Тема 18. Понятие и значение Особенной части уголовного права.
Теоретические основы квалификация преступлений
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Понятие и задачи Особенной части уголовного права. Соотношение Общей и Особенной частей Уголовного кодекса Российской Федерации.
2. Понятие, виды и значение квалификации преступлений.
3. Процесс квалификации преступлений.
4. Понятие и виды конкуренции уголовно-правовых норм.
Методические указания для обучающихся
по подготовке к семинару
В период подготовки к семинару обучающимся необходимо ознакомиться с рекомендуемыми источниками и усвоить:
- понятие, признаки, задачи и принципы построения Особенной части УК РФ, соотношение Общей и Особенной частей УК РФ;
- понятие, виды и значение правильной квалификации преступлений для интересов личности, общества и государства;
- понятие процесса квалификации, основные этапы квалификации, типичные ошибки, возникающие на различных этапах квалификации, и способы их преодоления;
- понятие и виды конкуренции уголовно-правовых норм.
Задания для самостоятельной работы
1. Назовите признаки Особенной части уголовного права.
2. Раскройте принципы построения Особенной части уголовного права.
3. Проанализируйте правила квалификации преступлений.
4. Охарактеризуйте виды квалификации преступлений, выделяемых в теории уголовного права.
5. Укажите значение постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР, Российской Федерации для квалификации преступлений.
6. Ознакомиться с каждым заданием, содержащимся в структурно-
логических схемах главы УК РФ и состава преступления.
7. Развернуто и аргументировано изложить задания в письменной форме.
8. Изучить источники, рекомендуемые к теме.
Практическое занятие 2 часа
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Заполнить системно-логическую схему главы УК РФ.
Задание 2. Заполнить структурно-логическую схему состава преступления.
Методические указания для обучающихся
по подготовке к практическому занятию
В период подготовки к практическому занятию обучающимся необходимо:
- повторить теоретические положения по элементам и видам состава преступления, по структуре уголовно-правовой нормы, а также видам диспозиций и санкций уголовно-правовой нормы;
- ознакомиться с рекомендациями по заполнению структурно-логических схем;
- в письменном виде выполнить задания, предусмотренные структурно-логической схемой главы УК РФ и структурно-логической схемой состава преступления.
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с каждым заданием, содержащимся в структурно-логических схемах главы УК РФ и состава преступления.
2. Развернуто и аргументировано изложить задания в письменной форме.
Рекомендуемые источники
Нормативные правовые акты и иные официальные документы
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 532-ФЗ). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
Основная литература
Уголовное право. Особенная часть: учебник / под ред. И.В. Шишко. – М., 2012.
Уголовное право: Особенная часть: учебник: электронная копия / под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан. − М., 2013.
Дополнительная литература
Галахова А.В. Вопросы квалификации преступлений в уголовном праве и судебной практике (по признакам объекта) // Российский следователь. – 2010. – № 13.
Галахова А.В. Вопросы квалификации преступлений в уголовном праве и судебной практике (по признакам объективной стороны) // Российский следователь. – 2010. – № 14.
Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика: монография: – М., 2005.
Городнова О.Н. Уголовное право России. Общая и Особенная часть: учеб.-метод. комплекс. –М., 2014.
Дуюнов В.К. Квалификация преступлений: законодательство, теория, судебная практика: монография: – М., 2012.
Карпович О.Г. Правила квалификации преступлений, совершаемых в кредитно-финансовой сфере: науч.-практ. пособие. – М., 2011.
Колосовский В.В. О соотношении квалификации «с запасом», обвинительного уклона и квалификационных ошибок // Российский юридический журнал. – 2011. – № 3.
Уголовное право: учебник для бакалавров: электрон. копия: в 2т. / под ред. И.А. Подройкина. – М., 2013.
Перечень докладов, сообщений
1. Взаимодействие норм Общей и Особенной частей уголовного права.
2. Правила квалификации преступлений.
Тема 19. Преступления против жизни и здоровья
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против жизни и здоровья.
