Понятие и виды нормативно-правовых актов. Система нормативно-правовых актов в Российской Федерации.

Форма права: правовой обычай, юридический прецедент, нормативно- правовой акт. Законы и подзаконные акты. Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам. Действия нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц. Соотношение системы права и системы законодательства.

Правовой обычай— представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Правовой прецедент - это решение государственного органа (судебного, административного) по конкретному юридическому делу, которое является общеобязательным примером решения последующих аналогичных дел.

Нормативно-правовой договор - это добровольное соглашение двух и более сторон, содержащее нормы права.

Правовой акт — принятый в установленном порядке органами государства, общественными объединениями по полномочию государства, должностными лицами, другими субъектами права, официальный документ, направленный на регулирование общественных отношений.

Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Подзаконный акт – один из видов нормативно-правового акта, который создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов

Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам:

1. Законность. Понимается как единая целенаправленность правотворчества органов государственной власти, которое должно осуществляться в рамках действующего законодательства с целью принятия наиболее оптимальных, отвечающих интересам общества правовых норм.

2 Компетентность. Нормативно-правовой акт должен составляться , компетентными специалистами, хорошо осведомленными в вопросах, которые призван регулировать разрабатываемый ими правовой акт.

3 Четкость и непротиворечивость изложения. Это требование означает, что ни одно положение нормативно-правового акта не должно пониматься двусмысленно и должно быть доступно каждому, чтобы исключить разночтение статей закона Это требование трудновыполнимо. Как правило, суть нормативно-правовых актов поясняют подзаконные акты (инструкции, разъяснения и т.д.).

4. Своевременность принятия. Одно из требований, позволяющих нормативно-правовым актам более эффективно регулировать процессы общественного развития (например, согласно этому требованию Закон РФ «О федеральном бюджете Российской Федерации» должен приниматься не позднее конца текущего года).

5. Оперативность доведения содержания до исполнителей означает, что необходимо устанавливать максимально короткие сроки между датой принятия нормативного акта и датой его обнародования (опубликования).

Действие нормативно-правового акта (НПА) – порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие ограничивается временем, пространством, кругом лиц.

Временной период действия НПА ограничивается моментами вступления его силу, прекращением действия.

Вступление в юридическую силу:

1) Называется конкретная дата введения НПА в действие;

2) Вводится в действие с момента его опубликования;

3) Вводится в действие с момента его принятия;

4) Вступает в силу с возникновением определенных обстоятельств (война, чрезвычайное положение);

5) Вступает в силу с момента его подписания;

6) Вводится в действие поэтапно;

7) Вступает в силу с момента получения адресатом;

8) Если срок вступления в силу в НПА не указан, он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.

Утрата юридической силы:

1) НПА прекращает свое действие по истечении срока, на который был принят;

2) При прямой замене данного акта (применяется постановление об отмене или другом НПА);

3) В связи с изменением обстоятельств, на которые НПА был рассчитан;

4) При фактической отмене (принимается другой НПА без отмены первого).

Обратная сила закона – распространение действия НПА на те факты и порожденные им правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу.

Исключения из общего правила:

1) НПА имеет обратную силу в случае прямого указания на это законодателем;

2) НПА смягчает или отменяет юридическую ответственность за совершение противоправного деяния.

По степени завершенности наступивших в соответствии с прежним НПА правовых последствий различают:

- ревизионная обратная сила – действие НПА распространяется на факты, по которым юридические последствия уже наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий;

- простая обратная сила – НПА пересмотра завершенных юридических последствий не предполагает.

Действие НПА в пространстве:

1) Территориальное – НПА государства распространяется на всю территорию данного государства;

2) Экстерриториальное – проявляется в возможности применения к действиям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства.

Действие НПА по кругу лиц:

1) Распространяется на всех граждан государства независимо от их правового статуса;

2) НПА может действовать в отношении отдельных категорий граждан (военнослужащих, пенсионеров, инвалидов);

3) Действие НПА ограничено в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом

4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Наши рекомендации