Квалифицированного взяточничества и других проявлений коррупции
§ 7. Криминалистическая характеристика
Квалифицированного взяточничества и других
Проявлений коррупции
Коррупция (от латинского cor — корпус, тело; в точном переводе означает «разложение тела, процесс загнивания и гниения»), как самостоятельный вид преступления в уголовном законодательстве России пока отсутствует. Этим понятием охватываются, кроме взяточничества (дача взятки — ст.291, получение взятки — ст.290 УК РФ), иные корыстные должностные преступления, например, злоупотребление служебным положением (ст.285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ), служебный подлог (ст.292 УК РФ) и другие, а также некоторые преступления в сфере экономической деятельности (гл.22 УК РФ).
Понятие «коррупция», как один из важнейших элементов организованной преступности, было сформулировано 34-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г.: выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения. Таким образом, все проявления коррупции направлены против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Они подрывают авторитет
Квалифицированное взяточничество________________________ 421
государства в целом, дезорганизуя деятельность государственного аппарата.
В проекте Федерального закона «О борьбе с коррупцией» (ст.2) под этим явлением понимается не предусмотренное законом принятие имущественных и неимущественных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, с использованием своего статуса и связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ и преимуществ.
Подкуп лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, путем предоставления им физическими или юридическими лицами имущественных или неимущественных благ и преимуществ отличается от традиционных составов взяточничества, прежде всего, необусловленностью получения незаконного вознаграждения совершением какого-либо определенного действия (бездействия) в интересах подкупившего. При этом предмет взятки может передаваться коррумпированному субъекту за покровительство взяткодателя и общее благоприятное расположение как в настоящем, так и в будущем. Это предусматривает также получение должностным лицом регулярных выплат, своего рода «дани», в том числе от подчиненных.
Таким образом, коррумпировать государственного служащего означает взятие его на постоянное содержание с тем, чтобы заставить действовать в интересах преступника (или преступной организации).
Большинство проявлений коррупции связано с дачей—получением взяток. При этом взяточничество, как правило, характеризуется наличием квалифицирующих признаков, в том числе получением взятки:
• лицом, занимающим государственную должность Россий
ской Федерации или ее субъекта, а также главой органа
местного самоуправления;
• группой лиц по предварительному сговору или организо
ванной группой;
• неоднократно;
• с вымогательством взятки;
• в крупном размере.
Методика расследования отдельных видов преступлений
К квалифицирующим признакам закон также относит неоднократную дачу взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).
Взяточничество и иные проявления коррупции обладают многими общими чертами, обусловленными единством объекта преступного посягательства, субъектов преступления, способов его совершения, что является основанием для разработки единой для них частной криминалистической методики.
Изменения социально-экономических условий жизни нашего общества в последние годы предопределили и рост преступных проявлений коррупции. Одна из причин этого — незрелость российской деловой среды, где общепринятые в мировой практике морально-этические принципы бизнеса пока не стали императивом для самих бизнесменов. По данным социологических опросов, проведенных французской газетой «Фигаро», которая обследовала 48 государств, Россия входит в число наиболее коррумпированных стран (наряду с Венесуэлой и Индией).
Тем не менее, в настоящее время большинство подобных преступлений остаются латентными, что объясняется ростом «профессионализма» преступных организаций, несовершенством нашего законодательства, терпимостью населения к взяточничеству, тесными деловыми контактами лиц, владеющих крупными денежными суммами, добытыми преступным путем, и государственных служащих, занимающих руководящие посты с властными полномочиями, что приводит к возникновению множества коррумпированных структур в нашей стране. Коррумпированные лица обладают при этом не только организаторскими способностями и профессиональными знаниями, но, зачастую, и криминальным опытом, сами проявляют инициативу, выполняя те или иные действия (бездействие) в интересах коррумпировавшей их организации.
Взяточничество и другие проявления коррупции имеют организованный характер, исключающий в большинстве случаев открытые конфликты между их участниками, что способствует сокрытию их преступной деятельности. Более того, такие преступления трудно выявить в связи с тем, что, как правило, уголовной ответственности подлежат как коррумпированные лица, так и те, кто берет последних на содержание и ставит в зави-
Квалифицированное взяточничество________________________ 423
симость. Все они заинтересованы в том, чтобы сохранять свою преступную деятельность в тайне, поэтому оказывают противодействие расследованию в самых различных формах: действуют без очевидцев; принимают меры к сокрытию и уничтожению следов преступления, а в случае выявления признаков их противоправной деятельности и возбуждения уголовного дела дают ложные показания, не выдают своих соучастников; пытаясь направить расследование в ложном направлении, прибегают к фальсификации доказательств, подкупу и запугиванию соучастников и свидетелей и т.п. Все перечисленные факторы крайне осложняют выявление, раскрытие и расследование преступной деятельности, связанной с коррупцией.