2. Понятие убийства и его виды. Уголовно-правовой анализ основного состава убийства (ч.1 ст. 105 УК РФ).
3. Характеристика отягчающих обстоятельств убийства (ч. 2 ст. 105 УК РФ).
4. Убийство при смягчающих обстоятельствах (ст. ст. 106-108 УК РФ).
Методические указания для обучающихся
по подготовке к семинару
В процессе подготовки к семинару обучающимся необходимо ознакомиться с рекомендуемыми источниками, изучить разъяснения Пленума Верховного Суда и обратить внимание на специальную литературу, в которой рассматриваются различные аспекты уголовно-правовой характеристики и оценки преступлений против жизни и здоровья. Проанализировать основные вопросы изучаемой темы: уголовно-правовое понятие личности; моменты начала и окончания жизни; разграничение убийства со смежными составами преступлений; конкуренция составов убийства, совершенных при отягчающих и смягчающих обстоятельствах.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми источниками.
2. Письменно дать ответы на следующие вопросы:
2.1. Какие виды «простого» убийства предусматривает уголовный закон?
2.2. Какие признаки убийства, совершенного из хулиганских побуждений, предусмотрены уголовным законом?
2.3. По каким признакам убийство, совершенное общеопасным способом, отличается от убийства двух и более лиц?
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Уголовно-правовая характеристика умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ).
2. Умышленное причинение средней тяжести, а также легкого вреда здоровью (ст. ст. 112, 115 УК РФ). Отличие от побоев и истязания (ст. ст. 116, 117 УК РФ).
3. Характеристика преступлений, ставящих в опасность причинения вреда жизни и здоровью.
Методические указания для обучающихся
по подготовке к семинару
В процессе подготовки к семинару обучающимся необходимо ознакомиться с рекомендуемыми источниками, изучить разъяснения Пленума Верховного Суда и обратить внимание на специальную литературу, в которой рассматриваются различные аспекты уголовно-правовой характеристики и оценки преступлений против жизни и здоровья. Проанализировать основные вопросы изучаемой темы: понятие вреда здоровью; виды и содержание тяжкого вреда здоровью; признаки средней тяжести и легкого вреда здоровью; конкуренция уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за причинение вреда здоровью; объективные и субъективные признаки угрозы убийством и причинением тяжкого вреда здоровью; объективные и субъективные элементы составов преступления заражения венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией; особенности признаков объективной стороны состава оставления в опасности и его разграничение со смежными составами преступления.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми источниками.
2. Письменно дать ответы на следующие вопросы:
2.1. Что следует понимать под насилием, опасным в момент причинения как разновидностью тяжкого вреда здоровью?
2.2. Какие признаки характерны для состава умышленного причинения тяжкого вреда здоровью?
2.3. Что следует понимать под потерей профессиональной трудоспособности как разновидностью тяжкого вреда здоровью?
2.4. Какие признаки характерны для состава умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью? Какие квалифицированные виды этого преступления предусматривает уголовный закон?
2.5. По каким признакам проводится разграничение видов вреда здоровью?
Практическое занятие 2 часа
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в задачах 1-8[1].
Методические указания для обучающихся
по подготовке к практическому занятию
В период подготовки к практическому занятию обучающимся необходимо:
1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми
источниками.
2. На основе решения задач ответить на вопросы:
– Какие признаки объективной стороны образуют состав убийства?
– Что следует понимать под «простым» убийством?
– Какие квалифицирующие признаки убийства предусматривает уголовный закон?
– Какие признаки характерны для убийства, совершенного из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженного с разбоем, вымогательством или бандитизмом?
– Какие признаки характерны для убийства лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга?
– Что следует понимать под убийством, совершенным с особой жестокостью?
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с рекомендуемыми источниками.
2. Письменно выполнить следующие задания:
– записать решения задач, правильно оформив квалификацию;
– указать Постановления Пленума Верховного Суда РФ и нормативные акты, которые были использованы при квалификации.
Практическое занятие 2 часа
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в задачах 9-15.
Методические указания для обучающихся
по подготовке к практическому занятию
В период подготовки к практическому занятию обучающимся необходимо:
1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми
источниками.
