Лабораторно-практическим и семинарским занятиям

Им. Н. И. Лобачевского

Арзамасский филиал

С.А. Опарина

Методические рекомендации к

Лабораторно-практическим и семинарским занятиям

по дисциплине

«СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА»

Арзамас

АГПИ

Опарина С.А.

Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Спортивная медицина» -

Методические рекомендации полностью соответствуют учебному плану дисциплины и раскрывают содержание и структуру всех практических занятий, к каждому из которых приведены вопросы для подготовки студентов, система упражнений и задач для контроля и самоконтроля знаний и умений.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО и предназначены студентам, обучающимся по направлению «034300.62 Физическая культура» и профилю подготовки «Менеджмент в сфере физической культуры»

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….
Структура и содержание дисциплины «Спортивная медицина»……………
Тематическое планирование аудиторных занятий дисциплины «Спортивная медицина»………………………………………………………..
Тема 1.Исследование функционального состояния и физической работоспособности организма спортсменов. ………………………………..
Практическое занятие «Методы оценки физического развития организма»  
Тема 2.Средства оценки спортивной работоспособности и функциональные пробы………………………………………………………..
Практическое занятие «Средства оценки спортивной работоспособности и функциональные пробы»………………………………………………………
Тема 3.Основы общей и спортивной патологии
Практическое занятие «Основы общей и спортивной патологии»…………
Тема 4.Комплексные средства восстановления спортивной работоспособности………………………………………………………………
Практическое занятие «Комплексные средства восстановления спортивной работоспособности»…………………………………………………………….
Задачи и упражнения для самостоятельной работы………………………….
Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение…………………………
Тематика рефератов по дисциплине «Спортивная медицина»………….
Итоговое тестирование по дисциплине «Спортивная медицина»………….
Вопросы к экзамену по дисциплине «Спортивная медицина»……………..
Рекомендуемая литература……………………………………………………..


Введение

Курс «Спортивная медицина» ставит своей целью ознакомить студентов с системой медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом, направленной на сохранение здоровья спортсменов и поддержания соответствующего функционального состояния (спортивного долголетия), повышения физической работоспособности, предупреждения переутомления, травм и заболеваний в процессе тренировок, применение реабилитационных и восстановительных процедур в системе подготовки спортсменов разной квалификации. Преподавание спортивной медицины строится с учетом знаний, полученных студентами в курсах анатомии, физиологии, возрастной морфологии, основ медицинских знаний, ТМФВиС, о защитных и компенсаторных механизмах организма, о критериях функционального состояния.

Для освоения данной дисциплины требуются знания анатомии, возрастной морфологии, физиологии, спортивной физиологии, основ медицинских знаний.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины включают: темы для самостоятельного теоретического обучения (со ссылкой на конкретный литературный источник), примерные темы рефератов, список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов, вопросы к экзамену по спортивной медицине, контрольно-тестовые задания для итогового контроля знаний и умений.

Методические рекомендации составлены в полном соответствии с программой дисциплины «Биохимия человека » и предназначены для студентов, обучающихся по направлению «034300.62 Физическая культура» и профилю подготовки «Менеджмент в сфере физической культуры».

Структура и содержание дисциплины «Спортивная медицина»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц 180 часов.

№ п/п Раздел Дисциплины Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации
    Лекции Практические занятия Самостоятельная работа  
1. Предмет, задачи и организация спортивной медицины. - Написание рефератов; самоанализ темы, решение задач
2. Морфофункциональные особенности организма спортсмена   Самоанализ темы, ответы на вопросы, решение задач
3. Методы оценки физического развития организма   Подготовка рефератов, решение задач, выполнение заданий
Средства оценки спортивной работоспособности и функциональные пробы   решение задач, выполнение упражнений, подготовка рефератов
5. Основы общей и спортивной патологии. Самоанализ темы, выполнение заданий, решение задач
6. Комплексные средства восстановления спортивной работоспособности   Самоанализ темы; решение задач, выполнение заданий, контрольная работа
7. Медицинский контроль в массовой физической культуре и спорте.   Самоанализ темы; решение задач, написание рефератов
8. Медико-педагогический контроль в процессе тренировочных занятий и соревнований.     Самоанализ темы; решение задач
  Итого: 180 (+9 ч. экзамен) Экзамен


Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение.

