Правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации в настоящее время.
После распада СССР прежняя система прокуратуры подлежала реформированию. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры как самостоятельного федерального органа находится в ведении России.
Конституция РФ в первоначальной редакции ст. 129 также закрепила положение о том, что прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, установила порядок назначения на должности и освобождения от должностей Генерального прокурора РФ и других прокуроров.
Базовым законодательным актом, регулирующим организацию и деятельность российской прокуратуры, является названный выше Закон о прокуратуре, которым, в частности, определены:
• цели, стоящие перед органами прокуратуры, их структура и порядок функционирования;
• принципы организации и деятельности прокуратуры;
• функции и иные основные направления (участки) деятельности прокуроров;
• полномочия прокуроров применительно к конкретным отраслям надзора и иной деятельности;
• порядок назначения на должности прокурорских работников и требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров;
• условия прохождения ими службы и их правовой статус. Помимо Закона о прокуратуре достаточно многочисленной является группа федеральных законов, закрепляющих различные процессуальные полномочия прокуроров, в числе которых следует выделить УПК РФ, КоАП РФ, ГПК РФ и АПК РФ.
Нормы, касающиеся деятельности прокуратуры, содержатся также во многих других законодательных актах. В качестве примера можно привести Закон о полиции (ст. 52), Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" (ст. 24), Закон об ОРД (ст. 4, 21) и др. Как правило, в этих законах воспроизводится требование Закона о прокуратуре о необходимости осуществления прокурорского надзора за законностью деятельности тех или иных государственных органов. Вместе с тем имеется ряд законодательных актов, определяющих дополнительные направления преимущественно надзорной деятельности прокуроров с закреплением за ними специфических полномочий. В качестве примера можно привести Закон о противодействии экстремизму и Закон о защите прав юридических лиц.
Давая характеристику законодательным актам, не будет лишним упомянуть и о решениях КС РФ, внесших определенные коррективы в правоприменительную практику, в том числе и но вопросам осуществления прокурорами своих полномочий. В частности, в Постановлении от 18.02.2000
№ 3-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Б. А. Кехмана" КС РФ признал частично несоответствующей положениям Конституции РФ оспариваемую норму. Аналогичное решение принято КС РФ в Постановлении от 18.07.2003 № 13-11 "По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251, 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан".
Следующую в порядке убывания юридической силы группу правовых актов составляют постановления Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Особенность таких документов заключается в том, что они носят ненормативный характер, являясь в то же время достаточно важными для функционирования системы органов прокуратуры. Так, Советом Федерации в рамках полномочий, установленных подп. "з" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ, принимаются решения о назначении на должность и освобождении от должности Генерального прокурора РФ. В свою очередь, постановлениями Государственной Думы в соответствии с подп. "ж" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ объявляются акты амнистии, которые обязательны для прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов в досудебной стадии уголовного судопроизводства либо за исполнением законов в уголовно-исполнительной системе, а также для прокуроров, поддерживающих государственное обвинение в судах.
Отдельные вопросы организации и деятельности прокуратуры детализируются в указах Президента РФ, которыми, в частности, утверждены Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и Положение о порядке присвоения классных чинов прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации1. Кроме того, указами главы государства ненормативного характера производится присвоение прокурорским работникам классных чинов высшей категории, а также награждение их почетными званиями "Заслуженный юрист Российской Федерации" и "Заслуженный работник прокуратуры Российской Федерации", а также государственными наградами.
Некоторые вопросы, как правило связанные с материально-техническим и социально-бытовым обеспечением органов прокуратуры, регулируются решениями Правительства РФ, которым, к примеру, издано постановление от 30.07.2005 № 467 "Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации".
Ряд вопросов, касающихся функционирования органов прокуратуры и реализации прокурорами отдельных полномочий, регулируется законодательными актами субъектов РФ. Например, уставами г. Москвы и Московской области соответствующим прокурорам предоставлено право законодательной инициативы. С учетом требований ст. 129 Конституции РФ о необходимости согласования с субъектами РФ назначаемых на должность прокуроров в регионах приняты законодательные акты, в которых излагается порядок осуществления такой процедуры. Необходимость регламентации каждым субъектом РФ порядка дачи прокурором согласия на привлечение к ответственности депутата регионального органа представительной власти предусмотрена Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В своей практической деятельности работники прокуратуры руководствуются также приказами и указаниями Генерального прокурора РФ, которые играют большую роль в организации нормального функционирования всей прокурорской системы и в соответствии со ст. 17 Закона о прокуратуре обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры. Издавая правовые акты, Генеральный прокурор России ставит перед прокурорами задачи, подлежащие решению в ближайший период времени, определяет приоритеты в их деятельности, конкретизируя тем самым задачи, закрепленные в Законе о прокуратуре. В связи с этим можно назвать приказы Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", от 07.05.2008 № 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", от 28.12.2009 № 400 "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов" и др. Необходимо упомянуть и совместные приказы руководителей правоохранительных органов, в частности приказ Генерального прокурора РФ № 70, МВД России № 122 от 27.02.2010 "Об утверждении инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан".
Прокуроры субъектов РФ в рамках предоставленных им полномочий также издают управленческие документы, обязательные для исполнения подчиненными им прокурорами.
Деятельность органов российской прокуратуры и в определенной мере полномочия прокуроров определяются также международными и межгосударственными договорами и соглашениями, такими, к примеру, как договоры о правовой помощи, о порядке сношения прокуроров с судебно-следственными органами других государств, о выдаче преступников (экстрадиции) и др.
При этом, безусловно, необходимо иметь в виду ст. 15 Конституции РФ, которая относит общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ к числу полноправных актов национальной правовой системы и оговаривает, что в случаях, когда международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, должны применяться правила международного договора.
В частности, прокуратура РФ обязана руководствоваться положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.1, Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г.2, Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.
29.