Заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года на базе СПО)

Разделы и темы дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
ВСЕГО Из них аудиторные занятия Самостоят.работа Контрольная работа Курсовая работа
Лекции Лаборатор. практикум Практическ.занятия Интерактив
Тема 1. Персонал как объект управления, концепция, принципы и методы управления персоналом. 0,5       9,5      
Тема 2. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. 0,5       9,5      
Тема 3. Кадровое планирование. 0,5       9,5      
Тема 4. Маркетинг персонала. 0,5       9,5      
Тема 5. Отбор персонала. 0,5     7,5      
Тема 6. Найм персонала. 0,5       9,5      
Тема 7. Трудовая адаптация персонала. 0,5     7,5      
Тема 8. Мотивация трудовой деятельности.            
Тема 9. Деловая оценка персонала. 0,5     7,5      
Тема 10. Организация системы обучения. 0,5       9,5      
Тема 11. Управление деловой карьерой. 0,5       9,5      
Тема 12. Управление конфликтами. 0,5       9,5      
Тема 13. Организация труда персонала. 0,5       9,5      
Тема 14. Оценка эффективности системы управления персоналом.          
  ИТОГО:   144*   + Зачет

36* часов подлежит переаттестации

Содержание дисциплины (программа курса)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Персонал как объект управления, концепция, принципы и методы управления персоналом (4 часа).

Персонал как объект управления. Основные определения. Численность и структура персонала. Основные характеристики персонала. количественная и качественная структура персонала. Ролевая, штатная, социальная структуры в организации. Абсолютные и относительные показатели. Место и рол управления персоналом в системе управления организацией. Система управления персоналом.

Концепция управления персоналом: методология, система, технология. Современные концепции управления персоналом: экономическая, организационная (административная и социальная), гуманистическая. Теории человеческого и социального капитала. Концепции управления персоналом и управления человеческими ресурсами. Концепция управления человеком.

Принципы управления и принципы управления персоналом. Методологические основы управления персоналом. Наука и искусство управления персоналом. Классические принципы управления. Современные принципы менеджмента и управления персоналом.

Административные методы управления персоналом. Экономические методы управления персоналом. Социально-психологические методы управления персоналом. Социологические методы управления. Классификация методов управления по принадлежности к функциям управления. Система методов управления персоналом.

Тема 2. Кадровая политика и стратегия управления персоналом (2 часа).

Принципы работы с персоналом: бюрократия, гибкость, децентрализация, дисциплинированность, единоначалие, «когда кадры решают все», коллегиальность, кооперация, корпоративность, оперативность, ротация, специализация, справедливое вознаграждение, эффективность.

Сущность и необходимость стратегии управления персоналом. SWOT-анализ организации в области управления персоналом. Характеристики конкурентоспособного трудового потенциала организации. Основные составляющие стратегии управления персоналом. Взаимосвязь стратегии управления организацией и стратегии управления персоналом. Виды стратегии управления персоналом.

Роль кадровой политики в общей системе управления организацией. Кадровая политика: понятие и определение. Содержание, цель и задачи кадровой политики. Общие требования, предъявляемые к кадровой политике. Классификация и краткая характеристика кадровой политики организации: пассивная, реактивная, превентивная и активная. Кадровые мероприятия, реализуемые при открытой и закрытой кадровой политике. Оценка эффективности кадровой политики: основные показатели. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия.

Тема 3. Кадровое планирование (2 часа).

Кадровое планирование: цели, задачи и виды. Планирование потребности в персонале как часть бизнес-плана. Качественная и количественная потребность в персонале. Общая потребность в персонале. Стратегическое и оперативное планирование. Этапы планирования. Выбор метода планирования и прогнозирования. Оперативное планирование потребности в персонале. Методы определения общей потребности в персонале: штатно-номенклатурный, нормативный, по трудоемкости. Методы расчета потребности в персонале. Методы расчета численности персонала. Планирование квалификационного состава персонала. Планирование численности персонала. Баланс дополнительной потребности в персонале и источники ее пополнения. Планирование использования, сохранения, обучения, высвобождения персонала.