Основы организации спортивной медицины в России. Предмет и задачи спортивной медицины. Краткий очерк истории развития спортивной медицины. Основы организации спортивной медицины в России. Медицинское обследование лиц, занимающихся физически культурой и спортом. Роль общей сети лечебно-профилактических учреждений в медицинском обеспечении физкультурников и спортсменов. Диспансерный метод наблюдения за спортсменами. Первичные, повторные и дополнительные обследования. Врачебные консультации Врачебно-педагогические наблюдения. Санитарно-гигиенический контроль занятий физической культурой и спортом.

Раздел 3. Содержание и методы врачебного контроля.

Задачи и методы врачебных наблюдений за лицами, занимающимися физкультурой и спортом. Методы врачебно-педагогических наблюдений, Оценка воздействия физических нагрузок по субъективному состоянию, по визуальным признакам утомления. Физиологическая кривая урока, тренировки. Комплексное медицинское обследование. Допинги и антидопинговый контроль в спорте.

Практическое занятие 1.

«Методы оценки физического развития организма»

Часа

Цель: изучить основные методы оценки физического развития спортсмена, соматоскопические и антропометрические показатели.

Умения и навыки – научить студентов оценивать уровень физического развития спортсменов по внешнему осмотру и измерениям.

План занятия

I.Теоретический практикум.

II. Устные сообщения по выбранным вопросам.

III.Решение задач и выполнение упражнений.

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Вопросы для контроля знаний:

1. Понятие о физическом развитии, генотипе и фенотипе.

2. Взаимосвязь уровня физического развития со здоровьем человека. Возрастные особенности физического развития.

3. Влияние занятий спортом и физической культуры на физическое развитие спортсмена.

4. Понятие о телосложении и конституции человека.

5. Методы исследования физического развития.

6. Визуальные и инструментальные методы определения антропометрических признаков.

7. Соматоскопия.

8. Антропометрия.

9. Методика определения основных антропометрических показателей: массы тела, роста, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, динамометрия.

10. Методы оценки физического развития: метод индексов, метод стандартов, перцентильный метод.

11. Особенности физического развития и телосложения спортсменов, занимающихся различными видами спорта.

12. Понятие осанки. Оценка осанки.

13. Особенности физического развития и телосложения представителей различных видов спорта.

II. Устные сообщения студентов по отдельным вопросам.

1. Методы исследования физического развития.

2. Соматоскопический метод определения физического развития.

3. Методика определения основных антропометрических показателей: массы тела, роста, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, динамометрия.

4. Типы телосложения (по М.В.Черноруцкому).

5. Оценка осанки.

6. Антропометрические показатели физического развития.

7. Определение абсолютной мышечной массы.

8. Определение плотности и состава массы тела.

9. Метод индексов оценки физического развития.

10. Перцентильный метод оценки физического развития.

11. Метод стандартов оценки физического развития

12. Особенности физического развития и телосложения у представителей различных видов спорта

Практическое занятие 2.

«Средства оценки спортивной работоспособности и функциональные пробы»

Часа

Цель: изучить инаучиться проводить простейшие функциональные пробы для оценки функционального состояния спортсмена и дифференцированно оценивать их результаты.

Умения и навыки – научить студентов оценивать уровень физической работоспособности с использованием функциональных проб.

План занятия

I.Теоретический практикум.

II. Устные сообщения по выбранным вопросам.

III.Заполнение обобщающей таблицы «Основные функциональные пробы».

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Вопросы для контроля знаний:

1. Понятие о функциональном состоянии организма.

2. Понятие о тренированности, его составляющие.

3. Понятие о функциональных пробах.

4. Схема проведения функциональных проб.

