Понятие конфликта. Межэтнический и межконфессиональный конфликт
Существует множество определений. Например, Л.Козер считает: «Конфликт – борьба за ценности и притязания на определённый статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника». Л.Г.Здравомыслов назвал конфликт как «норму отношений между людьми, своего рода клеточку социальной жизни, в которой наиболее отчётливо проявляется социальная напряжённость, накапливается энергия деятельности, порождающая социальные изменения и сдвиги разного масштаба».
Различаются конфликты межличностные, внутригрупповые, межгрупповые. К одному из видов межгрупповых конфликтов относятся конфликты национальные (межэтнические) и религиозные (межконфессиональные). Вся сложность ситуации заключается в том, что именно в таких конфликтах на первый план выходит один из видов базовых групповых потребностей – в идентичности, то есть в сохранении целостности группы в зависимости от той или иной этнической или конфессиональной принадлежности.
Межконфессиональный конфликт – конфликт между группами, придерживающихся разных мировоззренческих взглядов. В мире существует множество религий и верований, за многовековую историю существования приобретших большое число сторонников, как и опыт уважительного отношения к тем, кто придерживается иных воззрений.
Одновременно известно, что конфликты на т.н. религиозной основе могут маскировать основания для столкновения на этнической или классовой основе. Враждебность по отношению к «другим» колеблется в зависимости от того, в какой мере различия связаны с экономическими, политическими, этническими или иными интересами. Различия в подобных случаях выполняют идеологическую функцию.
Стоит признать, что конфликты существуют не только между религиозными группами, но и внутри них[2]. Они могут быть связаны не только с поиском истины или различиями в понимании догматики и обрядовой практике, но и с борьбой за власть, престиж, привилегии, финансовые или природные ресурсы.
С позиций конфликтологии объяснимо, что социальное поведение также мотивируется стремлением к удовлетворению эгоистических интересов отдельных индивидов или групп. К числу религиозных конфликтов можно отнести также борьбу между сторонниками религиозного модернизма и фундаментализма. Конфликты внутри группы могут быть связаны и с внешними обстоятельствами. Религиозная приверженность может приводить к конфликту с атеистами, сторонниками научных взглядов на мироустройство, нормами светской морали, требованиями закона.
Межэтнический конфликт используется теми, кто, игнорируя многовековой опыт социального общежительства в нашей Отчизне, сталкивает представителей различных этносов (а в России их более 180) для достижения личных и корыстных целей, не имеющих ничего общего с защитой языка, культуры, самобытности. Подобные люди используют различные методы и средства пропаганды, в т.ч. противоправные…
Методы агитации
В начале 1990-х гг. не только в нашей стране, но и по всему миру основным средством распространения радикальных идей являлась устная и печатная агитация. Тогда проповеди, лекции, беседы совмещались с продажей (или даже бесплатной раздачей) книг, брошюр, газет и журналов. По мере того, как население массово обзаводилось аудио- и видеотехникой, то к существующим видам добавились агитация на аудио- и видео-носителях. К середине 2000-х гг. Интернет начал постепенно и уверенно входить в повседневную жизнь россиян, становясь одним из важных источников информации, а впоследствии для многих слоев населения – и самым главным, потеснив телевидение, печатные СМИ.
В Интернете россияне ныне проводят много времени. Есть там вещи полезные и, обратим внимание, весьма небезопасные. Среди многих материалов, поступающих на экспертные исследования, есть примеры, напрямую иллюстрирующие подобные деяния. Так, скриншот относительно недавно выявленной страницы из социальных сетей одного молодого человека содержал призыв: «Россия для Русских!» и знак, известный как неославянский символ «Лады Богородицы». Текст и изображение можно трактовать как лозунг людей, отстаивающий «чистоту» страны от любых «нерусских». Но это невозможно ни с теоретической, ни с практической точки зрения, исходя из истории всех, без исключения этносов, и не только русских. Если бы обстояло по-иному, то взрослые страдали бы от генетических заболеваний, а дети умирали, не дожив до юности. Природа распорядилась так, что мир выигрывает от многообразия рас и этносов.
Обращение к теории «этнической» чистоты противоречит и Конституции РФ, исключающей какие-либо преимущества одного этноса над какими-либо другими. Да и абсурдно определять «русскость» по внешним признакам. Иначе А.С. Пушкин (как один из символов русской культуры) не «выдержит» проверку, исходя из происхождения от прадеда-эфиопа.
