Смена парадигм методологии в истории развития юридической науки.

Парадигма в методологиинауки — совокупностьценностей, методов, подходов, техническихнавыков и средств, принятых в научномсообществе в рамкахустоявшейсянаучнойтрадиции в определенныйпериодвремени.

Измартышина –

Методология общественных наук исторически базируется на методах, используемых в философии, математике, естествознании и принимаетотносительнозавершенныйвид к концу XIX- началу XX. В 20 векеметодолияобщественныхнауквсеболееразвиваетсяпопутиспецелизации ,формируетсяметодолгияисторических, юридических, социологических, филологических, экономических и дрнаук.

В нашейстране в советскийпериодметодологияобществознаниявомногомбазироваласьнамарксизме, взявшемльвинуюдолюсвоегопонятийногоаппаратаизфилософииГегеля.

В постсоветскоевремя, послекрахакоммунистическойидеологии, марксизмпродолжаетоставатьсяпреобладающейметодолгией в нашихобщественныхнауках.

Вместе с темсейчасвсебольшеощущаетсятенденцияутратыгегельянско-марксисткойметодологиеймонопольногоположения, ведетсяпоискновыхпознавательныхподходов.

Билет №15

1. Первые конституционные акты Франции и США. Отражение учений римских юристов о смешанном правлении и разделении властей.

2. Понятие метода и методологии юридической науки.

Первые конституционные акты Франции и США. Отражение учений римских юристов о смешанном правлении и разделении властей.

Первые конституционные акты или конституции в современном смысле этого слова

(Великобритания, США, Франция) не случайно появились в XVII-XVIII вв., хотя

государство возникло намного раньше. Именно тогда человечество осознало высшую

ценность личной свободы и в связи с этим необходимость обуздать государство,

заставив его подчиняться каким-то заданным правилам. Представления о конституции

были разработаны раньше (в частности, Аристотелем), но они вращались в основном

вокруг вопросов о рациональном устройстве государственной власти в соответствии

с понятиями демократии и справедливости. Но даже в этом ограниченном понимании

основные законы не привились в древних государствах. Во времена Римской империи

этим термином назывались императорские указы, а в средневековье - акты о

феодальных вольностях.

Демократические революции XVII-XVIII вв. были вызваны потребностью не просто

переустройства власти, а, главным образом, нахождения оптимального соотношения

между властью и свободой. Поэтому как английская конституционная система, так и

писаные конституции США и Франции в первую очередь решали именно эту задачу. В

США это было сделано с определенной "осечкой", ибо создатели Конституции,

принятой в 1787 г., попытались обойтись без раздела о правах и свободах граждан,

посчитав достаточными английский принцип "что не запрещено, то дозволено", а

также законодательство штатов. Но народ быстро заставил законодателей поправить

положение, вследствие чего спустя два года был принят Билль о правах (первые

десять поправок к Конституции).

Таким образом, конституция является элементом определенной философии

государства, и эта философия основывается на понимании опасности ничем не

ограниченной власти государства для свободы и благополучия человека. Эта

опасность ясно проявлялась в абсолютизме феодальных монархий, и демократические

антифеодальные революции

выдвинули требования о принятии конституций как раз для того, чтобы сокрушить

этот абсолютизм.

Великая Французская буржуазная революция 18 века представляет собой событие огромной важности в истории становления и утверждении буржуазного строя и соответственно буржуазного типа государства и права. По радикальности своего содержания, по буржуазным преобразованиям эта революция имела мировое значение.

В последней четверти 18 века Феодальный строй во Франции окончательно изжил себя, а режим абсолютной монархии сковывал развитие производительных сил. Франция занимала одно из первых мест в Европе по своему экономическому развитию, оставаясь в целом аграрной страной.

Наши рекомендации