IV. Действие нормативных правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц

Для практики имеет непосредственное значение проблема пределов действия нормативных правовых актов. Она включает в себя три вопроса:

а) с какого времени, и на какое время нормативный правовой акт имеет юридическую силу (действие во времени);

б) на какую территорию он распространяет свое регулирующее влияние (действие в пространстве);

с) каковы его адресаты (действие по кругу лиц).

Действие нормативных правовых актов – это их фактическая возможность регулировать определенный круг общественных отношений. Каждый нормативный правовой акт издается для регулирования конкретной группы общественных отношений, поэтому установление границ его действия является необходимым условием обеспечения правомерности использования и применения его предписаний.

Действие нормативных правовых актов во времени ограничено моментом приобретения ими юридической силы и моментом ее утраты.

Нормативные правовые акты вступают в силу:

а) с момента, указанного в самом нормативном акте, согласно которому этот нормативный правовой акт вступает в силу;

б)с момента принятия или подписания, указанного, как правило, в самом нормативном правовом акте;

в) с момента опубликования нормативного правового акта;

г) нормативные правовые акты, в которых в той или иной форме не указан момент вступления в силу, приобретают ее на всей территории России одновременно после окончания 10-дневного срока с момента его официального опубликования, причем нормативные правовые акты должны быть опубликованы не позднее 7-дневного срока после их подписания Президентом Российской Федерации;

д) с момента, когда они дошли до адресата, что присуще ведомственным нормативным актам.

Нормативные правовые акты теряют юридическую силу:

а) вследствие окончания обусловленного периода действия, когда такой период специально установлен этим или иным нормативным правовым актом;

б) вследствие издания нового нормативного правового акта или изменения обстоятельств, для урегулирования которых они были предназначены;

в) на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта.

Конституция РФ (ст. 54 и ч. 2 ст. 55) указывает на то, что «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина».

Подобное действие нормативных правовых актов называется «обратной силой Закона».

Действие нормативных правовых актов в пространстве – это распространение их влияния на определенную территорию (государства в целом или отдельного региона). К ней относятся земная территория, недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над земной и водной территорией, в пределах государственной границы, территории посольств, все корабли в открытом море, салоны летательных аппаратов над территорией другого государства, находящиеся под флагом Российской Федерации и приписанные к портам (аэропортам) Российской Федерации. Территориальные пределы действия нормативных правовых актов проявляют суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорами регулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств).

В России нормативные правовые акты высших органов законодательной и исполнительной власти имеют юридическую силу на всей территории государства, а представительных или местных – на территории соответствующего региона. На территории региона действуют нормативные правовые акты различной юридической силы, между которыми возможна коллизия (противоречие). В таком случае действует тот нормативный правовой акт, который имеет высшую юридическую силу, или при ее равнозначности – тот, который принят позднее.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц указывает на распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. То есть действие нормативного правового акта распространяется на всех лиц, временно или постоянно находящихся на данной территории. Но из данного правила есть три исключения.

Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются правом экстерриториальности (наделены иммунитетом), и, следовательно, к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушение норм, действующих на данной территории нормативных правовых актов.

Во-вторых, проживающие на территории государства иностранные лица и лица без гражданства, хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами, в некоторых правоотношениях не могут выступать носителями прав. Они не могут, например, избирать и быть избранными в органы государственной власти, в судьи; не могут состоять на службе в органах внутренних дел.

В-третьих, некоторые нормативные акты, например, предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от места их нахождения.

Нормативные правовые акты могут действовать не на всех граждан и должностных лиц на данной территории, а лишь на определенные категории (например, на военнослужащих). Таким образом, адресатами нормативных правовых актов могут быть все граждане или определенные группы населения, все должностные лица или отдельные их категории. В таких случаях в нормативных правовых актах прямо определяется круг лиц, подпадающих под их действие.

ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ

План:

1. Понятие и принципы правотворчества.

2. Виды правотворчества.

3. Правоприменение: понятие, признаки, необходимость. Толкование права.

Наши рекомендации