5. Современные требования к медицинским тестам и условиям тестирования.

6. Классификация тестов по характеру воздействия на организм спортсменов.

7. Простейшие пробы с использованием физической нагрузки: проба Мартинэ и др. Методика проведения и оценка результатов.

8. Проба Летунова. Недостатки и достоинства пробы. Методика проведения, оценка результатов.

9. Характеристика типов реакции на физическую нагрузку.

10. Проба Руффье. Методика проведения, оценка результатов.

11. Гарвардский степ-тест. Методика проведения, оценка

12. Тест PWC170. Теоретические основы теста. Модифицированная методика проведения теста. Графический и математический способы определения величины PWC170. Факторы, влияющие на величину данного показателя у спортсменов различной специализации

13. Понятие о максимальном потреблении кислорода (МПК). МПК – важный показатель физической работоспособности спортсмена. Методика прямого определения МПК.

14. Методы непрямого определения МПК (по номограмме Астранд, Добельну, В.Л. Карпману). Преимущества и недостатки непрямых методов определения МПК. Факторы, влияющие на величину МПК у спортсменов. Величины МПК у спортсменов различной квалификации.

15. Тест Новакки. Методика проведения теста, способ дозирования физической нагрузки и оценки полученных результатов.

16. Экспресс - диагностика эффективности тренировочного процесса.

17. Оценка срочного, отсроченного и кумулятивного эффектов тренировки.

II. Устные сообщения студентов по отдельным вопросам:

1.Проба Летунова

2.Проба Руффье.

3.Проба Мартинэ

4.Гарвардский степ-тест.

5.Тест PWC170.

6.Проба Купера

7.Проба с натуживанием

8.Пробы с МПК

9.Ортостатическая проба

10.Тест Новакки

11.Проба Флока

12.Проба Дубровского

13.Проба Кверга

14.Проба Штанге

15.Проба Генчи

16.Проба Серкина

17.Проба Ашнера

18.Проба Ромберга

19.Тест Яроцкого

План сообщения:

1. Цель проведения пробы.

2. Методика проведения.

3. Оценка результатов и их интерпретация.

4. Недостатки и достоинства пробы

Практическое занятие 3.

«Основы общей и спортивной патологии»

Часа

Цель: изучить общие причины заболевания у спортсменов, основные заболевания и травмы при нерациональных занятиях спортом.

Умения и навыки – различать симптомы, причины и общую физиологическую картину основных заболеваний спортсменов.

План занятия

I.Теоретический практикум.

II. Устные сообщения по выбранным вопросам.

III. Заполнение обобщающей таблицы «Основные патологии у спортсменов».

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Вопросы для контроля знаний:

1. Общая характеристика заболеваемости спортсменов.

2. Влияние вида спорта на структуру заболеваемости. Особенности течения заболеваний у спортсменов.

3. Влияние хронических очагов инфекций на функциональное состояние спортсменов, работоспособность и спортивный результат.

4. Понятие об утомлении, фазы утомления. Переутомление.

5. Понятие о перенапряжении спортсменов. Причины развития перенапряжения. Понятие об остром и хроническом физическом перенапряжении спортсменов. Часто и редко встречающиеся синдромы острого физического перенапряжения.

6. Хроническое физическое перенапряжение. Патогенетическая основа хронического физического перенапряжения.

7. Невротический синдром.

8. Перенапряжение сердечно-сосудистой системы. Основные синдромы. «Дистрофия»миокарда. Электрокардиографические признаки «дистрофии» миокарда.

10. Печеночно-болевой синдром. Причины развития и характерные черты. Коррекция и профилактика.

11. Острые патологические состояния. Причины и механизмы развития обморочных состояний у спортсменов. Признаки обморочных состояний. Доврачебная помощь и меры профилактики.

12. Гипогликемические состояния у спортсменов. Причины и механизмы развития, признаки гипогликемических состояний. Первая помощь и меры профилактики.

13. Развитие теплового и солнечного удара. Признаки, первая помощь и профилактика.

14. Понятие о внезапной смерти. Наиболее частые причины внезапных смертей в спорте. Реанимационные мероприятия.

15. Роль тренера в профилактике заболеваний, повреждений и патологических заболеваний у спортсменов.

16. Общая характеристика спортивного травматизма. Понятие о спортивной травме. Внешние и внутренние причины спортивного травматизма.

17. Повреждения кожных покровов.

18. Виды кровотечения. Способы остановки кровотечений.

19. Травмы опорно-двигательного аппарата. Повреждения связочного аппарата суставов. Ушибы мягких тканей, растяжения, разрывы связок и сухожилий. Повреждения мышц: ушибы, растяжения, надрывы и разрывы. Первая помощь и меры профилактики.

20. Профилактика спортивного травматизма.

II. Устные сообщения студентов по отдельным вопросам:

1. Заболевания сухожильно-связочного аппарата

2. Заболевания надкостницы

3. Заболевания суставов верхних конечностей

4. Заболевания суставов нижних конечностей

5. Заболевания позвоночника

6. Неврозы

7. Энцефалопатия

8. Спортивная болезнь

9. Спланхноптоз

10. Острая дистрофия миокарда

11. Спортивное сердце

12. Фибромиальгия

13. Миофасциальный болевой синдром

14. Мышечное перенапряжение

План сообщения:

1. Причины, способствующие возникновению патологии

2. Физиология патологии.

2. Общая клиническая картина. Симптомы.

4. Профилактика

5. Комплексные средства и методы лечения патологии.

Практическое занятие 4.

«Комплексные средства восстановления спортивной работоспособности»

Часа

Цель:изучить основныесредства восстановления спортивной работоспособности: педагогические, психологические, медицинские, физические.

Умения и навыки – грамотно подбирать комплекс средств для восстановления спортивной работоспособности. Полученные знания позволят будущим специалистам правильно использовать основные средства восстановления спортивной работоспособности.

План занятия

I.Теоретический практикум.

II. Устные сообщения по выбранным вопросам.

III.Защита рефератов (комплексное задание).

IV.Итоговое тестирование по дисциплине «Спортивная медицина».

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Вопросы для контроля знаний:

1. Понятие о средствах восстановления физической работоспособности.

2. Общие принципы использования восстановительных средств в спорте.

3. Основные и вспомогательные средства восстановления.

4. Педагогические средства восстановления – основная группа восстановительных мероприятий.

5. Психологические средства восстановления.

6. Медико-биологические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности.

7. Физические факторы в восстановлении и повышении работоспособности спортсменов (гидропроцедуры, светопроцедуры, электропроцедуры).

8. Массаж и его виды.

9. Фармакологические средства. Их влияние на организм человека.

10. Препараты пластического, энергетического действия. Их влияние на организм человека.

11. Адаптогены, антиоксиданты. Общая характеристика, влияние на организм человека.

12. Средства реабилитации после травм и заболеваний спортсменов.

13. Роль тренера в использовании медицинских средств восстановления и повышения спортивной работоспособности.

II. Устные сообщения студентов по отдельным вопросам(см. вопросы для контроля)

III. Защита реферата по спортивной медицине в отдельных видах спорта по выбору студента

План:

1. Общая характеристика и особенности данного вида спорта.

2. Описание признаков физического развития спортсмена и способов их оценки.

3. Функциональные пробы для определения уровня тренированности.

4. Виды патологий и часто встречающиеся травмы данного вида спорта.

5. Комплексные методы восстановления и реабилитации.

6. Врачебно-педагогический контроль за тренировками и соревнованиями в данном виде спорта

Задачи и упражнения для самостоятельной работы

Задания с выбором однозначного ответа:

1. Предметом спортивной медицины является здоровье человека.

2. Спортивная медицина - наука, изучающая закономерности физического развития и морфофункциональных особенностей организма человека в связи с занятиями физическими упражнениями и спортом.

3. Врачебно-физкультурные диспансеры не являются специализированными поликлиниками в системе МЗ России (СССР).

4. Функциональные пробы не позволяют выявить особенности реакций организма на физическую нагрузку.

5. Антропометрия не позволяет объективно оценивать степень физического развития.

6. Соматоскопия - процедура антропометрии, основанная на описании внешним признаков.

7. Показатель максимального потребления кислорода не отражает степень развития аэробных механизмов обеспечения энергией.

8. Повышение спортивной тренированности до максимума, повышает резервные возможности организма спортсмена и снижает риск заболевания.

9. Перетренированность спортсмена связана с выполнением неадекватных тренировочных нагрузок.

10. Физическая работоспособность отражает степень тренированности спортсмена к перенесению физических нагрузок.

11. Перенапряжение спортсмена связано с форсированной подготовкой в тренировочном процессе.

Решение ситуационных задач

При осуществлении самостоятельной работы по изучению программного материала студенты выполняют задания в виде задач по врачебному контролю. Основная задача – усвоить навыки диагностики, написания заключений и выработка рекомендаций. Форма отчета письменная. Перечень задач приводится.

Задачи первого уровня.

1. Укажите основания, по которым учащиеся школьники распределяются по группам – основная, подготовительная, медицинская. Какая часть анамнеза, а также заключения по результатам медицинского осмотра поможет установить это.

2. Девушка, 17 лет, физическое развитие – среднее, жалоб не предъявляет, физической культурой в школе в последние два года не занималась в связи с подозрением на ревматизм. Диагноз не подтвердился. К какой медицинской группе для занятий физкультурой в ВУЗе она будет относиться.

3. При наружном осмотре у спортсмена-легкоатлета III разряда обнаружена малая подвижность в тазобедренном и коленном суставах. К каким последствиям это может привести? Ваши рекомендации относительно исправления обнаруженного нарушения?

4. У здоровой 20-летней девушки кистевая сила рук по 18 кг. Жалоб не предъявляет. Физической культурой не занималась и не занимается. Что можно предположить? Ваши рекомендации?

5. У спортсмена-волейболиста 18-летнего возраста (рост 170 см) при регулярных тренировках и отсутствии жалоб становая сила 70 кг. Ваши предположения и рекомендации?

6. Гимнастка 18 лет имеет III спортивный разряд. Жалуется на затруднение при выполнении упражнений силового характера («угол», выход в стойку на кистях), повышенную потливость при выполнении упражнений. Все это возникло после перерыва в тренировках в период каникул. Ваша тактика обследования, рекомендации?

7. Спортсмен решил снизить имеющийся вес. Через месяц обратился с жалобами на головокружение, слабость, быструю утомляемость. Ваше мнение о подобной ситуации?

8. У девушки-гимнастки, по данным антропометрического профиля, наблюдается отклонение кистевой силы и спирометрии в сторону (-2б). Ваши предположения и рекомендации?

9. У девушки 17 лет при росте 155 см масса 78 кг, диафрагмальный угол узкий, спирометрия 1800 см3, окружность грудной клетки 102 см. Можно ли по индексу Эрисмана судить о хорошем развитии грудной клетки? За счет чего получается «высокий» показатель? Ваши рекомендации?

10. Студент 17 лет, первокурсник. Имеет массу 86 кг при росте 166 см, спирометрию 2100 мл. Повышенная масса с 11-летнего возраста. Жалоб не предъявляет. В школе от физкультуры был освобожден. В семье предрасположены к полноте мать и младшая сестра. Они здоровы. Оцените физическое развитие студента, укажите необходимые обследования для уточнения состояния его здоровья (план обследования).

11. Подросток 14 лет занимается тяжелой атлетикой. Жалуется на остановку роста (150 см). Оцените его рост, определите должную цифру для его возраста по физиологическим константам. Дайте рекомендации.

12. Объясните, какова зависимость формы грудной клетки от степени искривления позвоночника? Ваши рекомендации при искривлении позвоночника I и II степени (в зависимости от характера искривления)?

