Глава 37. расследование взяточничества и других видов коррупции

§ 1. Криминалистическая характеристика взяточничестваи других видов коррупции

Взяточничествокак криминально-социальное явление и обоб­щенное понятие группы преступлений, включенных в раздел X УК РФ «Преступления против государственной власти», в то же время является ярким проявлением другого остронегативного и более общего социального явления — коррупции. Оба эти крими­нальные социальные явления характеризуются разовыми или по­стоянными фактами продажи своих должностных полномочий должностными лицами разного служебно-государственного уров­ня за получение незаконного вознаграждения (в виде материаль­ных ценностей, услуг, благ, выгод и преимуществ, в том числе неимущественного характера). При этом они действуют (бездейст­вуют), покровительствуют, попустительствуют по службе, при­крывают криминальные структуры и совершают иные действия в личных интересах лица, давшего взятку, или в пользу представ­ляемой им юридической, в том числе криминальной, структуры.

Как типовые оба эти криминальные явления чрезвычайно общественно опасны, ибо не только объективно ведут к разложе­нию государственного аппарата, дискредитируют и подрывают и без того недостаточно высокий его авторитет в нашем обществе, но и оказывают разлагающее влияние на все другие стороны жизни (экономическую, банковско-финансовую, политическую, социальную и правоохранительную).

В содержательном смысле коррупция более масштабное по­нятие системообразующего характера, нежели взяточничество, являющееся лишь одним, но наиболее часто встречающихся проявлений коррупции. Коррупция предполагает систематиче­ский подкуп должностных лиц законодательной, исполнитель­ной и судебной власти, влекущий за собой принятие ими реше­ний, нарушающих закон или неписаные общественные нормы, и их осуществление в пользу коррумпирующей структуры, поста-

714 Глава 37. Расследование взяточничества и других видов коррупции

§ 1. Криминалистическая характеристика взяточничества__________ 715





глава 37. расследование взяточничества и других видов коррупции - student2.ru новку их в зависимость от указанной структуры. Соответственно круг коррупционных преступлений весьма широк, но все они втой или иной степени посягают на авторитет государственной иместной власти.

В силу масштабности коррупции как социального явления правоохранительные органы справиться, с этой проблемой в оди­ночку не могут. Ее должны решать сообща государство и обще­ство. В уголовно-правовом же смысле борьба с коррупцией прежде всего связана с раскрытием, расследованием ипредупреждением взяточничества.

Взяточничество не только довольно распространенное, но и достаточно сложное для раскрытия и расследования преступле­ние. Сложности его расследования обусловлены целым рядом об­стоятельств. Во-первых, все его участники — взяткополучатель, взяткодатель, заинтересованы в тщательном сокрытии следов своих преступных действий, ибо каждый из них несет уголов­ную ответственность в случае разоблачения. Поэтому данные преступления в подавляющем большинстве случаев совершают­ся без свидетелей и с тщательной маскировкой его следов.

Во-вторых, нередко взятки дают за совершение законных действий для их ускорения или маскируют под внешне закон­ные способы получения имущественных выгод и т.п. При отсут­ствии свидетелей это обстоятельство еще более затрудняет про­цесс раскрытия взяточничества.

В-третьих, по этим делам зачастую преобладают косвенные доказательства, требующие многоступенчатой процедуры дока­зывания с использованием самых различных связей между рас­следуемым событием и явлениями действительности (причин­ных, временных, пространственных и т.д.).

В связи сэтим особое значение приобретает умелое выявле­ние и использование криминалистически значимых данных об особенностях преступного поведения субъектов взяточничества и коррупции. В частности, выявление признаков, свидетельст­вующих о неделовых, особых связях между, например, руково­дителями выше- и нижестоящих органов одной системы или между конкретными должностными лицами и гражданами, до­бивающимися желательных для них решений, а также сведений о конкретных способах преступных действий или бездействия должностного лица. Именно эта информация часто помогает ус­тановить, где и каким образом следует искать и изымать недо­стающую информацию о взяточничестве и коррумпированных связях.

Предметом взяткиобычно являются любые материальные ценности и услуги материального свойства, представляющие определенную имущественную выгоду для их получателя. Зна­ние их характера, индивидуальных особенностей помогает определить направление и способы их обнаружения, а в необ­ходимых случаях и способы идентификации. Знание особенно­стей предмета взятки позволяет разобраться в деталях меха­низма этого преступления (в наличии особых связей между субъектами взяточничества, предварительной договоренности между ними), а также вымогательства и его способе. Коррум­пированный субъект может не иметь ничего материального за свои услуги, а может действовать на основании иных интересов или обязательств, имеющих значение для коррумпировавшей его структуры.

Способы совершения взяточничества,как и всех остальных должностных преступлений, во многом зависят от отрасли слу­жебной деятельности, где они совершаются, должностного поло­жения взяткополучателя и объема его правомочий, сложившей­ся общей обстановки в государстве и локальной ситуации в конкретном регионе и учреждении, от предмета взятки, а также от личностных качеств взяточников.

С криминалистической точки зрения взяточничество по спо­собу его совершения может быть разделено на ряд видов в зави­симости от особенностей передачи взятки, наличия какого-либо давления на взяткодателя со стороны взяткополучателя и харак­тера служебных действий (бездействия) взяткополучателя, на­личия предварительного сговора между группой лиц, сговора с организованной преступной группой.

По особенностям передачи взятки обычно выделяют два ос­новных способа взяточничества: без посредников; с посредника­ми. По второму основанию — наличию давления — выделяют взяточничество: с вымогательством; без вымогательства. По ха­рактеру служебных действий можно выделить взяточничество, связанное с совершением: незаконных действий (бездействия) в пользу взяткодателя; законных действий (бездействия) в пользу взяткодателя. По четвертому основанию — наличию сговора — различают взяточничество: с предварительным сговором на по­лучение в определенной форме одной взятки от конкретного лица; с предварительным сговором на получение взятки в раз­ных формах в течение какого-то периода от неопределенного круга лиц; получение систематических взяток в разных формах, но от организованной преступной группы.



716 Глава 37. Расследование взяточничества и других видов коррупции

§ 2. Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования 717



глава 37. расследование взяточничества и других видов коррупции - student2.ru глава 37. расследование взяточничества и других видов коррупции - student2.ru Причем каждый из этих общих способов совершения взяточ­ничества может быть детализирован с учетом видов посредниче­ской связи, особенностей предмета взятки и его передачи, свое­образия вымогательства, сферы деятельности взяткополучателя и особенностей предварительного сговора, характера взаимосвя­зи с организованной преступной группой.

Выявление признаков примененного способа в каждом кон­кретном случае расследования, его сопоставление с типичными комбинациями способов взяточничества позволяет четче опреде­лить, где необходимо искать недостающие данные об обстоятель­ствах расследуемого преступления.

Для взяточничества и иных коррупционных преступлений наиболее характерна обстановка бесконтрольности в решении важных служебных вопросов, бесхозяйственности, бюрократиз­ма, волокиты, наличие элементов круговой поруки в тех органи­зациях, где оно совершается. Знание особенностей обстановки способствует уяснению механизма и деталей происшедшего, а главное, причин и условий, способствовавших взяточничеству.

К субъектам взяточничества и иных коррупционных преступлений относятся представители власти разного уровня и иные должностные лица, перечисленные в ст.285 УК РФ. В то же время сейчас к числу таких субъектов целесообразно отно­сить полномочных представителей некоммерческих организа­ций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также некоммерческих организаций, не являю­щихся государственными органами. В личности взяточников (главным образом взяткополучателей) чаще всего преобладают элементы корысти, стяжательства, неразборчивости в средствах повышения материального положения и получения легкой на­живы, безответственности и правового нигилизма. В настоящее время происходит все большее преступное сближение лиц, рас­полагающих крупными денежными средствами, часто добытых мошенническим и иным криминальным и связанным с преступ­ным миром путем, и должностных лиц, наделенных соответст­вующими властными функциями.

Для такого рода преступлений самостоятельным элементом их криминалистической характеристики может быть устойчи­вая и достаточно организованная группа взяточников, действую­щая в течение длительного времени. В этих случаях важное кри­миналистическое значение имеют данные о численности исвязях группы, характере преступного сговора между ее участ­никами, распределение ролей с учетом властных полномочий

каждого, мерах по нейтрализации контролирующих и надзи­рающих органов и т.д.

Взяточничество часто бывает связано с другими преступле­ниями (хищениями, сокрытием налогов, мошенничеством и др.), и нередко с деятельностью организованных преступных групп. Поэтому при криминалистической оценке информации по таким делам необходимо обращать внимание на то, нет ли в ней криминалистических признаков, свойственных иным пре­ступлениям, не просматривается ли наличие коррумпированных связей с преступными группами. Это крайне важно для установ­ления не только ближайших, но и отдаленных преступных це­лей правонарушителей и соответственно для успешного раскры­тия всех эпизодов преступной деятельности, и для определения профилактических мер.

Криминалистические особенности взяточничества влияют и на определение круга обстоятельств, подлежащих выяснению в процессе расследования.

Первая группатаких обстоятельств связана с установлением факта, обстоятельств и способа подкупа должностного лица, и в частности, получения и передачи предмета взятки (время, ме­сто, способ, наличие или отсутствие вымогательства, характер предмета взятки, его признаки и особенности и др.).

Вторая группаобстоятельств — с установлением характера служебного поведения взяткополучателя, обусловленного фак­том взяточничества.

Третья группаобстоятельств — с установлением круга участ­ников преступления и обстоятельств, влияющих на степень и характер их ответственности.

Четвертая группаобстоятельств — с установлением обстоя­тельств, способствовавших взяточничеству и иных коррупцион­ных преступлений.

§ 2. Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования

При расследовании взяточничества и иных коррупционных пре­ступлений на первоначальном и последующих этапах следствен­ной деятельности складываются различные типовые следствен­ные ситуации:

Ситуация 1— наличие аргументированных сведений об уже свершившемся взяточничестве, подкупе должностного лица, по­ступивших от взяткодателя и из органов дознания;

718 Глава 37. Расследование взяточничества и других видов коррупции

§ 3. Первоначальные и последующие следственные действия 719



глава 37. расследование взяточничества и других видов коррупции - student2.ru Ситуация 2— наличие заявлений конкретных лиц о вымога­тельстве у них взятки и предполагаемой ее передаче;

Ситуация 3— сведения о предполагаемом или установлен­ном взяточничестве и иных фактах коррупции стали известны­ми из материалов расследования другого уголовного дела.

На первоначальном этапе расследованияследственные вер­сии прежде всего выдвигаются для установления того, действи­тельно ли имело место взяточничество и иной факт коррупции. Наиболее характерными при этом являются следующие версии: 1) должностное лицо действительно получило взятку, было под­куплено другим способом при обстоятельствах, вытекающих из первичных данных; 2) должностному лицу действительно были вручены тот или иной предмет, деньги, иные ценности, но не как взятка (подкуп), а в связи с другими обстоятельствами и вполне правомерно (возвращение долга, дарение, выплата гоно­рара и т.п.), заявление же о получении взятки явилось следстви­ем добросовестного заблуждения или оговора; 3) должностное лицо закономерно выполнило служебные действия в пользу оп­ределенного лица и не получило взятки; 4) должностное лицо не получало взятки и не выполняло никаких действий в пользу лица, якобы давшего ему взятку.

Эти версии главным образом объясняют возможные вариан­ты прошлых событий. В некоторых же случаях, например по за­явлению о вымогательстве взятки, выдвигаемые версии должны не только объяснять уже свершившееся, но и прогнозировать наиболее вероятный исход будущих действий лиц, которые бу­дут участвовать при задержании с поличным, а также возмож­ное место, время и обстановку, в которых будет передана взятка.

Следственные ситуации на последующем этапе расследова­ния обычно складываются с учетом результатов его первона­чального этапа, степени продвижения вперед по пути проверки первоначальных следственных версий, а также характера отно­шения субъектов взяточничества к собранным доказательствам их виновности. При этом тип таких ситуаций в большей степени определяется характером отношения виновного к предъявленно­му ему обвинению во взяточничестве, а также степенью выясне­ния механизма взяточничества и коррупции (о приемах, проце­дурах и средствах передачи взятки, о процедуре выполненных за это действий и т.д.).

Соответственно новые следственные версии, если они появ­ляются на этом этапе, чаще всего носят более частный характер» нежели в начале расследования, и направляются на уяснение от-

дельных элементов состава взяточничества и некоторых частных обстоятельств. Например, не носят ли средства взяток и подкупа криминальный характер и каков этот характер, его конкретный источник и т.д. Вместе с тем и на втором этапе расследования при установлении дополнительных, непроверенных еще обстоя­тельств может возникнуть необходимость в выдвижении новых версий, касающихся существа преступного деяния.

