На базе СПО (3 года обучения)
№ темы дисциплины | Тематика практических и/или семинарских занятий | Технология проведения | Трудоемкость в часах |
СЕМИНАР 1. Основные понятия, предмет, система и правовые источники дисциплины «Правоохранительные органы» Основные вопросы, выносимые на обсуждение групповой дискуссии: 1. Правоохранительная деятельность: признаки, понятие и задачи. 2. Основные направления (функции) правоохранительной деятельности. Система и общая характеристика органов, ее осуществляющих. 3. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы». 4. Соотношение дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими дисциплинами. 5. Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах. | Активные/интерактивные формы на всех семинарских (практических) занятиях. Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). Письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль. | ||
СЕМИНАР 2. Судебная власть в Российской Федерации и система органов её осуществляющих Основные вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Понятие и признаки судебной власти. 2. Суд как орган судебной власти 3. Судебная система Российской Федерации. 4. Признаки и элементы судебной системы РФ. 5. Судебное звено. 6. Судебные инстанция (понятие и виды). | Активные/интерактивные формы на всех семинарских (практических) занятиях. Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). Письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль. | ||
СЕМИНАР 3. Правосудие, его свойства и демократические принципы Основные вопросы, выносимые на обсуждение групповой дискуссии: 1. Понятие и отличительные признаки правосудия. 2. Демократические принципы правосудия: их понятие, значение и система. | Активные/интерактивные формы на всех семинарских (практических) занятиях. Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). Письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль. | ||
СЕМИНАР 4. Правовой статус судей в Российской Федерации Основные вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Понятие правового статуса судьи и требования, предъявляемые к кандидату на должности судей. 2. Порядок наделения полномочиями судей. 3. Приостановление и прекращение полномочий судей. 4. Гарантии независимости судей. 5. Органы судейского сообщества. | Активные/интерактивные формы на всех семинарских (практических) занятиях. Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). Письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль. | ||
СЕМИНАР 5. Федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи Основные вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Мировые судьи. 2. Районный суд. 3. Среднее звено судов общей юрисдикции. 4. Верховный Суд Российской Федерации. 5. Военные суды. | Активные/интерактивные формы на всех семинарских (практических) занятиях. Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). Письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль. | ||
СЕМИНАР 6. Арбитражные суды Российской Федерации и иные арбитражные органы Основные вопросы, выносимые на обсуждение групповой дискуссии: 1. Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе Российской Федерации. 2. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации. 3. Арбитражные апелляционные суды. 4. Арбитражные суды округов. 5. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ. 6. Иные арбитражные органы. | Активные/интерактивные формы на всех семинарских (практических) занятиях. Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). Письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль. | ||
СЕМИНАР 7. Конституционный Суд Российской Федерации и Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации Основные вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Понятие конституционного контроля, основные направления, установленные Конституцией РФ. 2. Полномочия и основы организации Конституционного Суда РФ. 3. Принципы конституционного судопроизводства. 4. Решения Конституционного Суда РФ, их виды и юридическое значение. 5. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ. | Активные/интерактивные формы на всех семинарских (практических) занятиях. Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). Письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль. | ||
СЕМИНАР 8. Прокуратура Российской Федерации Основные вопросы, выносимые на обсуждение круглого стола: 1. Система и структура органов прокуратуры. 2. Принципы организации и деятельности прокуратуры. 3. Функции прокуратуры. 4. Кадры и служба в органах прокуратуры. | Активные/интерактивные формы на всех семинарских (практических) занятиях. Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). Письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме. Тестирование. Круглый стол. Оперативный контроль. | ||
