Приметоописательный (сигналетический) метод
Родоначальником этого направления в экспертизе письма явился известный французский криминалист А. Бертильон. Этот метод он описал в статье «Сравнение почерков и графическая идентификация», опублико ванной в 1897 г.
В основу своего метода приметоописатели брали признаки-приметы почерка, аналогичные признакам, разработанным А. Бертильоном для описания внешности по методу «словесного портрета». Приметоописатели, сравнивая рукописи, основное внимание обращали на более броские признаки. При описании признаков почерка анализу подвергались: форма, размер, положение, наклон элементов, письменных знаков в целом, расположение строк, интервалов между словами и строками и другие. Некоторая совокупность таких "примечательных" признаков, без учета всех остальных менее заметных особенностей, легла в основу процесса судебно-почерковедческой идентификации. Последнее обстоятельство зачастую приводило к ошибочным экспертным заключениям и поэтому составило главный недостаток сигналитического метода.
В отличие от каллиграфического направления в экспертизе письма метод приметоописателей явился шагом вперед по пути развития судебного почерковедения. Основной заслугой этого метода явилась разработка некоторых признаков почерка. Положительным также было применение специальных сравнительных фототаблиц, на которых иллюстрировались признаки почерка, положенные в основу того или иного вывода эксперта.
В целом же этот метод не приемлем для экспертизы письма. Основная ошибка приметоописательного метода заключалась в том, что его авторы механически, без учета особенностей формирования письменно-двигательного навыка, перенесли методику «словесного портрета» на почерк.
Графометрический метод
Это разновидность приметоописательпого метода. В переводе на русский язык термин «графометрия» означает «измерение почерка». Попытки научно обосновать Графометрический метод впервые были предприняты французским криминалистом Э. Локаром. Сущность этого метода состояла в
стремлении заменить субъективное мнение исследователя экспериментальными данными, полученными от измерения различных характеристик почерка. В общих чертах метод исследования, предложенный Э. Локаром, сводился к измерению ряда величин в сравниваемых почерках. Измерялись относительные величины (относительная высота строчных букв и т. д.), направления, находящие свое выражение в угловых величинах, перерывы и другие. Потом замеры величин в каждом исследуемом почерке откладывались на графике в виде кривой и полученные кривые сопоставлялись друг с другом. Совпадение кривых свидетельствовало о выполнении сравниваемых рз^кописей одним лицом, расхождение—о выполнении рукописей разными лицами. Предложенный Э. Локаром Графометрический метод исследования явился шагом вперед к более глубокому познанию природы почерка.
Но этот метод, по признанию самого Э. Локара, страдал многими существенными недостатками, препятствутощими применению его в том виде, в каком он был предложен. Он очень трудоемкий, учитывает только количественные характеристики, что в конечном счете может привести к экспертной ошибке.
Положительной стороной указанного метода явилась разработка некоторых особенностей почерка (размер, разгон, наклон, связность и т. д.), которые нашли свое отражение в современной классификации признаков письма. В почерковедении за последнее время элементы графометрического метода находят применение в математических методах исследования.
Графологическое направление
Еще во II веке н. э. особенности в почерке Октавиана Августа были замечены Г. Савронием Трангвиллем. Император Нерон сказал об одном человеке из своей свиты: «Его почерк показывает, что он может быть предателем». Философ и художник Кюо Дже-Хсу (период Сан) сказал: «Почерк безошибочно показывает, кому он принадлежит — человеку благородного происхождения или низкого происхождения».
Первая работа по графологии—учении о распознавании по почерку характера человека—была написана итальянским врачом Камилло Бальди в 1622 г. и называлась «О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму». В 1872 г. аббат Гипполит Мишон, автор термина «графология», в своей работе «Тайны письма» проанализировал особенности, с его точки зрения, почти всех качеств человека, отраженных в почерке, и составил каталог их зависимости. Мишон и его последователи, в частности проф. Рошталь, утверждали, что по почерку можно определить характер, наклонности, качества и недостатки, словом, весь облик человека. Это направление исследования почерка нашло широкое применение в странах Европы и Америки. Не отрицая, что письмо есть движение руки, зависящее от деятельности мозга, Мишон и его последователи высказывали «научные» принципы, закономерности этого метода исследования. Приведем некоторые из них.
