Методы поиска идей инноваций: метод проб и ошибок, метод Дельфи, метод мозгового штурма

Метод проб и ошибок является одним из самых древних и наименее эффективных. Сущность его заключается в последовательном выдвиже­нии и рассмотрении всевозможных идей решения определенной про­блемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается и взамен ее выдвигается новая. При этом нет никаких правил поиска верной идеи и ее оценки. В этом методе применяются в основном субъективные критерии оценки правильности выбранной идеи. Существенную роль при этом играет профессионализм и квалификация разработчика ново­го продукта.
Мозговой штурм (МШ)
Этот метод заключается в коллективной атаке воз­никшей проблемы с целью выбора наиболее удачной предложенной идеи. Этот метод, известный также как «мозговая атака», «конфе­ренция идей», был предложен американским ученым Алексом Осборном в 1955 г. Принципы мозгового штурма 1. В решении поставленной задачи участвуют две группы людей: генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи объединяют людей с творческим мышлением, с фантазией и со знаниями в области науки, техники и экономики. Эксперты — это обычно люди с большим объемом знаний и критическим складом ума. Эксперты играют роль аналитиков; 2. При генерировании никаких ограничений нет. Идеи высказы­ваются любые, в том числе явно ошибочные, шутливые, и без всякого доказательства и технико-экономического обоснования. Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компь­ютере, на магнитной ленте и т.п. Таким образом, основа метода — это отделение процесса интег­рирования идей от процесса их оценки. Генерирование идей ведется в условиях, когда критика запрещена и даже, наоборот, поощряется любая явно нелепая идея. 3. Философская основа мозгового штурма – теория 3. Фрейда (1856–1939 гг.), согласно которой сознание человека представляет собой непрочное наслоение над бездной подсознания. В обычных условиях мышление и поведение человека опре­деляются в основном сознанием, в котором властвуют конт­роль и порядок: сознание «запрограммировано» привычными представлениями и запретами. Но сквозь тонкую корку созна­ния то и дело прорываются темные стихийные силы и инстинк­ты, бушующие в подсознании. Эти силы толкают человека на нелогичные поступки, на нарушение запретов, на всякие ир­рациональные (лат. irrationalis – неразумный) мысли. Для изобретения приходится преодолевать всякую психологиче­скую закомплексованность, всякие запреты, обусловленные привычными представлениям о возможном и невозможном. По­этому для изобретения нужно создать условия для прорыва смут­ных иррациональных идей из подсознания. Вся сила мозгового штурма проявляется в запрете на критику. Но запрет на критику – это одновременно и слабость мозгового штурма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки. А для этого нужна критика данной идеи. Метод мозгового штурма может иметь различные модификации. При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма не более 20 минут. Мозговой штурм идеи может быть осуще­ствлен в письменной форме, а также бывает индивидуальный, пар­ный (обсуждение одной идеи двумя экспертами), двойной (обсужде­ние идеи производится в два этапа), поэтапный (обсуждение идеи производится по этапам. Например, последовательно обсуждается постановка задачи, решение проблемы, материализация идеи, вне­дрение идеи в практику). Также существует и «обратный штурм». Обратный штурм озна­чает, что участники штурма ищут недостатки какого-либо нового продукта или операции, устраняют эти недостатки и выдвигают новые задачи.

Метод дельфи

Суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами.

Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположенных позиций т.к. исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства. Даёт возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты)

Наши рекомендации