Тема 4. Маркетинг персонала (2 часа).

Маркетинг персонала как вид управленческой деятельности. Сущность, принципы и функции маркетинга персонала. Понятие рекрутирования. Формирование компетенций персонала. Параметры, влияющие на разработку плана маркетинга. Учет расширения производства, изменения технологий, динамики спроса и предложения на определенные профессии и квалификации. Основные направления маркетинговой деятельности в области персонала. Методики анализа и совершенствования персонал-маркетинга. Маркетинговая концепция управления персоналом.

Тема 5. Отбор персонала (2 часа).

Отбор персонала как одна из основных технологий управления персоналом. Сферы поиска и источники подбора персонала. Ситуация на рынке рабочей силы. Эффективность различных источников подбора персонала. Организация подбора персонала. Методы подбора персонала.

Отбор как логическое завершение процесса подбора персонала. Этапы отбора. Процедуры отбора. Цель и задачи отбора персонала. Методы отбора, характеристика их эффективности. Методы собеседования при приеме на работу. Подходы к организации собеседования. Формы оценки кандидатов Профессиональный отбор кандидатов. Диагностика профессиональной пригодности. Профессиограмма. Оценка деловых качеств. Тестирование. Критерии оценки кандидатов.

Тема 6. Найм персонала (2 часа).

Найм персонала как заключительная фаза подбора и отбора персонала. Процедурные, юридические, социально-психологические аспекты найма персонала. Факторы, влияющие на процесс найма персонала. Условия осуществления процесса приема на работу в соответствии с ТК РФ. Понятие контракта. Оформление сотрудника на работу. Основные разделы контракта о найме. Правила внутреннего распорядка. Современные требования по приему на работу. Деловые письма. Рекомендации по составлению деловых писем. Анализ писем и резюме кандидатов. Методика проведения интервью при приеме на работу. Анализ результатов собеседования. Особенности предоставления информации о вакансии кандидату. Понятие «качество персонала». Персонограмма. Кадровые технологии приема персонала на работу.

Тема 7. Трудовая адаптация персонала (2 часа).

Цели и принципы расстановки персонала. Внутриорганизационные перемещения. Профессиональная ориентация персонала. Понятия адаптации, виды адаптации, их предупреждение и разрешение. Порядок адаптации. Процесс адаптации. Содержание движения персонала. Формирование кадрового резерва. Первичная и вторичная адаптация. Процесс управления адаптацией. Организация процесса адаптации. Основные мероприятия по адаптации новых сотрудников. Этапы адаптации. Программа адаптации. Положение об адаптации. Кадровое, информационное, нормативно-методическое, техническое обеспечение процесса адаптации. Условия успешности адаптации. Контроль трудовой адаптации. Процесс трудовой адаптации с точки зрения работника.

Тема 8. Мотивация трудовой деятельности (4 часа).

Взаимосвязь понятий «потребность», «мотив», «интерес», «цель», «мотивация», «тип мотивации». Мотивация как процесс. Концепции мотива. Особенности мотивации. Понятие трудовой мотивации. Теория подкрепления. Теория возбуждения аффекта. Теория справедливости. Теория постановки целей. Теория ожиданий. Обобщенная теория трудовой мотивации.

Мотивация как функция управленческого цикла. Роль мотивации в достижении цели управления. Иерархия потребностей и мотивация личности. Эволюция идей мотивации. Классические теории мотивации. Современные теории мотивации. Мотивация трудом, карьеры, мотивация средой. Обновления мотивов. Психологические аспекты мотивации. Особенности мотивации персонала государственной службы.

Развитие персонала как стратегическая задача управления человеческими ресурсами организации: персонифицированный и организационный подходы. Мотивация персонала как фактор развития.

