Развитие советского земельного права 1919 – 1932 гг. Земельный кодекс РСФСР 1922 г. Изменения в земельном законодательстве в 30-е годы.

Земельный кодекс РСФСР. Был принят в 1922 г., состоял из Основных положений и трёх частей: о трудовом землепользовании, о городских землях и государственных земельных имуществах, о землеустройстве и переселении. Кодекс подтвердил отмену частной собственности на землю и передал «единый государственный земельный фонд» в ведение Наркомзема и его местных органов. Право непосредственного пользования им предоставлялось трудовым земледельцам и их объединениям, городским поселениям и государственным предприятиям и учреждениям. Все сделки с землей запрещались под страхом уголовного наказания.

Право пользования землей признавалось бессрочными могло быть прекращено только в соответствии с законом. Допускались все формы землепользования: общинное с уравнительными переделами, участковое (отруба и хутора), товарищеское (ТОЗы, артели, коммуны).

Земельный кодекс разрешил сдачу земли в аренду крестьянами на срок не более одного севооборота (на 3 года при трёхполье и на 4 года при четырёхполье). Но это могла быть только трудовая аренда. Закон гласил, что «никто не может получить по договору аренды в своё пользование земли больше того количества, какое он в состоянии дополнительно к своему наделу обработать силами своего хозяйства». Сдать землю в аренду можно было только «в случае ослабления хозяйственных сил» и при невозможности хозяйству самому выполнить положенную на земле работу (из-за стихийного бедствия, болезни и смерти главы семьи, недостатка рабочих рук и пр.).

Закон допустил также использование наёмного труда в крестьянском хозяйстве, но только в качестве дополняющего труд всех членов семьи и по нормам КЗоТ. С апреля 1925 г. вошли в действие «Временные правила» об условиях применения подсобного наёмного труда в крестьянских хозяйствах. Условия найма определялись договором сторон, который от имени нанимающегося подписывал профсоюз. В договоре оговаривались «достойные условия труда и отдыха», заработная плата, которая не могла быть ниже минимальной государственной, установленной для данной местности. Особым декретом ВЦИК крестьянам, отбывающим «меры социальной защиты» в местах лишения свободы, разрешалось на срок до трёх месяцев отлучаться из этих мест для проведения полевых работ.

Как и ранее, законодатель отдавал предпочтение коллективным формам землепользования. Коллективные хозяйства могли требовать у сельского общества компактного выделения им земли и сохранения устойчивых границ этого землевладения.

Колхозное право в СССР.

Колхозное право. В его основу были положены Примерный устав сельскохозяйственной артели1930 г. и Устав сельскохозяйственной артели,принятый в 1935 г. на Всесоюзном съезде колхозников-ударников. Земля в них окончательно объявлялась общенародной государственной собственностью. Она закреплялась за артелью в бессрочное пользование, не подлежала ни купле-продаже, ни сдаче в аренду. Уставы определяли размеры приусадебной земли, находившейся в личном пользовании колхозного двора – от ¼ до ½ га (в некоторых районах до 1 га). Определялось и количество скота, которое можно было содержать в личном хозяйстве колхозника. Для районов 1 группы Западносибирского края, к примеру, нормы скота были таковы: 1 корова, до 2-х голов молодняка, 1 свиноматка, до 10 овец и коз.

Членами артели могли стать все трудящиеся, достигшие 16 – летнего возраста, кроме бывших кулаков и лишенцев (то есть лишённых избирательных прав). За пользование государственной землей колхозы выполняли обязательства, среди которых Устав ставил на первое место выполнение всех государственных поставок: хлеба, мяса, молока, яиц, шерсти, картофеля, подсолнуха и др. Колхозы обязывались вести плановое хозяйство, расширять посевные площади, повышать урожайность и др. Для обслуживания колхозов техникой были созданы машинотракторные станции (МТС).

Распределение доходов осуществлялось в такой последовательности: сначала выполнение обязательств перед государством (под угрозой уголовной ответственности председателей колхозов), затем возврат государству семенных и прочих ссуд, расчёт с МТС за работу механизаторов, потом засыпка семян и фуража для колхозного скота, создание страхового семенного и фуражного фонда. Требовалось ещё выделить часть продукции для «свободной продажи» государству по твердым закупочным ценам. Всё остальное можно было поделить среди колхозников в соответствии с количеством выработанных ими трудодней (то есть дней выхода на работу в течение года).