Исходя из особенностей частной криминалистической методики рассматриваемых видов преступлений, следует остановиться на основных элементах криминалистической характеристики:
• предмет преступного посягательства;
• сведения о личности субъектов взяточничества и других
проявлений коррупции;
• особенности места, условий и обстановки совершения
преступления;
• способ преступления и типичные последствия (следы)
его реализации.
> Предмет преступного посягательства. Уголовный закон предусматривает ответственность за получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя. Таким образом, в качестве взятки или подкупа могут передаваться какие-либо ценности (деньги, ценные бумаги, имущество).
Следует отметить, что в последние годы денежный эквивалент взятки значительно возрос. Так, в марте 1994 г. сотрудники правоохранительных органов задержали троих руководителей Внешнеторгового объединения «Книгоэкспорт» с поличным при получении взятки в размере 7 тысяч долларов США и за вымогательство еще 5 тысяч долларов. В процессе расследования было установлено, что руководители крупнейшей книготорговой организации страны менее чем за год получили от представителей различных коммерческих структур около 500 миллионов рублей наличными.
424________ Методика расследования отдельных видов преступлений
Предметом взятки или подкупа может быть оказание различных услуг, таких, как открытие счетов и получение кредитов в банках; приобретение недвижимости в России и за рубежом; предоставление различных льгот и привилегий коммерческим организациям; содействие в создании лжепредприятий и укрывании прибыли; незаконное освобождение от административной, уголовной и иной ответственности; организация зарубежных туристических и лечебно-оздоровительных поездок за счет российских и иностранных юридических и физических лиц; назначение на должность; повышение по службе; разработка и внедрение законопроектов, выгодных криминальным структурам; фальсификация материалов аудиторской проверки или документальной ревизии и др.
>- Сведения о личности субъектов взяточничества. Взяткополучатель, взяткодатель и, в ряде случаев, посредник в даче— получении взятки являются субъектами взяточничества.
Взяткополучателями чаще всего оказываются должностные лица, занимающие ответственное служебное положение с большими властными полномочиями. Зачастую они бывают связаны по роду своей деятельности с представителями коммерческих структур. Как правило, это люди с высшим образованием и высоким уровнем профессионального опыта и знаний, нередко пользующиеся уважением и авторитетом: государственные служащие; должностные лица государственных, а также коммерческих и некоммерческих общественных организаций, учреждений и предприятий, например, президенты фондов, генеральные директора товариществ и др. Довольно часто в настоящее время взяткополучателями становятся должностные лица организации—потенциального заказчика. Подобного рода взятка (бизнес-взятка) распространена в основном в сферах с высокой конкуренцией: компьютерный и рекламный бизнес; торговля оргтехникой, мебелью, канцелярскими товарами; ремонт помещений и др. Становясь взяткополучателями, перечисленные категории служащих используют свое должностное положение, знания психологии общения, умение наладить психологический контакт с взяткодателем или иными лицами в его интересах.
Взяткодателями могут выступать различные лица, обладающие средствами для подкупа должностных лиц и использующие их в этих целях. Наиболее распространенные способы
Квалифицированное взяточничество________________________ 425
подкупа: покупка товаров по заведомо низким ценам; содействие устройству родственников на престижные и высокооплачиваемые должности; организация рекламной кампании должностного лица через средства массовой информации и т.п. Зачастую взяткодатели занимают высокие должности и общественное положение. Многие из них — тонкие психологи, умеющие распознать мотивацию действий должностного лица (например, отказа в заключении договора аренды помещения) и придать взятке внешне законную форму (например, предложить «комиссионные» или «специальную скидку»).
Субъектами взяточничества законодатель также рассматривает и посредников, то есть лиц, которые способствуют преступному сговору, непосредственно передают деньги или имущественные ценности должностным лицам, оказывают им услуги или принимают от взяткополучателя и передают взяткодателю соответствующие документы, информацию и т.п.
