Заочная форма обучения - 2 года 5 месяцев (на базе высшего профессионального образования)

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код заня тия Наименование тем /вид занятия/ Се местр Кол-во часов Компе тенции Литера тура
Тема 1 Содержание и функции финансов. Финансовая система и ее звенья. Финансы и их роль в общественном воспроизводстве (ЛЕКЦИЯ) 0,5 ОК-7, ПК-12, Л1.1,Л1.2 Л4.1
1.1   Государственные финансы и их роль в финансовой системе. Финансы хозяйствующих субъектов, как основа финансовой системы государства(СР) ОК-7, ПК-12 Л1.1,Л1.2 Л4.1,Л3.1Л3.2
1.2 Система государственных финансовых органов и их функции (ПР) 0,5 ОК-7, ПК-12 Л1.1,Л1.2 Л4.1
Тема 2. Финансовая политика(ЛЕКЦИЯ) 0,5 ОК-7, ПК-12 Л1.1,Л1.2 Л.2.2,Л41
2.1 Типы финансовой политики(СР) ОК-7, ПК-12 Л1.1,Л1.2 Л4.1,Л3.1Л3.2
2.2 Содержание финансовой политики России(ПР) 0,5 ОК-7, ПК-12 Л1.1,Л1.2 Л2.2,Л4.1
Тема 3.Управление финансами и финансовый контроль(ЛЕКЦИЯ) 0,5 ОК-7, ПК-12 Л1.1,Л1.2 Л2.1,Л2.2 Л4.1
3.1 Сущность и методы управления финансами. Виды, формы и методы финансового контроля (СР) ОК-7, ПК-12 Л1.1,Л2.1 Л4.1,Л3.1Л3.2
3.2 Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономикиСистема органов государственного финансового контроля и их функции (ПР) 0,5 ОК-7, ПК-12 Л1.1,Л2.1 Л4.1
Тема 4. Государственный бюджет как основное звено системы финансов. Бюджетное устройство Российской Федерации. Бюджетный процесс в Российской Федерации(ЛЕКЦИЯ) 0,5 ОК-7, ПК-12 Л1.1,Л1.2 Л2.1,Л4.1
4.1 Бюджетная классификация. Межбюджетные отношения в РФ и пути их совершенствования(СР) ОК-7, ПК-12, ПК-13 Л1.1, Л1.2 Л2.1, Л4.1 Л3.1, Л3.2
4.2 Сущность бюджетного процесса и его стадии Составление проектов бюджета. Рассмотрение и утверждение бюджетов (ПР) 0,5 ОК-7, ПК-12, ПК-13 Л1.1, Л1.2 Л2.1, Л4.1
Тема 5. Доходы и расходы бюджетов(ЛЕКЦИЯ) 0,5 ОК-7, ПК-12, ПК-13 Л1.1,Л1.2 Л2.1, Л4.1
5.1 Виды и классификация доходов бюджетов(СР) ОК-7, ПК-12, ПК-13, ПК-18 Л1.1,Л1.2 Л2.1,Л4.1 Л3.1, Л3.2
5.2 Классификация расходов бюджетов(ПР) 0,5 ОК-7, ПК-12, ПК-13, ПК-18 Л1.1,Л1.2 Л2.1,Л4.1
Тема 6. Государственный кредит(ЛЕКЦИЯ) 0,5 ОК-7, ПК-12, ПК-13, ПК-18 Л1.1,Л1.2 Л2.1,Л2.3 Л2.6,Л4.1 Л4.2
6.1 Формы государственного кредита и классификация государственных займов(СР) ОК-7, ПК-12, ПК-13, ПК-18 Л1.1,Л1.2 Л2.1,Л2.3 Л2.6,Л4.1 Л4.2,Л3.1Л3.2
6.2 Внутренний и внешний государственный долг Российской Федерации. Методы управления государственным долгом (ПР) 0,5 ОК-7, ПК-12, ПК-13, ПК-18 Л1.1,Л1.2 Л2.1,Л2.3 Л2.6,Л4.1 Л4.2
Тема 7. Страхование в системе финансов(ЛЕКЦИЯ) 0,5 ОК-7, ПК-12, ПК-13, ПК-18 Л1.1,Л1.2 Л2.1,Л2.3 Л2.6,Л4.1 Л4.2
7.1 Страховая терминология: основные термины и понятия(СР) ОК-7, ПК-12, ПК-13, ПК-18 Л1.1,Л1.2 Л2.1,Л2.3 Л2.6,Л3.1 Л3.2,Л4.1 Л4.2
7.2 Формы и виды страхования (ПР) ОК-7, ПК-12, ПК-13, ПК-18 Л1.1,Л1.2 Л2.1,Л2.3 Л2.,Л4.1 Л4.2
Тема 8. Финансы в системе международных экономических отношений(ЛЕКЦИЯ) 0,5 ОК-7, ПК-12, ПК-13, ПК-18 Л1.1,Л1.2 Л2.1,Л2.3 Л2.6,Л4.1 Л4.2
8.1 Интернационализация экономики и финансовая глобализация (СР) ОК-7, ПК-12, ПК-13, ПК-18 Л1.1,Л1.2 Л2.1,Л2.3 Л2.4,Л2.6 Л4.1,Л4. Л3.1,Л3.2
8.2 Роль финансов в осуществлении международных экономических отношений (ПР) ОК-7, ПК-12, ПК-13, ПК-18 Л1.1,Л1.2 Л2.1,Л2.3 Л2.6,Л4.1 Л4.2,Л4.3
  Итого      


5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
5.1 В процессе обучения используются следующие образовательные технологии: · информационные технологии (обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам, увеличение контактного взаимодействия с преподавателем, построение индивидуальных траектории подготовки и объективного контроля и мониторинга знаний студентов); · дистанционные образовательные технологии (образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно коммуникационных технологии при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии студента и преподавателя); · работа в команде (совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общих задач путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности); · сase-study (анализ реальных проблемных ситуации, имевших место в соответствующий области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений); · игра (ролевая имитация студентами реальной профессиональной деятельности с выполнением функции специалистов на различных рабочих местах); · проблемное обучение (стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы); · контекстное обучение (мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знаниям и его применением); · обучение на основе опыта (активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения); · индивидуальное обучении (выстраивание студентам собственной образовательной траектории на основе формирования индивидуальной образовательной программы с учетом интересов студента); · междисциплинарное обучение (использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задач); · опережающая самостоятельная работа (изучение студентами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий).
