Глава iii. развитие истории и методологии юридической науки в период абсолютизма: регламентация и кодификация (xviii в.)
Фундаментальные особенности российского абсолютизма (тот факт, что он возникает в период наибольшего развития крепостного права и что его социальной базой является исключительно крепостническое дворянство) не могли не сказаться и на особенностях развития российской методологии юридической науки XVIII столетия. Тотальное вмешательство государства во все области общественной и даже личной жизни (указания на то, какие платья носить, когда гасить свет в доме, какие танцы танцевать на ассамблеях и т. п.) породило в правовой культуре специфический этатизм. Для «полицейского» государства первой четверти XVIII в. было характерным не только тщательная административная регламентация всех сторон жизни и порядка в целом, но и подробное правовое регламентирование хозяйственной и партикулярной деятельности. Наряду с монополиями в экономике (государственные мануфактуры и заводы) государство формировало три главных сферы своего существования: сильную армию, разветвленную и всепронизывающую налоговую систему и огромныйбюрократический аппарат управления и контроля.
В начале века ситуацию усугубляла долгая Северная война. Целый ряд административныхинстанций приобрел вполне военную форму («полковые дворы»), юрисдикция военных судов распространялась па гражданских лиц, нормы военного законодательства (Воинские артикулы 1715 г.) применялись к гражданским лицам независимо от того факта, что Соборное уложение 1649 г. оставалась действующим сводом.
Самодержавная монархия приняла форму империи, обзаведясь целым набором заимствованных из европейской политической и правовой практики институтов и порядков. У страны, с которой Россия воевала, она заимствовала такие институты и органы, как Сенат и коллегия, у присоединенных к ней новых территорий (ставших Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниями) Россия позаимствовала опыт и модели работы органов местного управления.
Абсолютная монархия предполагала почти полную сакрализацию персоны монарха. В его руках сосредоточивались все нити власти и управления. Им регламентировался статус и правоспособность всех сословий.
Самодержавная идея служебного характера всех сословий абсолютизмом была воплощена в жизнь. «Табель о рангах»(1722) не только упразднила окончательно принцип местничества, ставивший на первый план критерий знатности и родовитости, но и закрепила универсальный принцип выслуги. Любой вид службы (военной или гражданской) определялся как одинаково почетный и обязательный, и все дворяне были обязаны такой службой. Установившаяся система рангов (чипов) требовала от любого кандидата на занятие должности прохождения всех предыдущих рангов (всего 14). Достижение на служебной лестнице определенного ранга могло превратить простолюдина в дворянина — личного или потомственного, передающего свой титул по наследству; т. е. такая система стала источником для пополнения дворянского сословия как целого.
Если учитывать тот факт, что другой базовый документ эпохи (Указ о единонаследии 1714 г.) послужил делу унифицирования экономического положения различных феодальных групп (вотчинников и помещиков), установив единую форму дворянского землевладения, определив ее как «недвижимость», то процесс экономико-политической консолидации дворянского сословия к этому времени был в целом завершен. Дворянствопревратилось в господствующую социальную группу, диктующую всему обществу свои культурные, политические и правовые ценности и представления. В дальнейшем оно постарается избавиться и от некоторых стесняющих его обязательств (таких как обязательная воинская служба), еще более расширив свои права и монополии (такие как монопольное владение землей и крепостными). Соответственно вся правовая система абсолютистского государства принимала определенно сословный дворянский характер, a XV11I век стал веком дворянской культуры как таковой.
Абсолютистское полновластие захватило прежде независимо существовавшую среду церковной жизни. Подчинение церквигосударству началось еще в XVII в. (Соборное уложение включило в систему светской кодификации все виды преступлений против церкви, резко сузив тем самым юрисдикцию этой последней.) Создание Синода и Духовного регламента (1721) подготовили почву для полного подчинения церкви государству и процессам секуляризации церковных имуществ. Глава государства (император) становился главой Церкви.
