Вопрос: действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего действия.
Действие нормативного акта во времени: Обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", "ФКЗ, ФЗ, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу".
НПА обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу, за исключением следующих случаев:
–Если в самом законе об этом сказано;
–Если закон смягчает или устраняет ответственность.
Нормативные акты утрачивают свою силу и прекращают действие в следующих случаях:
–По истечении срока действия акта, на который он был принят;
–В связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий; - На основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта.

Действие нормативного акта в пространстве: Определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.
Действие нормативных актов в пространстве зависит от: уровня государственного органа, принявшего данный акт и юридической силы акта.
Нормативные акты распространяют свое действие:
– на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);
– на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);
– на территорию, указанную в самом нормативном акте;
– на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

Действие акта по кругу лиц:: На территории России НПА действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Отдельные НПА распространяются только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).
Согласно принципу гражданства, граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Гражданин несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил. Действие нормативных актов РФ ограничено в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей (дипломатический иммунитет).

5. ВОПРОС: ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ И ИНСТИТУТЫ ПРАВА

Система российского права – строение российского права, его подразделение на отрасли, под отрасли и институты права.

Отрасль права– совокупность правовых норм, регулирующих один и тот же видобщественных отношений при помощи определённого метода.

Отраслями российского права являются:

– Конституционное право.

– Гражданское право.

– Уголовное право.

– Трудовое право.

–Административное право.

– Предпринимательское право.

– Семейное право и другие.

Отрасли российского права отличаются друг от друга:

– По предмету – т.е. совокупности общественных отношений, требующих правового воздействия и подвергающихся ему.

– По методу правового регулирования.Метод – это обусловленный предметом регулирования способ воздействия права на общественные отношения и поведение субъектов (в Гражданском праве – метод дозволений).

– Источниками правового регулирования.

– Принципами,т.е. основополагающими началами правового регулирования (в Гражданском праве – принцип равенства сторон).

– Строением,т.е. делением наподотрасли и институты права.

Классификация отраслей:

– Профилирующие (базовые) отрасли.

– Специальные отрасли.

– Комплексные отрасли.

Институт права– совокупность правовых норм, регулирующих внутри отрасли права определённый подвид общественных отношений (в Гражданском праве: физические лица, обязательства, наследование и другие, в Трудовом праве: трудовой договор, заработная плата, охрана труда и другие).

Вывод:таким образом,первичным элементом системы права выступает правовая норма, а её основными звеньями – институты и отрасли права.

6. ВОПРОС: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ.

Понятие правовой нормы:

Правовая норма –этовыраженное в законах и других источниках праваобщеобязательное правило поведения, выступающее в качестве образца возможного или должного поведения и охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.

Например:

Ст. 80 СК РФ «Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей», ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Структура правовой нормы:

Правовая норма имеет свою логическую структуру, которая показывает, из каких частей она состоит и как эти части связаны друг с другом. Структура правовой нормы объединяет 3 элемента:

· Гипотеза (слово заменитель «Если»).Гипотеза – это элемент правовой нормы, который указывает на конкретные жизненные обстоятельства (юридические факты), при наличии которых правило поведения, закреплённое в данной правовой норме, вступает в действие.

Пример:

· Диспозиция (слово заменитель «То»).Диспозиция – это элемент правовой нормы, который указывает на само правило поведения, которое предусматривается гипотезой правовой нормы.

Пример:

· Санкция (слово заменитель «Иначе»).Санкция – это элемент правовой нормы, который определяет меру государственного взыскания, применяемого при невыполнении правила, предусмотренного диспозицией правовой нормы.

Пример:

Примечание:

– Главным отличием правовых норм от всех других правил поведения является наличие в них санкций.

– В регулятивных правовых нормах, в основном, имеют место гипотеза и диспозиция. Санкции находятся в том же или другом источнике правового регулирования.

– В охранительных правовых нормах гипотеза и диспозиция объединены вместе, и к их совокупности примыкает санкция.

Пример:

7. ВОПРОС: СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРАВА (ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА). ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1. Систематизация права (законодательства):

Под систематизацией законодательства понимают юридическую деятельность субъектов по приведению в систему уже принятых нормативных правовых актов, а также форму упорядочивания по определённым критериям законодательства. Систематизация обеспечивает учёт и размещение по определённой схеме нормативных правовых актов, возможность использования их для практических нужд, находить их, отсылать к ним, обнаруживать пробелы, противоречия и т.д.

Выделяют следующие формы (способы) систематизации:

· Инкорпорация – предполагает объединение законов и других НПА в сборники и собрания по алфавитному, предметному, хронологическому и другим критериям. Инкорпорация предполагает внешнюю обработку законодательства без изменения его содержания.

Виды инкорпорации:

– официальная инкорпорация – собрания законов, издаваемые парламентами.

– официозная инкорпорация –собрания НПА издаются теми органами, которые на это уполномочены, например, бюллетени НПА министерств, служб и т.д., издаваемые Минюстом.

– неофициальная инкорпорация – сборники НПА, издаваемые другими лицами.

Инкорпорация может осуществляться набумажных (Собрание законодательства РФ) и электронных носителях (Консультант Плюс, Гарант, Кодекс).

· Консолидация – предполагает объединение в новый нормативный правовой акт ряда НПА, посвящённых одному и тому же предмету регулирования. Например, в 1990 году 48 НПА по вопросам служебных командировок были объединены в один НПА.

· Кодификация – предполагает сведение к единству НПА путём переработки их содержания. В процессе кодификации отбрасывается устаревший нормативный материал, внутренне увязываются и рубрируются части, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. Новый кодифицированный НПА принимает стройность, последовательность, непротиворечивость, полноту.

Виды кодификации:

– Всеобщая кодификация, например, Свод законов Российской империи.

– Отраслевая кодификация, например, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ.

– Специальная кодификация, например Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Наши рекомендации