13. У девушки 17 лет рост 160 см, типичная для этого роста масса (+0,4 б), окружность грудной клетки в паузе (+2 б), спирометрия (+2 б), динамометрия ручная - справа (+1 б), динамометрия - становая (+1 б). Начертите ее антропометрический профиль и сделайте заключение по физическому развитию обследуемой?

14. Спортсмен-легкоатлет, бегун на длинные дистанции, может подтянуться на руках (на перекладине) 3 раза, отжаться от пола 8 раз. Дайте оценку развития мышечной силы рук (сгибателей и разгибателей предплечья). Ваши рекомендации?

15. Девушка-физкультурница хочет начать регулярные тренировки по художественной гимнастике. В детстве перенесла тяжелую форму рахита. Какое отклонение от нормы можно ожидать при внешнем осмотре? Целесообразно ли рекомендовать ей занятия художественной гимнастикой и почему?

16. Девушка, 16 лет, рост 158 см, масса 80 кг, окружность грудной клетки в фазе выдоха 108 см, динамометрия - становая 30 кг, ручная (справа) —12 кг, слева—10 кг. Можно ли по индексу Пинье судить о ее физическом развитии? За счет чего она имеет «высокий» показатель? Ваш вывод и рекомендации?

17. Студентка-физкультурница на I курсе вуза имела отклонения во всех показателях физического развития (— 1б). В течение 6 лет обучения посещала отделение легкой атлетики, специализировалась в беге на 200 и 400 м. На II курсе выполнила норму II разряда. Какие результаты, по Вашему мнению, можно было получить при повторном обследовании спортсменки на V курсе обучения, используя метод стандартов?

I8. Девушка, 17 лет, имеет среднее физическое развитие, жалоб не предъявляет, физической культурой в школе последние два года не занималась, так как обследовалась в связи с предполагаемым ревматизмом. Диагноз не подтвердился. К какой медицинской группе для занятий физкультурой в условиях вуза она принадлежит?

19. Девушка-физкультурница занимается в течение года в подготовительной медицинской группе (миопия - 4,5). В последние полгода зрение ухудшилось. Ваша тактика и рекомендации?

20. Девушка-физкультурница 16 лет хочет начать подготовку к сдаче норм физической подготовки. Занимается физкультурой в подготовительной медицинской группе, так как имеет недостаточную физическую подготовку. Жалоб не предъявляет. Ваши рекомендации?

21. Студент 17 лет с хорошим физическим развитием, достаточной тренированностью хочет заниматься спортом, но колеблется между плаванием и коньками. В анамнезе неоднократное гноетечение из левого уха и понижение слуха. Необходимо решить вопрос о назначении медицинской группы и целесообразности занятий спортом в одной из двух указанных спортивных секций.

Задачи второго уровня.

1. Спортсмен-пловец, мастер спорта. Здоров, жалоб не предъявляет. Приспособляемость к нагрузкам хорошая. Ваши рекомендации относительно режима тренировок?

2. У спортсменки III разряда в течение последних 3-4 мес жалобы на раздражительность, потливость, постоянную тахикардию. После проведения ортостатической пробы учащение пульса на 40% от исходного. Ваша тактика относительно продолжения тренировок и предварительного обследования спортсменки?

3. Спортсмен I разряда обратился во ВФД с жалобами на усталость, нежелание тренироваться, ухудшение сна. В течение последнего месяца хорошо выступал в четырех крупных соревнованиях, дважды занимал первые места. Тип реакции на дозированную нагрузку комбинированной пробы Летунова гипертонический. Чем вызвано подобное состояние спортсмена? Ваши рекомендации?

4. Два спортсмена-пловца показывают одинаковые технические результаты на тренировочных занятиях. На соре6внования требуется отправить только одного спортсмена. Кого из них, по Вашему мнению, предпочтительнее включить в заявку на соревнования и как решить этот вопрос объективнее?