Посредничество в приеме—передаче взятки можно условно подразделить на д в а вида:
• простое, предполагающее передачу взятки и предостав
ление требуемых взяткодателем услуг одним и тем же по
средником;
• сложное, выражающееся в разделении функций между
двумя или более посредниками.
Субъекты преступлений, объединяемые понятием «коррупция»:
1. Лица, уполномоченные на выполнение государственных функций:
• государственные служащие и должностные лица, а
также их помощники, получающие денежное возна
граждение из бюджетной системы РФ, целевых вне
бюджетных или валютных фондов, создаваемых орга
нами государственной власти;
• лица, занимающие соответствующие должности в
Вооруженных Силах РФ и иных воинских формиро
ваниях, создаваемых в предусмотренном законом по
рядке;
• должностные лица государственных хозяйствующих
субъектов или хозяйствующих субъектов, в имуществе
которых суммарная доля участия РФ или ее субъектов
426
Методика расследования отдельных видов преступлений
и муниципальных образований составляет не менее половины;
• народные и присяжные заседатели в судах, а также
иные граждане, участвующие в отправлении правосу
дия;
• лица, в установленном законом порядке постоянно
или временно участвующие в выполнении государст
венных функций на общественных началах, либо в
порядке частной деятельности.
2. Лица, приравненные к должностным, уполномоченным на
выполнение государственных функций:
• лица, избранные в состав органов местного само
управления;
• служащие, постоянно или временно работающие
(проходящие службу) в органах местного самоуправ
ления и получающие денежное вознаграждение из
бюджетной системы Российской Федерации, целевых
внебюджетных или валютных фондов, создаваемых
органами государственной власти или местного само
управления;
• должностные лица муниципальных хозяйствующих
субъектов;
• руководящий, преподавательский и командно-началь
ствующий состав учебных заведений;
• лица, в установленном законом порядке постоянно
или временно участвующие в выполнении функций
местного самоуправления на общественных началах,
либо в порядке частной деятельности;
• граждане, зарегистрированные в установленном зако
ном порядке в качестве кандидатов на занятие вы
борных государственных должностей и в члены вы
борных органов государственной власти, а также вы
борных органов местного самоуправления.
3. Лица, противоправно предоставляющие имущественные и
неимущественные блага и преимущества вышеперечислен
ным субъектам.
>- Особенности места, условий и обстановки совершения преступления. Выбор места передачи материальных ценностей зависит, прежде всего, от их характера. Если предметом взятки
Квалифицированное взяточничество________________________ 427
служат деньги, иные ценности или имущество, то местом их передачи могут быть служебный кабинет, квартира, автомобиль, подъезд дома, номер гостиницы, условленное место на улице или в парке, тайник, общественный транспорт, ресторан, кафе, бар, клуб, казино, дача, баня и др.
Так, инспектор Государственной налоговой инспекции по Чкаловскому району Екатеринбурга Б. местом получения взятки избрал баню, что обеспечивало ему конфиденциальность общения с взяткодателями.
Иногда преступники прибегают к передаче ценностей путем оформления премиальных, выплаты «зарплаты», погашения «долга», зачисления в штат предприятия родственников взяткополучателя, открытия счета или предоставления кредита в банке и т.п.
Как правило, преступники стараются создать видимость осуществления законной деятельности, заранее продумывают место и способ передачи взятки, систему защиты от информационного и фактического проникновения в определенный круг субъектов с тем, чтобы обеспечить конфиденциальность, отсутствие свидетелей-очевидцев. Кроме того, они принимают всевозможные меры по сокрытию следов преступления — стремятся как можно быстрее разменять полученные в качестве взятки деньги, приобрести на них какое-либо имущество, уничтожают управленческую документацию, материалы бухгалтерского учета, командировочные удостоверения, счета гостиниц, личные записи, ярлыки, фотографии, следы рук на вещественных доказательствах и др.
>■ Способ преступления и типичные последствия (следы) его реализации. По способу преступления квалифицированное взяточничество может быть подразделено на несколько видов. Так, в зависимости от особенностей передачи взятки выделяют способ взяточничества без посредников и с посредниками; по наличию или отсутствию давления со стороны взяткополучателя на взяткодателя — с вымогательством и без такового; по характеру служебных действий (бездействия) взяткополучателя — совершение законных либо незаконных действий (бездействия) в пользу взяткодателя.