Стремление к регламентации ярче всего выразилось в принятии одноименных документов - Генерального регламента и регламентов центральных органов управления(Сената, коллегий). Характерное для абсолютистской идеологии обстоятельное разделение пространства властвования и управления, формирование стройной иерархической системы чинов требовали также самого подробного распределения управленческих и иных обязанностей и функций. Регламенты ставили перед собой именно такую цель. Они стали документальной формой процесса правового оформления государственной бюрократии. Некоторые демократические процедуры, которые законодатель пытался ввести в работу государственных органов (коллективное обсуждение вопросов в коллегиях, коллегиальный состав судебных заседаний и пр.) не могли изменить общего характера бюрократического управления и гуда.
Идеология абсолютной монархии сочетает в себе авторитарность и стремление к регламентации, по сути оставаясь патриархальной: глава государства является «отцом народа;., которому хорошо известны и видны все чаяния, слабости и достоинства его детей — подданных. Поэтому он. лучше знает, что им нужно, может их наказывать и поощрять. Вся правовая культура эпохи пронизана этими представлениями (выраженными, в частности, в таких обращениях, как «царь-батюшка», - «матушка-царица»).
Авторитарно-бюрократический тип правления требовал и особой формы правовых актов. Широко используемой формой обращения к народу становятся манифесты, провозглашаемые чаще всего в момент восхождения па престол нового монарха или обращенные к целому сословию программные документы (как Манифест 1762 г.). Для решения более конкретных вопросов использовалась форма указа (императорского или сенатского), регламентация отдельных сфер экономики или военного строительства осуществлялась посредством введения уставов (Военного, Морского, Банковского, Вексельного и т. д.). Форма правового акта приобретает в данных условиях особую значимость.
Устойчивость дворянской абсолютистской системы не могли поколебать достаточно часто происходившие в эту эпоху дворцовые перевороты. Они не носили революционного характера и Сводились только к смене персоны на вершине государственной иерархии. Поскольку сами перевороты осуществлялись силами дворянской аристократической элитыи приходившие на трон монархи должны были удовлетворять требованиям именно этой элиты и поддерживающих се дворянских группировок, изменения не затрагивали основ и стабильности всей системы абсолютистского правления. Менялась персона на троне, пирамида дворянского властвования сохранялась в целостности. Кроме того, сословный контроль за верховной властью осуществлялся также через особые, по сути олигархические органы, располагавшиеся у вершины власти (Верховный тайный совет, Коллегия министров, Совет при императорском дворе и т. д.).
Дворянство становилось поистине господствующим сословием. В правовых документах второй половины XVIII в. (Манифест овольности дворянской 1762 г. и Жалованная грамота дворянству 1785 г.) еще более были расширены экономические (право на открытие фабрик и заводов, право оптовой ивнешней торговли) и политические (право на создание сословных корпоративных организаций, собраний губернского и уездного уровней; право на выезд за границу для прохождения службы) права сословия. Рядом реформ была закреплена сословная система дворянских судов, зафиксированы личные (освобождение от податей и телесных наказаний) и имущественные (вещные, наследственные) права дворянства.Параллельно .значительно усиливалась их власть над крестьянами: помещики получили право ссылать неугодных в Сибирь (i 760 г.) и на каторжные заботы (1765 г.). Были предприняты также попытки подключить выборных лиц от дворянства к делам местного управления.
Социально-экономическая и правовая унификация различиях групп в единое дворянское сословие потребовала более четкой правовой регламентации имущественных прав этого сословия. Различные формы феодальной поземельной собственности (вотчинa, поместье) были сведены в единую форму «недвижимости». Определился порядок распоряжения, пользования и владения недвижимым имуществом, предусматривалась система пенсионных выплат (ветеранам, вдовам, дочерям дворян), для отдельных видов недвижимости (заповедные, майоратные земли) устанавливался особый правовой режим. Подробным образом регулировались наследственные отношения, заметно ослабло влияние церковно-канонических приоритетов в сфере брачно-семейных отношений (допускались браки с лицами, принадлежащими к другим конфессиям, требовалось разрешение начальства на заключение брака и т.п.). Однако законной признавалась по-прежнему только форма церковного брака.