5. Спортсмен I разряда, лыжник, 20 лет, субъективно чувствует себя хорошо, жалоб не предъявляет. Что может помочь тренеру объективно оценить «готовность» спортсмена к увеличению тренировочных нагрузок?

6. В дневнике у спортсмена I разряда в течение последних двух недель отмечено нарушение сна (неглубокий, с перерывами), вялость, нежелание тренироваться. Других жалоб нет. Ваш диагноз, предварительное обследование, рекомендации?

7. Спортсмен-легкоатлет регулярно тренируется в течение 3 лет. Имеет II спортивный разряд. Жалоб нет. Здоров. Перед соревнованиями (перед стартом) всегда отмечает повышенную взволнованность, тахикардию, потливость, тремор, бледность кожных покровов. Ваш диагноз, рекомендации?

8. Спортсмен-легкоатлет жалуется на сильные боли в области пятки правой стопы. Обследование показало, что данных за уплощение продольного и поперечного сводов стопы нет. Могут ли быть жалобы спортсмена обусловлены спортивной специализацией? Ваш предварительный диагноз, лечение, рекомендации.

9. На соревнованиях по легкой атлетике в летний день 5 спортсменов пожаловались на головокружение, головную боль, слабость. Ваш предположительный диагноз?

10. Общая плотность тренировки на отделении спортивной гимнастики у девушек-спортсменок II разряда 40%. При этом максимум нагрузки (по физиологической кривой) приходится на конец основной части, прирост пульса составляет 22%, частота дыхания в минуту увеличивается на 6—8%, пульсовое давление повышается на 20% (за счет повышения АДмакс). Можно ли считать указанную плотность тренировки оптимальной и почему? Находит ли отражение данная плотность тренировки в характере физиологической кривой? Ваши рекомендации тренеру.

11. Спортсмен-легкоатлет III разряда жалуется после тренировки на тахикардию в течение 20-25 мин, иногда одышку. Может ли быть подобное состояние следствием методических ошибок в тренировке? Каких? Ваши рекомендации тренеру и спортсмену.

12. Гимнаст II разряда находится в периоде соревновательных нагрузок. Жалуется на усталость, нарушение координации, тремор в конце заключительного раздела тренировки. Судя по физиологической кривой нагрузки, тренировку заканчивает с пульсом 140 в минуту при исходном пульсе 62 в минуту. Есть ли, по Вашему мнению, методическая ошибка в построении тренировки? Ваш предварительный диагноз? Рекомендации?

13. Спортсмен-гимнаст, мастер спорта тренируется 6 лет. В течение последних 2 месяцев стал жаловаться на постоянные боли в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, особенно после выполнения упражнений на перекладине. Ваш предварительный диагноз, план обследования?

14. Спортсмен жалуется на снижение спортивных результатов, нежелание тренироваться, ухудшение сна, аппетита. На ЭКГ - резкая синусовая аритмия, экстрасистолия, внутрижелудочковая блокада, расширение и расщепление зубца Р, увеличение интервала P—Q, сегмент Т ниже изолинии более чем на 1 мм. Ваш предварительный диагноз?

15. Спортсмен I разряда, лыжник, 20 лет, субъективно чувствует себя хорошо, жалоб не предъявляет. Что может помочь тренеру объективно оценить «готовность» спортсмена к увеличению тренировочных нагрузок?

16. Метатель, мастер спорта жалуется на постоянные боли в правом плечевом суставе, которые постепенно усиливались в течение 2-х последних месяцев. Ваш предварительный диагноз и рекомендации?

17. Матч по хоккею проходил в жесткой борьбе с многочисленными применениями силовых приемов. Четыре игрока обратились за медицинской помощью. Какие повреждения Вы предполагаете? Результатом чего они были?

18. Во время соревнований по лыжам спортсмен упал при спуске с горы. Жалуется на боль в правом голеностопном суставе, правом плече и правой половине грудной клетки. Ваш предварительный диагноз, ближайшая задача?

