Особенности регулирования отдельных видов договоров возмездного оказания услуг
Глава 39 Гражданского кодекса, определяя лишь общие положения регулирования данных договоров, не охватывает все многообразие отношений возмездного оказания услуг. Значительное число рассматриваемых соглашений предусматриваются отдельными федеральными законами и подзаконными правовыми актами, в том числе административного, служебного характера.
К таким договорам, в частности, относятся:
- услуги связи, информации, доступа в Интернет;
- медицинские и ветеринарные услуги;
- правовые, аудиторские, консалтинговые услуги;
- туристско-экскурсионные и гостиничные услуги;
- образовательные услуги;
- коммунальные услуги;
- культурно-зрелищные и спортивно-оздоровительные услуги и др.
Особое регулирование отдельных видов договоров возмездного оказания услуг специальными законами и подзаконными актами обусловлено спецификой отношений, зачастую простирающихся в иные отрасли права (в основном, административное). Так, федеральные законы "О связи" от 7 июля 2003 г.; "О почтовой связи" от 17 июля 1999 г.; "Об образовании" от 10 июля 1992 г.; "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 г. и ряд других, определяя основные правила оказания соответствующих услуг, детализируются подзаконными актами (постановлениями Правительства). Среди таких актов следует отметить Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г.; Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г.; Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г.; Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г.; Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. и др.
Отличительной чертой данной категории договоров возмездного оказания услуг является комплексность и многосторонность охватываемых ими отношений, зачастую выходящих за классический предмет гражданско-правового регулирования. Так, характер медицинских услуг предусматривает необходимость получения личных, составляющих врачебную тайну, сведений, а сущность туристских услуг - особую форму договора (путевка, туристский ваучер и т.д.). Существо отдельных видов услуг обусловливает также и содержание прав и обязанностей, особенности ответственности сторон. В частности ограничен размер имущественной ответственности услугодателя по договорам услуг связи, в том числе почтовой, включены особые требования к качеству в договорах предоставления услуг общественного питания, специфично прекращение договора медицинских услуг и т.д.
В специальном регулировании отдельных видов услуг приобретает важное значение публичный характер оказываемых услуг, определяя и договоры о таких услугах, как публичные договоры. В этой связи "сквозную" силу для всех категорий бытовых услуг имеет Закон РФ "О защите прав потребителей". Этот закон предусматривает не только дополнительные права потребителей, но и особый порядок и размер ответственности услугодателя. Услуги же, оказываемые коммерческими организациями в предпринимательской деятельности юридическим лицам и предпринимателям, как правило, обусловливают и повышенную (по сравнению с бытовыми услугами) степень ответственности обеих сторон, и стандартный, предусмотренный гражданским законодательством, порядок ее наступления и размер.
В определенных видах договоров возмездного оказания услуг необходимо учитывать и определенное монопольное положение услугодателя (услуги телефонной связи, жилищно-коммунальные услуги и т.д.), тем более что в некоторой степени на особенности гражданско-правового регулирования таких договоров оказывают влияние нормы публичного права, а также нормотворческая деятельность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Следует дополнительно отметить, что к договорам возмездного оказания услуг применяются нормы о подряде (ст. 702-739 ГК РФ), но только при условии, если это не противоречит особенностям предмета договора возмездного оказания услуг и специальному законодательству об отдельных видах услуг.
Перевозка. Общие положения
Перевозка - это обязательства, в силу которых перевозчик обязуется совершить юридические и фактические действия по перемещению (транспортировке) груза, пассажира или багажа (транспортные услуги) в пользу грузоотправителя (грузополучателя, пассажира), а грузоотправитель - оплатить эти действия.
Договор перевозки относится к так называемым транспортным обязательствам (транспортным договорам). Единая транспортная система Российской Федерации, включающая в себя автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской, речной транспорт, представляет собой важнейший элемент экономики страны, обеспечивающий развитие общенационального производства. Сложная и обширная, общенародно значимая транспортная сеть России обусловливает и соответствующую систему транспортных договоров, и значительное влияние публичных правовых норм на регулирование отношений по перевозке.
Гражданский кодекс, традиционно определяя основные принципы гражданско-правового регулирования перевозок, отсылает к иным специальным законам, составляющим транспортное законодательство. В настоящее время основными актами, регламентирующими транспортные отношения, являются:
Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (в редакции от 22 августа 2004 г.);
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации";
Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (с изменениями от 6 апреля 2004 г.);
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (в редакции от 29 июня 2004 г.);
Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. (с изменениями от 28 апреля 1994 г).
