Методическое пособие по профилактике экстремизма

Методическое пособие по профилактике экстремизма

Москва

Издано при финансовой поддержке АНО ДПО «Институт этнокультурного образования»

Свобода слова и поступков без горьких последствий: методическое пособие по профилактике экстремизма / под ред. А.П. Яркова. М., 2017.

В пособии, подготовленном группой авторов, рассмотрены практические вопросы профилактики экстремизма. Предназначено для молодёжи, педагогов и воспитателей, представителей институтов гражданского общества, СМИ, широкого круга читателей.

© М., БИЦ, 2017 © Коллектив авторов, 2017

.

Введение

В условиях роста напряженности в России и в мире, вызванного участившимися случаями экстремистских проявлений и террористическими актами, появляется необходимость дать представления о сущности заявленной темы, предупредить о необходимости внимательного отношения к фактам и явлениям, которые могут стать угрозой для вас лично, ваших друзей и родственников, коллектива.

Слова «экстремизм» и «терроризм» обрушиваются на нас, увы, каждый день из социальных сетей, новостных блоков и аналитических передач радио и телевидения. Но эти понятия не всегда адекватно трактуются. Поясним: молодежь относится к той возрастной группе, которая склонна к новациям, экспериментам, в т. ч. и во внешнем облике, поведении, а то и в поступках. Прыгать на «тарзанке» с высокой точки – экстрим. Это действие становится привычным для окружающих, но и оно может стать социально опасным, когда пострадать могут окружающие.

В большей степени угрозу обществу (да и самой личности) представляет экстремизм, трактовку которому дает Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», который перечисляет деяния, относимые к экстремистским. Признаки составов преступлений, которые могут быть совершены и с использованием сети «Интернет», содержат несколько статей уголовного кодекса.

Помимо уголовной предусмотрена и административная ответственность по ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ (за пропаганду либо публичное демонстрирование атрибутики или символики нацизма, экстремистских организаций, а также запрещенных к демонстрированию федеральными законами) и по ч. 1 ст. 20.29 КоАП РФ (за массовое распространение экстремистских материалов из федерального списка таких материалов на сайте Минюста, а также их производство либо хранение в целях массового распространения).

Ещё жёстче законодательство оценивает террористические действия. К ним, к сожалению, причастны и наши соотечественники. Это, как правило, люди молодого и среднего возраста, которых психологи относят к людям с несформировавшейся или разрушенной идентичностью. Среди них оказалась и российская немка, уроженка якутского г.Нерюнгри О.Шредер, убитая в составе группы террористов в Пакистане.

К наказуемым относится публичное оправдание терроризма и иной террористической деятельности, упоминание идеологии, символика и образы террора и террористов как «героев». В этой связи особая тема – ИГИЛ / ДАИШ (ранее – Исламское государство Ирака и Леванта / Исламское государство Ирака и Шама / Исламское государство Ирака и Сирии) – квазигосударство, запрещенное Верховным Судом РФ[1]. Иным оно представляется как воплощенная мечта многих поколений мусульман о справедливом халифате. На практике это сборище фанатиков, руководимое теми, кто с точки зрения богословов незаконно присвоили себе права, принадлежащие лишь потомкам пророка Мухаммеда.

Впрочем, за пределами правового поля находятся и представители других экстремистских групп, неправомерно использующих положения христианства, иудаизма, буддизма и других религий, равно как и тех, кто взял на себя миссию «борца за чистоту нации» и страны. Их цель, при кажущемся различии, схожа – столкнуть людей в конфликте…

Методы агитации

В начале 1990-х гг. не только в нашей стране, но и по всему миру основным средством распространения радикальных идей являлась устная и печатная агитация. Тогда проповеди, лекции, беседы совмещались с продажей (или даже бесплатной раздачей) книг, брошюр, газет и журналов. По мере того, как население массово обзаводилось аудио- и видеотехникой, то к существующим видам добавились агитация на аудио- и видео-носителях. К середине 2000-х гг. Интернет начал постепенно и уверенно входить в повседневную жизнь россиян, становясь одним из важных источников информации, а впоследствии для многих слоев населения – и самым главным, потеснив телевидение, печатные СМИ.