19. Спортсмен-легкоатлет III разряда жалуется после тренировки на тахикардию в течение 20—25 мин, иногда одышку. Может ли быть подобное состояние следствием методических ошибок в тренировке? Каких? Ваши рекомендации тренеру и спортсмену.

Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение:

1. Развитие спортивной медицины в России.

2. Медицинское обследование занимающихся физической куль­турой и спортом.

3. Понятие о генотипе, фенотипе. Телосложение. Конституция.

4. Морфофункциональные показатели физического развития.

5. Определение веса жировой массы тела (по Матейки).

6. Определение абсолютного количества мышечной ткани (по Матейки).

7. Определение активной массы тела.

8. Модельные характеристики спортсменов.

9. Формы организации медико-педагогических наблюдений. Опе­ративные, текущие и этапные обследования.

10. Самоконтроль в процессе тренировок и соревнований.

11. Оценка и критерии степени утомления.

12. Понятие о тренированности, функциональной готовности.

13. Абсолютные противопоказания к занятиям физической куль­турой.

14. Методы медицинского наблюдения при занятиях физической культурой (субъективные и объективные).

15. Понятие о медицинских группах.

16. Критерии распределения школьников на группы занятий фи­зической культурой (основную, подготовительную, специаль­ную).

17. Допуск к занятиям физической культурой после перенесенных заболеваний и травм.

18. Особенности спортивного травматизма в отдельных видах спорта.

19. Профилактика спортивных травм.

Тематика рефератов:

1. История возникновения и развития спортивной медицины.

2. Цели и задачи спортивной медицины. Организация врачебного контроля.

3. Основы общей и спортивной патологии.

4. Исследование и оценка физического развития.

5. Исследование и оценка состояния сердечно-сосудистой системы спортсмена.

6. Исследование и оценка состояния дыхательной системы спортсмена.

7. Исследование и оценка функционального состояния нервной системы спортсмена.

8. Врачебный контроль за школьниками и юными спортсменами.

9. Факторы, ухудшающие физическую работоспособность и состояние здоровья спортсменов.

10. Медико-биологические средства восстановления спортивной работоспособности.

11. Влияние больших физических нагрузок на состояние ОДА. Заболевания ОДА у спортсменов.

12. Характеристика травматизма в различных видах спорта и его профилактика.

13. История возникновения допинга в спорте и влияние его на организм спортсмена.

14. Доврачебная медицинская помощь при критических ситуациях в спорте.

15. Медицинское обеспечение спортивных соревнований (секс-контроль, антидопинговый контроль).

16. Врачебный контроль за девочками, девушками и беременными женщинами, занимающимися физической культурой и спортом.

17. Влияние спортивных специализаций на состояние здоровья занимающихся.

18. Заболевания центральной и периферической нервной системы у спортсменов.

19. Заболевания сердечно - сосудистой системы у спортсменов.

20. Заболевания органов дыхания у спортсменов.

21. Заболевания органов пищеварения у спортсменов.

22. Характеристика венерологических болезней и кожных заболеваний.

23. Характеристика заболеваний иммунной системы.

24. Врачебный контроль за людьми среднего и пожилого возраста, занимающихся ФКиС.

25. Психологические средства восстановления работоспособности в спорте.

Итоговое тестирование по дисциплине «Спортивная медицина»

Раздел 1

Раздел 2

МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. При гипертрофии сердца масса его у взрослого превышает

а) 100 г

б) 200 г

в) 350 г

г) 600 г

д) 750 г

2. Расширение сердца приводит

а) к брадикардии

б) к тахикардии

в) к снижению сердечного выброса

г) к увеличению сердечного выброса

д) правильно б) и г)

3. Увеличение массы желудочка сердца при гипертрофии обусловлено

а) увеличением жировых отложений

б) увеличением количества мышечных волокон

в) увеличением размеров каждого волокна

г) увеличением мышечной соединительной ткани

д) дилатацией сердца

4. Ударный объем левого желудочка составляет в среднем

а) 40 мл

б) 50 мл

в) 70 мл

Наши рекомендации