Положение строчек. Строчки, идущие вверх, говорят о горячности, энергии, жажде власти (почерк Робеспьера); опускающиеся вниз характеризуют физическую и моральную слабость, отчаяние, печаль, таким почерком пишут обыкновенно больные.
Наклон букв. Наклоненные буквы (вправо) свидетельствуют о чувствительности, и эта черта проявляется тем сильнее, чем больше наклон букв. Почерк без наклона присущ хладнокровному человеку; левонаклонныя свидетельствует об отсутствии чувствительности, часто о притворстве. Почерк прямой указывает на непоколебимую энергию и стойкость. Почерк извилистый, неровный (почерк знаменитого дипломата Талейрана) говорит о гибкости характера и изменчивости убеждений. Такие люди умеют, когда нужно, гнуть спину и легко менять свои убеждения.
Связность почерка. Связь букв между собой имеет большое значение. Это указывает на связность идей, последовательность, рассудительность. Отрывистый почерк свидетельствует о порыве души, о характере поэтическом или художественном (почерк Гуно).
Правильность букв говорит о спокойном уравновешенном характере. Убористое, сжатое письмо указывает на склонность к экономии, бережливости, чем больше буквы сжаты, тем сильнее выражены эти наклонности. Размашистый почерк служит верным показателем широкой, щедрой, даже расточительной натуры и т. д.
Наиболее реакционным направлением в графологии явилось учение главы антропологической школы уголовного права Ломброзо, изложенное в 1895 г. в работе «Руководство по графологии». Ломброзо рекомендовал некоторые особенности почерка использовать для определения так называемого «прирожденного преступника». В частности, он разделил почерки преступников на две большие группы: почерк убийц, разбойников, грабителей и почерк воров. Это наивное, идеалистическое по своей сущности и реакционное по политической направленности учение неоднократно подвергалось обоснованной критике со стороны советских криминалистов.
Интерес с научной точки зрения представляют работы современных графологов. Современная графология значительно усовершенствовала анализ почерка. В своих многочисленных экспериментах графологи пользуются данными других наук. Графология в настоящее время тесно связана с медициной, в частности с диагностикой. В 1935 г. эксперт-почерковед Альфред Кафнер, работающий в министерстве юстиции Австрии, после ряда наблюдений пришел к выводу, что между раковым заболеванием и почерком есть прямая связь. Кафнер изучил более 35000 подписей и на основании их анализа утверждал, что может предсказать раковое заболевание по почерку с точностью до 97% (на основании микроисследования штрихов)1. В 30-х годах венгерские графологи изучили почерки более 2000 детей с ненормальной психикой в возрасте от 10 до 18 лет. В процессе анализа рукописей были установлены закономерности в отклонении почерка в зависимости от состояния психики. Исследователи предложили лечить детей (изменять психику ребенка) посредством определенных изменений почерка (так называемая графотерапия). Они считали, что почерк может возбудить нервы человека или успокоить их.
По подсчетам американских графологов более 500 фирм США используют анализ почерка для определения профессиональных свойств человека, вновь принятого на работу или продвигаемого по службе. Европейские фирмы начали использовать графологию с начала XX века. В ФРГ, Дании, Франции фирмы используют графологию для определения профессиональной пригодности. В настоящее время графологию преподают в ФРГ, в университетах Гамбзфга, Мюнхена и др. Новейшие курсы читаются в Сорбонне (Франция), в университетах Берна, Цюриха (Швейцария) и ряде других стран Европы. В США курс графологии читается в Нью-йорском университете, в Социальной школе исследований. В некоторых университетах графологию изучают после завершения курса психологии; в других—ее читают как часть медицинского курса.
Работы современных графологов представляют определенный научный интерес для советских ученых-почерковедов, занимающихся решением задач неидентификационного характера: установление необычных условий выполнения рукописи, состояние человека в момент написания текста, установление пола, возраста, профессии и т. д.
Специально не останавливаясь на истории развития криминалистической экспертизы письма в России в дореволюционный период, отметим только, что вследствие консерватизма и косности судебной и политической системы, криминалистические знания развивались медленно; слабо использовались достижения науки и техники.
