К практическим (семинарским) занятиям
по дисциплине
Актуальные проблемы права
Направление подготовки: 030900 Юриспруденция Профиль подготовки: «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности» Квалификация (степень) выпускника: магистр Форма обучения: очная |
Тула - 2012 г.
Методические указания составлены доцентом кафедры УПиП О.А. Петрухиной и обсуждены на заседании кафедры юридического факультета.
«___» _____________ 2012 г., протокол № _____.
Зав. кафедрой ___________________________ Е.С. Дубоносов
Одной из важных форм изучения актуальных проблем права является семинарские занятия, которые представляют собой групповую творческую борьбу студентов, проводимую под руководством и с участием преподавателя.
Целью семинарских занятий, является повышение теоретического уровня знаний студентов, их умение ориентироваться в законодательном и нормативном материале, приобретение навыков осмысленного, творческого использования знаний уголовного права в будущей практической деятельности.
Одновременно семинарские занятия дают возможность студентам проверить, а преподавателю проконтролировать уровень усвоения тех или иных вопросов уголовного права, выявить пробелы в знаниях и наметить пути их устранения.
Семинарские занятия наилучшим образом способствуют выработке у студентов умений грамотно и четко формировать и излагать свои мысли, вести творческую дискуссию, отстаивать свои мнения и убеждения.
Естественно, что цель семинарского занятия может быть достигнута лишь при условии должной подготовки к нему.
При изучении дисциплины решаются следующие задачи:
1) изучение основных нормативных правовых актов;
2) преподавание студентам практических навыков решения самых разнообразных конкретных юридических задач;
3) помощь студентам в усвоении соответствующего нормативного и теоретического материала;
4) выработка у студентов умения анализировать нормативные правовые акты.
По всем темам семинаров дан перечень наиболее важных вопросов курса, а также указан список литературы, которую необходимо изучить при подготовке к занятию. Начинать подготовку к семинару надо с уяснения содержания вопросов, указанных в плане занятия. В определенных случаях от студента потребуется уточнение специальной терминологии, что поможет правильно сориентироваться в материале и определить тот конкретный объем информации, который необходим для полного и четкого ответа. Далее целесообразно обратиться к действующему законодательству, включая нормативные материалы (если они указаны в плане семинара), постановления Президиумов Верховных Судов СССР и РСФСР (РФ), ориентирующих практические органы на правильное применение правовых норм. Содержание закона и указанных постановлений следует изучать по первоисточникам, а не по учебной литературе. Следующим этапом подготовки является изучение соответствующих разделов в учебниках и учебных пособиях, и только после этого, когда уже имеется теоретическая база для уяснения более сложного материала, необходимо приступить к изучению рекомендованной литературы, содержащей информацию по проблемным вопросам темы. В случае затруднения нужно обратиться за помощью к преподавателю, который ведет семинары, поэтому подготовку к семинару всегда следует начинать заблаговременно.
При подготовке к семинарским занятиям студент должен использовать:
1. Действующее законодательство Российской Федерации;
2. Материалы постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (РФ);
3. Рекомендованную в плане семинаров специальную литературу;
4. Учебники теории права.
Если студент не подготовился к семинару или пропустил его (в том числе по уважительной причине), он обязан отчитаться по этой теме перед преподавателем, ведущим занятия. Соблюдение указанных основных требований по подготовке к занятиям позволит студенту довольно полно уяснить вопросы темы и более эффективно подготовиться к семинарским занятиям, что в конечном итоге окажется на уровне знаний студентов.
Тема 1. Основные принципы права.
1.1. Развитие принципов права в основных нормативно-правовых актах.
1.2. Виды принципов права.