Понятие и основные принципы миграционного учета иностранных граждан в рф
Вполне обоснованно и законодательно установлено понятие «миграционный учет». Под миграционным учетом иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — миграционный учет) понимается деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных российским законодательством сведений об иностранных гражданах и лицах без гражданства а также об их передвижениях по территории России (ст. 2 базового закона).
Организация и ведение миграционного учета иностранных граждан законодателем возложены на ФМС России и ее терорганы, осуществляющие функции правоприменения, контроля, надзора, оказания государственных услуг, законотворчества, субъекта бюджетного планирования и главного распорядителя бюджетных (внебюджетных) средств в сфере миграции.
Будем исходить из того, что передвижения иностранных граждан по территории России, как правило, завершаются их прибытием в места вселения — место жительства4Место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в РОССИЙСКОЙ Федерации (далее — место жительства) представляет собой жилое помещение, по адресу которого они зарегистрированы в порядке, установленном базовым законом. или место пребывания5Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее — место пребывания) представляет собой жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находятся и (или) по адресу которых они подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном базовым законом.. В зависимости от характеристики места вселения выделяются два вида миграционного учета:
§ с одной стороны, регистрация иностранного гражданина по месту жительства (регистрация по месту жительства), которая заключается в фиксации в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства;
§ с другой — учет иностранного гражданина по месту пребывания как фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о нахождении иностранного гражданина в местах пребывания.
На наш взгляд, особенно удачно законодателем сформулированы цели миграционного учета(ст. 4 базового закона), которые вполне соответствуют сущности и содержанию проекта Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, ранее нами рассмотренного:
§ создание необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей;
§ выработка и реализация государственной миграционной политики;
§ формирование полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о передвижениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных передвижений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции;
§ планирование развития территорий Российской Федерации;
§ управление миграционными потоками в кризисных ситуациях;
§ защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также обеспечение безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия нелегальной миграции и иным противоправным проявлениям;
§ систематизация сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о передвижениях иностранных граждан;
§ решение других социально-экономических и политических задач.
Основные принципы миграционного учета
1. свобода передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации;
2. защита государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах России на основе законности и соблюдения норм международного права;
3. сочетание интересов личности, общества и государства;
4. обеспечение безопасности России и защита ее иных интересов;
5. доступность совершения действий, необходимых для осуществления миграционного учета;
6. унификация правил миграционного учета.
Из определения сущности логично выделяется содержание миграционного учета, которое включает три основных элемента:
§ регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, фиксацию иных сведений, не противоречащих базовому закону;
§ обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов;
§ ведение государственной информационной системы миграционного учета содержащей сведения, предусмотренные законом.
Рассмотрим особенности прав и обязанностей иностранных граждан, гарантированных в России. Подчеркнем, что иностранцы пользуются в России правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в ее пределах и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, международными договорами России (ст. 7).
При этом разрешительный порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания действует (может вводиться):
§ в пограничной зоне;
§ в закрытых административно-территориальных образованиях;
§ в закрытых военных городках;
§ на территориях, в организациях или на объектах, для въезда на которые в соответствии с федеральным законом иностранным гражданам требуется специальное разрешение;
§ на территории, на которой в соответствии с указом Президента РФ введено чрезвычайное (военное) положение;
§ в зонах экологического бедствия;
§ на отдельных территориях (в населенных пунктах), где в связи с опасностью распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
§ в зоне проведения контртеррористической операции;
§ в период мобилизации и в военное время;
§ в иных случаях.
Правила и порядок осуществления миграционного учета установлены Правительством РФ согласно ст. 8 базового закона. В частности основаниями для постановки иностранцев на миграционный учет являются три факта: 1) факт въезда иностранного гражданина в Россию; 2) факт регистрации рождения на территории России иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации; 3) факт утраты российского гражданства лицом, находящимся в России.
Основаниями для снятия иностранцев с миграционного учета служат четыре факта: 1) факт выезда иностранного гражданина из России; 2) факт смерти иностранного гражданина в России; 3) вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в России, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим; 4) факт приобретения российского гражданства иностранным гражданином, находящимся в России.
Рассмотрим особенности деятельности полномочных органов государственного управления в области миграционного учета в России.
§ даты регистрации по последнему месту жительства (регистрации и снятия с регистрации по предыдущим местам жительства) и их адреса;
§ даты постановки на учет по последнему месту пребывания (постановки на учет и снятия с учета по предыдущим местам пребывания) и их адреса;
§ сведения о законных представителях (родителях, усыновителях, опекунах, попечителях); о депортации или об административном выдворении за пределы России (применялись или нет, если применялись, то когда и кем); о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в России (принималось или нет, если принималось, когда и кем); о привлечении в России к уголовной или административной ответственности либо к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
§ дату и место смерти в России либо дата вступления в законную силу решения суда о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, наименование и место нахождения указанного суда;
§ основания постановки на миграционный учет и снятия с миграционного
Учета