Глава vi. развитие истории и методологии юридической науки в период от победы до кризиса социализма
Октябрьский переворот 1917 г. был логическим продолжением процессов, Начавшихсяв феврале 1917 г. Демократизация политической жизни открыла дорогу силам, для которых европейская демократическая модель, которую пытались адаптировать к русским условиям, казалась приемлемой. Вместо традиционного европейского парламентского пути развития страны левые партии, и главным образом большевики, предлагалипуть советского государственного строительства. Сонеты из общественно-политических организаций должны были превратиться в органы государственной власти, сформировав иерархическую систему. Высшим органом власти r стране после переворота становится именно Всероссийский (второй) съезд советов. Съезд принял ряд декретов (о мире, о земле) и сформировал новую систему высших органов власти. Созванное по настоянию демократической общественности уже после октябрьского переворота Учредительное собрание было тотчас же распущено, поскольку принятые им решения шли вразрез с решениями Съезда советов, монополизировавшего власть. По стране быстро нарастала сеть местных советских органов, подчиненных политическому центру. Новый тип власти довольно быстро был воспринят па местах под влиянием популярных у населения лозунгов, которые выдвигала новая власть: «немедленное прекращение войны» и «раздача земли крестьянам».
Немногие моменты, в которых усматривалась преемственность новой государственно-правовой политики со свергнутым предшествующим режимом (учреждение органов власти и управления, система которых была разработана еще на I Всероссийском съезде советов, где большевики не имели большинства; созыв Учредительного собрания уже в ситуации, когда верховная власть уже находилась у Съезда советов; сохранение некоторых структур и учреждений старой системы управления и т. п.) были очень скоро устранены и забыты. Советский режим провозглашал себя олицетворением новой политической (пролетарской) эры.
Роспуск Учредительного собрания в начале января1918 г, означал отказ новой власти от традиционной либирально - демократической формы государственного развития — парламентаризма. Демократическую республику должна была заменить республика Советов, плюралистическую многопартийную систему — власть одной партии, быстро срастающейся с государством. Традиционные правовые источники заменялись «революционным правосознанием». Силы, захватившие власть в стране, уже не нуждались в санкции Учредительного собрания.
Однако новый политический режим вес же нуждался в определенном правовом оформлении. Первые декреты (о мире, о земле) носили декларативный и учредительный характер, устанавливая новую систему международных и экономических отношений. Учрежденная система советов представляла собой новую политическую реальность, старая политическая система была разрушена, оппозиционные политические партии запрещены.Отмена всех старых дореволюционных законов должна была быть компенсирована принятием новых правовых актов (большое количество постановлений и декретов принимается уже в первые месяцы советской власти) или политических волевых решений. (Так, в своей деятельности первые советские суды могли руководствоваться положениями политических программ победивших партий — большевиков и левых эсеров.) Упраздненные институты прокурорского надзора и адвокатуры заменялись участвующими в процессе представителями общественных организаций советов и отдельных граждан. Новая судебная система в своей работе ориентировалась на местные традиции, выработанные революционной судебной практикой. (Неожиданным образом обычай и практика вновь обретают в этих переходных условиях значительный вес и авторитет.) Отмена старых и отсутствие новых законов обусловили сильное влияние стихийного элемента в формировании как судебных, так и местных управленческих и представительных органов.
Такая ситуация не могла не порождать специфического правового нигилизма. Сталоскладываться представление о том, что в новых социально-политических условиях право должно «отмереть», а правовые нормы — уступить место организационно-техническим нормам. Психологическая теория, имеющая еще дореволюционную историю (Леон Петражицкий), рассматривала позитивное и писаное право в качестве анахронизма, находя истинное правовое содержание и интуитивном праве, правовых переживаниях и представлениях масс, но не в кодификациях.
Стал откровенно подчеркиваться и выделяться классовый характер нрава, в соответствии с которым квалифицировали мотивацию и субъективную сторону преступления. В системе уголовного права (Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г.) и были воссозданы принципы объективного вменения (не учитывающего субъективной стороны деяния, а лишь его фактические последствия) и аналогии (появившейся отчасти из-за неразработанностинормативной базы, отчасти из-за чрезмерного расширения границ судебного толкования, судебного произвола). В системе чрезвычайных судов (революционных трибуналов) нормативному толкованию предпочитали политическую («классовую») целесообразность, рассматривая принцип законности, а также независимости суда как буржуазные пережитки. В годы развернувшейся гражданской войны политическая и военная целесообразность становятся определяющими факторами в сфере правотворчества и правоприменения.
