Виды толкования нормативно-правовых актов
Говоря о видах толкования, следует учитывать, что речь идет о видах двух связанных, но разных явлений:
а) о видах результатов уяснения;
б) о видах разъяснения.
Результат толкования-уяснения по своему объему может быть: 1) буквальным; 2) ограничительным и 3) распространительным (расширительным).
Результат толкования бывает буквальным (адекватным), когда действительный смысл нормативного акта (воля законодателя) и буквальный текст полностью совпадают друг с другом, то есть использование всей совокупности способов толкования дает практически тот же результат, что и первоначальное (грамматическое, языковое) толкование текста закона.
Ограничительное толкование имеет место, когда действительный смысл, содержание нормы уже ее текстового оформления, то есть конечный результат уяснения по объему уже грамматического толкования.
Распространительное толкование — когда конечный результат толкования (подлинная воля законодателя) по объему шире буквального текста.
Толкование-разъяснение делится на виды в зависимости от субъекта, дающего это разъяснение. По этому признаку оно может быть официальным или неофициальным.
Официальное толкование:
а) дается уполномоченным на то органом;
б) формулируется в специальном акте;
в) формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.
Официальное разъяснение может быть: 1) нормативным и 2) казуальным.
Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать новых юридических норм: оно только разъясняет смысл уже действующих. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должно, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения.
В свою очередь официальное нормативное толкование-разъяснение классифицируется на: а) аутентичное; б) легальное.
Аутентичное дается тем органом, который издал данный акт (основанного на первоисточнике, авторского). В Российской Федерации подобные разъяснения могут издаваться Государственной Думой, Президентом и другими правотворческими органами.
Если официальное нормативное разъяснение дается уполномоченным на то органом, то оно называется легальным (разрешенным, делегированным). Оно должно производиться в рамках компетенции органа, производящего разъяснение. В Российской Федерации правом издавать официальные разъяснения наделены, в частности, все высшие судебные органы.
Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение нормативно-правового акта применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела.
Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Оно подразделяется на: а) обыденное (даваемое гражданами в быту, в повседневной жизни); б) профессиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами - адвокатами, юрисконсультами и т.д.); в) доктринальное, осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях и т.п.
Акты толкования права
Акт толкования права — это такой правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм.
Особенности актов толкования права: 1) представляют собой разъяснение смысла юридических норм; 2) содержит конкретизирующие, а не нормативные предписания; 3) не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют; 4) не являются формой и источником права.
Различают следующие виды актов толкования права:
в зависимости от видов официального толкования они подразделяются на акты нормативного (аутентичные и легальные) и казуального толкования;
в зависимости от органов, дающих толкование, — на акты органов государственной власти, управления, судебных и прокурорских органов и т.п.;
в зависимости от предмета правового регулирования — на акты толкования уголовного права, административного, гражданского и т.д.;
в зависимости от характера — на материальные процессуальные акты;
в зависимости от формы — на указы, постановления, приказы, инструкции и т.д.
в зависимости от юридической природы различают интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.
Лекция 13 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
13.1 Правомерное поведение
13.2 Понятие правонарушения. Виды правонарушений
13.3 Юридический состав правонарушения
13.4 Причины правонарушений
13.5 Объективно-противоправные деяния
13.6 Государственное принуждение
13.7 Юридическая ответственность. Понятия, признаки, цели и основания
13.8 Принципы юридической ответственности
13.9 Виды юридической ответственности
13.10 Условия, исключающие юридическую ответственность.
Правомерное поведение
Правомерное поведение — это деяния субъектов, соответствующие нормам права и социально полезным целям.
Признаки: 1) поведение соответствуют нормам права (формальный аспект); 2) поведение социально значимо, не противоречит общественным
интересам и целям (содержательный аспект); 3) поведение осознанно (субъективная сторона).
В зависимости от степени социальной значимости подразделяется на:
необходимое (служба в армии);
желательное (научное, художественное творчество);
допустимое (отправление религиозных культов).
В зависимости от мотивов (субъективной стороны) правомерное поведение подразделяются на:
Социально-активное - это поведение, которое основано на убеждении в необходимости и целесообразности правомерного поведения. В этом
случае субъект действует не из-за поощрения или страха перед наказанием,
а на основе высокоразвитого правосознания и правовой культуры. Оно наиболее социально значимо, так как связан с реализацией не только личного,
но и общественного интереса, с борьбой за реальное утверждение в жизни
принципов права, законности, порядка.
Конформистское — это поведение, которое основано на подчинении
правовым нормам без их глубокого анализа и всестороннего осознания, как
следствие приспособления личности к внешним обстоятельствам.
Маргинальное поведение — это поведение, основанное на подчинении правовым нормам, но совершаемое под воздействием властного принуждения и страха перед наказанием.