Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства (ФЗ от 24.05.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ»)

Правовое пол-ие ин. гр-н (ИГ) на терр-ии РФ регулируется а) рос-м законод-

вом (КРФ ст. 27, 62, 63, Закон СССР «О правовом пол-ии ИГ» 81 г., ФЗ «О

порядке выезда из РФ и въезда в РФ» 96 г., Правила пребывания ИГ в СССР 91

г., Правила транзит-го проезда ИГ через терр-ию СССР 84г.) и межд-ми

договорами. ИГ и лица без гр-ва (ЛБГ) в РФ пользуются правами и несут об-ти

наравне с гр-ми РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или межд. договором. ИГ

подразделяются на: а) постоянно проживающих (имеющих разрешение и вид нажительство, выданный ОВД); б) временно пребывающих. Отличия АП статуса гр-на России (ГР) и ИГ и ЛБГ: 1) У ИГ по получении разрешения на въезд

наступает ограниченная правосп-ть, с момента прибытия на терр-ию РФ –

полная. 2) Ряд ограничений прав и об-тей ИГ (не могут избирать и быть

избранными, не могут посещать опред-ые терр-ии РФ и т.д.). 3) Только к ИГ

и ЛБГ может быть применено такое взыскание как адм. выдворение. Еще один

вид возд-ия – сокращение срока пребывания. ИГ подлежат отв-ти на тех же

основаниях, что и ГР, за искл-м лиц, пользующихся привилегиями и

иммунитетом (решается дипломатич-м путем). ЛБГ - до 1938 г. по закону о гр-

ве гр-ми СССР считались «все находящиеся на сов. терр-ии, в отн-ии которых

нет док-в, что они гр-не другого гос-ва». 1938 г. – новый закон - «гр-ми

СССР признаются а) все подданные Росстии на 07.11.17 и не утратившие сов.

гр-ва; б) все вступившие в гр-во на законных основаниях». С 1979 года –

если ребенок родился от ЛБГ на терр-ии СССР – он считается гр-ном.

Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан по ФЗ «Об общественных объединениях». Полномочия государства по контролю и надзору за организацией и деятельностью общественных объединений граждан.

Органы исполнительной власти:

1) осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

2) наделены оперативной самостоятельностью;

3) как правило имеют постоянные штаты;

4) образуются вышестоящими органами;

5) подотчётны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти;

6) их образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируются нормами административного права.

Орган исполнительной власти – это организационный коллектив, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной власти, образование, структура и порядок деятельности которых регламентируется в основном нормами административного права.

Органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельности, т. е. правом издания актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач и осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти — это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой — результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления споров и административных дел.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами (например, ФКЗ РФ от 17.12.1997г. «О правительстве РФ»), положениями (например, Положение о Министерстве внутренних дел РФ).

Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Вместе с тем общими чертами правового положения органа являются:

· Подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти;

· Наделение их правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты, в том числе акты нормативного характера;

· Подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим в той или иной системе управления, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих. При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения – вертикального и горизонтального. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует, например, управление оборотной промышленностью, железнодорожным транспортом и др. Это объясняется спецификой данной отрасли управления;

· Оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции.

Компетенция органа исполнительной власти, определяемая законодательным или иным нормативным актом, включает в себя: задачи органа, его функции, обязанности и права, ответственность, формы и методы деятельности, а также структура органа.

Задачи и цели органа исполнительной власти – это то, чего он должен достичь в процессе и в результате своей деятельности в порученной ему области.

Функции органа указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач.

Основными функциями, присущими компетенции почти всех органов управления, являются: прогнозирование, планирование, кадровое дело, финансирование, материально-техническое обеспечение, контроль и др.

Права и обязанности определяют границы полномочий органа исполнительной власти в осуществлении каждой из его функций.

Формы и методы работы органа исполнительной власти определяются применительно к его задачам, функциям, правам и обязанностям. Наиболее общими методами и формами работы органов исполнительной власти являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов; разработка мер по их обеспечению: инструктирование, инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др.

Наши рекомендации