В Интернете россияне ныне проводят много времени. Есть там вещи полезные и, обратим внимание, весьма небезопасные. Среди многих материалов, поступающих на экспертные исследования, есть примеры, напрямую иллюстрирующие подобные деяния. Так, скриншот относительно недавно выявленной страницы из социальных сетей одного молодого человека содержал призыв: «Россия для Русских!» и знак, известный как неославянский символ «Лады Богородицы». Текст и изображение можно трактовать как лозунг людей, отстаивающий «чистоту» страны от любых «нерусских». Но это невозможно ни с теоретической, ни с практической точки зрения, исходя из истории всех, без исключения этносов, и не только русских. Если бы обстояло по-иному, то взрослые страдали бы от генетических заболеваний, а дети умирали, не дожив до юности. Природа распорядилась так, что мир выигрывает от многообразия рас и этносов.

Обращение к теории «этнической» чистоты противоречит и Конституции РФ, исключающей какие-либо преимущества одного этноса над какими-либо другими. Да и абсурдно определять «русскость» по внешним признакам. Иначе А.С. Пушкин (как один из символов русской культуры) не «выдержит» проверку, исходя из происхождения от прадеда-эфиопа.

Любопытен и оказавшийся в поле внимание скриншот одной страницы, что содержит стихи «Таджик», оскорбляющие представителей этого этноса (давшего миру Омара Хайяма) как «дурных и грязных». Между тем как слова: «работать не умеют», «полных мерзкой наркотой» уравнивают всех. При этом автор утверждал от имени «своего» этноса (хотя его в этом никто не уполномочил), что их не только никто «терпеть не хочет \ И не просто так их мочит \ Ненавистны нам их рожи! \ … ну и толерастов тоже…»

Побудительный итог в другом материале, направленном против уроженцев Кавказа – обращение: «Ты на стороне людей, против нашей расы?» и «Что бы ты не задумал, сделай это сейчас» подстрекают к совершению действий, унижающих честь и достоинство людей по признакам принадлежности по вольно трактуемым антропологическим отличиям. Между тем, с ХIХ в. уроженцы Кавказа – полноценные россияне.

Специфической особенностью социальных сетей, которая отличает их от сайтов, является то, что из-за некой персонализации, доверие пользователя к получаемой информации априори выше, чем к информации, получаемой из других источников, включая СМИ. И в этой связи необходимо объяснить, что иные случаи с молодыми людьми, весьма активно распространяющих в сети свои взгляды, подпадают под действие Уголовного кодекса как: «возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни»; «пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии»; «нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии».

Агрессивность радикалов основана на идеологии, о которой писал Л.Н. Гумилев так: «...истина и ложь не противопоставляются, а приравниваются друг другу. Из этого вырастает программа человекоубийства, ибо раз не существует реальной жизни, которая рассматривается либо как иллюзия (тантризм), либо как мираж в зеркальном отражении (исмаилизм), либо как творение сатаны (манихейство), то некого жалеть, ведь объекта жалости нет; и незачем жалеть – Бога не признают, значит, не перед кем держать ответ, и нельзя жалеть, потому что это значит продлевать мнимые, но болезненные страдания существа, которое на самом деле призрачно. А если так, то при отсутствии объекта ложь равна истине, и можно в своих целях использовать ту и другую».

В этой связи проанализируем происхождение двойной морали тех, кто утверждает: «ради Аллаха можно и солгать!». Спецслужбами ряда стран используются манипуляторы «боевой версии» нейролингвистического программирования (НЛП). Вот что пишется в специальном отчете: «Манипулятор НЛП обучен скрывать свои взгляды, в общении он всегда собран и всегда “работает”, в любом человеке он видит лишь “объект воздействия”, “объект разработки”, “объект использования и приспособления”. И ничего, кроме этого. Он способен тщательно и естественно скрывать и имитировать эмоции, правдоподобно и эмоционально имитировать те или иные взгляды и убеждения, ложно присоединяясь ко взглядам и убеждениям окружения и “объекта воздействия”. Речь идёт о подстройке к мимике, жестам и даже дыханию внушаемого. Для внушения очень важен яркий эмоциональный фон, за счёт одной эмоциональной окраски событий они способны довести человека до самоубийств».