СЕМИНАР 9. Органы внутренних дел Российской Федерации Основные вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Органы внутренних дел РФ, их задачи и система. 2. Полиция, ее задачи и организация. 3. Обязанности и права полиции. | Активные/интерактивные формы на всех семинарских (практических) занятиях. Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). Письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль. | ||
СЕМИНАР 10. Органы юстиции Российской Федерации Основные вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Министерства юстиции Российской Федерации: задачи, полномочия и структура. 2. Федеральная служба судебных приставов. 3. Федеральная служба исполнения наказаний. | Активные/интерактивные формы на всех семинарских (практических) занятиях. Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). Письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль. | ||
СЕМИНАР 11. Органы обеспечения безопасности Российской Федерации Основные вопросы, выносимые на обсуждение групповой дискуссии: 1. Общая характеристика безопасности Российской Федерации и её система. 2. Федеральная служба безопасности РФ, задачи и основные направления деятельности 3. Федеральная служба охраны, ее состав, структура, основные задачи и функции. 4. Служба внешней разведки: понятие, предназначение, основные задачи. 5. Понятие и система таможенных органов РФ. 6. Полномочия таможенных органов РФ. 7. Понятие и система органов по контролю за оборотом наркотиков. 8. Задачи и основные направления деятельности ФСКН России. 9. Федеральная служба по финансовому мониторингу, правовое положение и задачи по противодействию легализации (отмыванию) доходов. | Активные/интерактивные формы на всех семинарских (практических) занятиях. Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). Письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме. Групповая дискуссия. Коллоквиум. Оперативный контроль. | ||
СЕМИНАР 12. Органы выявления и расследования преступлений. Следственный комитет Российской Федерации. Основные вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Понятие и система органов предварительного расследования. 2. Органы, осуществляющие предварительное следствие и их компетенция. 3.Основные задачи и принципы организации и деятельности Следственного комитета РФ, полномочия его органов. 4. Органы и должностные лица, осуществляющие дознание, их задачи и функции. 5. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. | Активные/интерактивные формы на всех семинарских (практических) занятиях. Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). Письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме. Групповая дискуссия. Коллоквиум. Оперативный контроль. | ||
СЕМИНАР 13. Адвокатура и нотариат в Российской Федерации Основные вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности. 2. Система органов адвокатуры в Российской Федерации. 3. Правовой статус адвоката. 4. Понятие, задачи и основы организации нотариата. 5. Правовой статус нотариуса. | Активные/интерактивные формы на всех семинарских (практических) занятиях. Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). Письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль. | ||
СЕМИНАР 14. Частная детективная и охранная деятельность. Юридические службы предприятий. Участие граждан в обеспечении правопорядка Основные вопросы, выносимые на обсуждение групповой дискуссии: 1. Понятие и виды частной детективной и охранной деятельности. 2. Организационно-правовые формы частной детективной и охранной деятельности. 3. Правовое положение частного детектива и частного охранника. 4. Юридические службы предприятий, понятие, задачи и основы организации. 5. Правовые основы и формы участия граждан в охране общественного порядка. | Активные/интерактивные формы на всех семинарских (практических) занятиях. Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). Письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме. Групповая дискуссия. Оперативный контроль. | ||
Итого | Активные/интерактивные формы на всех семинарских (практических) занятиях. Практические занятия (задания, работа в малых группах, решение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ и др.). Письменные работы, моделирование процессов, написание эссе (докладов, рефератов) по теме. Круглый стол. Коллоквиум. Тестирование. Групповая дискуссия. Оперативный контроль. |
5.4 Самостоятельная работа студентов
5.4.1 Самостоятельное изучение студентами тем (разделов) дисциплины
Рабочая программа и учебно-тематический план по учебной дисциплине «Правоохранительные органы» предполагает обязательную самостоятельную подготовку студентов в виде выполнения ими различных заданий. Такие задания предусмотрены главным образом по тем разделам и темам плана, по которым не отводится достаточное время на аудиторную работу (лекции, семинары) (смотрите таблицу ниже).
Таблица 5.1
Для очной формы обучения (срок обучения 4 года)
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
Тема 1. Основные понятия, предмет, система и правовые источники дисциплины «Правоохранительные органы» | Выполнение письменной работы (конспекта), моделирование процессов, создание словаря терминов по изученной теме, работа с источниками по теме дисциплины, написание эссе (реферата) по проблемам темы, работа с нормативными актами, практикой их применения, посещение правоохранительных органов. | |
Тема 2. Судебная власть в Российской Федерации и система органов, ее осуществляющих | Выполнение письменной работы (конспекта), моделирование процессов, создание словаря терминов по изученной теме, работа с источниками по теме дисциплины, написание эссе (реферата) по проблемам темы, работа с нормативными актами, практикой их применения, посещение правоохранительных органов. | |
Тема 3. Правосудие, его свойства и демократические принципы | Выполнение письменной работы (конспекта), моделирование процессов, создание словаря терминов по изученной теме, работа с источниками по теме дисциплины, написание эссе (реферата) по проблемам темы, работа с нормативными актами, практикой их применения, посещение правоохранительных органов. | |
Тема 4. Правовой статус судей в Российской Федерации | Выполнение письменной работы (конспекта), моделирование процессов, создание словаря терминов по изученной теме, работа с источниками по теме дисциплины, написание эссе (реферата) по проблемам темы, работа с нормативными актами, практикой их применения, посещение правоохранительных органов. | |
Тема 5. Федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи | Выполнение письменной работы (конспекта), моделирование процессов, создание словаря терминов по изученной теме, работа с источниками по теме дисциплины, написание эссе (реферата) по проблемам темы, работа с нормативными актами, практикой их применения, посещение правоохранительных органов. | |
Тема 6. Арбитражные суды Российской Федерации и иные арбитражные органы | Выполнение письменной работы (конспекта), моделирование процессов, создание словаря терминов по изученной теме, работа с источниками по теме дисциплины, написание эссе (реферата) по проблемам темы, работа с нормативными актами, практикой их применения, посещение правоохранительных органов. | |
Тема 7. Конституционный Суд Российской Федерации и Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации | Выполнение письменной работы (конспекта), моделирование процессов, создание словаря терминов по изученной теме, работа с источниками по теме дисциплины, написание эссе (реферата) по проблемам темы, работа с нормативными актами, практикой их применения, посещение правоохранительных органов. | |
Тема 8. Прокуратура Российской Федерации | Выполнение письменной работы (конспекта), моделирование процессов, создание словаря терминов по изученной теме, работа с источниками по теме дисциплины, написание эссе (реферата) по проблемам темы, работа с нормативными актами, практикой их применения, посещение правоохранительных органов. | |
Тема 9. Органы внутренних дел Российской Федерации | Выполнение письменной работы (конспекта), моделирование процессов, создание словаря терминов по изученной теме, работа с источниками по теме дисциплины, написание эссе (реферата) по проблемам темы, работа с нормативными актами, практикой их применения, посещение правоохранительных органов. | |
Тема 10. Органы юстиции Российской Федерации | Выполнение письменной работы (конспекта), моделирование процессов, создание словаря терминов по изученной теме, работа с источниками по теме дисциплины, написание эссе (реферата) по проблемам темы, работа с нормативными актами, практикой их применения, посещение правоохранительных органов. | |
Тема 11. Органы обеспечения безопасности Российской Федерации | Выполнение письменной работы (конспекта), моделирование процессов, создание словаря терминов по изученной теме, работа с источниками по теме дисциплины, написание эссе (реферата) по проблемам темы, работа с нормативными актами, практикой их применения, посещение правоохранительных органов. | |
Тема 12. Органы выявления и расследования преступлений. Следственный комитет Российской Федерации | Выполнение письменной работы (конспекта), моделирование процессов, создание словаря терминов по изученной теме, работа с источниками по теме дисциплины, написание эссе (реферата) по проблемам темы, работа с нормативными актами, практикой их применения, посещение правоохранительных органов. | |
Тема 13. Адвокатура и нотариат в Российской Федерации | Выполнение письменной работы (конспекта), моделирование процессов, создание словаря терминов по изученной теме, работа с источниками по теме дисциплины, написание эссе (реферата) по проблемам темы, работа с нормативными актами, практикой их применения, посещение правоохранительных органов. | |
Тема 14. Частная детективная и охранная деятельность в Российской Федерации. Юридические службы предприятий. Участие граждан в обеспечении правопорядка. | Выполнение письменной работы (конспекта), моделирование процессов, создание словаря терминов по изученной теме, работа с источниками по теме дисциплины, написание эссе (реферата) по проблемам темы, работа с нормативными актами, практикой их применения, посещение правоохранительных органов. | |
Итого(с подготовкой контрольного задания по определенной теме): | Выполнение письменной работы (конспекта), моделирование процессов, создание словаря терминов по изученной теме, работа с источниками по теме дисциплины, написание эссе (реферата) по проблемам темы, работа с нормативными актами, практикой их применения, посещение правоохранительных органов. |
Таблица 5.2