Патерналистский, научный и вовлекающий подходы к мотивации персонала. Внутренняя и внешняя мотивация. Технологии мотивирования.

Тема 9. Деловая оценка персонала (2 часа).

Деловая оценка персонала как компонент диагностики персонала. Цели, задачи, методы, критерии и процедуры оценки. Оценка деятельности как инструмент управления персоналом. Технологии деловой оценки персонала. Системная оценка. Бессистемная оценка. Виды оценки. Основные показатели деловой оценки персонала. Организационная процедура подготовки деловой оценки. Субъекты и объекты деловой оценки. Правила проведения деловой оценки. Показатели профессионального поведения. Рекомендации руководителю при проведении собеседования с подчиненным по результатам деловой оценки.

Тема 10. Организация системы обучения (4 часа).

Роль профессионального потенциала в развитии организации. Основные цели и задачи развития кадров. Планы развития: стандартный и индивидуальный. Методы управления профессиональным развитием. Концепция непрерывного обучения персонала. Влияние профессионального развития сотрудников на достижение целей организации. Переподготовка и повышение квалификации персонала. Планирование профессионального обучения. Сущность и цели обучения персонала. Классификация видов и форм обучения персонала. планирование освоения специальности. Непрерывность обучения. Традиционные методы обучения. Современные методы обучения персонала. Командообразование как технология формирования управленческого потенциала организации. Результаты деятельности системы обучения и переподготовки персонала. Экономическая эффективность обучения: основные показатели.

Тема 11. Управление деловой карьерой (2 часа).

Развитие организации и ее сотрудников. Понятие трудового пути и карьеры. Стадии деловой жизни человека. Виды профессиональной карьеры. Планирование карьеры. Задачи и особенности планирования карьеры. Факторы, влияющие на планирование карьеры. Рекомендации по планированию карьеры. Развитие карьеры. Партнерство в сфере планирования и развития карьеры. Типовые модели карьеры. Выбор и этапы карьеры. План карьеры. Структура карьеры. Основные принципы управления карьерой. Роль службы персонала в планировании и развитии карьеры сотрудников. Оценка и анализ карьеры. Управление служебно-профессиональным продвижением. Развитие персонала организации. Понятие «должностной рост».

Тема 12. Управление конфликтами (2 часа).

Природа и виды конфликта. Проблемы изучения конфликта науки. Движущие силы конфликтов и формы их протекания. Социальная напряженность и конфликт. Стратегии и техника управления конфликтами. Анализ и способы разрешения конфликтов. Методы разрешения конфликтов. Конструктивные и деструктивные конфликты. Практика использования конфликтов в управлении.

Понятие конфликта. Субъект и объект конфликта. Признаки конфликтов. Классификация конфликтов. Функции конфликтов. Позитивные и деструктивные последствия конфликтов. Причины конфликтов в организации. Динамика развития конфликтов. Критерии конфликта. Управление конфликтами в организации. Роль руководства в управлении конфликтами. Модель конфликта как процесса. Трудовые споры. Виды и способы разрешения трудовых споров.

Тема 13. Организация труда персонала (2 часа).

Общие вопросы нормирования труда: понятие, классификация и методы нормирования труда, его роль, функции и задачи; классификация норм труда.

Труд и трудовой процесс: понятие и структура: составные элементы организации процессов труда; основные принципы и методы рациональной организации трудовых процессов.

Регламентация труда персонала: формы, объекты, технологии и особенности регламентации труда персонала.

Организация, аттестация и рационализация рабочих мест: понятие, виды и организация рабочих мест; их оснащение, оборудование и планировка.

Рациональные режимы труда и отдыха: рабочее время и его использование; работоспособность человека, динамика в течение рабочего времени; режимы труда и отдыха.

Организация трудовых коллективов: формы и принципы организации первичных трудовых коллективов; методика обоснования их численности.

Контроль использования рабочего времени: контроль рабочего процесса, управление результатом; виды контроля.