Другой пример – использование компромата, когда к контактанту подбираются индивидуальные методы воздействия – в зависимости от особенностей его личности, а главное – от негативных черт характера. Да и создание стресса в массовом сознании – испытанный приём. Можно за два дня довести разумного человека до состояния, когда он полностью перестает понимать происходящее, теряет способность различать реальность и продукты воображения. В нём парализована воля к сопротивлению и даже к спасению. Известна создаваемая установка – психологическое состояние предрасположенности субъекта – к определённой активности в конкретной ситуации. Разумеется, в принципе можно программировать поведение человека и путем непосредственного внешнего воздействия на его биологические структуры и процессы.Например, вживив электроды в мозг и стимулируя или блокируя те или иные управляющие поведением центры. При некоторой технической изощренности можно даже не вживлять электроды, а воздействовать на высшую нервную систему человека на расстоянии – с помощью физических полей или химических средств.

Особым случаем надо считать одновременную подачу СМИ противоречащих друг другу сообщений. Это – признанная, нескрываемая нестыковка, которая должна просто сбить с толку людей, растрепать их мысли, из ничего создать отвлекающую проблему.

Что делать родителям?

Запретить ребенку пользоваться Интернетом нельзя. Практически невозможно обычными средствами оградить ребенка от посещения нежелательных сайтов (а сайтов, «охотящихся» за детьми, в сети достаточно). Но есть ряд обязательных правил поведения в Интернете, которые нужно напомнить ребенку:

1. никогда не сообщать свое настоящее имя;

2. никогда не сообщать свой адрес, школу, класс;

3. никогда не давать номер своего домашнего и мобильного телефонов;

4. никогда не давать номера телефонов родителей;

5. никогда не соглашаться встретиться с незнакомым собеседником, «другом» из сети;

6. прежде чем включать собеседника в число контактёров – просмотреть его профиль, попытаться понять – что это за человек;

7. никогда и никому не пересылать фотографии родителей;

8. желательно не выкладывать свои настоящие фотографии;

9. не отправлять sms на незнакомые номера;

10. не переходить на сайты, которые рекомендуют незнакомцы в электронных письмах.

Примеры

Конечно, в иных случаях действия со стороны молодых людей в социальных сетях исходят из непонимания ими последствий. Между тем Интернет, к сожалению, становится удобным и дешевым инструментом пропаганды, в т.ч. исламских фундаменталистов, чем иная печатная продукция. Для пропагандиста и вербовщика порой достаточно личной страницы:функции социальной сети позволяют подписаться любому желающему. И она заменяет собой Интернет-сообщество, а личные записи, доступные для подписчиков, превращаются в свободную для просмотра информацию. Пример – страница ваххабита Айрата Вахитова, более известного как Салман Булгарский. В 2012–2013 гг. он был в Сирии и на своей странице в сети «Facebook» подробно освещал ход джихада. Ему не надо было создавать какие-то группы и сообщества: он и без них, увы, имел немало подписчиков, который читали и «вдохновлялись» его хроникой джихада[5]. Чтобы не быть обвинённым в участии в войне в Сирии в рядах незаконных вооруженных формированиях, он «подчистил» страницу, убрав прежние публикации.

От подобных людей «правдивой» информацией питалась студентка МГУ Варвара Караулова, которую пригласил в Сирию «жених». У того «жениха», как выяснилось, было с десяток «невест». Как мотыльки стремились они к «заманчивому огню обещанной любви». Оказалось, в результате, что женщины и девушки из России нужны в ИГИЛ как «живые бомбы» или для групповых сексуальных утех бойцов за «чистый ислам». После этого у обесчещенной только один путь – в шахидки. Бойцы при этом удовлетворены и живы…

У иных молодых людей «моден» коллаж из фотографий и обобщающей надписи «Misanthropic Division Brotherhood». Мало кто знает, что эта межрегиональное национал-радикальное объединение (название на русском языке «Мизантропик дивижн» является запрещенной организацией[6], а репост её символов, лозунгов и образов в подобных случаях приравнивается к их пропаганде. Так что совет – преодостеречься…

Юношеский экстрим – лазанье по высотным зданиям, но с нацистской символикой на Государственном флаге России, увы, заканчивается «взрослыми» статьями: «надругательство над государственной символикой»[7] и пропаганда нацизма, поскольку согласно законодательства, там присутствуют «публичные призывы к осуществлению указанных [экстремистских] деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения».

От радикальной оценки иные «борцы» за «чистоту нации» довольно быстро переходят к пропаганде нацизма. Так, один из скриншотов, проанализированный специалистами, представлял собою фотомонтаж – изображение Гитлера, поднявшего руку в фашистском приветствии и надписью поверх изображения «да иди ты …». Если использование авторами ненормативной лексики в публичной сфере – массовой коммуникации, каким являются социальные сети, является нарушением, которое может служить основанием для применения административных мер по отношению автору (публикатору), то демонстрация нацистской символики, каким является жест поднятой правой руки[8], относится к деяниям, в отношении которых наступает уже уголовная ответственность.