Весь многолетний период развития советской криминалистической экспертизы письма, по определению В. Ф. Орловой,— «это процесс научного исследования закономерностей письма и почерка на базе комплекса знаний различных областей науки, в первую очередь, естественного профиля, в целях создания и совершенствования методики криминалистической экспертизы почерка». Исследование письма — задача специалистов многих областей знания. Почерковедам, как никаким другим специалистам в области криминалистической экспертизы, повезло в содружестве с учеными других специальностей. В настоящее время почерк является объектом исследования не только криминалистов, судебных экспертов, но и медиков, физиологов, психологов и других специалистов. Например, влияние перегрузок, состояние невесомости изучается в космической медицине и с помощью исследования почерка.
Основная задача экспертизы письма — установление исполнителя (в автороведческих экспертизах — автора) рукописного текста, подписей. Эта задача решается в процессе криминалистического идентификационного исследования. Настоящий период развития судебного почерковедения характеризуется активным привлечением данных различных, преимущественно естественных, наук для раскрытия закономерностей формирования письменно-двигательного навыка, письменной речи. Так, ВНИИ МВД СССР, институты и лаборатории судебных экспертиз Министерства юстиции СССР занимаются исследованием анатомических и физиологических основ письма: изучаются анатомические характеристики письменно-двигательного навыка при образовании элементов почерка; физиологические процессы, лежащие в основе управления движениями, воспроизводящими элементы письменных знаков и их сочетаний. Исследуется координация движений при дифференциации рукописей по темпу письма. Проводится экспериментальная работа по выявлению факторов, влияющих на формирование письменной речи: изучаются внутренние и внешние факторы, характеризующие психофизиологические особенности личности писавшего с целью установления автора документа. Используются данные физиологии и психологии: для обоснования устойчивости элементов почерка; для выявления корреляции характеристик личности и графических признаков. В экспериментальных исследованиях применяются средства электромиографии для определения темпа письма; для изучения процесса формирования элементов почерка применяются средства электрофизиологического исследования двигательного аппарата. Данные языкознания в криминалистической экспертизе письма используются для установления автора, определения географического района распространения диалектологических признаков (в целях розыска автора документа) и т. д. Разрабатываются и применяются в экспертной практике различные методы математического анализа письменных знаков.
Основоположник судебного почерковедения Е. Ф. Буринский писал, что почерковедческая экспертиза только тогда перестанет быть субъективной, когда в процессе исследования будут производиться различные измерения с помощью специально для этих целей разработанных и изготовленных инструментов. Этот тезис Е. Ф. Буринского открывал перед почерковедами новые пути к исследованию почерка. В то же время каких-либо научных рекомендаций, позволяющих объективизировать метод измерения почерка, он не дал. Практические предложения Е. Ф. Буринского сводились к указаниям об измерении некоторых величин: угла направление строки, размаха почерка или амплитуды, разгона, напряжения почерка.
В определенной степени графометрический метод Э. Локара в настоящее время — эпоху научно-технического прогресса — «натолкнул» исследователей на применение в судебном почерковедении математических методов исследования, к которым в первую очередь относится использование в экспертизе письма аппарата проективной геометрии. Полученные в результате раздельного исследования графические характеристики почерка, которым исполнен исследуемый документ, и образцы почерка лица, подозреваемого в его исполнении, сопоставляются таким образом, чтобы их координатные оси совпадали. Затем через одноименные точки графических характеристик исследуемых признаков проводятся лучи. Если они пересекаются в одной точке, то оба пучка лучей проективны, следовательно, записи исполнены лицом, образцы почерка которого представлены для сравнения. Если прямые, проведенные через одноименные точки, не пересекаются в одной точке, то здесь отсутствует проективное соответствие. Такое несоответствие свидетельствует о выполнении сравниваемых почерков разными лицами. К сожалению, этот метод имеет сз^щественные недостатки, заключающиеся в том, что при разметке признаков не исключается возможность довольно значительной инструментальной ошибки. Небрежное исполнение чертежа влияет на объективность резз^льтатов исследования. Во избежание заказанных ошибок в настоящее время ведется экспериментальная работа по внедрению оптико-механических приспособлений для безошибочной разметки исследуемых признаков.