План расследованияпо этим делам должен быть четко согла­сован с планом оперативно-розыскных мероприятий. От подоб­ной согласованности во многом зависит успех расследования та­ких преступлений, требующих проведения значительного комплекса негласных действий и мероприятий, а также проведе­ния задержания с поличным. При этом в плане большое внима­ние должно быть уделено установлению места и способа обнару­жения вещественных доказательств, документальных и личных свидетельств фактов передачи предметов взятки и последующего поведения взяточников. Соответственно в плане; следует обяза­тельно предусмотреть применение технико-криминалистичес­ких средств, необходимых для обнаружения, фиксации и изъя­тия следов взяточничества, которые по этим делам очень быстро уничтожаются преступниками или деформируются.

Спецификой плана расследования по анализируемым делам является также то, что составной его частью являются различ­ного рода схемы (преступных связей, взаимоотношений различ­ных организаций, их подразделений, отдельных должностных лиц, порядка движения какого-то дела). Они помогают в одних случаях образно представить себе элементы изучаемых явлений, их взаимосвязь и взаимозависимость и соответственно более чет­ко и конкретно сформулировать задачи и определить оптималь­ные средства их решения.

§ 3. Первоначальныеи последующие следственные действия

Уголовные дела о взяточничестве и иных коррупиционных пре­ступлениях возбуждаются сразу после ознакомления с первичны­ми данными, содержащими достаточно убедительные сведения о факте взятки или систематическом подкупе должностного лица. Если же первичной информации недостаточно, то возбуждению этих дел предшествует проверка поступивших материалов, осу­ществляемая лишь с целью установления законных оснований для возбуждения такого уголовного дела (во избежание незаслу­женного компрометирования должностных лиц). Проверка долж-

720 Глава 37. Расследование взяточничества и других видов коррупции

§ 3. Первоначальные и последующие следственные действия 721



глава 37. расследование взяточничества и других видов коррупции - student2.ru на проводиться с особой осторожностью и часто скрытно от его участников, ибо виновные, узнав о проверке, могут спрятать или уничтожить предмет взятки, уничтожить компрометирующие до­кументы, договориться с заинтересованными лицами о даче лож­ных показаний и т.д. В ходе проверки собираются недостающие материалы (запрашиваются данные из криминалистических уче­тов, изучаются конкретные документы, объясняющие факты, со-' держащиеся в первичных сведениях, получаются объяснения от должностных лиц и отдельных граждан, осуществляется знаком­ство со служебной деятельностью должностных лиц или отдель­ных подразделений). Если дополнительно полученные данные подтверждают первичную информацию, то следователь возбужда­ет уголовное дело и начинает расследование.

Комплекс и последовательность первоначальных следствен­ных действийопределяется складывающимися в начальный пе­риод расследования взяточничества следственными ситуациями.

В первой следственной ситуацииобычно проводятся следую­щие первоначальные следственные действия: допрос свидетелей (главным образом из числа заявителей или лиц, чья информа­ция содержится в первичных материалах); изъятие и осмотр до­кументов, относящихся к деятельности должностного лица, по­лучившего взятку; обыски по месту работы и жительства участников взяточничества; осмотр предмета взятки; допрос по­дозреваемых; предъявление предмета взятки для опознания. Очередность этих следственных действий чаще всего осуществ­ляется в таком порядке, в каком они перечислены. Однако в за­висимости от конкретных обстоятельств он может быть изменен.

Во второй следственной ситуацииприменяются следующие первоначальные следственные действия: допрос заявителя; за­держание взяточника с поличным; обыск у взяткополучателя по месту работы и жительства; личный обыск задержанного и, при необходимости, его освидетельствование; осмотр предмета взят­ки и места происшествия; допрос подозреваемого; допрос иных свидетелей. При этом очередность следственных действий в этой ситуации во многом зависит от результатов задержания взяточ­ников с поличным (если оно проводится). Обычно вслед за состо­явшимся задержанием осуществляется личный обыск, осмотр места происшествия и предмета взятки, допросы подозреваемых и свидетелей и затем обыски. На первоначальной стадии в пер-вой и второй ситуациях может проводиться и криминалистиче­ская и иные судебные экспертизы.

В третьей следственной ситуациикомплекс первоначальных следственных действий обычно выбирается в зависимости от сте-

пени достоверности выявленных данных о взяточничестве и кор­рупции. Поэтому в одних случаях этот комплекс может быть та­кой, как впервой ситуации, в других — как во второй.

Тактика первоначальных следственных действий определя­ется с учетом возможности использования эффекта внезапности, отсутствия очевидцев и других обстоятельств, возникшей ситуа­ции, свойственных данному виду преступлений.