Законодатель искусственно формирует отдельные категории граждан, для каждой из которых устанавливает особый набор прав и обязанностей. (Особенно подробно это осуществлено в Жалованных грамотах дворянству и городам, где законодатель предусмотрел целую систему органов сословного самоуправления и порядок их деятельности.) Подробная сословно-правовая регламентация, основанная на рационально выверенном подходе, была призвана обеспечить разделение социальных функций в четко выстроенной системе абсолютной монархии.
«Поворот к Европе», который начался в XVIII в., коренным образом изменил все содержание и формы русской национальной культуры. В политике, искусстве и архитектуре, языке и быту стали побеждать новые ценности и образцы. Атеистические по сути тенденции резко сузили роль и влияние православной церкви (упразднение патриаршества, создание Синода, закрытие монастырей, секуляризация церковного имущества), которая оказалась окончательно подчинена государству. Светская западная культура самым существенным образом повлияла и на изменения в системе правопонимания и законодательства России. Правовая культура эпохи характеризуется доминированием рационализма, стремлением к подробному регламентированию и кодифицированию.
В языке права это проявилось, прежде всего, в переходе от казуального описательства, идущего от конкретного случая (казуса), к абстрактному и отвлеченному языку норм. Впервые на этом языке были изложены нормы Воинских артикулов 1715 г. (по сути первого русского уголовного кодекса). Абстрактные формулировки в тексте закона требовали пояснения и комментирования, поэтому кодекс был снабжен набором «толкований», или комментариев. Одни из них конкретизировали положения соответствующих статей, другие дополняли их, третьи — интерпретировали. Тем самым в правовой культуре России впервые появляется совершенно новый язык и юридико-технический прием, у которого окажется большое будущее.
Западноевропейское влияние на русскую правовую культуру сказалось и в содержании нового права. В соответствии с внутренним стремлением абсолютистского правления во всем установить полный порядок и тщательную регламентированность уголовное право этого периода с готовностью включает в себя соответствующие институты «полицейского права» или права «благочиния». Стабильность внутреннего порядка для режима представлялась не менее важной целью, чем внешняя безопасность государства.
Вся система составов преступления оказывается в кодексе предельно политизированной. И не только у таких видов преступной деятельности, как политические должности и воинские преступления — публичный характер права проявляется даже в разделах о преступлениях против личности (статьи о дуэлянтах, о самоубийцах, пасквилянтах и др.), которая должна была полностью подчинить свою жизнь и деятельность целям абсолютистского государства.
Судебный процесс подвергается еще более детальной регламентации. В «Кратком изображении процессов и судебных тяжб» (1715) сложное письменное судопроизводство базировалось на так называемой теории формальных доказательств (когда доказательства по делу оценивались не судом в ходе процесса, а уже заранее обладали соответствующей ценностью и значимостью, так, письменные доказательства представлялись более важными, чем устные; показания дворянина были более ценными, чем показания простолюдина и т. п.), наиболее ценным из которых являлось собственное признание обвиняемого. Соответственно, наиболее эффективным способом получения признания стало применение пытки, которая при этом строго регламентировалась (пытать стало можно не более трех раз, с перерывами). Архаический формализм старого процесса с его присягой, поручительством, «соприсяжничеством» и равноправным состязательством сторон вытеснился розыскным, инквизиционным процессом и новым бюрократическим формализмом.
Характерными являются и нововведения в системе уголовных наказаний. Наряду с жестокими, увечащими наказаниями, применяемыми еще по Соборному уложению (колесование, четвертование, усечение конечностей и пр.), новый кодекс предусматривает бесчестящие (шельмование) наказания и широкое применение мер, связанных с исправительными работами (каторга, ссылка на галеры). Целью наказания становится не только устранение и изоляция преступника, но и широкое использование бесплатного труда заключенных в государственном секторе экономики.
Провозглашенный властью принцип «верховенства и обязательности для всех закона» требовал проведения большой кодификационной работы. Новая идеология (просвещенный абсолютизм) и значительные заимствования из западноевропейского законодательства и правовой теории существенным образом скорректировали содержание, технику и язык отечественного правотворчества. Изменилась как правовая, так и экономическая политика государства.