Любопытен и оказавшийся в поле внимание скриншот одной страницы, что содержит стихи «Таджик», оскорбляющие представителей этого этноса (давшего миру Омара Хайяма) как «дурных и грязных». Между тем как слова: «работать не умеют», «полных мерзкой наркотой» уравнивают всех. При этом автор утверждал от имени «своего» этноса (хотя его в этом никто не уполномочил), что их не только никто «терпеть не хочет \ И не просто так их мочит \ Ненавистны нам их рожи! \ … ну и толерастов тоже…»
Побудительный итог в другом материале, направленном против уроженцев Кавказа – обращение: «Ты на стороне людей, против нашей расы?» и «Что бы ты не задумал, сделай это сейчас» подстрекают к совершению действий, унижающих честь и достоинство людей по признакам принадлежности по вольно трактуемым антропологическим отличиям. Между тем, с ХIХ в. уроженцы Кавказа – полноценные россияне.
Специфической особенностью социальных сетей, которая отличает их от сайтов, является то, что из-за некой персонализации, доверие пользователя к получаемой информации априори выше, чем к информации, получаемой из других источников, включая СМИ. И в этой связи необходимо объяснить, что иные случаи с молодыми людьми, весьма активно распространяющих в сети свои взгляды, подпадают под действие Уголовного кодекса как: «возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни»; «пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии»; «нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии».
Агрессивность радикалов основана на идеологии, о которой писал Л.Н. Гумилев так: «...истина и ложь не противопоставляются, а приравниваются друг другу. Из этого вырастает программа человекоубийства, ибо раз не существует реальной жизни, которая рассматривается либо как иллюзия (тантризм), либо как мираж в зеркальном отражении (исмаилизм), либо как творение сатаны (манихейство), то некого жалеть, ведь объекта жалости нет; и незачем жалеть – Бога не признают, значит, не перед кем держать ответ, и нельзя жалеть, потому что это значит продлевать мнимые, но болезненные страдания существа, которое на самом деле призрачно. А если так, то при отсутствии объекта ложь равна истине, и можно в своих целях использовать ту и другую».
В этой связи проанализируем происхождение двойной морали тех, кто утверждает: «ради Аллаха можно и солгать!». Спецслужбами ряда стран используются манипуляторы «боевой версии» нейролингвистического программирования (НЛП). Вот что пишется в специальном отчете: «Манипулятор НЛП обучен скрывать свои взгляды, в общении он всегда собран и всегда “работает”, в любом человеке он видит лишь “объект воздействия”, “объект разработки”, “объект использования и приспособления”. И ничего, кроме этого. Он способен тщательно и естественно скрывать и имитировать эмоции, правдоподобно и эмоционально имитировать те или иные взгляды и убеждения, ложно присоединяясь ко взглядам и убеждениям окружения и “объекта воздействия”. Речь идёт о подстройке к мимике, жестам и даже дыханию внушаемого. Для внушения очень важен яркий эмоциональный фон, за счёт одной эмоциональной окраски событий они способны довести человека до самоубийств».
Другой пример – использование компромата, когда к контактанту подбираются индивидуальные методы воздействия – в зависимости от особенностей его личности, а главное – от негативных черт характера. Да и создание стресса в массовом сознании – испытанный приём. Можно за два дня довести разумного человека до состояния, когда он полностью перестает понимать происходящее, теряет способность различать реальность и продукты воображения. В нём парализована воля к сопротивлению и даже к спасению. Известна создаваемая установка – психологическое состояние предрасположенности субъекта – к определённой активности в конкретной ситуации. Разумеется, в принципе можно программировать поведение человека и путем непосредственного внешнего воздействия на его биологические структуры и процессы.Например, вживив электроды в мозг и стимулируя или блокируя те или иные управляющие поведением центры. При некоторой технической изощренности можно даже не вживлять электроды, а воздействовать на высшую нервную систему человека на расстоянии – с помощью физических полей или химических средств.
Особым случаем надо считать одновременную подачу СМИ противоречащих друг другу сообщений. Это – признанная, нескрываемая нестыковка, которая должна просто сбить с толку людей, растрепать их мысли, из ничего создать отвлекающую проблему.