В России есть представители «неославянизма». Движение очень пестрое, как и цели людей, входящих в него. Нет опасности от тех, кто интересуется истоками своей культуры. Они придерживаются здорового образа жизни. У них есть общие праздники – одни из немногих, куда можно спокойно прийти с детьми. На гуляниях – будь то Масленица или День папоротника, всегда много добрых, отзывчивых людей. Накрыт общий стол (и без алкоголя!), пляшут, ведут хороводы, поют известные и любимые всеми песни. Создается чувство безопасности и общности.

Но когда главной идеей иных лидеров и их сторонников становится противопоставление и отделение славян от других россиян, это становится очень опасно. Туда активно вовлекаются молодые люди, слабо понимающие, чем плохи те, против кого они ополчились. Россия полиэтнична. И в «неославянине» течет «неславянская» кровь. Достаточно сделать такому радикалу генетический анализ, чтобы он разочаровался. Со временем на незнание накладывается идея превосходства над другими. И тогда из этого движения вырастают агрессивные акции. Так национализм привел к нацизму и неминуемо приведет к фашизму. Пример близкий – украинский национализм, к подавляющему большинству украинцев не имеющий отношения.

Вопросы молодежи и ответы взрослых

- У нас под боком, получается, может произойти трагедия. Может, стоит переключить внимание от борьбы с репостами на реальные проблемы? Например, по ваххабитам?

Известно о переезде молодых мусульман в ИГИЛ (организация запрещена в России) – в квазигосударство, где фанатики неправомерно используют идеи ислама, отправляют их на смерть. Против вербовщиков возбуждаются уголовные дела.

- Привлечь за систематическое недовольство можно спокойно, а остановить опасность, исходящую от исламского радикализма и русского национализма, очень сложно?

Дело в том, что нужны конкретные действия. Просто за мысли никого привлечь нельзя. Даже у самого добропорядочного гражданина могут возникнуть агрессивные помыслы в опредёленный момент. И если он ничего при этом не делает, никто не сможет запретить так думать.

- А если националист будет публиковать свои мнения и взгляды на «стене» в соцсети, репостить и лайкать материалы с националистическим уклоном?

Если только материалы будут призывать к агрессивным действиям против представителей другой этнической принадлежности, другого вероисповедания. Но такие организации очень быстро закрываются, попадают в список запрещённых.

- Как определить, что будет экстремизмом, а что – выражением собственного мнения?

Давай исходить из юридического определения. Любой здравомыслящий человек понимает, что крайне категоричные высказывания до добра не доведут. Есть, например, очень известные видеоблогеры, которые работают «на грани фола». Вот видеоматериалы одного из них – Данилы Поперечного. Молодой человек весьма одарённый, но у него есть ролики, которые вызывают сожаление: сатирик тратит талант, напрасно задевая чувства верующих. А для кого-то это свято, сакрально…

- Допустим, известного блогера обвинили в экстремизме. У него, как правило, сотни тысяч подписчиков. Они тоже станут экстремистами?

Его подписчики могут попасть под санкции, если то, что они тиражируют, относится к запрещенному контенту. Незнание, как известно, не освобождает от ответственности.

- Даже если подписчики не полностью разделяют мнение опального блогера?

Если активно интересуешься его материалами, часто публикуешь его в своем профиле «Вконтакте» – ты можешь оказаться «в опасной зоне». Согласись: если делаешь репост или «лайк», значит, уже пропагандируешь эти суждения.

Интернет-пространство мониторится с помощью оборудования, которое есть в распоряжении определённых служб. Оно реагирует на ключевые слова и знаки в публикуемом сообщении – маркеры. И на реакцию: лайки, репосты, комментарии. Поэтому будь аккуратен с высказываниями и с подписчиками.

- То есть достаточно одного репоста, чтобы стать экстремистом?

Это можно сделать случайно. И за один жест с вами ничего не случится. Никто специально не будет искать у домохозяйки запрещённый контент. И если её судят, значит, она размещала или писала у себя что-то с опасными маркерами не один раз. Вы можете интересоваться конкретной проблемой, изучать её с разных сторон. Но не надо рассылать друзьям материалы нацистского содержания. Зачем? Лучше размести у себя на «стенке» красивую песню или фотографию.