Принятая в июле 1918 г. Конституция РСФСР закрепила существующую систему органов власти и управления, установила специфическую избирательную систему (невсеобщие, неравные и непрямые выборы), основанную на классовых критериях и декларировала (заимствуя из «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа») ряд основных социальных (диктатура пролетариата), политических (всевластие системы советов) и экономических (национализации земли, промышленности, банков, транспорта и т. д.; трудовая повинность как форма привлечения к труду и др.) принципов. Впервые Россия была объявлена федерацией.
В годы Гражданской войны и «военного коммунизма» многие провозглашенные конституционные положения были скорректированы с учетом реальной военно-политической ситуации.
Появлению большого числа чрезвычайных военных, политических и хозяйственных органов сопутствовали и изменения в формирующейся правовой системе. Экономическое регулирование вернулось к уже известным из практики централизованным и административным методам (продразверстка, централизованное распределение продукции, установление твердых цен). Проводилась масштабная национализация промышленных предприятий; была запрещена частная торговля (приравненная к спекуляции). Проявилась явная тенденция к централизованному планированию во всех областях экономики, натурализации обмена и сворачиванию товарно-денежного обращения. Принудительный труд (трудовая повинность, трудовые армии, трудовые лагеря) стал важным экономическим фактором. Местные советы и общественные организации
(профсоюзы) попадали под жесткий контроль государственно-партийныхорганов. Одновременно в условиях изменяющейся военно-политической ситуации шел процесс социально-государственного строительства (часть территорий бывшей Империи, получивших в 1917 г. независимость, были присоединены к территории Российской Федерации; с другими государственными образованиями были заключены союзные договоры).
Следует заметить, что советской государственно-правовой культуре как комплексу идей, институток и норм в годы Гражданской войны противостояла другая система государственно-политической организации — «белого движения». В районах, оказавшихся под контролем «белых» (Крым, Сибирь, Новороссия), восстанавливались многие принципы дореволюционного права (уставы 1864 г.), проводились аграрные и управленческие реформы, в основу которых были положены законы и установления Временного правительства.
Психологическая теория права господствовала в условиях отсутствия писаного позитивного права. Однако ведущую роль революционное правосознание не могло исполнять достаточно долгое время. Появление новых классово ориентированных «пролетарских» законов (декретов, постановлений и т. п.) меняло представление о сущности права. Поначалу, правда, сам законодатель рассматривал принимаемые им правовые акты как временные и технико-организационные или политические директивы, как инструмент властвования. Социальные (классовые) интересы и цели ставились значительно выше принципов законности, преобладающим мотивом законотворчества была политическая и социальная целесообразность. Только после того как революционный и преобразовательный пафос стал угасать, а усложнившиеся экономические отношения (особенно с началом нэпа) потребовали более устойчивых правовых отношений и гарантий, Советская власть всерьез обратилась к проблеме кодификации права.
Окончание Гражданской войны и переход к новой экономической политике потребовали восстановления базовых принципов законности. Легализация частнохозяйственной деятельности, возрождение рынка и кооперации могли осуществляться только на определенной правовой основе. Плановый сектор экономики, однако, в значительной мере все еще функционировал на принципах администрирования и командных началах. Но и здесь развитие коммерческого расчета (хозрасчета), укреплявшее связь госпредприятий с рынком, требовало использования методов правового регулирования. Возрождавшиеся хозяйственно-организационные формы (тресты, синдикаты, акционерные общества, биржи и т. п.) нуждались в правовом нормировании. Законодатель готовил специальные положения и уставы, регулирующие их работу.
Еще более важным явлением стала быстрая и плодотворная кодификация советского права: в кратчайшие сроки были подготовлены Гражданский, Уголовный, Земельный, Трудовой кодексы, разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Административного, Кооперативного и др. кодексов. Кодификация законодательства (которая основывалась на нормативистском подходе к проблемам правового регулирования) предполагала создать стройный и строгий правовой порядок, необходимый для дальнейшего социально-политического и экономического развития страны.
Быстро проведенная кодификация (в короткие сроки были введены в действие семь важнейших кодексов) не обошлась без заимствований из наиболее современного западного законодательства (Германии, Швейцарии и др.). Однако советские законодатели восприняли исключительно техническую и позитивно содержательную сторону этих кодификаций, не затронув их идеологических и ценностных аспектов. В советские кодексы вводились «декларативные» статьи, которые корректировали содержание заимствованных из буржуазного законодательства норм, вся система которых тем самым подчинялась уже иной, «пролетарской» и классовой, идеологии советского законодателя.
В 1922 г. четыре советские республики объединяются в Союз Советских Социалистических Республик (СССР), новую форму федерации, территория которой почти совпала с территорией бывшей Российской империи. Принятая в 1924 г. Конституция СССР составила правовую базу для быстро формирующейся системы советского права. Были перестроены в связи с целями и структурой федерации также системы суда, прокуратуры, государственной безопасности. Создавалась новая система государственных ведомств (наркоматов), планирующих органов. Практически все «командные высоты?» экономики оставались в руках государства (земля, крупная промышленность, банковская система, железнодорожный транспорт, внешняя торговля и пр.). Частнохозяйственная инициатива продолжала действовать в аграрном секторе и преимущественно розничной торговле.
Правовое пространство новой федерации складывалось из ряда регионов, в каждом из которых имелись свои правовые особенности, правовая среда и механизмы правового регулирования. Вместе с тем, общефедеральное законодательство (в форме Основ отраслевого законодательства — гражданского, уголовного и т. д.) и унифицированный порядок правоприменения играли роль объединительных факторов, устанавливающих единый для всего пространства правовой порядок. Через систему представительных органов (Совет национальностей ЦИК СССР или Верховный Совет СССР), управления (объединенные наркоматы) государство стремилось учитывать государственно-правовые особенности и мотивации своих отдельных регионов (союзных и автономных республик), рассматривая их в качестве самостоятельных субъектов права. Правовая культура эпохи расцвета СССР (1920-е — 1930-е годы) была пронизана идеологией общесоюзного единства и братства республик: положения республиканских конституций почти текстуально повторяли основные положения союзной конституции, взаимосотрудничество и разделение труда между республиками рассматривалось в качестве приоритетной цели, межнациональная и международная солидарность провозглашались руководящими принципами нового федерализма.
Экономические и социальные проблемы, перед которыми встала новая государственная система, внесли в правовую культуру страны существенные коррективы. Кризисы 1920-х гг. создавали напряженность между различными экономическими секторами (государственным, кооперативным, частным), внутрипартийные конфликты и борьба за власть, укрепление единоличной власти повлекли за собой политические репрессии 1930-х гг. Международная изоляция страны требовала настоятельных усилий по укреплению обороноспособности и огромных затрат на вооружение, создание собственнойиндустриальной базы (часто в ущерб развитию легкой промышленности и производству товаров потребления и продовольствия). В борьбе с внутренней и внешней оппозицией правящая партия превращалась в господствующую политическую силу, срастаясь с государственным аппаратом (уже в 1920-е гг. появляется такая форма правовых актов,как совместные партийно-государственные распоряжения, постановления ит. п.). Борьба сполитическим врагом становится существенным мотивом всей политики; судебные «показательные» процессы, внесудебные репрессии (во время подавления мятежей и выступлений оппозиции), ужесточившиеся формы судебного процесса, всесилие органов госбезопасности (ГПУ, НКВД и др.) создают особую атмосферу индивидуальной незащищенности, страха и массовых психозов.
Политика индустриализации и коллективизациинародного хозяйства осуществлялась высокими темпами и в командно-административномпорядке. Проведение этой политики поддерживалось рядом правовых мер: для ее реализациибыл принят целый ряд актов, в которых определялись темпы (пятилетний план, закон «о темпах коллективизации сельского хозяйства» и др.), методы и формы, структура и система специальных органов и институтов, осуществлявших эту политику. Командные методы очевидным образом отражали приоритет норм административного права над гражданско-правовыми методами регулирования. Плановые начала должны были вытеснить начала рыночные. Во многих случаях это вело к тому, что государственная целесообразность вытесняла законность и правовую форму как таковую.
Сложившаяся к концу 1920-х гг. командно-административная система управления экономикой опиралась на сформировавшуюся несколько раньше систему так называемого хозяйственного права, в которой преобладали централизующие и плановые начала, элементы администрирования,а не договора,регламентация вместо соглашения. В этой связи сфера действия норм гражданского права резко сужалась. Соответствующие общей политике изменения происходили также в области трудового и земельного права. Репрессивные тенденции ярко проявились в области уголовного права и уголовного процесса.