Политика просвещенного абсолютизма была в значительной мере обусловлена привилегиями в экономическом и социальном положении дворянства. Его представители все с большей инициативой обращались к предпринимательской деятельности (оптовая торговля, мануфактурное производство) и в политической сфере проявляли все большую самостоятельность. Неоднократно имели место попытки ограничить единую самодержавную власть, деятельность дворянских корпоративных и олигархических органов. Интересы дворянского сословия стали представляться как общенациональные.
Политика просветительства,которая в первой четверти XVIII в. принимала чересчур авторитарные и подчас крайне грубые формы, но второй половине века приобретает вполне «европейские» черты. Влияние французской философии Просвещения на российскую государственную и правовую культуру совпало с существенными переменами в социальном, экономическом и политическом положении российского дворянства. Дворянство стало самодостаточным сословием не только в плане его социальногоположения, но и в области экономики, политики, культуры. Абсолютистский режим был вынужден считаться с этим обстоятельством, и прежние силовые методы в отношении этой социальной элиты уже не могли быть аффективными (ошибка Павла I заключалась в его неудачных попытках вернуться к подобным методам уже в иную эпоху). Укрепившееся дворянство принимало меры к ограничению притока и его среду плебейских элементов. Богатые выходцы из купцов и крестьян ограничивались в правах (им запрещалось приобретать землю и крепостных, заниматься экспортными поставками, иногда даже обязываться векселями и т. п.). Вся правовая система страныбыла ориентирована на сословные дворянские права как основу системы. Принятие Жалованной грамоты дворянству в 1785 г. имело целью выделить это сословие («соль земли» и «самое благородное» по словам екатерининского Наказа) из общей массы подданных.
Другая правовая сословная сфера была очерчена нормами Жалованной грамоты городам, в которой делалась новая (после Петра I) попытка сформировать систему городского самоуправления и установить круг прави обязанностей для все еще слабого «третьего сословия». (Был разработан также проект Сельского уложения, предполагавшего правовую регламентацию жизни государственных крестьян. Что касается крепостных, то их жизнь и повинности определялись главным образом волей их господ. Проект не стал законом, и самое большое по численности крестьянское сословие продолжало находиться в прежнем положении.)
Наиболее приемлемой для России формой правления признавалась монархия, которая, по мнению наиболее либеральных дворянских мыслителей, должна была приобрести некоторые черты «конституционализма».
Законодательство о сословиях стало характерным элементом правовой культуры XV111 в. Из строго сословного деления общества исходили основные положения Наказа Екатерины II (1767) для вновь созданной Уложенной комиссии. Сословия определялись в нем как естественные природно - профессиональные образования, каждое из которых имеет соответственную социальную структуру, этико-нравственные принципы (дворянство — честь, средние классы — трудолюбие и честность) и собственную систему правосудия (суды для каждого сословия в отдельности). Соединить эти сословия под эгидой общего для всех закона может лишь сильная монархическая власть: Екатерина ссылается на {Монтескье, утверждавшего, что для такой огромной страны, как Россия, другой власти и быть не может. 11ринцип «разделения властей» в Наказе интерпретируется также особым образом: вместо функционального деления на законодательную, исполнительную и судебную власти предполагается деление на центральную и местные власти. Верховенство закона понимается в самом тесном соединении с всеобщим принципом верховной власти. Целый ряд достаточно «гуманистических» положений Наказа (о равенстве всех перед законом, о воспитательных целях наказания, о негуманном характере пытки и т. п.), который дал основание позже назвать сто «манифестом просвещенного абсолютизма», и целом не менял его существа как частично реформированной программы абсолютистско-дворянской монархии.
Хрупкая политика «просветительства и законности» очень скоро отошла на задний план перед реальными задачами внутренней (необходимость жесткого подавления пугачевского бунта, борьба с тайными обществами) и внешней (войны с Турцией и революционной Францией) политики. Воспринятые правовой культурой западноевропейские образцы в значительной степени так и оставались внешними формами, неспособными проникнуть в само существо национального правосознания. Культура элиты (говорившей по-немецки и по-французски) самым резким образом отличалась от исконной народной культуры.