельность правоохранительных органов (суда, прокуратуры, милиции и др.), направленных на предупреждение и пресечение правонарушений, привлечение ви­новных к ответственности; контрольно-надзорная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение правовых норм.

В О П Р О С Ы

к государственному экзамену по «Теории госуд<

Наши рекомендации