Соответствие воли и волеизъявления участника сделки

Действительность сделки предполагает совпадение воли и волеизъявления.Несоответствие между действительными желани­ями, намерениями лица и их выражением вовне служит основа­нием признания сделки недействительной. При этом следует читывать, что до обнаружения судом указанного несовпадения (действует презумпция совпадения воли и волеизъявления. Несо­ответствие между волей и волеизъявлением субъекта может быть результатом ошибок или существенного заблуждения относитель­но предмета и условий сделки.

От несоответствия воли и волеизъявления следует отличать пречности (дефектности) воли.В отмеченных случаях воля а может совпадать с волеизъявлением, но содержание воли не отражает действительных желаний и устремлений субъекта, так как она сформировалась у него под влиянием обмана, насилия угрозы, стечения тяжелых обстоятельств или искажена в результа­те злонамеренного соглашения представителя субъекта с другой стороной. Упречность (дефектность) воли также является основа­нием для признания недействительности сделок.

2.

Сделка порождает права и обязанности при условии соблюде­ния требуемой формы. Сделки могут совершаться устно, в пись­менной форме (простой или нотариальной), путем осуществления конклюдентных действий, молчания (бездействия).

Устная формасделок заключается в том, что стороны выража­ют волю словами (при встрече, по телефону), благодаря чему воля воспринимается непосредственно. В общем виде правило о сфере применения устной формы сделок формулируется следующим об­разом: сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая либо нотариальная) форма, мо­жет быть совершена устно (п. 1 ст. 159 ГК). Этим самым субъек­там, заключающим сделку, предоставлена свобода выбора между устной и письменной формами.

Устно могут совершаться все сделки, исполняемые при самом их совершении. При этом не принимается в расчет сумма, на кото­рую совершается сделка. Примером такой сделки может служить приобретение товара в магазине, где его передача и оплата проис­ходят одновременно. В данном и подобных ему случаях устной формы достаточно, ибо исполнение сделок при их совершении означает прекращение их действия с этого момента. Из приведен­ного правила есть исключение — сделки, исполняемые при самом их совершении, не могут быть совершены устно, если для них ус­тановлена нотариальная форма либо если в отношении таких сделок установлено, что нарушение простой письменной формы влечет их недействительность (ст. 159 ГК). В устной форме совер­шаются сделки граждан на сумму, не превышающую в десять раз минимальный размер оплаты труда, установленный законом (п. 1 ст. 161 ГК).

В законодательстве (п. 3 ст. 159 ГК) предусмотрена возможность использования сделок, совершенных устно, во исполнение догово­ра, заключенного в письменной форме, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору. Подобное имеет место, когда в соответствии с письменным договором поставки на протяжении года будет производиться отпуск товаров по мере возникно­вения потребности покупателя на основе его устной заявки.

Исполнение сделок, совершенных в устной форме, может со­провождаться выдачей документа, подтверждающего их исполне­ние (товарных чеков, справок о покупке товарно-материальных ценностей и т. п.), а также выдачей легитимационных знаков (но­мерков, жетонов и т, п.). Но это не меняет сути устной формы.

Сделка, которая может быть совершена устно, может совер­шаться также путем осуществления лицом конклюдентных действий (п. 2 ст. 158 ГК). Конклюдентные действия(от лат. соncludere — заключать) — поведение, посредством которого обна­руживается намерение лица вступить в сделку. Так, опуская в автомат деньги, лицо изъявляет волю на покупку товара, содержа­щегося в автомате.

Молчаниеможет иметь правообразующую силу, если законом или соглашением сторон ему придается такое свойство. Только в этих случаях молчание свидетельствует о выражении воли субъек­та породить или допустить правовые последствия. Так, если арен­датор продолжает пользоваться имуществом после истечения сро­ка договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопре­деленный срок. Данный пример интересен и тем, что воля арендо­дателя на продолжение арендных отношений выражается молча­нием, а воля арендатора на это выражается путем осуществления конклюдентных действий (продолжением пользования арендован­ным имуществом).

Письменная форма сделок

Письменная форма позволяет наиболее адекватно, докумен­тально закрепить волю субъектов сделки и тем самым обеспечить Доказательства действительной направленности их намерений. По соглашению субъектов можно облечь в письменную форму любую сделку, хотя по закону такая форма и не обязательна для нее.

Простая письменная формадля сделок предписывается зако­нодателем двумя способами.

Первый способреализуется установлением правила о том, что долж­ны совершаться в простой письменной форме, за исключением сде­лок, требующих нотариального удостоверения:

а) сделки юридических лиц между собой и с гражданами;

б) сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальной размен оплаты труда.

Из этого правила делается исключение для сделок, которые могут со­вершаться устно независимо от субъектного состава и суммы сделки (ст. 159 ГК).

Второй способреализуется установлением прямых предписаний за­кона о необходимости простой письменной формы для той или иной сделки независимо от ее субъектного состава и суммы сделки. На­пример, непосредственно в силу закона для таких сделок, как догово­ры о коммерческом представительстве, залоге, поручительстве, задат­ке, купле-продаже недвижимости, о банковском кредите и т. п., во всех случаях обязательна простая письменная форма.

Письменная форма сделки означает, что воля лиц, ее соверша­ющих, закрепляется (объективируется) в документе, подписанном лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным обра­зом уполномоченными ими лицами.Составлением одного докумен­та во всех случаях должна быть оформлена односторонняя сдел­ка, если для ее совершения предписана простая письменная форма. Двусторонние и многосторонние сделки — договоры могут совер­шаться в письменной форме как в виде составления одного доку­мента, подписанного сторонами, так и в виде обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно устано­вить, что документ исходит от стороны по договору. Документы, оформляющие сделку, могут быть исполнены в нескольких эк­земплярах.Все экземпляры являются оригиналами документа и имеют равную юридическую силу. Этим они отличаются от копий.

Во всех случаях сделка, совершенная в письменной форме, представляет собой один или несколько документов. Поэтому сдел­ка, совершенная в письменной форме, может считаться надлежа­ще оформленной, если в документе(ах) присутствуют обязатель­ные реквизиты. Реквизиты(от лат. requisitum — необходимое) — это данные, которые должны содержаться в письменном документе(ах), оформляющем сделку. Реквизитами являются сведения о наименовании кредитора, сумме платежа, месте исполнения обя­зательств, дате совершения сделки, подписи сторон и т. п. Рекви­зиты сделки могут устанавливаться ее участниками, а также не­посредственно предписаниями закона. В тех случаях, когда перечень необходимых реквизитов, подлежащих отражению в документе, определяется законодательством, как правило, отсутствие какого-либо реквизита приводит к недействительности доку­мента, а через это — к недействительности сделки, Так, например, отсутствие в векселе наименования «вексель», включенного в текст документа, означает, что такой документ не имеет силы векселя, а сама сделка по выдаче подобного документа не может расцени­ваться как сделка по выдаче векселя.

Обязательным реквизитом любого документа, письменно оформ­ляющего сделку, являются подписьлица или подписи лиц, совер­шающих сделку, или должным образом уполномоченных ими лиц. От имени юридического лица документ должен быть подписан лицом, обладающим в соответствии с законом и учредительными документами правами исполнительного органа данного юридичес­кого лица. В тех случаях, когда в соответствии с законом юриди­ческое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя обязанности через своего участника (п. 1 ст. 72 ГК), доку­мент, оформляющий сделку, подписывается участником.

Когда гражданин, вступающий в сделку, не может вследствие физических недостатков, болезни, неграмотности подписать ее собственноручно, по его поручению сделку подписывает другое лицо — рукоприкладчик.Подпись последнего должна быть засви­детельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, с указа­нием причин, в силу которых совершающий сделку не мог подпи­сать ее собственноручно. Если рукоприкладчик подписывает до­веренность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознагражде­ния авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, вкла­дов в банках и на получение корреспонденции, в том числе денеж­ной и посылочной, то подпись рукоприкладчика может быть удостоверена также организацией, где работает гражданин, кото­рый не может собственноручно подписаться, или администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении (п. 3 ст. 160 ГК).

Подпись, совершенная рукоприкладчиком, является подписью его самого, а не лица, за которое он подписался.Поэтому подпись Рукоприкладчика нельзя смешивать с аналогом собственноручной подписилица, совершающего сделку.

В этой связи представляется юридически некорректным, нарушающим нор­мы ст. 53,160 ГК требование об обязательности подписи главного бухгалтера на документах, оформляющих сделки юридических лиц, закрепленное в ст. 7 Закона о бухгалтерском учете.

Наши рекомендации