2. На основе решения задач ответить на вопросы:
– Какие признаки образуют понятие «новорожденный ребенок» применительно к составу преступления, предусмотренному ст. 106 УК РФ?
– Что следует понимать под состоянием аффекта в уголовном праве? Какие признаки аффектированного состояния имеют уголовно-правовое значение?
– Какие основания аффекта выделяет уголовный закон?
– Что следует понимать под превышением пределов необходимой обороны?
– Какие действия образуют превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление?
– В чем заключается отличие между неосторожным причинением смерти (ст. 109 УК РФ) и умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, повлекшим по неосторожности смерть (ч. 4 ст. 111 УК РФ)?
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с рекомендуемыми источниками.
2. Письменно выполнить следующие задания:
– записать решения задач, правильно оформив квалификацию;
– указать Постановления Пленума Верховного Суда РФ и нормативные акты, которые были использованы при квалификации.
Практическое занятие 2 часа
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в задачах 16-25.
Методические указания для обучающихся
по подготовке к практическому занятию
В период подготовки к практическому занятию обучающимся необходимо:
1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми
источниками.
2. На основе решения задач ответить на вопросы:
– Какие признаки преступления образуют состав истязания (ст. 117 УК РФ)? Какие из них относятся к оценочным?
– Что следует понимать под принуждением к изъятию органов или тканей человека для трансплантации? Какие признаки образуют способ совершения данного преступления?
– Как законодатель характеризует субъективную сторону заражения другого лица венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией (ст. ст. 121, 122 УК РФ)?
– Какие особенности субъекта преступления содержит состав незаконного производства аборта?
– По каким признакам состава преступления проводится отличие между неоказанием помощи больному и оставлением в опасности (ст. ст. 124, 125 УК РФ)?
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с рекомендуемыми источниками.
2. Письменно выполнить следующие задания:
– записать решения задач, правильно оформив квалификацию;
– указать Постановления Пленума Верховного Суда РФ и нормативные акты, которые были использованы при квалификации.
Практическое занятие 2 часа
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в задачах 26-34.
Методические указания для обучающихся
по подготовке к практическому занятию
В период подготовки к практическому занятию обучающимся необходимо:
1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми
источниками.
2. На основе решения задач ответить на вопросы:
– Какие признаки образуют состав умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ)? В чем отличие данного преступления от умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ)?
– Какие признаки образуют состав умышленного причинения легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ)? В чем отличие данного преступления от умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ)?
– Какие признаки образуют состав побоев (ст. 116 УК РФ)? В чем отличие побоев от умышленного причинения легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ)?
– Какие признаки характеризуют угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ)?
– По каким признакам следует отличать состав причинения смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ) от смежных составов преступлений?
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с рекомендуемыми источниками.
2. Письменно выполнить следующие задания:
– записать решения задач, правильно оформив квалификацию;
– указать Постановления Пленума Верховного Суда РФ и нормативные акты, которые были использованы при квалификации.
Практическое занятие 2 часа
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в сборнике видеозадач по теме «Преступления против жизни и здоровья».
Методические указания для обучающихся
по подготовке к практическому занятию
В период подготовки к практическому занятию обучающимся необходимо:
1. Изучить лекционный материал, ознакомиться с рекомендуемыми
источниками.
2. На основе решения задач ответить на вопросы:
– По каким признакам следует проводить отграничение убийства от умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего?
– В чем состоят особенности квалификации убийства, сопряженного с иными преступлениями?
– Какие признаки характерны для убийства лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга?
– По каким признакам убийство, совершенное общеопасным способом, отличается от убийства двух и более лиц?
– Что следует понимать под насилием, опасным в момент причинения как разновидностью тяжкого вреда здоровью?
Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомиться с рекомендуемыми источниками.
2. Письменно выполнить следующие задания:
– записать решения задач, правильно оформив квалификацию;
– указать Постановления Пленума Верховного Суда РФ и нормативные акты, которые были использованы при квалификации.
Рекомендуемые источники