Вопрос 13. Конфликт в педагогическом общении, его причины, специфика. Деструктивные и конструктивные стороны конфликта. Формы конфликтного поведения учителя и учеников. Этапы развития конфликта.

Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, которое характеризуется активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий.

Условия возникновения конфликта – это особенности внешней ситуации,

Группы пед конфликта:

-мотивационные – возникают по причине слабой мотивации УД школьника;

-конфликты связанные с недостатками организации обучения в школе;

-конфликты взаимодействия (учащихся м/у собой, учителей и школьников,

учителей и администрации).

-в зависимости от участников конфликта: внутриличн, межличн, личностно

групповые, межгруп;

-конфликты в зависимости от соц последствий: конструктивные (способствуют развитию соц. системы), деструктивные (ведут к разрушению соц системы);

-в зависимости от длительности и напряженности конфликта: бурные быстротекущие; острые длительные, слабовыраженные вялотекущие, слабовыраженные быстротекущие.

Причины пед конфликта:

-в системе отношений учитель-ученик: нарушение дисциплины на уроке; необъективность при оценке знаний; неподготовленное домашнее задание или пропуски уроков; оскорбления со стороны учителя, грубость и несдержанность;

-в системе отношений учитель-родитель: предвзятое отношение к ребенку со стороны учителя; самоустранение родителей от процесса обучения и воспитания;

-в системе отношений учитель-учитель: нетактичное отношение друг к другу; неудобное расписание; перекладывание чужих обязанностей; неравномерное распределение нагрузки.

При разрешении конфликта с детьми необходимо использовать технологию разрешения конфликтов, предложенную Ю.Б. Гиппенрейтер.

1. Активное слушание.

2. «Я-сообщение».

3. Сбор возможных решений: «Как же нам быть?».

4. Детализация принятого решения.

5. Выполнение принятого решения.

6. Контроль. Лучше, если ребенок будет сам анализировать деятельности после вопроса: «Как у нас идут дела?».

«Активное слушание» (констатация чувств собеседника). Причины переживаний у детей часто бывают спрятаны в сфере чувств. Ребенок может быть расстроен, обижен, устал, ему больно, стыдно, страшно, с ним обошлись несправедливо, т.е. у него эмоциональная проблема. Взрослому необходимо дать понять ребенку, что он «слышит и понимает» его переживания. Для этого необходимо:

• Повернитесь лицом к ребенку, старайтесь находиться на «одном уровне».

• Дайте ему понять, что вы чувствуете его переживания, постарайтесь «озвучить» чувства ребенка. При этом правильно стройте фразы (при обращении к подросткам: «Чувствую, вы оба обижены, оскорблены случившимся») и задавайте вопросы, вопросы «в лоб» ребенка обидят («Что-то случилось?», вместо «Что случилось?).

• Держать паузу, после реплики взрослому лучше помолчать. Ребенок разбирается во внутренних переживаниях.

• Взрослый при ответе может повторить слова ребенка, т.е. дать понять, что вы его поняли.

«Я-сообщение» (констатация своих чувств). Если что-то не нравится в действиях ребенка – не упрекать. На так называемое «Ты-сообщение» типа «Опять ты!», «Как ты мог это сделать?»…

Преимущества «Я-сообщения»: позволяет взрослому в необидной для ребенка форме выразить негативные чувства; позволяет ребенку узнать ощущения и чувства взрослого; когда ребенок чувствует, что взрослый искренен. То и сам становится искренним; высказывая свои чувства без приказа, осуждения, выговора, взрослый оставляет за ребенком возможность самому принять решение и учесть наши пережавания.

Некоторые авторы предлагают рассматривать целостно конфликт и процесс его разрешения, выделяя при этом следующие моменты:

1) предконфликтная стадия;

2) собственно конфликт;

3) разрешение конфликта;

Послеконфликтная стадия.

Конфликт в педагогическом общении. Типы педагогических стратегий управления конфликтом (приспособление,уклонение,отступление,сотрудничество,компромисс, доминирование). Методы быстрого снятия психологического напряжения. Культура и этика решения спорных вопросов.

Конфликт в педагогическом общении – это столкновение интересов между учителем и учеником (иногда классом), учителем и родителем.

1.Приспособление характеризуется тем, что субъект готов убрать на задний план свои потребности, желания и интересы и пойти на уступки оппоненту, чтобы не допустить конфронтации. Подобную стратегию нередко выбирают люди с заниженной самооценкой, неуверенные в себе и считающие, что их позиция и мнение не должны браться в расчёт.

2. Уклонение- человек старается сделать всё возможное, чтобы отложить конфликт и принятие важных решений на потом. При такой стратегии человек не только не отстаивает свои интересы, но и не проявляет внимания к интересам оппонента.

3. Отступление- одна из сторон отказывается от своих претензий и полностью уступает другой.В результате в выигрыше оказывается только одна из сторон, вовлеченных в конфликт. Эта стратегия оправдана как один из единственных способов решения конфликта в межличностном восприятии, но этот способ неэффективен, если конфликт возник по объективным причинам.

4. Компромисс - состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками.

5. Сотрудничество- наиболее эффективная стратегия поведения в конфликте, т.к. достигается выгода для всех участников. Субъект собирает информацию об оппоненте, предмете конфликта и самом конфликте, открыто обсуждает конфликт, стремится его опредметить, вырабатывает альтернативные предложения и выслушивает предложения оппонента. Сотрудничество ориентировано, главным образом, на понимание противоположной позиции, внимание к точке зрения оппонента и поиск устраивающего всех решения. Благодаря такому подходу можно добиться взаимоуважения, взаимопонимания и доверия, что самым лучшим образом способствует развитию долгосрочных, крепких и стабильных отношений. Наиболее эффективно сотрудничество, когда предмет конфликта важен для всех его сторон.

6. Доминирование- субъект стремится к удовлетворению своих собственных интересов, принося ущерб интересам противоположного субъекта. Следуя представленной стратегии, человек уверен, что одержать верх в конфликте возможно только для одного участника, а сама победа для одного всегда будет означать поражение для другого. Человек, предпочитающий соперничество, будет «гнуть свою линию» всеми доступными ему способами. Противоположная же позиция браться во внимание им не будет. Жёсткое отстаивание своей позиции, конечно же, может помочь субъекту одержать верх в случае конфликта. Но такая стратегия не может быть применима, если последующее взаимодействие людей подразумевает длительные отношения, например, совместную работу, дружбу, любовь. Ведь отношения могут развиваться и вообще иметь право на существование только в том случае, когда в расчёт берутся желания и интересы всех людей, а поражение одного будет означать поражение для каждого. Поэтому, если человек, с которым у вас возник конфликт, дорог вам или отношения с ним по какой-либо причине для вас важны, стратегию соперничества для разрешения конфликта лучше не применять.

1. РАЗРЯДКА ЭМОЦИЙ.

Выразите вслух все, что Вы хотите или хотели сказать (громко

крикните в тишину квартиры).

ПЛАЧ.

Если хочется плакать - плачьте. (Особенно это касается мужчин. В нашей культуре считается, что настоящий мужчина не должен плакать. Эту мысль внушают мальчикам с раннего детства. Однако слезы приносят облегчение и снижают боль.)

З. ТЕПЛЫЙ ДУШ.

Теплая вода действует расслабляюще на мышцы, тем самым снимая напряжение.

Физические упражнения.

Наши рекомендации