Кафедра налогов и налогообложения
Учебно-методическое пособие
По курсу
Современные концепции и формы
реализации налогового администрирования в РФ
для магистров факультета бухгалтерского учета и финансов по направлению: 08.04.01 «Экономика»
магистерская программа «Бухгалтерский и налоговый учет» и магистерская программа «Налоговый мониторинг»
Воронеж –2016
Составитель: к.э.н., доцент Маслова И.Н.
Рецензенты: заведующий кафедрой «Финансы и кредит»,
к.э.н., доцент Агибалов А.В.
Декан экономического факультета МИКТ, к.э.н., доцент Корда Н.И.
Учебно–методическое пособие рассмотрены и рекомендованы к печати на заседании кафедры налогов и налогообложения (протокол № 4 от 2015 г.) и решению методической комиссии факультета бухгалтерского учета и финансов (протокол № от 2015 г.)
© И.Н. Маслова, 2016
© Оформление: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», 2016.
Содержание
1. УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИСЦИПЛИНЫ... 4
1.1. Общие сведения. 4
1.2. Особенности освоения отдельных тем дисциплины.. 4
2. УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ 8
2.1. Общие сведения. 8
2.2. Вопросы практических занятий по темам дисциплины.. 9
3. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 11
4. УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ТЕКУЩЕМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ 13
4.1. Общие сведения. 13
4.2. Текущий контроль знаний в форме индивидуальных опросов. 14
4.3. Текущий контроль знаний в форме тестирования. 15
4.4. Текущий контроль в форме написания и защиты курсовых проектов 24
4.5. Итоговый контроль знаний в форме экзамена. 25
5. Общие требования к выполнению и структуре курсового проекта.. 27
5.1. Индивидуальное задание курсового проекта. 31
5.2. Анализ современного состояния производственно – финансовой деятельности предприятия. 48
5.3. Планирование налоговых отчислений и налоговой нагрузки предприятия. 51
Список рекомендуемой литературы... 56
Приложения.. 58
УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИСЦИПЛИНЫ
Общие сведения
Целью изучения дисциплины является формирование у магистрантов знаний в области современных концепций и форм реализации налогового администрирования, принципов и методов оптимизации процессов налогового администрирования.
Задачами дисциплины являются:
· изучение, анализ развития и обобщение системы налоговых органов;
· принятие организационно–управленческих решений в результате взаимодействия налоговых органов, налогоплательщиков и общественных институтов;
· формирование знаний по осуществлению налогового контроля правильностью определения налоговой базы, льгот, ставок, исчислением и уплатой налогов в бюджет;
· выявление и анализ вариантов управленческих решений, а также обоснованность их выбора на основе критериев социально–экономической эффективности в системе территориальных налоговых органов;
· изучение стиля руководства в территориальных налоговых органах;
· изучение перспективных направлений совершенствования методики проведения проверок налогоплательщиков с целью выявления нарушений налогового законодательства и обеспечения более полного сбора налогов.
Требования к уровню освоения дисциплины
Дисциплина нацелена на формирование следующих компетенций:
Компетенция | Планируемые результаты обучения | |||
Код | Название | Знать | Уметь | Владеть |
ОК- 1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу; | нормативно-правовые акты, изданные федеральными органами власти, по вопросам, связанным с налогообложением | анализировать изменения в налоговом законодательстве | навыками анализа нормативных актов, регулирующих отношения в различных сферах жизнедеятельности |
ОК-2 | готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения | правовые нормы действующего законодательства, регулирующие отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками | использовать нормативно-правовые знания в спорных ситуациях | способами и приемами предотвращения возможных конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности |
ОПК-3 | способностью принимать организационно-управленческие решения | структуру и функции налоговых органов; принципы построения территориальных налоговых органов | оценивать структуру налоговых органов и выявлять недостатки построения | навыками построения налоговых органов на основе типовых структур налоговых органов |
ПК-1 | способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований | методики оценки эффективности деятельности налоговых органов | оценивать деятельность налоговых органов, эффективность контрольной работы налоговых органов | навыками оценки эффективности деятельности налоговых органов |
ПК-11 | способностью руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти; | порядок государственной регистрации и постановки на налоговый учет налогоплательщиков | пользоваться Налоговым Кодексом РФ и другими нормативно-законодательными актами, регулирующими государственную регистрацию и постановку на учет налогоплательщиков | навыками разрешения споров при государственной регистрации и постановке на налоговый учет при помощи Налогового Кодекса РФ и ИСПС (КонсультантПлюс, Гарант) |
ПК-12 | способностью разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности. | порядок проведения налоговых проверок | оценивать результаты камеральных и выездных налоговых проверок | нормами Налогового Кодекса РФ и нормативно-правовых актов взыскания недоимок и применения налоговых санкций |
Важнейшей формой усвоения теоретического материала является лекция, поскольку в режиме реального времени преподаватель может ответить на любой вопрос, возникающий у обучающегося по ходу восприятия лекционного материала, очень важны и комментарии преподавателя по самым разным вопросам теории и практики изучаемой дисциплины. Часто преподаватель дает на лекции самую актуальную информацию, почерпнуть которую самостоятельно магистранту не всегда удастся. Кроме указанных объективных причин, требующих от обучающегося посещения лекций, можно отметить и субъективные причины. Посещение лекций является одним из важнейших факторов, характеризующих отношение обучающегося к учебному процессу в целом, и к данной дисциплине в частности. А при текущем и итоговом контроле знаний удельный вес субъективных критериев у каждого преподавателя довольно высок.
Следует помнить что лекция – это не монолог преподавателя. Вопросы, заданные лектору по изучаемой теме, помогут лучше разобраться в ней не только вам, но и всем остальным обучающимся, присутствующим на лекции.
Рекомендуется делать конспекты лекций, в которых необходимо фиксировать наиболее важные моменты, связанные с освоением того или иного теоретического вопроса.
Чтение лекций должно осуществляться в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины и календарным планом, разрабатываемым ведущим курса.
1.2. Особенности освоения отдельных тем дисциплины