Был случай: молодой человек разместил на странице «Вконтакте» видеоролик сомнительного содержания. Затем стал коллекционировать подобный контент у себя на странице, думая, что это его частная жизнь. Потом распространял их, писал комментарии, в т.ч. и в своем профиле. Это заинтересовало правоохранительные органы. Представителям правопорядка стало очевидно: парень попал «в капкан» некритичного отношения к информации. Он превратился из «интересующегося» в пропагандиста экстремизма. Что в этом хорошего?

- А если не довольны ростом цен, постоянно пишут об этом в блоге или в соцсети, публикуют фото из магазинов и допускают высказывания типа «Сколько это можно терпеть?!», то я тоже могут попасть под статью об экстремизме?

Высказывать свое мнение можно – мы живем в свободной стране. Посмотри, сколько политических акций, демонстраций, массовых выступлений проходит, которые никем не наказываются! Один человек или группа лиц высказывают мнение, как правило недовольство чем-то. И органы правопорядка охраняют митингующих, контролируя, чтобы ситуация не переросла в агрессивное действие. И все на этом. Но если ты постоянно и безосновательно обвиняешь, а также будешь употреблять крепкие выражения – это, конечно, может заинтересовать соответствующие органы.

- В последние два года общество сильно разделено на т.н. патриотов и оппозицию. Обе эти группы зачастую агрессивно настроены друг против друга. И если патриотично настроенный человек систематически высказывает критику в адрес оппозиционно настроенного – его тоже могут привлечь за экстремизм?

Человек может быть согласным или несогласным с положением вещей. Это его право. Но если он действует агрессивно, оскорбляет противников, то может быть привлечён. Политическая борьба – вещь очень ответственная. И перейти грань довольно легко.

Если ты посетитель мечети.

Никто не оспаривает право человека свободно исповедовать религию. Но известно, что иных мусульман вербуют во время посещения мечетей, халяльных кафе, на рынках и базарах, где большая концентрация приезжих (там существуют своеобразные «биржи труда», где человек может найти работу). Как правило, вербовщик наблюдает потенциальную жертву: это может быть молодой человек растерянного вида, приезжий, который ищет земляков: он пришёл за моральной либо материальной поддержкой.

С ним заводят разговор, проявляют внимание и благосклонность, стараются помочь в решении проблемы. Они даже дают деньги в долг, делают фиктивные разрешительные документы. Но потом начинают «промывать мозги»: пропагандируют «чистый ислам», дают читать «настоящие» книги, предлагают не ходить в мечеть, «т.к. там неправильно молятся», а посещать собрания «истинно верующих» на квартире. Во многом всё будет строиться по той же схеме, что и в соцсетях. А в итоге могут вполне откровенно предложить поехать на войну за вознаграждение или начинают шантажировать, угрожая раскрыть твои секреты, проступок или вредную привычку родным и друзьям.

Почему так происходит?

Приемы информационного воздействия,которыми пользуются вербовщики и распространители противоправных идей, не новы. Среди таких эксперты указывают на подтасовку фактов, игры на необразованности или незнании определённых вещей, манипулирование тенденциозно подобранными новостями и яркая риторика.

Способы использования религии в нелегитимных целях или с применением незаконных методов политической борьбы практически всегда связаны с больше или меньше искаженным толкованием религиозных догм и манипулированием религиозным сознанием, спекулятивным толкованием канонов, а часто и с прямым их нарушением.

Среди причин, которые побуждают молодых мусульман отправиться на джихад в Сирию, переехать жить в халифат, эксперты отмечают: желание участвовать в создании идеального с их точки зрения государства; стремление послужить великой благородной идее; построение справедливого общества; приключенческий азарт; поиск жениха – «правильного» мусульманина (одна из мотиваций для девушек). Встречается и более страшная мотивация – страсть к физическому насилию.

ИГИЛ привлекает радикалов и тем, что в отличие от других террористических группировок провозгласил халифат и, якобы, воплотил заветную мечту миллионов мусульман. Именно по этой причине, например, значительная часть боевиков «Имарата Кавказ» перебралась в Сирию: одно дело долго (и безрезультатно) воевать партизанскими методами в горах и лесах за умозрительное исламское государство, совершенно другое – уже на конкретной территории реализовывать этот идеал. Но уже и многие исламские улемы объясняет неправомочность создания в настоящее время и обстоятельствах халифата. Тем более, что это «строительство» идёт на крови и страданиях людей, в т.ч. мусульман. Об этом со всей определённостью сказал пророк Мухаммед, отрицавший право отнимать жизнь у безвинного человека.

