Судебная реформа 1922 г. РСФСР. Развитие советского суда 20-е – 30-е годы.
Укрепление законности в условиях НЭПа потребовало реорганизации отдельных органов, защищающих закон и интересы граждан.
Ввиду этого была возрождена прокуратура Положением о прокурорском надзоре. Она действовала в составе наркомата юстиции. Председатель наркомата был также Прокурором республики.
Функции прокуратуры:
а) надзор за законностью действий орг-ов вл-ти, обществ. объединений, граждан
б) Возбуждение уг. дел
в) Надзор за произв-ом дозн-ния и предвар-ого следствия.
г) Поддержание обвинения в суде
д) Опротестование приговоров в кассац. и надзор. порядке
е) Надзор за местами заключения.
Также был создан институт адвокатуры. Её задачи:
а) Оказание юр. помощи населению
б) Защита их интересов в суде.
В ноябре 1922 г. принимается положение о судоустройстве, которое закрепило в судебной системе 2 ветви: общие и специальные суды.
Суды общей юрисдикции:
1) Народный суд. Действовал на уровне уезда, рассматривал большую часть уг. и гр. дел.
2) Губернский суд или высшей суд автономной республики. Состоял из пред-а, двух замов, 12 постоянных членов суда и нар-ых засед-лей. Выступал как суд 1 ин. по особо важным делам и в качестве касс. ин. по отн-нию к приг-рам нар. судов.
Суды специальной юрисдикции:
а) Военные трибуналы
б) Арбитражные комиссии
в) Земельные комиссии
Верховный Суд РСФСР. Состоял из Президиума, Пленума и 7 коллегий (2 судебных, 2 кассационных, военной, военн-трансп-ной, дисциплин-ой). Выступал как суд 1 ин. по особо важным делам и являлся кас. ин. по приг-рам и решениям губ. судов. Осуществлял надзор за всеми судами и давал разъяснения по суд. практике.
Также учреждался институт народных следователей, которые действовали в следственных участках, губернских судах и в Верх. Суде РСФСР.
Позже появился Верховный Суд СССР, к чьим полномочиям относилось: разрешение споров между респ-ками, рассмотрение дел по обвинению высших долж. лиц в должны-х прест-ниях, проверял на конституционность постановления республик. Действовал в составе пленарного заседания и 4 коллегий (гр-кой, угол-ой, военной и военно-транспортной)
58. Образование СССР: причины, факторы, планы.
После окончания граж. войны возникла необходимость объединения всех остальных советских республик (Украинской, Белорусской, Армянской, Азербайджанской, Грузинской, Хорезмской, Бухарской и Дальневосточной) вместе с РСФС, что диктовалось рядом причин:
1) Сохранявшаяся угроза внешней агрессии
2) Истощение внутренних ресурсов, которое делало затруднит-ым восстановления нар. хоз-ва во всех респуб-ах.
Объединение было обусловлено рядом факторов:
1) Экономический фактор – единая система социальной собственности
2) Политический фактор – однородность гос. органов, одна на всех Армия, одна партия, единство политического строя.
3) Социальный фактор – достаточно однородная структура общества
В феврале 1922 республики передали право РСФСР представлять их инт-сы на генуэзской конференции и заключать международные договоры.
Новая форма гос. единства была найдена не сразу. Сталин предложил проект «автономизации”, согласно которому республики вступали в состав РСФСР на правах автономий. Правда, автономия являлась лишь национально-культурной. Ленин выступил против этого проекта, заявив, что республики должны войти в состав РСФСР на равных правах, передавая в ведение федерации важнейшие функции управления. Вместе с тем они имели право свободного выхода из состава федерации. Таким образом, 30.12.1922 в состав образованной СССР вошли УССР, БССР, РСФСР и ЗСФСР. Последняя стала результатом объединения Грузии, Азербайджана и Армении в марте 1922. I съезд Советов СССР принял решение о разработке Конституции СССР
Конституция СССР 1924 г.
Конституция состояла из 2 разделов: Декларации и Договора. В декларации указывались особый характер советской политики, причины объединения республик, принципы объединения (добровольность и равноправие).
Договор состоял из 11 глав (О предметах ведения верховных органов власти, о правах республик и союзном гражданстве, о Съезде Советов СССР, о ЦИК СССР, о Президиуме ЦИК, о СНК СССР, о Верховном Суде СССР, о народных комиссариатах СССР, об ОГПУ, о Союзных Республиках, о гербе и флаге ССС)
Исключ-ные предметы ведения союза по Конституции:
2) внешняя политика, внешняя торговля
3) разраб-ка общего плана развития нар. хоз-ва
4) транспорт и связь
5) руковод-во вооруж. силами
6) единый бюджет, денежная система
7) разраб-ка основ судоустройства и зак-дат-ва, прием новых республик
8) изменение конституции
Верховный орган власти – Съезд Советов СССР – избирался от городских советов (1 деп. от 25 тыс. изб-лей) и губернских съездов советов (1 деп от 125 тыс. изб-лей). Собирался 1 раз в год но допускались и чрезвыч. созывы
ЦИК – высший орган власти в период между съездами. В него входили:
1) Союзный Совет – избирался съездом от представителей респ-ик пропорционально их населению.
2) Совет национальностей – по 5 представителей от союзной и автономной респ-ик и по 1 деп-у от автоном. областей.
Президиум ЦИК – высший зак-дат-ный, исполнит-ный и распоряд-ный орган власти в период между сессиями ЦИК. Состоял из 21 члена. Функции Пр. ЦИК:
а) Формирование Совета Народных Коомиссаров (председатель + 10 наркомов)
-5 наркомов были общесоюзными, другие 5 – объединенные или союзно-республиканские.
Компетенции Верховного Суда СССР:
1) Разъяснение по законам общесоюзного зак-дат-ва
2) Опротестование постановлений, решений и приг-ров верховных судов респ-ик
3) Проверка на конституционность постановлений республик
4) Рассмотрение споров между республиками
5) Рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц
Компетенция и задачи ОГПУ:
1) Борьба с полит-ой и эконом-кой контрреволюцией
2) Со шпионажем и бандитизмом
-ОГПУ возглавлял председ., входивший в СНК с правом совещат. голоса
В Конс-ции отсутствовали главы про права и обяз-сти граждан, про избират-ное право, так как это относилось к предметам ведения республик.
У каждой республики было право на гражданство, сочетавшееся с гражданством СССР
В Конс-ции отсутствовало упоминания термина федерации, так как данная форма устройства рассматривалась не как конституционная, а как переходная форма к полному гос. единству.