Правовое обеспечение системы управления персоналом: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, постановления Правительства РФ. Акты локального регулирования системы управления персоналом: основные положения и документы организации.

Международные рекомендации по управлению трудовой деятельностью Международной организации труда. Международная классификация занятий.

Тема 14. Оценка эффективности системы управления персоналом (4 часа).

Понятие эффективности работы персонала. Цели оценки персонала. Тактика работы с персоналом. Составляющие оценки персонала. Сущность и структура затрат на персонал. Классификация расходов на персонал. Структура затрат на персонал в российских организациях. Методика анализа эффективности системы управления персоналом. Экономическая, техническая и социальная эффективность управления персоналом. Оценка работы службы управления персоналом.

Оценка затрат, связанных с совершенствованием системы управления персоналом. Единовременные затраты. Текущие затраты. Виды эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом. Оценка экономической эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом. Оценка социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 6. Найм персонала.

Практическое занятие 1 (2 часа).

Контрольный опрос по основным понятиям темы.

Практическая работа по темам:

«Оформление сотрудника на работу». «Основные разделы контракта о найме (трудового договора)». «Особенности предоставления информации о вакансии кандидату». «Деловые письма. Рекомендации по составлению деловых писем». «Анализ писем и резюме кандидатов». «Современные требования по приему на работу».

Защита эссе.

Данное практическое занятие направлено на овладение компетенцией ПК-8.

Тема 8. Мотивация трудовой деятельности (2 часа).

Практическое занятие 2 (2 часа).

Темы для анализа и разбора, а также для кратких устных сообщений:

Мотивация как процесс. Концепции мотива. Особенности мотивации. Понятие трудовой мотивации. Теория подкрепления. Теория возбуждения аффекта. Теория справедливости. Теория постановки целей. Роль мотивации в достижении цели управления. Обновления мотивов. Психологические аспекты мотивации. Патерналистский, научный и вовлекающий подходы к мотивации персонала. Внутренняя и внешняя мотивация.

Практическая работа по темам:

«Мотивация как функция управленческого цикла». «Технологии мотивирования». «Особенности мотивации персонала государственной службы». «Комплексная система мотивации сотрудников в организации».

Данное практическое занятие направлено на овладение компетенцией ПК-13.

Тема 14. Оценка эффективности системы управления персоналом (2 часа).

Практическое занятие 3 (2 часа).

Контрольные вопросы, по которым проводится устный опрос:

1. Цель и функции системы управления персоналом.

2. Эффективность системы управления персоналом.

3. Эффективность работы персонала.

4. Составляющие оценки персонала.

5. Цели оценки персонала.

6. Экономическая эффективность управления персоналом.

7. Техническая эффективность управления персоналом.

8. Социальная эффективность управления персоналом.

9. Оценка работы службы управления персоналом.

Практическая работа по темам:

«Структура системы управления персоналом» (на примере конкретной организации). «Формирование целей системы управления персоналом». «Система взаимосвязей службы управления персоналом в оргструктуре организации».

Данное практическое занятие направлено на овладение компетенцией ПК-6.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 5. Отбор персонала (2 часа).

Лабораторное занятие 1. Методология отбора персонала в коммерческой организации (на выбор студента).

Задание:

1. Определить: пассивные и активные методы привлечения персонала; методы и приемы оценки профессиональных и личностных качеств; алгоритм рационального выбора кандидатов, отвечающих

· требованиям организации;

· имеющих необходимые ей качества;

· перспективных;

· подлежащих увольнению.

2. На основе п.1 сформулировать принципы и требования критериям отбора.

3. Обосновать предварительную обеспеченность (методическую; организационную; кадровую; материальную).

4. Представить способы отбора кандидатов в данной организации.

5. Оформить лабораторную работу в соответствии с методическими указаниями.

Данная лабораторная работа направлена на овладение компетенцией ПК-8.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации