Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве, кругу лиц

Говоря о пределахдействия НПА во времени, учитывают три суще­ственных обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его дейст­вия и применение установленных НПА юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»).

В РФ НПАвступают в силу одним из следующих способов:

1. в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юри­дический документ вступает в силу;

2. в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубли­кования» и т. д.);

3. в результате применения общих правил (законы вступают в силу на всей терри­тории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования; НПА Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования в «Российской газете» и «Собрании законодательства РФ», на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).; НПА министерств и ведомств вступают в силу но истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации).

Прекращение действия НПА происходит в результате:

1. ис­течения срока, на который был принят юридический документ;

2. объявления об утрате юридиче­ской силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специаль­ном акте);

3. принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;

4. устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (НПА, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов).

По общему правилу, НПА применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы. Это называется прямое действие НПА. НПА не имеетобратной силы. Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Из этого правила имеются исключения:

1. обратную силу имеют НПА, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, устанавливающие более льготный порядок совершения действий (т.е. облегчающий положение чеоловека). То. есть обратная сила закона означает, что действие закона распространяется на общественные отношения, возникшие до его вступления в силу.

2. НПА может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия(«переживание закона»)(регулирование длящихся правоотношений).

ДействиеНПА в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда норматив­ный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов Федерации - на территории этих государ­ственных образований, акты муниципальных органов - на территории соответствующих админист­ративных единиц.

Ктерритории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том чис­ле недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное простран­ство. К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находя­щиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда – в водах и воз­душном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

Действие НПАпо кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гра­жданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают. Юридическая наука и практика знает принципэкстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой опре­деленные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические представители иностранных государств признаются не нахо­дящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находя­щимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. На началах взаимности территории посольств в иностранных госу­дарствах считаются территориями соответствующих государств. Какие бы то ни было посягательст­ва на здание посольства приравниваются к посягательствам на территорию государства и рассматри­ваются как факт нарушения международного права.

Многие НПА, хотя и действуют по всей терри­тории, но действуют избирательно и распространяются только наопределённый круг лиц: работ­ников определённой отрасли, военнослужащих, государственных служащих, депутатов и др.

Наши рекомендации