Одним из методов графического анализа является графическое усреднение письменных знаков. Этот метод используется экспертами-почерковедами для получения сведений о пространственном размещении движений рз^ки исполнителя при образовании букв и их элементов. Названный способ, по мнению его авторов, дает возможность получить результаты высокой точности без применения специальной сложной техники. Графическое усреднение состоит из трех стадий: нормировка букв по размеру, совмещение нормированных по размеру бз^кв и получение усредненного письменного знака. Такое исследование предполагает обязательный анализ нескольких письменных знаков, так как нередки случаи, когда одноименные усредненные буквы в рукописях одного и того же лица (например, при умышленном изменении почерка) не совпадают. Наибольший эффект метод усреднения может дать при исследовании сходных почерков. Однако следует учитывать, что этот способ не имеет самостоятельного значения и его результаты оцениваются в совокупности с другими полученными данными.
Другим методом графического анализа является графический дисперсионный анализ письменных знаков. Так же как и метод графического усреднения, он позволяет экспертам-почерковедам получить данные о пространственном размещении движений руки исполнителя подписи. Сущность этого способа заключается в сопоставлении буквы спорной подписи с совмещенными друг с другом нормированными одноименными буквами, взятыми в образцах предполагаемого исполнителя. Названный метод является дополнительным способом исследования почерка (подписи), и результаты его применения оцениваются в совокупности с данными, полученными иным путем.
С целью отыскания объективных критериев оценки признаков в почерковедческих исследованиях многое делается по статистической обработке почерков. Основная цель экспериментов в этой области — установление частоты встречаемости ряда признаков. л Разработаны и на практике применяются в экспертных учреждениях методики частоты встречаемости и идентификационной значимости определенных признаков почерка.
Все эти исследования сводятся к отысканию объективных критериев качественной оценки признаков (совокупности признаков) количественными вероятностно-статистическими методами. Процесс почерковедческого исследования направлен не только на решение идентификационных задач. При исследовании рукописей нередко решаются вопросы, связанные с установлением условий в которых выполнялся спорный документ, установлением факта написания текста умышленно измененным почерком, левой рукой. Определенные признаки письма информируют эксперта о выполнении рукописи лицами, перенесшими травмы мозга, находившимися в момент написания текста в состоянии повышенной возбудимости или торможения, состоянии алкогольного опьянения и т. д. Так, например, у лиц с расстроенной центральной нервной системой координация движений при письме снижается, темп письма резко падает, появляются угловатые движения, некоторые буквы выполняются в зеркальном изображении и т. д.
Дореволюционные работы по каллиграфии, приметоописанию, графометрии и графологии в значительной мере оказали влияние на формирование научного мировоззрения виднейшего отечественного криминалиста Е. Ф. Буринского —- автора термина "судебное почерковедение". В своем учении о почерке он обобщил и систематизировал различные междисциплинарные научные данные, относящиеся к объекту познания. Особое внимание уделено механизму письма, его патологическим изменениям, методам научного исследования почерка. В итоге Буринским был заложен фундамент в разработку научных основ судебного почерковедения, определены задачи и перспективы дальнейшего формирования науки.
В. Ф. Орлова выделяет следующие этапы развития судебного почерковедения в послереволюционный период:
¾ накопление знаний и опыта;
¾ становление теоретических основ;
¾ развертывание теоретических и экспериментальных исследований, математизации науки, формирования теории судебно-почерковедческой идентификации.
Этап накопления знаний и опыта охватывает период с начала 20-х и до середины 30-х гг. Он связан с деятельностью С. М. Потапова, П. П. Михеева, Н. Д. Вороновского и др.
Своими работами они устранили укоренившееся в то время в криминалистике представление о судебно-почерковедческой экспертизе как о доступном практически всем грамотным лицам виде исследования. Большое внимание уделялось поэлементному строению букв, признакам почерка и процессу его исследования. Соответствующие рекомендации послужили началом разработки методических основ экспертизы почерка. В этот период С. М. Потапов сформулировал первое научное определение почерка как "системы привычных движений, выраженной в письменных знаках".