Транспортные отношения, всегда и непосредственно связанные с максимальным предпринимательским риском, сопровождаемые воздействиями источников повышенной опасности, не всегда строятся по классической двусторонней схеме: грузоотправитель - перевозчик. Перевозка груза по своей конструкции, как правило, предусматривает участие третьего лица - грузополучателя. Например, в купле-продаже (поставке) продавец может являться грузоотправителем, а покупатель - грузополучателем. На ясную и простую конструкцию купли-продажи "накладывается" договор перевозки, усложняя, в том числе многочисленными рисками, получение сторонами экономического результата сделки. В определенный этап развития комплексных правоотношений продажи между продавцом (грузоотправителем) и покупателем (грузополучателем) на первый план выступает надлежащее исполнение договора перевозки.
Гражданский кодекс устанавливает основное правило, что условия перевозки, а также ответственность сторон определяются соглашением сторон, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Многообразие видов перевозок позволяет классифицировать соответствующие договоры. Таким образом, достаточно детальная регламентация перевозок транспортным законодательством, с одной стороны, суживает свободу выбора сторонами условий доставки товара, а с другой - минимизирует риски проверенными и устоявшимися, точными правилами перевозки.
Транспортные договоры
К транспортным договорам относятся:
- договоры об организации перевозок грузов;
- договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа;
- договоры буксировки.
Договоры перевозки, в свою очередь, различаются по виду транспортных средств:
- железнодорожная перевозка;
- автомобильная перевозка;
- воздушная перевозка;
- воздушный чартер;
- морская перевозка;
- перевозка по внутренним водным путям.
Кроме того, закон выделяет договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении. Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с транспортным законодательством о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
Участники транспортных договоров - грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель, причем грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. Каких-либо специальных требований к статусу грузоотправителя и грузополучателя закон не предъявляет - ими могут быть любые дееспособные лица. Перевозчик (пароходство, железная дорога и т.д.) - профессиональная организация, юридическое лицо, действующее на основании лицензии. Договоры перевозки требуют письменной формы, установленной, как правило, транспортными уставами и кодексами.
Участники транспортных договоров (грузоотправители, перевозчики, грузополучатели) несут гражданско-правовую ответственность на общих основаниях. Этот основной принцип выражен в ст. 793 ГК РФ: в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Вина как условие имущественной ответственности в транспортных обязательствах в соответствии с правилами генерального деликта присутствует и в отношениях перевозки. В частности, необходимость наличия определенной степени вины перевозчика выражается в следующей норме: он несет ответственность за несохранность груза (багажа), происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что неисполнение обязательства произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело.
Перечисленные в Гражданском кодексе нормы об ответственности перевозчика предусматривают ответственность только за наиболее существенные нарушения, носящие общеправовой характер:
за неподачу транспортных средств перевозчиком и неиспользование поданных транспортных средств отправителем (ст. 794);
за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (ст. 796). Составы иных правонарушений предусмотрены транспортными уставами и кодексами. Ответственность в таких случаях выражается в виде штрафа, носящего характер законной исключительной неустойки. Убытки грузоотправителя, в отличие от принципов общегражданской ответственности, также определяются транспортным законодательством.
Значимость транспортных соглашений, существо обязательств, из них вытекающих, и значительный публичный интерес в этой сфере предпринимательского оборота обусловливают и особый порядок рассмотрения споров по договорам перевозки. Так, до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в установленном транспортным уставом или кодексом порядке. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок, причем в данном случае установлен особый срок исковой давности - один год.
Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз грузов и другие).
Порядок заключения таких договоров определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами. Таковыми, в частности, являются Правила централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций, расположенных на территории Российской Федерации, выполняемого транспортно-экспедиционными предприятиями (утвержденные Министерством путей сообщения РФ 14 мая 1993 г.). Эти и ряд подобных правил детально регламентируют порядок заключения договоров между транспортными организациями, а также содержат примерные формы таких договоров.
К особым соглашениям, относящимся к транспортным обязательствам, относится договор буксировки, в силу которого пароходство (речной порт, пристань) обязуется за установленную плату буксировать плот или судно до назначенного пункта или в течение определенного времени, или до выполнения определенного маневра (ст. 225 КТМ, 126 УВВТ). Договор буксировки является возмездным и двусторонним, может быть в зависимости от содержания как реальным, так и консенсуальным. Обладая определенным сходством с традиционным договором перевозки, договор о буксировке в силу предмета (действия по перемещению плавучего объекта) занимает определенное самостоятельное место в транспортных правоотношениях.
Специфичным договором перевозки является договор фрахтования (чартер), в соответствии с которым, согласно ГК РФ, одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787). Наибольшее распространение чартер получил на воздушном и морском транспорте. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами. Чартер, имея определенное сходство с договором аренды транспортного средства с экипажем, отличен от последнего отсутствием передачи транспортного средства иному лицу и спецификой предмета договора фрахтования, выражающегося исключительно в оказании возмездных транспортных услуг.