5.2 В рамках дисциплины предусмотрены: · лекции; · практические занятия, во время которых обсуждаются вопросы лекции, домашних заданий, проводятся контрольные и аудиторные самостоятельные работы, делаются устные сообщения по теме занятий, проводятся деловые игры и т.д.; · самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовку к практическим и лабораторным занятиям, выполнение индивидуальных заданий, рефератов, работа с учебниками, иной учебной и учебно-методической литературой, подготовка к текущему контролю успеваемости, к экзамену; · контролируемая самостоятельная работа – аудиторная самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя; · тестирование по отдельным темам дисциплины, по модулям программы; · НИРС; · консультирование студентов по вопросам учебного материала, написания тезисов, статей, докладов на конференции;
5.3 Реализация программы осуществляет использование интерактивных форм проведения лекционных и лабораторных занятий.
6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1 Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего и рубежного контроля и промежуточной аттестации.
6.2. Вопросы для подготовки к экзамену
1. История возникновения финансов 2. Сущность и функции финансов 3. Теории российских экономистов в области государственных финансов 4. Теории государственных финансов зарубежных экономистов 5. Взаимосвязь денег с понятием финансы, функции денег 6. Характеристика денежной системы РФ 7. Понятие налично-денежного обращения 8. Понятие финансовой системы, ее звенья и их характеристика 9. Содержание и значение финансовой политики. Финансовый механизм 10. Финансовая политика государства, ее содержание 11. Финансовые ресурсы, этапы их формирования и распределения 12. Финансовое планирование и прогнозирование: понятие и необходимость их применения 13. Сущность, необходимость и значение финансового контроля 14. Финансовый рынок и его роль в мобилизации финансовых ресурсов 15. Формы и методы проведения финансового контроля 16. Система управления финансами 17. Характеристика органов финансового управления и контроля. 18. Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета 19. Понятие бюджетной системы Российской Федерации 20. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации. 21. Функции бюджета, бюджетный федерализм и межбюджетные трансферты. 22. Состав и структура доходов государственного бюджета 23. Состав и структура расходов государственного бюджета 24. Дефицит государственного бюджета, его причины и способы финансирования 25. Бюджетный процесс в Российской Федерации 26. Социально-экономическая сущность, состав и значение государственных социальных внебюджетных фондов 27. Государственные займы, их классификация 28. Государственный долг: сущность, основные элементы, система управления. 29. Финансы предприятий: сущность, функции и принципы организации 30. Основы функционирования государственных и муниципальных финансов 31. Финансовые ресурсы предприятий: источники их формирования и направления их использования 32. Характеристика предприятий различных форм хозяйствования(ОАО, ООО, ЗАО и т.д.) 33. Налоги: сущность, значение, функции и классификация 34. Налоговая система: понятие, принципы построения. Налоговая система РФ 35. Система налоговых органов России, их функции и задачи деятельности 36. Понятие банковской системы. Типы банков 37. Центральный банк: роль, цели и задачи деятельности 38. Организационная структура Центрального банка России 39. Основные функции Центрального банка 40. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ, инструменты денежно-кредитного регулирования 41. Коммерческие банки: роль, функции, цели и задачи деятельности 42. Финансовые ресурсы коммерческих банков 43. Активные операции коммерческих банков 44. Пассивные операции коммерческих банков 45. Небанковские кредитные организации 46. Страхование как элемент финансовой системы государства, его сущность и значение 47. Основные участники страховых отношений 48. Классификация и виды страхования 49. Инвестиционная деятельность страховщиков 50. Рынок ценных бумаг: понятие, классификация
