Виды толкования нормативно-правовых актов

Говоря о видах толкования, следует учитывать, что речь идет о видах двух связанных, но разных явлений:

а) о видах результатов уяснения;

б) о видах разъяснения.

Результат толкования-уяснения по своему объему может быть: 1) бук­вальным; 2) ограничительным и 3) распространительным (расширительным).

Результат толкования бывает буквальным (адекватным), когда действи­тельный смысл нормативного акта (воля законодателя) и буквальный текст полностью совпадают друг с другом, то есть использование всей совокуп­ности способов толкования дает практически тот же результат, что и перво­начальное (грамматическое, языковое) толкование текста закона.

Ограничительное толкование имеет место, когда действительный смысл, содержание нормы уже ее текстового оформления, то есть конечный результат уяснения по объему уже грамматического толкования.

Распространительное толкование — когда конечный результат толко­вания (подлинная воля законодателя) по объему шире буквального текста.

Толкование-разъяснение делится на виды в зависимости от субъекта, дающего это разъяснение. По этому признаку оно может быть официаль­ным или неофициальным.

Официальное толкование:

а) дается уполномоченным на то органом;

б) формулируется в специальном акте;

в) формально обязательно для определенного круга исполнителей тол­куемой нормы.

Официальное разъяснение может быть: 1) нормативным и 2) казуальным.

Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нор­мой как типовым регулятором поведения. Нормативное разъяснение не со­держит и не должно содержать новых юридических норм: оно только разъяс­няет смысл уже действующих. Нормативные разъяснения не имеют самостоя­тельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отме­на или изменение должно, как правило, приводить и к отмене или соответст­вующему изменению официального нормативного разъяснения.

В свою очередь официальное нормативное толкование-разъяснение классифицируется на: а) аутентичное; б) легальное.

Аутентичное дается тем органом, который издал данный акт (осно­ванного на первоисточнике, авторского). В Российской Федерации подоб­ные разъяснения могут издаваться Государственной Думой, Президентом и другими правотворческими органами.

Если официальное нормативное разъяснение дается уполномоченным на то органом, то оно называется легальным (разрешенным, делегирован­ным). Оно должно производиться в рамках компетенции органа, произво­дящего разъяснение. В Российской Федерации правом издавать официаль­ные разъяснения наделены, в частности, все высшие судебные органы.

Казуальное толкование как вид официального толкования представля­ет собой официальное разъяснение нормативно-правового акта примени­тельно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела.

Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть как устным (разъяснение адвокатом, судь­ей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодиче­ской печати, в различных комментариях). Оно подразделяется на: а) обы­денное (даваемое гражданами в быту, в повседневной жизни); б) профес­сиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами - адвоката­ми, юрисконсультами и т.д.); в) доктринальное, осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях и т.п.

Акты толкования права

Акт толкования права — это такой правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм.

Особенности актов толкования права: 1) представляют собой разъяс­нение смысла юридических норм; 2) содержит конкретизирующие, а не нормативные предписания; 3) не имеют самостоятельного значения и дей­ствуют в единстве с теми нормами, которые толкуют; 4) не являются фор­мой и источником права.

Различают следующие виды актов толкования права:

в зависимости от видов официального толкования они подразделя­ются на акты нормативного (аутентичные и легальные) и казуального тол­кования;

в зависимости от органов, дающих толкование, — на акты органов го­сударственной власти, управления, судебных и прокурорских органов и т.п.;

в зависимости от предмета правового регулирования — на акты тол­кования уголовного права, административного, гражданского и т.д.;

в зависимости от характера — на материальные процессуальные акты;

в зависимости от формы — на указы, постановления, приказы, инструкции и т.д.

в зависимости от юридической природы различают интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.

Лекция 13 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

13.1 Правомерное поведение

13.2 Понятие правонарушения. Виды правонарушений

13.3 Юридический состав правонарушения

13.4 Причины правонарушений

13.5 Объективно-противоправные деяния

13.6 Государственное принуждение

13.7 Юридическая ответственность. Понятия, признаки, цели и основания

13.8 Принципы юридической ответственности

13.9 Виды юридической ответственности

13.10 Условия, исключающие юридическую ответственность.

Правомерное поведение

Правомерное поведение — это деяния субъектов, соответствующие нормам права и социально полезным целям.

Признаки: 1) поведение соответствуют нормам права (формальный ас­пект); 2) поведение социально значимо, не противоречит общественным

интересам и целям (содержательный аспект); 3) поведение осознанно (субъ­ективная сторона).

В зависимости от степени социальной значимости подразделяется на:

необходимое (служба в армии);

желательное (научное, художественное творчество);

допустимое (отправление религиозных культов).

В зависимости от мотивов (субъективной стороны) правомерное по­ведение подразделяются на:

Социально-активное - это поведение, которое основано на убежде­нии в необходимости и целесообразности правомерного поведения. В этом
случае субъект действует не из-за поощрения или страха перед наказанием,
а на основе высокоразвитого правосознания и правовой культуры. Оно наи­более социально значимо, так как связан с реализацией не только личного,
но и общественного интереса, с борьбой за реальное утверждение в жизни
принципов права, законности, порядка.

Конформистское — это поведение, которое основано на подчинении
правовым нормам без их глубокого анализа и всестороннего осознания, как
следствие приспособления личности к внешним обстоятельствам.

Маргинальное поведение — это поведение, основанное на подчине­нии правовым нормам, но совершаемое под воздействием властного прину­ждения и страха перед наказанием.

Наши рекомендации