Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. 1. Правовое положение иностранных граждан регламентируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами

1. Правовое положение иностранных граждан регламентируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами, Федеральным законом О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ (вред. от 02.11.2004).

Согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 62) иностранные граждане и липа без гражданства пользуются в установленных федеральными законами или международными договорами РФ. Находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ. Вопросы об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, разрешаются дипломатическим путем. Законодательство различает иностранных граждан, постоянно проживающих и временно пребывающих на территории Российской Федерации, а также проезжающих через территорию РФ транзитом. Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, если они имеют разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел, - постоянно проживающие. Иностранные граждане, находящиеся на территории РФ на иных законных основаниях, — временно пребывающие.

2. Особенности правосубъектности лиц, находящихся на территории Российской Федерации и не являющихся ее гражданами:

• иностранные граждане и липа без гражданства не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности, работать в органах внутренних дел;

• иностранные граждане и лица без гражданства не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

• на иностранных граждан и лиц без гражданства не распространяется воинская обязанность;

• за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства;

• только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяется такое административное наказание, как выдворение;

• иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать на территорию РФ при наличии разрешения;

• иностранные граждане и лица без гражданства проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов;

• для иностранных граждан могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства (например, Постановлением Правительства РФ от 04.07.92 № 470, в ред. от 11.06.2004, утвержден Перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан);

• по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел. По прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать свое временное пребывание;

• при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из России может быть не разрешен.

08 Коллективные образования как субъекты административного права.

Субъект административного права - обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

1. Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

• административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;

• административная правоспособность и дееспособность субъекта;

• основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

Административная правоспособность — установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения.

Административная дееспособность — способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений. В качестве субъектов административного права можно рассматривать Российскую Федерацию, субъекты Федерации, государственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью. Однако в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления. Субъект административно-правовых отношений - лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.

Наши рекомендации