Правопорядок и общественный порядок. Соотношение законности, правопорядка и демократии.
Правопорядок – это объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права.
Правопорядок принято характеризовать как: 1) объективную необходимость.2) государственно-правовое явление, формирующееся при решающем участии государства и с помощью юр средств; 3) явление, тесно связанное с правовой идеологией и психологией, так как правопорядок получает свои юр качества и свойства от правовых идей, представлений, принципов, которые воплощаются в законах, в юридической практике; 4) охватывающий наиболее значимые социальные отношения, которые подвергаются регулированию нормами права. Это область экономики, в частности по поводу собственности, распределения материальных благ; это взаимоотношения между социальными группами - нациями, государством и личностью, имущественные, брачно-семейные, личные, природоохранные и другие отношения; 5) явление, сердцевиной которого являются человек, его интересы, стремления, жизненные потребности, получающие правовое оформление в правах, свободах, обязанностях, законных интересах; 6) завершающий этап всех юридических форм и процессов, т.е. юридический результат, к которому стремятся государственная власть и все субъекты права. Юридическим этот результат является потому, что он регулируется правовыми средствами и обеспечивается правовыми методами; 7) форму организации общественной жизни - динамичную категорию, на которую воздействуют различные факторы, в том числе негативного характера - преступность, факты беззакония, политический режим в стране. Различают материальное, государственно-волевое и юридическоесодержание правопорядка. Материальное содержание составляют закономерности возникновения, функционирования и развития общественных связей и процессов в структуре правопорядка, взаимосвязи с экономикой, культурой, идеологией. Государственно-волевое содержание образует совокупный результат государственной воли, а также воли и интересов всех участников правопорядка. Юридическое содержание правопорядка включает в себя: а) реализованность права и законности; б) систему правовых отношений и связей между субъектами правопорядка, которая выражается в согласованности субъективных прав и юридических обязанностей; в) состояние урегулированности и упорядоченности правовых процессов, отношений, связей. В структуре правопорядка выделяют 3 элемента:1) правовую структуру общества, включающую в себя государство, его органы, негосударственные образования, объединения граждан. 2) правовые отношения и связи, т.е. наиболее динамичный элемент правопорядка. Находит свое оформление в нормах процессуального законодательства, например порядок выборов, законодательный процессуальный порядок наследования, регистрации и расторжения брака, обеспечение занятости. Сюда же относятся структурные отношения участников правопорядка как по горизонтали, так и вертикали; 3) атрибутивные элементы правопорядка(методы регулирования отношений и поведения людей, процедуры возникновения и развития элементов, правила внутреннего трудового распорядка, правила разрешения трудовых конфликтов)
Функции правопорядка: 1функции, связанные с взаимодействием с внешней средой. 2функции упорядочения внутренних связей и отношений. Она направлена на обеспечение действия правопорядка как единого системного образования, т.е. упорядочение иерархической подчиненности субъектов, программ их поведения, правовых отношений и процессов, обеспечение действия правопорядка во времени, в пространстве.3 сохранение и совершенствование правопорядка. Принципы правопорядка, в основном те же, что и в сфере законности. При этом здесь действуют как общие принципы (законности, конституционности, справедливости), так и специальные (принцип целостности, субординации корреляционных связей в структуре правопорядка, принцип подконтрольности как обществу в целом, так и специальным гос органам и гражданам, которые имеют право на жалобу в административные инстанции, право судебной защиты своих прав и свобод, в том числе в международных органах). Законность и правопорядок выступают основой, ядром общественного порядка, т.е. порядка в обществе. Под общественным порядком понимается обусловленная закономерностями социального развития система правил и институтов, обеспечивающая упорядоченность общественных отношений и придающая им определенную организационную форму.
Правопорядок и демократия. Не может быть подлинной демократии без правопорядка. Демократия в любой ее трактовке имеет правовое измерение, следовательно, может успешно развиваться, функционировать только на правовом поле, а не за его пределами. Демократия "без берегов", вне правовых рамок - это хаос, анархия, стихия. Законность - фундамент демократии, без которого она рассыпалась бы, как дом, построенный на песке.