Что нужно делать?

Не вступая в долгие и часто бесплодные дискуссии с тем, кто давно приобрёл опыт вербовки, лучше всего ответить так: «Брат, вот ты мне говоришь: надо ехать на джихад, а сам чего же тут сидишь и не едешь?» либо: «Ты езжай на войну, я за тебя джаназа (заупокойную молитву) прочитаю». Многие вербовщики, ничем не рискуя,отправляют в ИГИЛ людей, получая деньги за проданные ими души.

Помни, что участие в террористической деятельности является тяжким преступлением, которое карается различными сроками лишения свободы. Если ты уедешь в ИГИЛ, то навсегда разрушишь собственную жизнь и жизнь своих близких! Если ты чувствуешь, что вербуют, незамедлительно обратись в правоохранительные органы, тем самым окажешь содействие борьбе с терроризмом.

Литература

1. Методические рекомендации по совершенствования пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации / под общ. ред. В.В. Попова. М., 2013. С. 17.

2. Гладышев-Лядов В. Социальные сети как инструмент для пропаганды экстремизма // Обзор НЦПТИ. 2013. №2 (июнь). С. 29.

3. Штейнбух А.Г. Интернет и антитеррор. М., 2013. С. 12-13.

4. Авдеев Ю.И. Религиозный терроризм: особенности формирования, современная роль, характерные черты // Терроризм и религия / науч. ред. В.Н.Кудрявцев; сост. Л.В.Брятова; Обществ.-консультативный совет по проблемам борьбы с международным терроризмом РАН. М., 2005. С. 180-181.

5. Тарадай Д. Как «Исламское государство» привлекает молодежь // "Русская служба BBC", 10 июня 2015 года. URL: http://www.bbc.com/russian/international/2015/06/150610_how_isis_recruits_people

6. Маркин В.В., Роговая А.В. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде // «Власть». 2012. № 11. С. 144.

7. Топалов А. «Исламское государство» превращается в главную угрозу для России // "Взгляд", 25 июня 2015 года. URL: http://vz.ru/society/2015/6/25/752581.html

8. Лохина Е.А. Терроризм в социальных сетях. Практика распространения и борьбы с ним // Материалы молодежных форумов Приволжского и Южного федеральных округов: «Выбор молодежи - Интернет без терроризма» (ПФО) и «Интернет без терроризма» (ЮФО). М., 2013. С. 56.

9. Сулейманов Р.Р. Методы и формы агитации ИГИЛ в социальных сетях в Интернете. Русская народная линия. События в Сирии, Ливии, Ираке и цветные революции на Ближнем Востоке Война в Сирии и Ираке / 16.10.2015. URL: http://www.apn.ru/publications/article34201.htm.

10. Зеленина О.В. Методика выявления признаков экстремизма. Екатеринбург, 2009.

.

Настоящее пособие подготовлено коллективом авторов в составе:

Доценко Евгений Леонидович, доктор психологических наук, профессор Института психологии и педагогики Тюменского госуниверситета

Пушкаревич Ольга Анатольевна, судебный эксперт-психолингвист

Старостин Алексей Николаевич, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой политической истории Уральского Федерального университета

Ярков Александр Павлович, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Экспертного научного центра противодействия идеологии экстремизма и терроризма Тюменского госуниверситета.

[1] Решение от 29.12.2014 г. (вступило в силу 13.02.2015 г.).

[2] Например, исламские фундаменталисты используют понятие джихад для обозначения войны с неверными во имя распространения мусульманской веры. Однако с арабского языка джихад переводится как «усилие». Если в первые века распространения ислама джихад действительно трактовался как война, причем война оборонительная, то с XIV в. концепция джихада усложняется: наивысшим проявлением считается джихад духовный, т.е. внутреннее самосовершенствование на пути к Аллаху. Недавно пришедшие в ислам люди этого не знают, а их «вожди» это игнорируют.

[3] Ранее в отношении деяний экстремистской направленности ВС РФ разъяснил только то, что массовое распространение экстремистских материалов является уголовным преступлением или административным правонарушением в зависимости от направленности умысла распространителя.