Этап становления теоретических основ судебного почерковедения продолжался с середины 30-х до середины 50-х гг. В данный период значительный вклад в науку о почерке внесли С. М. Потапов, А. И. Винберг, Н. В. Терзиев, С. И. Тихенко, А. А. Елисеев, Б. М. Комаринец. Впервые в истории криминалистики на основе данных естествознания были сформулированы теоретические основы судебно-почерковедческой экспертизы. В них, в качестве основных положений, определяется навыковый характер и условнорефлекторная природа письма и почерка, которые предлагается рассматривать в качестве единого объекта криминалистического исследования; изучены основные идентификационные свойства почерка — индивидуальность и динамическая устойчивость; разработана методика идентификационного исследования письма, которая базируется на признаках, отражающих особенности проявления письменной речи и почерка. В целом для данного периода характерен значительный рост авторитета судебно-почерковедческой экспертизы в криминалистике.
Этап развертывания теоретических и экспериментальных исследований, математизации науки, формирования теории судебно-почерковедческой идентификации длился с середины 50-х и до начала 70-х гг. Он неразрывно связан с деятельностью таких известных криминалистов, как В. Ф. Орлова, А. И. Винберг, Л. Е. Ароцкер, А. И. Манцветова, Э. Б. Мельникова, В. В. Томилин, М. В. Шванкова.
Этап характерен обращением ученых-почерковедов к частным теоретическим и экспериментальным вопросам судебного почерковедения при интенсивном сотрудничестве с представителями иных наук, прежде всего естественного профиля. В результате впервые сформулированы естественнонаучные основы судебно-почерковедческой экспертизы, опытным путем произведен анализ измененного почерка, осуществлено проникновение в почерковедческие исследования математических методов.
Математизация знаний о почерке осуществлялась в вероятностно-статистическом, измерительно-статистическом и кибернетическом направлениях. Большой вклад в развитие этого процесса внесли В. Ф. Орлова, И. Д. Кучеров, Г. Ф. Архипов, В. А. Пошкявичус, Л. Г. Эджубов, Р. М. Ланцман.
Наряду с ручными способами в почерковедческих исследованиях за последнее время все большее применение получают машинные методы анализа признаков в сравниваемых почерках (подписях). Ведутся эксперименты по использованию алгоритмов опознания образа при производстве почерковедческих экспертиз, а также в целях установления авторства анонимных текстов. Почерк определенного лица в целом, а также отдельные письменные знаки, в совокупности составляющие индивидуализирующий комплекс, являют собой образ. Задача исследователя состоит в обучении электронно-вычислительной машины распознаванию по некоторому количеству письменных знаков почерка данного лица в массе разных почерков. Основную трудность при этом представляет ввод в машину нужной информации об исследуемом почерке. Другими словами, использование кибернетических машин для почерковедческих целей требует перевода исследуемого графического материала в определенную знаковую систему (совокупность значений координат). Этот важный этап исследования требует большой точности и значительных усилий. Ручной способ кодирования письменных знаков не обеспечивает большой точности и однозначности кодирования, трудоемок и малоэффективен. При. ручном кодировании объективность информации, вводимой в машину, во многом зависит от субъективных качеств исследователя (опыта, точности кодирования и др.). Все эти факторы снижают эффективность применения электронно-вычислительной техники.
Известно, что весь процесс использования вычислительной машины состоит из следующих основных этапов: представления исходных данных в приемлемом для машины виде (исходные данные должны представлять собой определенную закодированную знаковую систему); кодирования конкретного плана действий; обработки поступившей информации и записи результатов; перевод полученных машиной результатов в форму, понятную для человека. Эффективность этого процесса (всех его четырех этапов) во многом зависит от разработки технических средств ввода и вывода информации. Наиболее надежны такие электронно-вычислительные машины, которые могли бы непосредственно вводить информацию об исследуемом почерке (исследуемых почерках и образцах), не прибегая к сложному кодированию. В этом направлении ведется большая экспериментальная работа.
Результаты научных исследований данного периода послужили необходимой основой для разработки и создания теории судебно-почерковедческой идентификации. Эта эпохальная научная работа профессора В. Ф. Орловой не утратила своего значения до сих пор и служит общепринятым руководством в осуществлении деятельности многих поколений ученых и экспертов-практиков.