Как правило, колхозам не всегда хватало продукции для выполнения даже двух-трёх первых задач. Колхозникам же приходилось рассчитывать, главным образом, на свое подсобное хозяйство, что явно не способствовало «укреплению трудовой дисциплины» в колхозах, которое стало одной из главных задач в деятельности партийных организаций на селе.

Для стимуляции колхозного труда в 1939 г. был установлен обязательный минимум трудодней (от 60 до 100 на каждого трудоспособного колхозника). Не вырабатывавшие его выбывали из колхоза и теряли все права, в том числе и право на приусадебный участок в указанных размерах. Государство же постоянно и зорко следило за использованием колхозами выделенного им земельного фонда и соблюдением нормы скота. Устраивались периодические проверки размеров приусадебных участков и излишки земли изымались. Только в 1939 г. во исполнение Постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания» у крестьян было отрезано 2,5 миллиона га земли, после чего оказались ликвидированными все остатки хуторских хозяйств, сселённых в колхозные поселки.

Советское государство постоянно совершенствовало также методы налогообложения колхозов и колхозников. По закону 1939 г. сельхозналогом облагалось всё, что могло давать хоть какую-то продукцию на приусадебном участке, в том числе плодовые деревья, что в ряде мест привело к их массовой вырубке. С 1940 г. поставки продуктов животноводства стали осуществляться не по количеству голов скота, а по количеству земли, занятой колхозами. Вскоре этот порядок распространился и на всю остальную сельхозпродукцию. Так стимулировалось использование колхозами всех пахотных земель, закреплённых за ними.

С этого времени, когда уже все «социально-чуждые элементы» были ликвидированы, государство начинает проявлять заинтересованность в укреплении колхозов рабочими кадрами. С принятием Конституции 1936 г. отменяются все ограничения для вступления в колхоз. Исключение из колхозов запрещается, пребывание в них стимулируется освобождением трудодней от налога, уменьшением налога на приусадебные участки колхозников (он вдвое ниже, чем у рабочих и служащих).

Конституция СССР 1936 года.

Конституция СССР 1936 г.

Итоги общественного развития страны были подведены в новой Конституции, принятой на Съезде Советов 5 декабря1936 г. Она состояла из 13 глав и 146 статей и была призвана закрепить те существенные изменения, которые произошли в стране в связи с развитием плановой экономики, политической и социальной структуры общества. Экономическую основу СССР, по определениюОсновного закона, составляет социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства. Она выступает в двух формах: государственной и колхозно-кооперативной. Допускалось и мелкое частное, основанное на личном труде, хозяйство. Труд рассматривался как обязанность граждан СССР.

Поскольку была признана полная победа этой системы на всём пространстве СССР, из понятийного аппарата новой Конституции исчезла такая категория, как «эксплуататорские классы». Всё население страны составили «граждане», получившие равные права и обязанности. Специальная глава Конституции закрепляла право граждан на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости и при потере трудоспособности, на образование. Декларировались также равенство полов и национальностей, свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки. Провозглашалось единое гражданство.

В Конституции были закреплены и основные обязанности гражданина СССР: соблюдать Конституцию и дисциплину труда, исполнять законы, беречь и укреплять социалистическую собственность, защищать своё Отечество, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.

Равенство прав граждан подчёркивалось также новой избирательной системой, которую ввела Конституция 1936 г. Она закрепила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, предоставляемое с 18-летнего возраста. Исчезли неравенство прав городских и сельских избирателей, прежняя многостепенность выборов. Производственно-территориальный принцип сменился чисто территориальным (голосованием по месту жительства).

Всё это делало новую советскую Конституцию «самой демократичной Конституцией» в мире. Однако недостаточная проработка гарантий обеспечения провозглашённых прав и свобод позволяла систематически нарушать их на практике. Ограничивалась свобода передвижения, когда в течение десятилетий не получившие паспорта во время паспортизации 1932 г. члены колхозов не могли покинуть разорённую коллективизацией деревню. С конца 1930-х годов было ограничено право на труд путём закрепления рабочих и служащих за определённым предприятием или учреждением. Особенно же порочной была практика осуществления свободы слова, печати, собраний. При безальтернативности выборов (один кандидат в списке) теряла свое значение свобода выбора.

Наши рекомендации