[4] Во всех случаях в виде наказания могут быть назначены различные виды работ и лишение права занимать определенные должности и заниматься определенными видами деятельности.

[5] Впоследствии он покинул Сирию, перебрался в Турцию, пытаясь представить из себя мусульманского политэмигранта, вынужденного находиться за пределами России.

[6] Решение Красноярского краевого суда от 17.07.2015 г.

[7] В этом усматривается признаки преступления, предусмотренного ст. 329 УК РФ.

[8] Символом германского нацизма является «римское приветствие» – вскидывание правой руки с открытой ладонью под углом 45°.

[9] В последнее время для вербовки также используются мессенджеры: WhatsApp, Telegram и Viber.

[10] Как правило, предлагается это сделать заочно – через Интернет, т.к. как настоящий имам серьёзно оценит выбор молодых людей. Тем более, что наши современники предпочитают явится на никах сами, а не через родственников.

методическое пособие по профилактике экстремизма

Москва

Издано при финансовой поддержке АНО ДПО «Институт этнокультурного образования»

Свобода слова и поступков без горьких последствий: методическое пособие по профилактике экстремизма / под ред. А.П. Яркова. М., 2017.

В пособии, подготовленном группой авторов, рассмотрены практические вопросы профилактики экстремизма. Предназначено для молодёжи, педагогов и воспитателей, представителей институтов гражданского общества, СМИ, широкого круга читателей.

© М., БИЦ, 2017 © Коллектив авторов, 2017

.

Введение

В условиях роста напряженности в России и в мире, вызванного участившимися случаями экстремистских проявлений и террористическими актами, появляется необходимость дать представления о сущности заявленной темы, предупредить о необходимости внимательного отношения к фактам и явлениям, которые могут стать угрозой для вас лично, ваших друзей и родственников, коллектива.

Слова «экстремизм» и «терроризм» обрушиваются на нас, увы, каждый день из социальных сетей, новостных блоков и аналитических передач радио и телевидения. Но эти понятия не всегда адекватно трактуются. Поясним: молодежь относится к той возрастной группе, которая склонна к новациям, экспериментам, в т. ч. и во внешнем облике, поведении, а то и в поступках. Прыгать на «тарзанке» с высокой точки – экстрим. Это действие становится привычным для окружающих, но и оно может стать социально опасным, когда пострадать могут окружающие.

В большей степени угрозу обществу (да и самой личности) представляет экстремизм, трактовку которому дает Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», который перечисляет деяния, относимые к экстремистским. Признаки составов преступлений, которые могут быть совершены и с использованием сети «Интернет», содержат несколько статей уголовного кодекса.

Помимо уголовной предусмотрена и административная ответственность по ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ (за пропаганду либо публичное демонстрирование атрибутики или символики нацизма, экстремистских организаций, а также запрещенных к демонстрированию федеральными законами) и по ч. 1 ст. 20.29 КоАП РФ (за массовое распространение экстремистских материалов из федерального списка таких материалов на сайте Минюста, а также их производство либо хранение в целях массового распространения).

Ещё жёстче законодательство оценивает террористические действия. К ним, к сожалению, причастны и наши соотечественники. Это, как правило, люди молодого и среднего возраста, которых психологи относят к людям с несформировавшейся или разрушенной идентичностью. Среди них оказалась и российская немка, уроженка якутского г.Нерюнгри О.Шредер, убитая в составе группы террористов в Пакистане.

К наказуемым относится публичное оправдание терроризма и иной террористической деятельности, упоминание идеологии, символика и образы террора и террористов как «героев». В этой связи особая тема – ИГИЛ / ДАИШ (ранее – Исламское государство Ирака и Леванта / Исламское государство Ирака и Шама / Исламское государство Ирака и Сирии) – квазигосударство, запрещенное Верховным Судом РФ[1]. Иным оно представляется как воплощенная мечта многих поколений мусульман о справедливом халифате. На практике это сборище фанатиков, руководимое теми, кто с точки зрения богословов незаконно присвоили себе права, принадлежащие лишь потомкам пророка Мухаммеда.

Впрочем, за пределами правового поля находятся и представители других экстремистских групп, неправомерно использующих положения христианства, иудаизма, буддизма и других религий, равно как и тех, кто взял на себя миссию «борца за чистоту нации» и страны. Их цель, при кажущемся различии, схожа – столкнуть людей в конфликте…

Наши рекомендации