Методика расследования отдельных видов преступлений
Несмотря на применение преступниками различных способов сокрытия преступления, всегда остаются следы совершенных ими противоправных действий (бездействия). Типичными следами при этом являются:
• материально-фиксированные следы: деньги, ценные пред
меты, сберегательные книжки, квитанции, управленче
ские, бухгалтерские и регистрационные документы, ли
цевые счета вкладчика, командировочные удостоверения,
счета ресторанов, квитанции, протоколы заседаний, то
варные ярлыки, фотографии, а также следы рук, ног, ав
томобиля, веществ на теле и одежде взяткополучателя,
образованные в результате контактного взаимодействия с
предметом взятки, следы биологического происхождения
(например, слюны и губной помады на окурках) и др.;
• идеальные следы преступления — сведения, полученные от
сослуживцев взяткодателя, взяткополучателя, посредни
ков и других участников коррупции, членов их семей,
случайных свидетелей.
В процессе расследования квалифицированного взяточничества и других проявлений коррупции устанавливаются следующие обстоятельства:
• имел ли место факт дачи—получения взятки, подкупа
должностного лица;
• что явилось предметом взятки, подкупа, каков денежный
эквивалент оказанной услуги или переданных ценностей,
вещей;
• сведения о взяткодателе, взяткополучателе, посредниках,
в том числе, является ли взяткополучатель должностным
лицом, каков круг его служебных полномочий, каков ха
рактер взаимоотношений между участниками преступле
ния;
• сведения об иных коррумпированных лицах, а также о
тех, кто осуществлял подкуп; является ли коррумпиро
ванное лицо должностным;
• наличие или отсутствие факта вымогательства взятки;
• цель и мотивы дачи взятки, подкупа;
• обстоятельства преступления: время, место, способ пере
дачи взятки;
Квалифицированное взяточничество ___________________ 429
• источники средств для взятки, подкупа;
• характер служебного действия, выполненного взяткопо
лучателем (коррумпированным лицом);
• наличие в действиях участников преступной деятельно
сти признаков состава других преступлений, а также об
стоятельств, отягчающих и смягчающих их ответствен
ность, либо освобождающих от уголовной ответственно
сти (например, если имело место вымогательство взятки
или взяткодатель добровольно сообщил о даче взятки
правоохранительным органам);
• причины и условия, способствовавшие совершению пре
ступления.
§ 2. Типичные ситуации первоначального этапа расследования, меры по их разрешению
Поводами для возбуждения уголовного дела по признакам квалифицированного взяточничества и иных проявлений коррупции, как правило, служат:
• заявления и письма граждан;
• статьи и заметки в печати;
• явка с повинной;
• данные ревизионных управлений, налоговых инспекций,
сообщения администрации предприятий, организаций,
учреждений;
• непосредственное обнаружение признаков преступления
следователем, органом дознания, прокурором или судом;
• данные, полученные в процессе оперативно-розыскной
деятельности (после осуществления соответствующих про-
верочных действий, например, посредством получения объяснений у должностных лиц или проведения, по предложению следователя, проверок финансово-хозяйственной деятельности организации).
Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии со ст. 109 УПК РСФСР проводят предварительную проверку заявлений и сообщений о взяточничестве или других проявлениях коррупции. Необходимость такой проверочной деятельности обусловлена тем, что в большинстве случаев в заявлениях и сообщениях граждан отсутствует ряд данных о при-
430
Методика расследования отдельных видов преступлений
знаках состава преступления. Такая проверка может осуществляться как гласным (официальным), так и негласным (оперативным) путями.
В ходе официальной проверки следователь истребует различные документы с целью ознакомления с состоянием учета и контроля в соответствующей организации (учреждении), с порядком их составления и прохождения через различные инстанции; изучает условия и структуру деятельности организации, в которой работает подозреваемый, выясняет его статус и круг должностных обязанностей; изучает имеющие отношение к расследуемому событию дела, находящиеся в производстве в органах внутренних дел, прокуратуры, налоговой инспекции, отказные материалы ОВД, архивные материалы уголовных дел; получает объяснения от заявителя, должностных и иных лиц. К проверочным действиям также следует отнести и проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности организации.
При проведении проверочных действий оперативного характера используют данные оперативно-справочных и криминалистических учетов; собирают сведения о субъектах различных проявлений коррупции; устанавливают личности свидетелей и соучастников преступления.
В целях достижения наилучшего результата целесообразно сочетание гласных и негласных способов осуществления предварительной проверки. При этом следует принимать меры к тому, чтобы подозреваемый (подозреваемые) не узнал о проверке или не догадался о ее целях.