В официальной теории государства и права высказывались мнения о скором исчезновении правовой формы, право как «продукт буржуазной эпохи» должно было вскоре отмереть, чтобы уступить место планированию и организационно-техническим нормам. Подобная нигилистическая идеология в немалой степени способствовала многочисленным фактам нарушения действующего законодательства и, вообще,политики внеправового произвола. Из области правовой науки и образования устранялись специалисты старой школы, на их место приходили плохо подготовленные, но политически правильно ориентированные кадры работников правоохранительных органов, суда и преподаватели юридических учебных заведений,
программы которых были коренным образом изменены применительно к новой политической конъюнктуре.
Великая Отечественная война потребовала перестройки правовой системы допоенного времени (в сфере гражданского, уголовного, процессуального права и сфере организации суда и судопроизводства, в области трудового и аграрного (колхозного) права). Директивное регулирование в этих условиях представлялось более эффективным, чем регулирование правовое. Реально изменившиеся нормативы (продолжительность рабочего дня, регулирование отпусков, нормы выработки и сдачи продукции колхозам и т. д.) меняли сам характер регулирования. Наряду с этим широко применялись чрезвычайные меры (трудовая мобилизация, эвакуация людей и техники, объявление «осадного положения» ивведение чрезвычайных мер наказания). Все это подчинялось единой политической цели — организации победы над врагом. Нормы и институты, обычные для мирного времени, в военных условиях в большей своей части не действовали. Особому регулированию подвергались функции распределения и заготовки продовольствия для армии и населения.
По окончании войны перед законодателем встал ряд важных проблем, связанных с восстановлением экономики страны. Следует заметить, что некоторые, установленные в довоенный период и действовавшие в годы войны, нормы (об уголовной ответственности за нарушение трудовой дисциплины, о запрете выхода из колхоза, об обязательных поставках сельхозпродукции и т. д.) продолжали действовать и в первые послевоенные годы. Восстановление производственных мощностей и сельскохозяйственного производства потребовали реэвакуации вывезенных в другие районы производств, возвращению земельных колхозных участков, которыми в годы войны пользовались индивидуальные крестьянские хозяйства. Достаточно много новелл появилось в трудовом праве, перед которым стояла задача по регулированию трудоустройства демобилизованных и подготовки трудовых кадров (значительная часть которых погибла на войне). В рамках социальной программы был принят ряд законодательных актов, направленных на укрепление семьи и повышение рождаемости (признание только зарегистрированных браков, запрещение абортов). В системе уголовного права появился ряд установлений, нацеленных на применение уголовной репрессии против военных преступников и предателей, в том же направлении действовала и особая политика переселения целых народов, представители которых в годы войны сотрудничали с оккупантами. Послевоенное право все еще в значительной мере должно было отвечать на вызовы, идущие из недавнего прошлого.
С середины 1950-х гг. начинается определенная демократизация права и методов государственного управления. Масштабная амнистия и реабилитация политических заключенных означали отказ от прежнего диктаторского и репрессивного политического курса. Были пересмотрены многие важные идеологические положения прежнего режима, на XX съезде партии (1956) осужден «культ личности» Сталина. В правовой теории стали появляться концепции, отвергающие многие прежние правовые принципы и ценности.
Демократизация затронулаосновы государственной и межнациональной политики (предоставление больших прав союзным республикам, передача им части общефедерального хозяйственного фонда).
Большая открытость стала демонстрироваться и в области международной политики (хотя периоды «разрядки» иногда сменялись острыми международно-политическими кризисами). В области экономики делались неоднократные попытки сочетать централизованное начало с определенной хозяйственной автономией хозяйствующих субъектов, неоднократно обсуждался вопрос о предпочтительности функционально-отраслевого или территориально-административного (совнархозы) метода экономического управления. Параллельно проводилась масштабная законотворческая работа: принимались новые отраслевые кодексы, формировалась обширная судебная практика. Осуществлялась многоплановая правовая интерпретация основ формирующейся социальной общности: были предложены варианты ее определения как «развитой социализм». В новой программе правящей партии были сформулированы цели и предпосылки переходного этапа, за которым следовал переход к уже близкому коммунистическому обществу. В преддверии такого перехода предполагалось передать ряд государственных функций общественным организациям (профсоюзам, разного рода советам и комиссиям, товарищеским судам и пр.). Вновь заговорили об отмирании права и его трансформации в комплекс общественных и моральных (был принят Моральный кодекс строителей коммунизма) норм. Карательные функции, присущие государству, должны будут уступить место воспитательным функциям. В ситуации такого перехода должна была также сформироваться и новая историческая общность — «советский народ», в результате чего будут решены все национальные проблемы.