Допросзаявителей и иных свидетелей. Заявителями о взяточ­ничестве обычно являются лица, которые уже дали взятку и рас­каялись в этом, либо у которых вымогается взятка, лица, кото­рым предлагается взятка и иные граждане, что-либо знающие о взяточничестве. В процессе их допроса прежде всего уточняются и конкретизируются изложенные в их заявлении обстоятельства.

Значительная часть свидетелей по этим делам обычно стано­вится известной из материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела. Другая — в результате оперативно-розыскной, деятельности криминальной милиции. Третья — уста­навливается первоначальными следственными действиями. Они выявляются главным образом из числа лиц, принимавших уча­стие в служебных операциях, в связи с которыми получена взят­ка, лиц, осведомленных о служебной деятельности взяткополуча­теля (сослуживцы, знакомые, родные, клиенты или посетители данного учреждения), а также из круга лиц, тем или иным обра­зом связанных со взяткодателем и посредником.

Допрос свидетелей обычно позволяет получить сведения о тех или иных контактах участников расследуемого взяточниче­ства, о характере поведения должностного лица, направленного на удовлетворение интересов предполагаемого взяткодателя, о факте вымогательства взятки или предполагаемой взятке и т.п. При допросе лиц, у которых вымогается взятка, необходимо вы­яснить, кто является вымогателем, за что должна быть передана взятка, имеются ли посредники, где, когда и при какой обста­новке будет передана взятка, каковы признаки предмета взятки (сумма денег, количество купюр, их достоинство, номер серии, особенности вещи, предмета и т.д.).

Задержаниевзяточника и иного коррупционера с поличным. Оно необходимо в случаях проверенных данных о вымогательст­ве взятки, когда сведения о взяточнике поступают из разных Источников и свидетельствуют о системе взяточничества или Имеются достоверные оперативно-розыскные данные о взяточни­честве и коррупции. Задержание направлено на фиксацию фак-Та передачи взятки должностному лицу, изобличение взяткопо-

722 Глава 37. Расследование взяточничества и других видов коррупции

§ 3. Йервоначальные и последующие следственные действия 723



глава 37. расследование взяточничества и других видов коррупции - student2.ru лучателя или взяткодателя в момент передачи-получения взятки или сразу после него, а также на быстрое изъятие пред-мета взятки. Поэтому его успех во многом зависит от правильно-го учета в ходе подготовки особенностей места и времени дача взятки, свойств предмета взятки, способов наилучшей фиксации факта взяточничества. При этом необходимо четко определить состав и обязанности всех членов оперативной группы задержа» ния и характер необходимых технических средств. Обычно за­держание взяткополучателя и коррумпированного должностно­го лица осуществляется сразу после получения взятки, а иногда (с учетом возникшей ситуации) в момент ее передачи третьему лицу или во время ее реализации. При этом очень важно задер­жание провести таким образом, чтобы взяткополучатель не мог избавиться от предмета взятки до момента задержания и не смог придумать какое-либо подходящее объяснение факту нахожде-г ния у него предмета взятки. В то же время моменты задержания и допроса должны быть максимально приближены.

Обыск является важнейшим первоначальным следственным действием по таким делам.

Задачи обыска по месту службы и проживания и личного обыска при этом не ограничиваются обнаружением предмета взятки или его упаковки и отысканием данных, свидетельствую­щих о том, что предмет взятки и упаковочные средства, обнару­женные у взяткополучателя или посредника, ранее принадлежа­ли взяткодателю. Они значительно шире. В частности, при обыске необходимо обращать внимание на различные записи, i переписку с другими лицами, номера телефонов, адреса, свиде­тельствующие о факте знакомства участников взяточничества, об их договоренности о передаче взятки и о суммах переданных взяток. Надо помнить, что по делам о взяточничестве при нали­чии квалифицирующих обстоятельств виновным угрожает кон­фискация имущества. Следовательно, при обыске необходимо выявить такое имущество и наложить арест на него.

В целях точной фиксации обстановки, в которой происходи­ла передача взятки, целесообразен осмотр места происшествия-В ходе осмотра могут быть также выявлены, зафиксированы й; изъяты следы получения и передачи взятки и особенно документ! тальные данные, которые должны быть подвергнуты отдельному, осмотру.