После проведения проверочных действий и возбуждения уголовного дела по одному из вышеперечисленных поводов выдвигают общие типичные версии:
• взяточничество (подкуп) имело место в соответствии с
данными, послужившими основанием возбуждения уго
ловного дела;
• взятка не передавалась (подкуп не осуществлялся), имеет
место: оговор должностного лица; правомерная передача
денег или ценностей должностному лицу или государст
венному служащему (например, возврат долга, выплата
авторского гонорара); мнимое посредничество или ошиб-
Квалифицированное взяточничество _______________________ 431
ка взяткодателя, принявшего лицо за должностное; выполнение должностным лицом определенных действий в интересах другого лица, но не за взятку;
• было совершено не взяточничество, а другое преступле
ние (например, мошенничество).
На основе общих версий уже в начале расследования преступления можно также исходя из имеющихся в распоряжении следователя данных выдвигать и различные частные версии:
• о субъектах взяточничества и иных проявлений корруп
ции;
• о способах преступления;
• о видах и местонахождении следов применения того или
иного способа преступления;
• о месте, времени совершения преступления;
• об источниках происхождения денег и ценностей, послу
живших предметом взятки (подкупа) и др.
На первоначальном этапе расследование обычно осуществляется в условиях трех типичных ситуаций, в соответствии с которыми и проводится в определенной последовательности комплекс следственных действий:
1. Взяткодатель является с повинной, готов содействовать
изобличению взяткополучателя (коррумпированного лица),
которому об этом ничего не известно. После возбуждения
уголовного дела по заявлению взяткодателя или лица,
осуществившего подкуп, проводят такие следственные
действия, как допрос взяткодателя; задержание взятко
получателя с поличным; личный обыск, освидетельство
вание и допрос взяткополучателя; обыск по месту жи
тельства и работы взяткополучателя; наложение ареста на
его имущество; выемка и осмотр документов; допросы
свидетелей и проведение очных ставок.
2. Информация о даче—получении взятки или подкупе должно
стного лица поступила из оперативных источников; соуча
стникам, действующим в сговоре, об этом не известно.
Основной целью первоначального этапа расследования
преступления при наличии этой типичной ситуации яв
ляется изобличение субъектов преступления, которые не
располагают информацией о начатом в их отношении
432________ Методика расследования отдельных видов преступлений
уголовном преследовании. Для этого осуществляют задержание взяточников и других субъектов преступления с поличным, их личные обыски, обыски по месту жительства и работы; наложение ареста на имущество подозреваемых; допросы подозреваемых и свидетелей; выемку и осмотр документов.
3. Взяточникам (или другим субъектам преступления) известно о возбуждении против них уголовного дела, так как информация о фактах взяточничества поступила из официальных источников. Для наиболее эффективного расследования преступления в этой ситуации проводят комплекс следственных действий, направленных на получение доказательств, подтверждающих факт совершения противоправного деяния, связанного с коррупцией, подозреваемыми лицами. В круг таких следственных действий, как правило, входят допросы свидетелей и подозреваемых, выемка и осмотр документов, обыски по месту жительства и работы подозреваемых, прослушивание телефонных разговоров и т.п.
Во всех трех следственных ситуациях параллельно производству следственных действий проводят оперативно-розыскные мероприятия, направленные на решение соответствующих основных задач первоначального этапа расследования квалифицированного взяточничества или иных проявлений коррупции.
С учетом объема имеющейся информации о факте дачи-получения взятки или иного проявления коррупции и субъектах преступления названные ситуации, складывающиеся на момент возбуждения уголовного дела, могут быть информационно-определенными и информационно-неопределенными.
В ситуации информационной определенности следователь располагает конкретными сведениями о факте взяточничества, предмете взятки, способе ее дачи—получения и др. В этой ситуации возбуждается уголовное дело и планируется комплекс следственных действий, направленных на закрепление имеющихся сведений и получение новых доказательств.
Информационно-неопределенная ситуация характеризуется тем, что оперативные работники и следователь располагают данными, указывающими лишь на возможность совершения взяточ-
Квалифицированное взяточничество________________________ 433
ничества. При этом нельзя исключать вероятность формирования такой информации в результате оговора или добросовестного заблуждения лиц, заявивших о совершенном или готовящемся преступлении. Основные задачи в этой ситуации — накопление и систематизация сведений, подтверждающих или опровергающих первоначальные сообщения, с целью решения вопроса о возбуждении уголовного дела.