Тип правовой культуры со всеми ее особенностями, который сложился в 1930-е гг., просуществовал значительное время лишь с некоторыми изменениями в военные годы. Приоритеты политики над правом, время от времени пробуждающиеся надежды на отмирание нрава как формы (в 1960-е гг. это было связано с ожиданием скорого наступления коммунизма), предпочтение социального правовому, догматическое правоведение, все эти черты были свойственны советской правовой культуре вплоть до начала 1980-х гг. Состояние «застоя? было характерно не только для экономической, но и правовой теории. Кодификация права конца 1950-х — начала 1960-х гг. внесла определенные изменения в само правопонимание, приобретающее более демократические черты; Конституция 1977 г. («эпоха застоя»), затушевывая классовую заостренность, свойственную Конституции 1936 г., тем не менее зафиксировала существующий статус кво: ведущую роль компартии, однозначно плановый характер экономики («пятилетки», «семилетки» и пр.), обязательное идеологическое единство «новой исторической общности» — советского народа.
Однако существенные противоречия, проявившиеся в целом ряде конфликтов внутри«социалистического лагеря» (1956 г. — Венгрия, 1968 г. — Чехословакия), велик кризису в системе государств, сложившейся после войны («стран в системе варшавского блока»). Экономическое и идеологическое давление Запада вызывало ответную негативную реакцию, вскоре после войны началась «холодная война», когда отдельные моменты обострения отношений сменялись периодом «разрядки». Па международно-правовом уровне эти процессы отмечены рядом договоров об ограничении или запрещении применения отдельных видов (ядерного) вооружения.
В 1970-е гг. СССР стремился оказывать политическое влияние на удаленные от него территории, начинается также борьба за контроль над космическим пространством. Гонка вооружений и военное вмешательство в афганские дела потребовали от страны колоссальныхэкономических усилии, внутренние социальные и экономические проблемы, идеологическое бессилие системы тем временем подготавливали ее грядущий кризис. На фоне этих проблем законотворческая деятельность (принятие новой Конституции СССР 1977 г.) оказываласьмалоэффективной, превращаясь во внешний, не связанный с внутренней жизнью страны и не оказывающий на эту жизнь реального влияния, фактор. Приближалась эпоха «перестройки».
Коренные социально-политические изменения, происшедшие стране в конце 1980-х — начале 1990-х гг., существенным образом изменили характер правовой системы и правовой культуры граны. Быстрое развитие рынка, свертывание многих, прежде осуществлявшихся государством, форм деятельности потребовали полногопреобразования методов гражданско-правового регулирования. Восстановление таких институтов, как фондовые и товарные биржи, акционирование, рост числа различного рода фондов, корпорацийи обществ формировали новоепредставление о роли государства и правового регулирования в экономическом процессов. Иными стали отношения в сфере труда, социального обеспечения в аграрном секторе хозяйства: индивидуалистические и корпоративныеначала определенно стали преобладать над началами коллективистскими. Законодатель, работа которого была оформлена в новую структуру и систему институтов (Государственная дума, указы Президента и пр.), развил бурную законотворческую стельность. Изменившаяся международная ситуация (распад СССР и Варшавского блока) побудила пересматривать многие положенияи международного права.
В этих условиях правовая система Российской Федерации продемонстрировала тенденцию к восприятию некоторых общих начал западной правовой культуры и, вместе с тем, обращение к некогда имевшим место отечественным правовым традициям. Она продолжала развиваться под лозунгами демократизации и правового государства. Множество проблем, возникавших на пути се развития в переходный период (бюрократизация, коррупция и пр.), постепенно преодолеваются. Очевидно, что эффективным способом их преодоления может стать внимательное познание и использование того правового опыта, который сложился в стране за долгие годы развития ее правовой культуры и ее государственности.Поэтому такой опыт нуждается в самом обстоятельном изучении.