6.3 Темы контрольных работ
1. Финансы: сущность и функции. Роль финансов в расширенном воспроизводстве 2. Управление финансами и финансовая политика 3. Понятие и виды финансового контроля. Органы, осуществляющие финансовый контроль 4. Особенности бюджетной системы в Российской Федерации 5. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета РФ 6. Дефицит государственного бюджета, его причины и способы финансирования 7. Бюджетный процесс в Российской Федерации 8. Бюджетный процесс в зарубежных странах 9. Государственные социальные внебюджетные фонды 10. Государственный долг и система управления государственным долгом 11. Финансы предприятий различных форм собственности 12. Экономическая сущность и необходимость налогов 13. Налоговая система Российской Федерации 14. Система налоговых органов России, их функции и задачи деятельности 15. Налоговая система зарубежных стран 16. Необходимость, сущность и функции кредита 17. Потребительское кредитование в России. 18. Ипотечный кредит в России 19. Государственный кредит. 20. Особенности долгосрочного кредитования в России. 21. Законы кредита. 22. Ссудный процент, его роль в воспроизводственном процессе 23. Основные виды и классификация кредита 24. Банковская система Российской Федерации 25. Виды банков. 26. ЦБ Российской Федерации: функции, задачи деятельности и основные операции 27. Денежно-кредитная политика Центрального банка 28. Коммерческие банки в современной банковской системе: их функции и принципы деятельности 29. Операции коммерческих банков 30. Система небанковских кредитных учреждений России 31. Страхование как элемент финансовой системы государства, его сущность и значение 32. Инвестиционная деятельность страховщиков 33. Основные виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг 34. Фондовые биржи в России, этапы их развития 35. Современная биржевая ситуация в России    
7УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
7.1. Рекомендуемая литература
7.1.1 Основная литература
  Авторы, составители Заглавие Продолжение заглавия Город Издательство Год
Л.1.1 Г.Б.Поляков, О.И.Пилипенко, Н.Д.Эриашвили, Л.П. Окунева, В.В. Карчевский Финансы[Электронный ресурс] Учебник М. Юнити-Дана http :// biblioclab.ru/index.php?page=book&id=118181
Л1.2 Подъяблонская,Л.М. Финансы[Электронный ресурс] Учебник М. Юнити-Дана http :// biblioclab.ru/index.php?page=book&id=118189
7.2.1Дополнительная литература
  Авторы, составители Заглавие Продолжение заглавия Город Издательство Год
Л2.1 Грязнова, А.Г Е.В. Маркина Финансы[Электронный ресурс] Учебник М. Юнити-Дана http :// biblioclab.ru/index.php?page=book&id=
Л2.2 Г.Б. Поляк, И.В.Горский, С.П. Колчин, О.И.Пилипенко, Т.А.Башкатова Финансы. Денежное обращение[Электронный ресурс] Учебник М. Юнити-Дана http :// biblioclab.ru/index.php?page=book&id=118186
Л2.3 В.П. Литовченко Финансы Учебник М. Дашков и К,
Л2.4 М.В. Романовский, О.В. Врублевский Финансы Учебник для вузов М Юрайт
Л2.5 принят ГД ФС РФ 17.07.1998, (действующая редакция от 03.07.2013) Бюджетный кодекс Российской Федерации. Кодекс М. www.consultant.ru/popular/budget
Л2.6 принят ГД ФС РФ 02.12.1990 N 395-1 (действующая редакция от 30.06.2013) Федеральный закон «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации» Федеральный закон М. www.consultant.ru
7.3.1 Методическое обеспечение
Л3.1 Орлова В.М. Теория финансов Методические указания и задания по выполнению контрольной работы Уфа:, 2013 УГАЭС
Л3.2 Орлова В.М. Теория финансов Методические указания и задания по выполнению практических занятий Уфа:, 2013 УГАЭС
7.4.1 Периодические издания
  Авторы, составители Заглавие Продолжение заглавия Город Издательство Год
Л4.1 Ведущие экономисты России в области финансов Финансы Ежемесячный журнал. М. www.finance-journal.ru/‎
Л4.2 Ведущие экономисты России в области финансов Деньги и кредит Ежемесячный журнал М. www.cbr.ru/publ/main.asp?Prtid=MoneyAndCredit‎
Л4.3 Ведущие экономисты России в области финансов Банковское дело Ежемесячный журнал М. ecsocman.hse.ru/text/
8 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
8.1 Аудитория №409 укомплектована необходимой специализированной учебной мебелью и техническими средствами (интерактивная доска и оборудование) для проведения лекционных занятий и контролируемой самостоятельной работы студентов. Практические занятия проводятся в компьютерном классе №705 (12 компьютеров).

Наши рекомендации