Тема 2. Понятие, классификация и характерные черты
Административно-правовых отношений
Примерный план
1. Сущность административно-правовых отношений.
2. Виды административно-правовых отношений.
3. Административно-правовые отношения.
4. Юридические факты в административном праве.
Методические указания
Административно-правовые отношения являются одним из видов правовых отношений, т.е. общественных отношений в управленческой сфере, урегулированных правом. Административное правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное управленческое общественное отношение правовой нормы, придающего ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных прав и обязанностей сторон правоотношения, определяемая правовой нормой; установление их юридической ответственности за несоответствующее требованиям правовой нормы поведение.
Административно-правовые отношения различаются по своему содержанию, по соотношению прав и обязанностей их участников, а также по характеру порождающих их юридических фактов.
По содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. К материальным административно-правовым отношениям относятся возникающие в сфере управления и регулируемые материальными нормами административного права общественные отношения. Административно-процессуальные отношения – это отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами. По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы: отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения), и отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга (горизонтальные правоотношения).
Вертикальные административно-правовые отношения складываются в рамках подчиненности одного субъекта отношения другому – между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, между органами исполнительной власти и подведомственными организациями, между соподчиненными структурами органов исполнительной власти; между соподчиненными государственными служащими и др. При этом правоотношения между органами исполнительной власти и гражданами по реализации обязанностей граждан в сфере управления (соблюдение общественного порядка, исполнение воинской обязанности и т.п.), как правило, являются вертикальными отношениями, поскольку на гражданина в части исполнения его обязанностей распространяются властные полномочия органа исполнительной власти.
Юридические факты могут возникать как в результате действий лиц и органов, так и в результате тех или иных событий.
Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Такие юридические факты называются волевыми юридическими фактами. Например, подача жалобы гражданином в орган исполнительной власти порождает правоотношения, связанные с ее рассмотрением должностными лицами.
По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.
События - это юридические факты, не зависящие от воли людей, влекущие правовые последствия (неволевые юридические факты).
Тема 3. Понятие, виды и правовой статус коллективных субъектов административного права
Примерный план
1. Административно-правовой статус государственных корпораций.
2. Предприятия и учреждения как субъекты административного права.
3. Некоммерческие организации как субъекты административного права. Виды некоммерческих организаций.
4. Административно-правовое положение общественных организаций (объединений).
Методические указания
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.
За счет части имущества государственной корпорации может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.
К числу субъектов административного права относятся унитарные предприятия и учреждения.
Правовое положение данных организаций как юридических лиц определяется нормами гражданского права, которые содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации и других гражданско-правовых актах. Вместе с тем данные организации играют важную роль в государственном секторе экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества. В связи с этим в их деятельности велика роль государственного управления, осуществляемого прежде всего Министерством экономического развития Российской Федерации, а также отраслевыми федеральными органами исполнительной власти. Унитарные предприятия и учреждения вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права, будучи при этом субъектами административного права.
Правое положение некоммерческих организаций определяется Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также иными нормативными правовыми актами РФ. Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями определяются нормами ряда отраслей российского права, в том числе нормами административного права. Прежде всего это касается вопросов государственной регистрации и ликвидации некоммерческих организаций, а также государственного контроля за их деятельностью.
Согласно закону некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных законами.
Административно-правовое положение общественных объединений определяется Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» и другими законами.
Под общественной организацией (объединением) признается Особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами. К общественным организациям относятся и религиозные организации, особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации которых, а также управления ими определяются федеральным законом.