При осмотре документов по делам о взяточничестве можно об­наружить факты, подтверждающие неправильный или необыч* ный порядок действий в интересах взяткодателя и «особый» порЯ'

док прохождения документов через соответствующие отделы, а также данные, указывающие на размеры взятки. Например, от­сутствие на документе необходимых регистрационных номеров и штампов, а также отметок тех должностных лиц, которые обяза­ны были принять этот документ или разрешить содержащийся в нем вопрос, письменные указания руководителей вышестоящей организации о положительном решении просьб без соответствую­щей проверки и согласования в случаях, когда такой порядок строго оговорен в соответствующих нормативных актах. Указан­ные данные свидетельствуют о необычном порядке оформления документа и разрешении этого или иного вопроса. В свою очередь осмотр различного рода счетов за якобы выполненные взяткопо­лучателем работы позволяет установить размер полученной взят­ки. В тех случаях, когда в первичных материалах не содержится конкретных указаний о лице, получившем взятку, осмотр доку­ментов помогает выявить взяткополучателя. С этой целью в учре­ждении, куда обращался предполагаемый взяткодатель, произво­дится изъятие и осмотр документов! для установления круга должностных лиц, которые должны были рассмотреть и разре­шить интересующий взяткодателя вопрос. На основе изучения та­ких документов обычно удается определить круг лиц, среди кото­рых следует искать взяткополучателя.

На последующей стадии расследования чаще проводятся до­просы свидетелей (новых и тех, в показаниях которых были какие-то неточности, неполнота или искаженные факты), раз­личные виды судебных экспертиз, очные ставки, проверка пока­заний на месте и осуществляется допрос обвиняемого.

Чаще всего при расследовании взяточничества проводятся криминалистические экспертизы. В частности, трасологические (по следам пальцев рук на документах и предметах), почерковед-ческие (для идентификации исполнителей различного рода за­писей, изъятых при обыске), технико-криминалистического ис­следования документов (для восстановления записей по вдавленным штрихам, залитых и замазанных записей, установ­ления факта уничтожения каких-либо записей вместе с листа­ми, установление целого документа по его обрывкам и т.д.).

Допрос обвиняемого. На последующем этапе, с тактической точки зрения, допрос — одно из самых сложных следственных Действий, ибо из-за отсутствия прямых свидетелей взяточниче­ства и коррупции и незаинтересованности всех его участников в Раскрытии своей преступной деятельности, его проведение часто Приходится производить в ситуации, когда в материалах следст-

724 Глава 37. Расследование взяточничества и других видов коррупции

глава 37. расследование взяточничества и других видов коррупции - student2.ru глава 37. расследование взяточничества и других видов коррупции - student2.ru вия имеются некоторые проблемы. К тому же все участники это­го преступления, если они привлечены к ответственности, обыч­но на Допросе всячески изворачиваются, пытаясь свести взятку к возвращению или получению долга, к присвоению находки, забытой кем-то вещи и т.д.

При подготовке к допросу обвиняемых по таким делам боль­шое значение имеет тщательное изучение личности допрашивае­мых, выявление у них таких черт и особенностей взаимоотноше­ний, которые могут быть использованы при выборе тактических приемов допроса. Вместе с тем следует продумать тактику предъявления отдельных доказательств. При достаточности до­казательств их целесообразнее всего предъявлять не разрознен­но, а в продуманной совокупности. При этом четко должна быть определена и последовательность их предъявления. Например, вначале предъявляются признательные показания взяткодате­ля, затем показания посредника (если он есть) и в завершение выписка из лицевого счета допрашиваемого взяткополучателя в Сбербанке, коммерческом банке, данные о счете в зарубежном банке и другие данные, свидетельствующие о получении им де­нежной и иной взятки. При некоторых пробелах в собранных доказательствах целесообразно сначала сосредоточить внимание на выявлении второстепенных деталей, умело при этом исполь­зуя оперативно-розыскную информацию о допрашиваемом (о его прошлом, связях, окружении, привычках и т.д.). Такой прием может создать у допрашиваемого представление о полной осве­домленности следователя о его преступной деятельности.

При допросе обвиняемых в таких ситуациях целесообразна и максимальная детализация их ответов по всем обстоятельствам совершения преступления. Это может затруднить их попытку отказаться впоследствии от своих признательных показаний. В этих же целях желательно использовать средства звуко- или видеозаписи.

Основным направлением профилактического внимания сле­дователя по этим делам обычно является сфера организации и правового регулирования соответствующей служебной деятель­ности (подбора и расстановки кадров, контроля за деятельно­стью должностных лиц и др.). Меры профилактического воздей­ствия в основном сводятся к предложениям, направленным на устранение выявленных недостатков организационно-правовой деятельности в сфере данной служебной деятельности и в индивидуально-воспитательной работе с субъектами расследуй" мого преступления.

Наши рекомендации